Выступление на РМО классных руководителей "ПАРТНЕРСТВО КЛАССА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ"
методическая разработка

Трунина Татьяна Николаевна

Партнерство классного руководителя и класса – это прежде всего сотрудничество, основанное на доверии, уважении и совместной ответственности. Такой подход помогает создать благоприятную атмосферу в классном коллективе, где каждый ученик чувствует себя услышанным и значимым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Разрешите представиться: Трунина Татьяна Николаевна, учитель математики и

 классный руководитель 8б класса МОУ «СОШ п. Новопушкинское»

Слайд 1.Сегодня мы поговорим о партнерстве класса и классного руководителя.

     Слайд 2. Партнерство классного руководителя и класса – это прежде всего сотрудничество, основанное на доверии, уважении и совместной ответственности. Такой подход помогает создать благоприятную атмосферу в классном коллективе, где каждый ученик чувствует себя услышанным и значимым. Партнерство работает, когда

  1. учитель видит в каждом ученике личность, а не просто номер в журнале.
  2. ученикам действительно дают право голоса, а не для галочки,
  3. учитель принимает каждого ученика, его сильные и слабые стороны;
  4. учитель беспристрастен в оценке поступков учащихся; терпелив в достижении результативности педагогического воздействия;
  5. учитель умеет признавать свои ошибки, умеет управлять своим настроением и не поддаваться влиянию предвзятого мнения.

Слайд 3. Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать "эффект соленого огурца". «Если в банку с солёной водой положить свежие огурцы, то, хочется им или не хочется, они всё равно станут солёными…».

Наша с вами задача, классные руководители,  создать неповторимый  рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой он или хороший, попав в наш  рассол, он обязательно просолится. Как создать такой "рассол"? Что взять за его основу?

Основа этого «рассола» закладывается в начальной школе. Ситуация меняется при переходе учеников из начальной школы в среднюю.  Это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.

В пятом классе многие дети ощущают одиночество, так как любимой первой учительницы нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере, какой она была в начальной школе. Одни учащиеся «шалеют» от свободы и носятся по всей школе, задирают старшеклассников,  другие проявляют «прилипчивость» к новому классному руководителю, плач, капризы, ябедничество, а третьи на каждой перемене спешат встретиться с любимой учительницей, у которой уже новый первый класс.

В то же самое время у классного руководителя тоже происходит процесс знакомства с новым классом, с новыми родителями. Наступает период двусторонней адаптации.

Слайд 4. Первое сентября, при первом знакомстве с классом я говорю ребятам : «Я вас еще не знаю, но уже люблю». В последствии постепенно, не сразу, через 5,6 месяцев нашего  общения,  признания в любви становяться взаимными. Но впереди нас ждут совместные игры, беседы, тесты, мероприятия.

Слайд 5. В период адаптации в начале 5 класса я провожу с ребятами тест «Дерево Блобов» , созданный Пипом Уилсоном —  британским психологом. Он и его коллега, Ян Лонг, создали оригинальный тест  в 1980-х годах,  тест может помочь классным руководителям выявить детей, которые чувствуют себя изолированными в классном коллективе, подавленными или перегруженными, даже если они не проявляют очевидных внешних признаков, а так же указать общительных, любознательных,  с выраженными коммуникативными, лидерскими качествами.

Фигуры на дереве изображены максимально простыми — «кляксами» (от англ. blob — пятно). Они не имеют возраста, пола или расы, что позволяет любому человеку, особенно детям, проецировать на них свои собственные чувства. Само дерево является мощным универсальным символом, олицетворяющим жизнь, рост, отношения и испытания.

        Красота этого теста заключается в его простоте и универсальности. Он позволяет быстро оценить эмоциональное состояние ученика и его восприятие своего места  в классе.

Хочу познакомить вас с тестом. Рассмотрите картинку. На ней 21 человечек и дерево. У каждого свое занятие, все находятся в разных местах, у них определенное настроение; попросите раскрасить картинку: коричневым карандашом — ствол и ветки. За это время ученик успеет рассмотреть всех человечков получше. Красным карандашом необходимо раскрасить человечка, который напоминает ему самого себя, собственное настроение и положение в школе или среди друзей. А зеленым — того человечка, которым хотелось бы быть и на чьем месте хочется оказаться.

Результаты теста в основном нужны классному руководителю.

позиции 1, 3, 6, 7 показывают чёткую установку, направленную на преодоление трудностей;

позиции 2, 11, 12, 18, 19  настрой на общительность, дружескую поддержку

позиция 4 характеризует ребёнка, которого устраивает существующее положение и которому нужна стабильность и устойчивость, при этом ему хотелось бы добиться больших успехов, но не прикладывая к их достижению значительных усилий;

позиция 5 быстро утомляющегося ученика, страдающего от застенчивости и общей слабости;

позиция 9  рассказывает о ребёнке с ярко выраженной мотивацией на развлечения и отдых;

позиции 13 и 21 демонстрируют нам выбор тревожного, отстранённого и замкнутого учащегося;

позиция 17 неспособность самостоятельно справиться с возникающими проблемами

позиция 16 уставшим от необходимости поддерживать кого-то

позиция 8 выбирается ребёнком, не интересующимся процессом учёбы и отстранённым от него, а также погружённым в себя;

позиции 10 и 15 показывают, что ученик чувствует себя комфортно и проблем с адаптацией к школьным условиям у него нет;

позиция 14, явно находится в кризисном состоянии и оценивает свою ситуацию, как падение в пропасть;

позиция 20 чаще всего выбирается учениками, стремящимися к лидерству или с чрезмерно завышенной самооценкой.

