Воспитательный план в 5, 6 классах
календарно-тематическое планирование (5, 6 класс)
Цель воспитательной работы:
Личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с самим собой и окружающим миром
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 115.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОРДОВСКО – ПОЛЯНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЗУБОВО – ПОЛЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ.
Рассмотрена и одобрена на за- Согласовано» седании методического объе- Заместитель по УВР динения Председатель МО _________/Левина Н.А./ «29»05. 2025г. «29» 05. 2025 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Мордовско-Полянская ООШ» Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия ______________ / Кильдюшов Е.В./ Приказ № 354 от «30» 05. 2025г |
План
воспитательной работы
в 5- 6 классах
Классный руководитель:
Моисеева Людмила Михайловна
2025-2026 учебный год
Раздел I «Цель и задачи воспитания»
Цель воспитательной работы:
Личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с самим собой и окружающим миром.
Задачи:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно- нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
В области формирования социальной культуры:
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование у школьников уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
Ожидаемый результат:
Приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе; Формирование у обучающихся основ российской идентичности;
Готовность обучающихся к саморазвитию; Мотивация к познанию и обучению;
Активное участие в социально-значимой деятельности.
Раздел II «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»
МБОУ «Мордовско-Полянская ООШ» является основной общеобразовательной школой, численность обучающихся на 1 сентября 2025 года составляет 36 человек, численность педагогического коллектива – 13 человек. Обучение ведётся с 1 по 9 класс по двум уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование.
МБОУ «Мордовско - Полянская ООШ» (далее – школа) - это сельская школа, удаленная от культурных и научных центров, спортивных школ и школ искусств. В ней обучаются менее ста учащихся. Нет ставок социального педагога, психолога, качество сети Интернет невысокое и др. Данные факторы не могут не вносить особенности в воспитательный процесс. Но следствием этого являются и положительные стороны.
Социокультурная среда села более консервативна и традиционна, чем в городе, сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Наш школьник воспринимает природу как естественную среду собственного обитания.
Сельская школа, объединяя интеллигенцию, является не только образовательным, но и культурным центром села.
Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается детальным знанием окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь. Практически все педагоги школы родились в нашем селе, учились в этой школе, теперь работают в ней. Знают личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга, отношения в семьях, что способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами, школьниками и их родителями.
В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле. У нас все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. Нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста.
Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываем особенности сельской школы.
В школе функционируют отряды ЮИД, волонтеров. Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе;
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую функции.
Раздел III «Виды, формы и содержание деятельности»
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
На внешкольном уровне:
Участие в городских социальных проектах, конкурсах и общественных движениях
На школьном уровне:
День знаний - традиционный общешкольный праздник, состоящий из серии тематических классных часов. Особое значение имеет для закрепления идеи наставничество, передачи традиции, разновозрастных межличностных отношений в школьном коллективе.
Торжественные линейки посвященные Дню знаний и Прощанию со школой
- общешкольный ритуал, связанный с закреплением значимости учебных достижений обучающихся, результативности в конкурсных мероприятиях. События способствуют развитию школьной идентичности детей, поощрению их социальной активности, развитию позитивных межличностных отношений в общешкольном коллективе.
Общешкольное КТД «Осенняя ярмарка» - в празднике принимают активное участие учащиеся и их родители. Через совместную подготовку к празднику, участие в ярмарочных соревнованиях идет сплочение классного коллектива и улучшение взаимопонимания взрослых и детей.
Метапредметные недели - циклы тематических мероприятий (игры, соревнования, конкурсы, выставки, викторины), связанные с созданием условий для формирования и развития универсальных учебных действий и повышением интереса к обучению в целом.
Цикл дел, посвящённых Дню Победы (участие учащихся в митинге с возложением цветов, акции Бессмертный полк, классные часы, выставки рисунков, конкурсы чтецов, уроки мужества), направленных на воспитание чувства любви к Родине, гордости за героизм народа, уважения к ветеранам.
Рождественский перезвон - общешкольные коллективные творческие дела (новогодние праздники для учащихся разных классов - создание новогодней сказки, праздник Рождественской свечи). В этих праздниках принимают участие все учащиеся, педагоги и родители. КТД способствует развитию сценических навыков, проявлению инициативы, формированию навыков и опыта самостоятельности, ответственности, коллективного поведения, чувство доверия и уважения друг к другу, улучшение взаимосвязи родителя и ребенка, педагогов и обучающихся.
Школьная спортивная лига - комплекс соревнований, направленный на формирование социально значимого отношения учащихся к здоровью, опыта ведения здорового образа жизни, популяризацию спорта, поддержку спортивных достижений.
