Классный час, посвящённый годовщине трагедии на Чернобольской АЭС
классный час
Проблем на Земле – множество. Каждая из них важна. Но сегодня мы остановимся на одной из них – на экологической проблеме. Ведь в последние время экологическая ситуация обострилась. Примером может быть экологическая катастрофа на Чернобыльской АЭС, случившаяся 26 апреля 1986 г.
Цель мероприятия: познакомить обучающихся с последствиями катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции.
Задачи мероприятия:
1) Объяснить причины и последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Дать представления об экологической ситуации на территории Чернобыля.
2)Воспитание чувства любви к Родине, стремления к охране её природы, формирование экологической культуры, нравственных качеств.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.97 МБ | |
| 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 – ТВЭЛ 2 – ЗАМЕДЛИТЕЛЬ 3 – ОТРАЖАТЕЛЬ 4 – РЕГУЛИРУЮЩИЕ СТЕРЖНИ 5 – РАДИАЦИОННАЯ ЗАЩИТА Схема энергоблока АЭС с реактором типа РБМК-1000
Крышка реактора после взрыва
Лес под действием радиации порыжел.
Жители покидают родные места
Тушение пожара Украинский робот на ликвидации последствий аварии
Борьба с пылеобразованием над "рыжим" лесом Дезактивация зданий и техники
Кладбище зараженной техники
Значок ликвидатора Памятник ликвидаторам на Митинском кладбище в Москве
Двуногая собака Цыпленок на четырех лапах
26.04.2010
Ресторан и магазин Клуб культуры Энергетик.
Гостиница Полесье. Деревья растут прямо в комнатах
Разрушенные здания представляют опасность Разграбленное мародерами здание детского сада
Так выглядит здание школы В классах.
Чернобыльская АЭС Так выглядит реактор в настоящее время
Памятники пожарным-героям в центре Чернобыля Памятник строителям саркофага.
Предварительный просмотр:
Тема мероприятия: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА
НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС.
Цель мероприятия: познакомить учащихся с последствиями катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции.
Задачи мероприятия:
- Объяснить причины и последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Дать представления об экологической ситуации на территории Чернобыля.
- Воспитание чувства любви к Родине, стремления к охране её природы, формирование экологической культуры, нравственных качеств.
Дидактические средства: физическая карта России, презентация, видеоролик.
Зрительный ряд: высказывания на плакатах:
- «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», значит, пересесть из него просто некуда».
Антуан де Сент-Экзюпери.
- «Человек давно потерял способность предвидеть и предугадывать. Он найдёт конец, разрушив Землю».
А.Швейцер.
- «Люди, опомнитесь, узрите содеянное вами и ужаснитесь!»
С.Б.Лавров.
- «Мы и сейчас ещё не поняли и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот мы без них не проживём и дня единого».
В.Астафьев.
- «Охранять природу – значит охранять Родину».
М.Пришвин.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Классный руководитель: какие проблемы существуют на планете Земля?
Учащиеся называют проблему мира и разоружения, экологическую, продовольственную, энергетическую и т.д.
Классный руководитель: как видим, проблем на Земле – множество. Каждая из них важна. Но сегодня мы остановимся на одной из них – на экологической проблеме. Ведь в последние десятилетия экологическая ситуация обострилась. Примером может быть экологическая катастрофа на Чернобыльской АЭС, случившаяся 26 апреля 1986 г.
Учитель географии: неспокойно на душе, тревожно, и эта тревога отражается на рисунках учащихся (демонстрация рисунков). Гудит экологический колокол. Тревогой и болью наполнены его звуки. Боль за нашу Землю, орошаемую кислотными дождями, за отравленные реки, за небо с озоновыми дырами, за вырубленные леса… Самыми горькими нотами звучит в его голосе Чернобыль – катастрофы, которая потрясла мир и заставила вздрогнуть всё человечество. Память, о которой незаживающей раной остаётся в душе нашего народа и сегодня.
Сегодня мы проводим классный час, посвящённый 38-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС.
Учитель литературы: об аварии на ЧАЭС Юрием Щербаковым написана документальная повесть «Чернобыль». Он находился в труднейшие дни рядом с теми, кто, не жалея жизни, спасал наше будущее. Произведение Ю.Щербакова потрясает своей достоверностью, искренностью, гражданственностью.
