рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном"
рабочая программа (5 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» предназначена для обучающихся 5 класса с нарушением интеллекта. Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» раскрывает содержание Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общую стратегию воспитания и развития обучающихся с нарушением интеллекта и направлена на достижение ими планируемых результатов освоения ФАООП.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что она способствует:
- формированию российской гражданской идентичности обучающихся;
- формированию осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
- выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
- развитие у обучающихся общекультурной компетентности;
- осознание своего места в обществе;
- расширение кругозора;
- создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности.
Введение курса «Разговоры о важном» подтверждается потребностями современной жизни и помогает решать задачи патриотического, нравственно-этического воспитания. В программу включено более глубокое знакомство обучающихся с богатым миром традиций и культуры народов России, отечественной историей.
Проведение цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» в рамках реализации программы воспитательной деятельности отвечает целям и задачам формирования и развития жизненных компетенций, обучающихся с нарушением интеллекта.
Цель программы – формирование ценностного отношения к своей Родине – России, ее уникальной истории, населяющим ее людям, богатой природе и великой культуре.
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» решает следующие задачи:
- развитие интереса к познанию родной истории и пониманию сложностей современного мира;
- формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
- расширение знаний о техническом прогрессе страны и сохранение её природы;
- формирование повседневной культуры поведения с позиции нравственных и правовых норм, доброжелательного отношения к окружающим и ответственного отношения к собственным поступкам;
- привлечение внимания к мировой художественной культуре и ценностям государства;
- воспитание доброты, любви и уважения к себе и другим людям на примере образов положительных героев прошлых лет и современности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 478.64 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» предназначена для обучающихся 5 класса с нарушением интеллекта. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Федеральной рабочей программой курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». (Зарегистрированного в Минюсте РФ 03.02.2015 года);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства Просвещения Российской Федерации, касающихся федеральных адаптированных образовательных программ»;
- Письма Департамента госполитики и управления в сфере общего образования от 17.06.2022 № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»;
- Методические рекомендации по организации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Исилькульская адаптивная школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» раскрывает содержание Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общую стратегию воспитания и развития обучающихся с нарушением интеллекта и направлена на достижение ими планируемых результатов освоения ФАООП.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что она способствует:
- формированию российской гражданской идентичности обучающихся;
- формированию осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
- выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
- развитие у обучающихся общекультурной компетентности;
- осознание своего места в обществе;
- расширение кругозора;
- создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности.
Введение курса «Разговоры о важном» подтверждается потребностями современной жизни и помогает решать задачи патриотического, нравственно-этического воспитания. В программу включено более глубокое знакомство обучающихся с богатым миром традиций и культуры народов России, отечественной историей.
Проведение цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» в рамках реализации программы воспитательной деятельности отвечает целям и задачам формирования и развития жизненных компетенций, обучающихся с нарушением интеллекта.
Цель программы – формирование ценностного отношения к своей Родине – России, ее уникальной истории, населяющим ее людям, богатой природе и великой культуре.
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» решает следующие задачи:
- развитие интереса к познанию родной истории и пониманию сложностей современного мира;
- формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
- расширение знаний о техническом прогрессе страны и сохранение её природы;
- формирование повседневной культуры поведения с позиции нравственных и правовых норм, доброжелательного отношения к окружающим и ответственного отношения к собственным поступкам;
- привлечение внимания к мировой художественной культуре и ценностям государства;
- воспитание доброты, любви и уважения к себе и другим людям на примере образов положительных героев прошлых лет и современности.
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» реализуется с учетом особых образовательных потребностей разных возрастных групп обучающихся с нарушением интеллекта, их индивидуальными особенностями здоровья, развития, организации образования.
Организуемые виды деятельности с участием детей с нарушением интеллекта должны учитывать своеобразие психофизического, в том числе социально-эмоционального развития данной категории обучающихся. Важно учитывать чувства и интересы обучающихся с разным жизненным опытом, разными сенсорными и коммуникативными возможностями.
Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих обучающимся вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам:
- беседы
- деловые игры
- викторины
- интервью
- блиц – опросы
Виды деятельности
- Игровая деятельность
- Познавательная деятельность
- Досугово — развлекательная деятельность
- Художественное творчество
- Социальное творчество
- Трудовая деятельность
Внеурочные занятия программы «Разговоры о важном» планируются с учетом требований 1 варианта ФАООП УО и особых образовательных потребностей обучающихся данной категории.
Материал должен быть сокращен и адаптирован в соответствии с требованиями ФГОС УО. Содержательная часть занятий строиться на основе доступности и вариативности в соответствии с индивидуальными особенностями и жизненным опытом каждого ученика. Адаптированные сценарии занятий могут быть использованы в работе учителя при организации внеурочной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта при следующих условиях:
- с возможностью сохранения структуры занятия;
- со значительной корректировкой их содержательной части.