На уровне класса:
Актуализация общешкольной жизни на уровне класса осуществляется путем формирования чувства сопричастности каждого к жизнедеятельности
школы путем организации само- и соуправления через создаваемый актив класса, который отвечает за участие в общешкольных делах, информирование о делах школьной жизни путем делегирования ответственности отдельным представителям классного самоуправления.
Система традиционных дел в классах: «Посвящение в пятиклассники» - торжественная церемония, символизирующая приобретение ребенком нового социального статуса – ученик средней школы; «День именинника» - направлено на сплочение детского классного коллектива, на уважительное отношение друг к другу; классный час «День матери» - развитие нравственно-моральных качеств ребенка, развитие в детях чувства сопереживания, доброго сочувственного отношения к матери, воспитание уважения к материнскому труду, любви к матери.
На индивидуальном уровне:
Оказание индивидуальной помощи и коррекция поведения ребенка осуществляется через включение его совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать примером; предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной формат общей работы; организация разновозрастного наставничества.
Создание условий для реализации индивидуального участия детей в конкурсах различного уровня: помощь в подготовке конкурсных материалов, создание портфолио, оформление проекта.
Модуль «Классное руководство» Работа с классным коллективом:
Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса. Формы и виды деятельности: наблюдение, изучение личных дел обучающихся, собеседование с учителями-предметниками, медицинским работникам школы, использование анкет, которые дают возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса, проведение индивидуальных и групповых диагностических бесед.
Организация совместных интересных и полезных дел для личностного развития ребенка. Формы и виды деятельности: совместное обсуждение итогов прошедших мероприятий и планирование каждого месяца по разным направлениям деятельности; формирование традиций в классном коллективе (день именинника, экскурсия в рощу; музыкальные ролики поздравления к различным праздникам); позитивных отношений с другими классными коллективами (через подготовку и проведение ключевых общих школьных дел); сбор информации об увлечениях и интересах обучающихся и их родителей, для поиска вдохновителей при организации интересных и полезных дел.
Формирование и развитие коллектива класса. формы и виды деятельности: изучение учащихся класса ( потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик), отношений, общения и деятельности в
классном коллективе с помощью наблюдения, игр для определения уровня социальной активности обучающихся; составление карты интересов и увлечений обучающихся; проектирование целей, перспектив классного коллектива с помощью классных часов "Класс, в котором я хотел бы учиться", "Мой класс сегодня и завтра" и так далее.
Индивидуальная работа с обучающимися:
заполнение с учащимися " портфолио";
работа классного руководителя с учащимися, находящимися в состоянии стресса и дискомфорта;
предложение ( делегирование) ответственности за то или иное поручение в классе;
вовлечение учащихся в социально значимую деятельность;
работа со слабоуспевающими детьми, испытывающими трудности по отдельным предметам, направлена на контроль за успеваемостью обучающихся класса.
работа с обучающимися, состоящими на различных видах учета, в группе риска, находящихся в трудной жизненной ситуации направлена на контроль за свободным времяпровождением.
Работа с учителями-предметниками в классе:
посещение учебных занятий;
регулярные консультации классного руководителя с учителями- предметниками;
мини пед.советы по проблемам класса;
ведения дневника наблюдений;
индивидуальные беседы с обучающимися, их родителями и учителями предметниками.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;
помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
организация родительских собраний;
создание и организация работы родительского комитета класса; привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению КТД, общешкольных мероприятий, дел класса.
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих её видов:
Направление | Курс |
Информационно- просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности | «Разговоры о важном» - 5, 6 кл. |
Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся. | «Функциональная (читательская) грамотность) – 5, 6 кл, «Тайны русского языка» 6 кл. «Функциональная (математическая) грамотность» 5 кл. «Занимательная биология» 6 кл. |
Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся | «Путь к профессии» 5 кл. «Россия – мои горизонты» - 6 кл. |
Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. | «Спортивные игры» 5, 6 кл. |
Комплекс воспитательных мероприятий | Экскурсии, походы, конференции, соревнования, акции, праздники, концерты. |
Модуль «Школьный урок»
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся. Необходимо на уроках обеспечить:
установление взаимоотношений субъектов деятельности на уроке как отношений субъектов единой совместной деятельности, обеспечиваемой общими активными интеллектуальными усилиями;
организацию активной деятельности обучающихся, в том числе поисково- исследовательской, на разных уровнях познавательной самостоятельности (активная познавательная деятельность детей);
использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
организацию учебной деятельности, способствующий развитию и оформлению проблемных вопросов в самостоятельные индивидуальные и групповые исследовательские проекты;
организацию учебной деятельности с выработкой у обучающихся навыков публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
- создание гибкой и открытой среды обучения и воспитания с использованием гаджетов, открытых образовательных ресурсов.