Интервью, взятые у участников тех трагических событий, подлинные документы, письма, экскурсы в прошлое, ограничено вошедшие в структуру произведения, позволили писателю достичь той высоты художественной правды, без которой немыслима настоящая литература.
Философско-публицистические раздумья и обобщения помогают нам, читателям, понять, что причины Чернобыльской катастрофы имеют прямую связь с нравственными проблемами. Поэтому повесть «Чернобыль» издана книгой в ряде стран – ФРГ, Канаде, Великобритании, Японии, Китае.
Учитель географии: долгое время мирный атом преподносился как образец безопасности, экологической чистоты и технического совершенства. Строительство и пуск каждого нового блока АЭС встречался в годы брежневских «строек века» бурей аплодисментов. Безграмотное размещение ядерно-энергетических объектов вблизи крупных городов, у истоков рек, на эталонных чернозёмах, в непосредственной близости от активных тектонических разломов ни у кого не вызывали даже тени сомнения.
Ученик: ЧАЭС расположена на реке Припять, почти у впадения её в Днепр. Рельеф здесь равнинный, с небольшими наклонами в сторону Днепра. Река Припять большей частью протекает в Белоруссии, исток же реки – на западе Украины. В 18 км к северо-западу от ЧАЭС для атомщиков был построен город Припять с населением свыше 60 тысяч жителей. К югу от ЧАЭС простираются Киевское водохранилище и город Киев. Климат умеренно-континентальный. Во время аварии на её территории сформировался устойчивый антициклон с ясной, безоблачной погодой. Впоследствии на него наложился второй антициклон, поэтому ветер был северо-западный.
Учитель географии: название «Чернобыль» – украинское, в переводе означает «полынь обыкновенная». Строительство атомной электростанции началось 4 февраля 1970 г. В 1983 г. на АЭС работали 4 энергоблока мощностью 4 млн. кВт.
Ученик: город Припять просуществовал всего 16 лет. Средний возраст жителей города составлял 26 лет. Это был красивый молодой город, в котором были построены школы, 10 детских домов, школа искусств, бары, рестораны. В планах архитекторов было строительство ещё одного железнодорожного вокзала, спортивных сооружений, но случилась беда.
Учитель географии: что же послужило причиной столь ранней гибели города? Так ли спокойна была обстановка на ЧАЭС?
Ученик: на советских станциях не хватало специалистов, работали, в основном, не атомщики, а энергетики с ТЭС. Управлять атомом – это не простое дело. Аварии скрывались не только от общественности и правительства, но и от работников АЭС страны, что особенно опасно, ибо отсутствие информации о негативном опыте всегда чревато непредсказуемым. Оснований для самоуспокоенности не было.
Учитель географии: кому же было доверено управление станцией?
Ученик: директор станции Брюханов опыт работы на атомных станциях имел небольшой, но был очень трудолюбив, дисциплинирован, требователен к себе и подчинённым, отдавал себя работе полностью и требовал этого же от подчинённых. Но последнюю роль в надвигающейся аварии сыграли его недостаточные знания по эксплуатации АЭС и особенности характера (так называемый «человеческий фактор»).
Ученик: главный инженер ЧАЭС – Фомин – раньше работал на тепловых электростанциях, опыта работы на АЭС не имел, не знал всех конструктивных особенностей станции, но считал, что всему можно обучиться в процессе работы. Характер взрывной. Чувствовалось, что он, как постоянно сжатая пружина, находится в напряжении, но себя контролирует. Работоспособный, требовательный, злопамятный, энергичный. Слайд 17. До назначения на должность главного инженера ЧАЭС работал на Балаковской станции, где его некомпетентность при пуско-наладочных работах привела к тому, что заживо «сварились» 14 рабочих, обслуживающих станцию. Их пришлось вытаскивать через коллекторы, а Фомин стоял рядом бледный, как полотно.