Также предполагается использование интерактивных форм, игровых приемов, наглядно-практических методов обучения и предусматривает дополнительный отбор, адаптацию по содержанию и форме предъявления стимульного иллюстративного материала.
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности с учётом особенностей его освоения обучающимися.
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
-соответствие датам календаря;
-значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в текущем году.
Даты календаря можно объединить в две группы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий). Например, «День народного единства», «День защитника Отечества», «Новогодние семейные традиции разных народов России», «День учителя (советники по воспитанию)», «День российской науки» и т. д.
2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например, «190-летие со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки», «215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина».
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с текущими датами календаря, но являющиеся важными в воспитании школьника. К примеру: «Мы вместе», «О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга)» и др. Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения.
Основные ценности характеризуются следующим образом.
1. Историческая память
-историческая память – обязательная часть культуры народа и каждого гражданина;
-историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;
-историческая память есть культура целого народа, которая складывается из объединения индивидуальных переживаний, и включает важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.
Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании занятия. Например, тема «День народного единства» рассматривается на известных исторических фактах – единение людей, когда Родина нуждается в защите в 1612 г.
2. Преемственность поколений
-каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции;
-семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также в гуманном отношении к старшим поколениям.
Например, тема: «О взаимоотношениях в семье (День матери)». Обсуждается проблема: каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания, языком общения. Каждый человек должен воспитывать в себе качества, которые были характерны для наших предков, людей далёких поколений: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству.
3. Патриотизм — любовь к Родине
-патриотизм (любовь к Родине) – самое главное качества гражданина;
-любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой родине;
-патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России.
Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии, в соответствии с содержанием, раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.
4. Доброта, добрые дела
-доброта - это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания благодарности;
-благотворительность - проявление добрых чувств; благотворительность была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания.
Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России в прошлые времена и в настоящее время, тема волонтерства.
5. Семья и семейные ценности
-семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т. д.;
-каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг другу;
-обучающийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех ее делах, помогать родителям;
-семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности представлены в традиционных религиях России.
Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения на занятиях, посвященных темам: «О взаимоотношениях в семье (День матери)», «Новогодние семейные традиции разных народов России» и др.
6. Культура России
-культура общества — это достижения человеческого общества, созданные на протяжении его истории;
-российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всем мире;
-культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике, культуре взаимоотношений людей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно и разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому многие сценарии построены на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов, произведений живописи и музыки: «По ту сторону экрана. 115 лет кино в России», «Цирк! Цирк! Цирк! (к Международному дню цирка)».
7. Наука на службе Родины
-наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
-в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность;
-в России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить современный мир. О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в процессе обсуждения тем: «190-лет со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки», «Я вижу Землю! Это так красиво».
Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и четкого воспроизведения нового термина или понятия. Необходимо понимать, что на внеурочных занятиях как неучебных формируются определенные ценности: высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года, учащиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При анализе содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития учащихся, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнение которых предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
На проведение занятия отводится 30 минут. Занятие состоит из трех частей: мотивационная (3-5 мин.), основная (до 20 мин.) и заключительная (5-7 мин.). При отборе содержания занятий учитываются современные научные знания и требования жизни общества, а также региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где находится образовательное учреждение. Задания подбираются с учётом особенности познавательной, эмоционально волевой сфер и учебной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
К программе курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составлены приложения: календарно – тематическое планирование 5 класс (приложение №1).
3. Место курса внеурочной деятельности в АООП.
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» входит во внеурочную деятельность учебного плана КОУ «Исилькульская школа-интернат» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская адаптивная школа-интернат» в 5 классе программа рассчитана на 32 часа (1 час в неделю).
4. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы внеурочного курса «Разговоры о важном» представлены личностными и предметными результатами.
Личностные результаты:
Гражданское воспитание: уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотическое воспитание: осознание Российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетическое воспитание: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества.
Физическое воспитание: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет - среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; владение навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; владение доступными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по доступной профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту и знаниям других; повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; планировать свое развитие с целью повышения своих компетенций; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, адекватное восприятие возможных глобальных последствий.
Предметные результаты:
Представление:
-о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
-символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
-институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
-народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
-религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
- влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
- важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- активной роли человека в природе.
Ценностное отношение:
- к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
- семье и семейным традициям;
- учебе, труду и творчеству;
- своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- природе и всем формам жизни.
Интерес:
- к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
- общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
- государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
- природе, природным явлениям и формам жизни;
- художественному творчеству.