Треть класса выбрали положение 10( чувствуют себя комфортно и проблем с адаптацией нет), 2 человека позицировали себя с 20 местом ( ребята, стремящиеся к лидерству),

6 и 7 позицию(установка на преодоление трудностей) выбрали 4 человека - это меня обрадовало, но были ребята, чей выбор пал на человечков 5 и 8(застенчивые , погруженные в себя).

Этот тест помог выбрать кандидатуры для самоуправления в классе и продолжить, начатое в начальной школе, становление дружного, сплоченного классного коллектива.

Слайд 6. Классный руководитель – это не профессия, это состояние души, честное служение своему долгу. Он наставник, воспитатель, а зачастую доверенное лицо для своих подопечных. Классный руководитель, демонстрируя уважение, честность, ответственность в своих поступках и словах, становится образцом для подражания. Он должен уметь разрешать конфликты, которых огромное количество в подростковом возрасте. Только в сотрудничестве классного коллектива и руководителя могут решаться данные вопросы. Организация коллективных экскурсий, путешествий, посещение театров и кино, трудовые дела, подготовка и проведение школьных мероприятий, участие в конкурсах и фестивалях способствуют сплочению ребят.

Слайд7. Сотрудничество классного руководителя и класса, - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности  в соответствии с возможностями каждого участника, совместный анализ и оценка результатов деятельности, новых целей и задач.

Слайд 8.При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели (например, подготовка к конкурсу или выступлению на школьном мероприятии) не ущемляют общего стремления к достижению целей, не ущемляют интересов  сторон.

Слайд 9.Каждый ученик хочет, чтобы его и только его похвалил классный руководитель, даже если и хвалить не за что,  класс хочет, чтобы он был лучшим в своей параллели. Дети очень ревностно реагируют, если похвалить другой класс или другого ребенка, они остро переживают такие моменты, даже не показав этого внешне, внутренние эмоции очень сильны. На фоне этого появляется агрессивность к одноклассникам или к учителю. Детям и правда зачастую не хватает доброты и внимания, пусть хотя бы в школе они услышат доброе слово. Так, что мое первое правило: «Хвали всегда, с тебя не убудет!»

Сколько не готовишься к работе с детьми, не планируешь свой классный час или беседу, происходят ситуации, к которым ты не готов ни морально, ни физически. Например: готовлю презентацию или видеоролик, приходишь в кабинет и сюрприз: не работает компьютер или сломался телевизор, просто отключили свет. В первое время это очень выбивало меня из колеи. Все мы знаем, что ученикам легче воспринимать информацию наглядно, и начинаешь, что –то выдумывать на ходу, объяснять «на пальцах». Помучавшись так какое-то время, я перестала делать акцент на видео материалы и дала волю воображению своих учеников. Мы больше стали обговаривать какие-то моменты, дети стали более четко и грамотно формулировать свои мысли, стали развивать воображение и представление. Второе мое правило: «Не парься, если есть доска и мел – значит - все получиться!».

Слайд 10.Дети забирают у нас очень много энергии, и приходя домой зачастую чувствуешь себя разбитой и сил больше нет. Но если Вы настроите себя с утра на позитивный лад и будете доброжелательно относиться к детям, Вы непременно получите от детей столько энергии, что хватит с лихвой и на работу и на отдых. Третье мое правило: «Не забывать про круговорот улыбок и положительной энергии в природе».     

Слайд 11.Ученики ценят в учителе доброжелательность, честность, принципиальность, ответственность, деловитость. Но более всего они ценят в нем человечность. Ребята  должны видеть, что учитель, как и все, может радоваться и огорчаться, гневаться и страдать. Проявление учителем человеческих чувств сближает его с учениками, формирует подлинно человеческие отношения между ними. Поэтому классному руководителю следует по возможности чаще общаться с учениками - разговаривать, спорить, играть. Человечность учителя вызывает ответную человечность учеников, которые начинают понимать, что классный руководитель так же, как и они переживает, радуется и огорчается.

Слайд 12. В заключении хочу сказать словами американского психолога Д.Карнеги:

«Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.»

Партнерство класса и классного руководителя – это путь к сплоченности и успеху. Класс и классный руководитель – одна команда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Статья выступления на педагогическом совете по теме: "Роль классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников"

Это готовое выступление на педагогическом совете. Здесь раскрываются основные аспекты роли классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников. В статье приведены данные работы клас...

Презентация к статье выступления на педагогическом совете на тему:" Роль классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников".

Данная презентация предназначена для сопровождения выступления на педагогическом совете на тему:"Роль классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников"...

Мастер-класс для классных руководителей «Арт-терапевтические технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в работе классного руководителя»

план мастер-класса для классных руководителей по теме «Арт-терапевтические технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в работе классного руководителя»...

Выступление на Педагогическом совете "Современные формы работы классного руководителя с родителями"

Презентация на тему :"Современные формы работы классного руководителя с родителями"...