Министерство энергетики СССР возражало против назначения Фомина на пост главного энергетика ЧАЭС, но Киев настоял на своём, и Фомин был переведён на ЧАЭС. Незадолго до аварии он попал в автомобильную катастрофу, сломал позвоночник, был парализован, но могучий организм выдержал, он вышел на работу за месяц до аварии. По словам очевидцев, сильно сдал, осунулся, был заторможен. Его некомпетентность, злопамятство, самоуспокоенность опосредованно также способствовали развитию аварии на электростанции.
Ученик: начальник реактивного отдела Дятлов долгое время работал на Дальнем Востоке на обслуживании тепловых электростанций, считался хорошим специалистом-тепловиком. Затем был переведён на ЧАЭС начальником реактивного отделения. Конструктивных особенностей реактора не знал, но самоуверенно считал, что опыт – дело наживное. Характер - тяжёлый, упрям, злопамятен; говорил, что сразу за провинность подчинённых не наказывают, а через сутки, когда спадёт нервное возбуждение. Был уверен, что никаких аварий на АЭС не может быть.
Учитель географии: таким образом, некомпетентность руководителей станции, самоуспокоенность, самонадеянность, личные черты характера способствовали аварии.
Учитель географии: в ночь с 25 на 26 апреля 1986 г. на ЧАЭС готовились к остановке четвёртого энергоблока на планово-предупредительный ремонт. Во время ремонта блока планировалось провести испытания с выяснением количества выработанной электроэнергии при отключении тока, когда турбины вращаются по инерции до полной остановки. При этом были отключены аварийная защита, подача электроэнергии, закрыты заслонки труб, по которым подавалась вода. Стали останавливать энергоблок, постепенно снижая мощность реактора. Мощность падала, началось отравление реактора продуктами распада.
Работники АЭС испугались такого хода событий. Фомин и Дятлов настояли на том, чтобы увеличить мощность. Реактор стал мало управляем. Аварийная система защиты была отключена. Произошёл взрыв, но боязнь всеобщей паники заставляла инженерный персонал говорить людям: реактор жив, его надо спасать.
Учитель литературы: случилось самое страшное, чего никто не ожидал, – взрыв реактора.
Ученик: в городе Припяти все мероприятия проводились по плану: пионерские сборы, спортивные мероприятия, утренники. Правда, рекомендовали без лишней надобности на улицу не выходить, у дверей школы, спортивных залов были положены мокрые коврики, окна закрыты. Даже в воскресенье от людей скрывали, что в городе чрезвычайно повышен радиационный фон. Официальные власти СССР открыто заявили о взрыве на ЧАЭС лишь на пятый день, после того как радиоактивный шлейф дошёл до Швеции, и эта страна первой забила тревогу. А первого мая, за сутки до этого, в Киеве шли массовые праздничные гулянья.
Учитель литературы: через 40 лет после Великой Отечественной войны снова в нашей стране прозвучало страшное слово «эвакуация».
Учитель географии: почему же надо было эвакуировать людей?
Ученик: взрыв на ЧАЭС был эквивалентен по силе взрыву 300 таких атомных бомб, какая была сброшена на Хиросиму. В атмосферу было выброшено более чем в 90 раз больше радиоактивных веществ, чем над Хиросимой.
Наиболее сильно от Чернобыля пострадала Беларусь. В зоне радиоактивного облучения здесь оказалось 27 городов, 2700 деревень с населением 2,5 млн. человек, среди которых 800 тысяч детей. Беларусь потеряла 20% сельхозугодий, 15% лесов. На Украине радиоактивному загрязнению подверглась территория, где проживало 2 млн. людей, в т.ч. 380 тысяч детей. Сильно пострадали Киевская, Ровненская, Житомирская, Черниговская и Черкасская области.
В России от Чернобыля пострадали 15 областей и республик. Более 110 тысяч граждан России живут на территории, которая должна быть по международным меркам зоной необитаемой. Шлейф «красных дождей» дошёл на южной окраине России до Таганрога, а наиболее опасное радиоактивное загрязнение отмечено в Брянской области.
В северо-западном направлении через Беларусь, Калининградскую область России, Балтийское море, среднюю Швецию и северные районы Норвегии радиоактивные осадки достигли Гренландии; в юго-восточном направлении – через Киев, Приазовье, Чёрное море, Аджарию они дошли до Саудовской Аравии; в западном направлении – до реки Рейн, в северо-восточном направлении – почти до Москвы.