Умения:
- устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
- распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
Программа курса внеурочной деятельности обеспечивает достижение учащимися базовых учебных действий:
Личностные учебные действия:
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осуществлять контроль за своими поступками в школе, в обществе, в природе;
- уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;
- проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
- оказывать помощь сверстникам и взрослым;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны через решение практических задач.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
- Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
- использовать в жизни и деятельности межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Способы проверки ожидаемого результата
Отслеживание результативности освоения программы внеурочного курса «Разговоры о важном» осуществляется следующим образом:
-выполнение практических и творческих работ;
-выполнение интерактивных заданий;
-участие в интернет – конкурсах, олимпиадах и проектах по предметам обязательной части учебного плана;
-участие в общешкольных внеклассных мероприятиях.
5. Содержание программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Содержание программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» связано с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития человека. Роль знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий на приобретение знаний. Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государственный язык, объединяющий многонациональную семью народов Российской Федерации. Современное разнообразие русского языка, изменения в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды. Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного человека и залог успеха в будущем. Правила использования стилей речи в современной коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека? Возможности цифрового мира: как современные технологии помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом -это использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Уникальные атомные технологии и достижения отечественной научной школы. Контроль распространения атомной энергии. Влияние экологически чистых и эффективных источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное мировое достояние человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и детей. Как раскрыть свой творческий потенциал? Музыка как вид искусства. Состояние развития современной отечественной музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это понимание безусловной ценности каждого человека. Осознанное уважительное отношение к людям, к чужому труду, к государству — фундамент гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование ответственности. О роли педагога в воспитании личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни каждого человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и проблем в общении за счет взаимоуважения и обмена опытом.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о наших предках и культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении возможностей участия в общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека — основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в современной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине, промышленности и т. д. Мировое признание достижений отечественной научной школы. Открытия И. В. Мичурина и их влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога. Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают людям в опасных ситуациях. Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о животных. Как соблюдать безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и решительности — неотъемлемая часть российской идентичности. День Героев Отечества — выражение благодарности, признательности и уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость — одна из важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Влияние традиционных ценностей, культуры и исторического опыта страны на формирование нравственных ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время не только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние традиции народов России. Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История развития отечественной мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды профессионалов. Современная мультипликация, профессии этой сферы.
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — хранители богатейшего материального и нематериального наследия страны. Сохранение исторического и культурного наследия как направление государственной политики. Изучение, реставрация и интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека, возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и улучшения жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки для молодых предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской науки и ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия -важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог между государствами как основа международной стабильности. Навыки для жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог?
Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества.
Герой -реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером для окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник, который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и профессиональном развитии личности. Знаменитые россияне и их наставники. К.Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России. Как найти наставника?
Всемирный день поэзии. Поэзия как часть литературного наследия страны. Русская литература — настоящий культурный феномен. Русских классиков любят и читают не только на родине, но и за рубежом. Почему иностранцы любят и читают русских писателей? Роль поэзии в личном развитии человека, интеллекта и душевных качеств. О современных поэтах России. Почему люди пишут стихотворения, можно ли этому научиться?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных деятелей России. Российская драматургия, опера и балет - часть мирового наследия. Театр - целая семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие. Почему достижения русской театральной школы широко используются во многих странах мира? Как стать актером и что для этого нужно? Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия - одна из ведущих космических держав. Развитие космической отрасли - приоритетное направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной космонавтики. Как устроен современный космодром? Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и всего человечества новые горизонты
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как причина роста мусора. Климатические изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие полезные привычки необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда - это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и помогает добиться успеха. Развитие умения слышать друг друга и трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Военные песни как способ отражения истории народа. Влияние песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение памяти о Великой Отечественной войне последующим поколениям. Как песни передают чувства, эмоции и переживания создателей
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию страны. Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных поколений обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ.
5.2. Тематический план
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов |
1. | Зачем человеку учиться? | 1 |
2. | Русский язык в эпоху цифровых технологий | 1 |
3. | Цифровой суверенитет страны | 1 |
4. | Мирный атом. День работника атомной промышленности | 1 |
5. | О творчестве. Ко Дню музыки | 1 |
6. | Что такое уважение? Ко Дню учителя | 1 |
7. | Как понять друг друга разным поколениям? | 1 |
8. | О городах России. Ко Дню народного единства | 1 |
9. | Общество безграничных возможностей | 1 |
10. | Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина | 1 |
11. | Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога | 1 |
12. | Профессия - жизнь спасать | 1 |
13. | Домашние питомцы. Всемирный день питомца | 1 |
14. | Россия – страна победителей. Ко Дню Героев Отечества | 1 |
15. | Закон и справедливость. Ко Дню Конституции | 1 |
16. | Совесть внутри нас | 1 |
17. | Календарь полезных дел. Новогоднее занятие | 1 |
18. | Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация | 1 |
19. | Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее | 1 |
20. | Как создавать свой бизнес? | 1 |
21. | Есть ли у знания границы? Ко Дню науки | 1 |
22. | Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? | 1 |
23. | Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества | 1 |
24. | День наставника | 1 |
25. | Всемирный день поэзии | 1 |
26. | Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных деятелей России | 1 |
27. | Как справляться с волнением? | 1 |
28. | 65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики | 1 |
29. | Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки | 1 |
30. | Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда | 1 |
31. | Песни о войне. Ко Дню Победы | 1 |
32. | Ценности, которые нас объединяют | 1 |
Всего: | 32 |
Приложение №1.
Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
1 четверть (8 часов, 1 час в неделю).
№ п/п | Тема занятия | Основные виды деятельности | Кол-во часов | Дата | |
планир. | фактич. | ||||
1. | Зачем человеку учиться? | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 01.09 | |
2. | Русский язык в эпоху цифровых технологий | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 08.09 | |
3. | Цифровой суверенитет страны | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 15.09 | |
4. | Мирный атом. День работника атомной промышленности | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 22.09 | |
5. | О творчестве. Ко Дню музыки | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 29.09 | |
6. | Что такое уважение? Ко Дню учителя | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 06.10 | |
7. | Как понять друг друга разным поколениям? | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 13.10 | |
8. | О городах России. Ко Дню народного единства | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 20.10 | |
2 четверть (8 часов, 1 час в неделю).
№ п/п | Тема урока | Основные виды деятельности | Кол-во часов | Дата | |
планир. | фактич. | ||||
1. | Общество безграничных возможностей | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 10.11 | |
2. | Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 17.11 | |
3. | Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 24.11 | |
4. | Профессия - жизнь спасать | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 01.12 | |
5. | Домашние питомцы. Всемирный день питомца | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 08.12 | |
6. | Россия - страна победителей. Ко Дню Героев Отечества | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 15.12 | |
7. | Закон и справедливость. Ко Дню Конституции | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 22.12 | |
8. | Совесть внутри нас | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 29.12 | |
3 четверть (9 часов, 1 час в неделю).
№ п/п | Тема урока | Основные виды деятельности | Кол-во часов | Дата | |
планир. | фактич. | ||||
1. | Календарь полезных дел. Новогоднее занятие | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 12.01 | |
2. | Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 19.01 | |
3. | Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 26.01 | |
4. | Как создавать свой бизнес? | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 02.02 | |
5. | Есть ли у знания границы? Ко Дню науки | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 09.02 | |
6. | Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 16.02 | |
7. | Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 02.03 | |
8. | День наставника | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 16.03 | |
9. | Всемирный день поэзии | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 23.03 | |
4 четверть (8 часов, 1 час в неделю).
№ п/п | Тема урока | Основные виды деятельности | Кол-во часов | Дата | |
Планир. | Фактич. | ||||
1. | Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных деятелей России | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 06.04 | |
2. | Как справляться с волнением? | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 13.04 | |
3. | 65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 20.04 | |
4. | Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 27.04 | |
5. | Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 18.04 | |
6. | Песни о войне. Ко Дню Победы | беседа с учащимися по теме занятия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 1 ч | 25.04 | |
6. Программно-методическое и материально-техническое обеспечение
Освоение программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для поддержки процесса развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
Демонстрационные и печатные пособия:
- магнитная доска;
- демонстрационные карточки: портреты известных учёных, писателей, космонавтов
- наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте образования для детей с лёгкой степенью умственной отсталости;
Технические средства обучения:
- персональный ноутбук;
- многофункциональное устройство;
- мультимедиа проектор в комплекте с креплением;
- интерактивная доска;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Нормативно-правовые документы:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) http://fgosovz.herzen.spb.ru/wpcontent/uploads/2014/04/08_ФГОС_УО_19.10.2015.pdf/
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Исилькульская адаптивная школа-интернат».
Учебно-методическая литература:
1. Ликум А. Детская энциклопедия «Все обо всем".
2. Гуркова И.В. Энциклопедический словарь для детей от А до Я.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" 5-6 кл.
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремлени...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственному направлению «Разговоры о важном»
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (I вариант)7 на 2022 – 2023 учебный год...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговоры о важном» по общекультурному направлению
laquo;Разговор o важном» – цикл еженедельных внеурочных занятий, построенных с учетом необходимости соблюдения единства образовательного контекста, в котором оказывается школьник вне зави...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Разговоры о важном»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Разговоры о важном»,направление «Классные часы»для учащихся 9 класса на 2022-2023 учебный годКоличество часов – 34...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Разговоры о важном» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТНМР (II вариант) 6 «А», 6 «Б», 7 «А» классов на
Программа внеурочной деятельности «Разговоры о важном» детализирует и раскрывает содержание Стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с умеренной, т...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном"
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» разработана для 4 класса ....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1), 8 класс
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.У...