Уровень радиации в городе Припяти превышал все допустимые санитарные нормы в сотни раз. Надо было эвакуировать людей из города и всей тридцатикилометровой зоны. А правительство СССР, чтобы не было паники, обсуждали вопрос – не поднять ли допустимые санитарные нормы радиационного фона в несколько десятков раз, «чтобы все были спокойны».
Учитель литературы: чернобыльская трагедия обнаружила многие больные вопросы. В дни, когда шли работы по ликвидации последствий аварии, когда тысячи людей не жалели ни своего здоровья, ни сил, появилось антигуманное зловещее распоряжение Третьего главного управления Минздрава СССР от 27 июля 1986 г.:
«…Засекретить сведения об аварии…
…Засекретить сведения о степени радиоактивного поражения персонала, участвующего в ликвидации аварии на ЧАЭС».
Начальник Третьего главного управления МЗ СССР Шульженко.
Ученик: через Чернобыль прошли 600 тысяч человек, из которых 340 тысяч – военнослужащие. Они очистили 21 млн. м2 поверхности, захоронили 500 тысяч м3 заражённого грунта. Над реактором был сооружён саркофаг. Но сейчас бетонная оболочка реактора начинает разрушаться, в ней уже появились трещины. В Северо-Кавказском и Уральском регионах живут 30 тысяч ликвидаторов, нуждающихся в лечении и материальной поддержке.
Учитель географии: АЭС нужны, но необходима высокая, почти 100%-ная безопасность работа станции, высококвалифицированный персонал. Во Франции ни один человек не пострадал от деятельности АЭС, а сами АЭС в 2 раза экономичнее, чем на угле, и в 3 раза эффективнее, чем на нефти. На каждую АЭС организованы экскурсии. В Японии АЭС строят в 400 – 500 метрах от городской черты, в заповедниках и курортных зонах. Но все они маломощные и даже в случае аварии катастрофы не вызовут.
По оценкам зарубежных специалистов, безопасность построенных в СССР реакторов не отвечает современным требованиям.
Вы сегодня убедились, как безнравственные поступки отдельных людей могут привести к глобальной катастрофе, которая оборачивается большой бедой. Природа не прощает халатного отношения к себе, не прощает ошибок и промахов.
В заключении, как итог всего сказанного, показывается видеоролик экологической организации «Гринпис» о Чернобыле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единый Всекубанский классный час, посвящённый 75-летней годовщине образования Краснодарского края "КРАЮ- 75: ПОМНИМ, ГОРДИМСЯ, НАСЛЕДУЕМ!»
Разработка Единого Всекубанского классного часа, посвящённого 75-летней годовщине образования Краснодарского края "КРАЮ- 75: ПОМНИМ, ГОРДИМСЯ, НАСЛЕДУЕМ!»...

Классный час, посвящённый 24 годовщине вывода войск из Афганистана
развитие патриотизма, память о 15 февраля – Дне памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках»....

Единый Всекубанский классный час, посвящённого 75-летней годовщине образования Краснодарского края "КРАЮ- 75: ПОМНИМ, ГОРДИМСЯ, НАСЛЕДУЕМ!»
Любимый уголок земли, о котором написал поэт, называют малой родиной. Наша с вами малая родина – Кубань, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цвету...

Единый классный час, посвящённый годовщине гибели Зои Космодемьянской
Данный классный час подготовлен для учащихся 5-9 классов сельской основной школы. Сначала учащимся можно предложить посмотреть фрагмент "Военной программы" про Зою Космодемьянскую(по желанию учителя)....
экскурсия в школьный музей Бевой славы, посвящённая годовщине освобождения Заполярья от фашистских захватчиков
22 июня 1941 года гитлеровская Германия вероломно напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война. Она явилась суровым испытанием для народа, величайшим экзаменом мужества, стойкости и вер...

II Всероссийском социально-патриотическом конкурсе, посвящённом годовщине вывода советских войск из Афганистана «Открываю страницы афганской войны»
Работа Каракияна А....

Презентация к классному часу, посвящённому 78 годовщине победы в Великой отечественной войне
Презентация кратно знакомит с основными вехами ВОВ, с самыми важными сражениями ВОВ....