Модуль «Самоуправление»
На школьном уровне:
участие в деятельности выборного Совета обучающихся; участие в деятельности Совета старост;
участие в планировании работы и анализе проведенных общих школьных дел, акций, соревнований;
участие в организации и проведении общешкольных и внешкольных мероприятий;
дежурство по школе;
участие в научно-практических конференциях, предметных Олимпиадах и неделях, спортивных соревнованиях и творческих конкурсах.
На уровне класса:
выборы представителя в Совет старост по инициативе и предложениям обучающихся класса;
планирование и анализ общеклассных дел, конкурсов, соревнований, акцией;
организация дежурства по классу;
активизация обучающихся класса для занятости в свободное время; организация самоуправления детских групп, отправляющихся в походы, на экскурсии.
На индивидуальном уровне:
участие в работе органов самоуправления класса и школы; участие в дежурстве по классу и школе;
участие в работе по организации соревнований, конкурсов, олимпиад, конференций и так далее.
Модуль «Детские общественные объединения»
на шольном уровне:
участие в выборах руководящих органов детского объединения;
участие в общественно полезных делах, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом (посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно- просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.); участие обучающихся в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие);
участие в клубных встречах лидеров детского самоуправления
участие в рекрутинговых мероприятиях в начальной школе, проводимых в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.
участие в проведении ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения
участие в волонтерских акциях
На уровне класса:
поддержка интернет-странички детского объединения в социальных сетях проведение классных огоньков для анализа проводимых общешкольных и внутриклассных дел
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
экскурсии в музеи Зубово – Полянского района, на промышленные предприятия района (Хлебозавод), на природу, на речку.
литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые педагогическими работниками и родителями обучающихся в другие города или села для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;
мини-походы, квесты, игры, соревнования, конкурсы.
Модуль «Профориентация»
профориентационные классные часы;
профориентационные игры расширяющие знания обучающихся о различных профессиях;
экскурсии на предприятия города; посещение КидБурга – города профессий;
изучение на классных часах и во внеурочное время интернет ресурсов, посвященных выбору профессий;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов; индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов внеурочной деятельности, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования.
Модуль «Школьные медиа»
участие в редакционном совете школьной газеты обучающихся; участие в проводимых школьной газетой конкурсах, репортажах;
участие в работе школьного медиацентра – осуществление фото и видеосъемки классных мероприятий и общешкольных КТД, создание видеороликов;
участие в школьном интернет-сообществе - освещение деятельности школы в социальных сетях;
участие в работе школьной киностудии;
участие обучающихся в региональных или всероссийских конкурсах школьных медиа.
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
помощь в оформлении школы и класса к традиционным мероприятиям: Дню Знаний, Новому году, Деню Победы;
оформление уголка безопасности класса, уголка здоровья;
участие в конкурсах рисунков к знаменательным датам; участие в тематических выставках фото работ;
помощь в озеленении пришкольной территории, разбивки клуб; поддержание в рабочем состоянии материально-технического оборудования классов, коридоров и вестибюля школы.
Модуль «Работа с родителями»
На групповом уровне:
проведение родительских собраний в форме мастер-классов, семинаров, круглых столов с приглашением учителей предметников, а также других специалистов;
проведение родительских дней, с возможностью посещение родителями уроков и внеурочных занятий;
участие в общешкольных родительских собраниях;
участие в родительских всеобучах с привлечением психологов, врачей, социальных работников, работников правоохранительных органов;
участие родителей класса в проводимом в онлайн формате "Часе директора";
участие в родительских форумах на школьном интернет-сайте.
На индивидуальном уровне:
при необходимости решение острых конфликтных ситуаций с привлечением педагогических работников школы, школьного психолога;
участие родителей обучающихся, при необходимости, в педагогических консилиумах;
участие родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутри классных мероприятий;
индивидуальное консультирование родителей педагогами школы.
Раздел IY «Основные направления самоанализа воспитательной работы»
Направления анализа воспитательного процесса:
- Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся класса. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Анализ составляется в форме характеристики каждого обучающегося класса.
- Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности обучающихся, родителей и педагогических работников могут быть беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими работниками. Анализ составляется в форме анкетирования родителей и обучающихся 5-х классов.
Сентябрь
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения | Ответственные за выполнение |
Модуль «Ключевые общешкольные дела» | |||
1 | Общешкольный праздник «День здоровья» | Сентябрь, 2024 г |
|
2 | Выбор и делегирование представителей класса в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел | 3 сентября |
|
3 | Индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел | В течение 2025 – 2026 учебного года |
|
4 | Осенний легкоатлетический кросс | Сентябрь, 2025 г |
|
5 | Участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям:
| Сентябрь, 2025 г 01.09. |
|
6 | Митинг Памяти жертвам Беслана | Сентябрь, 2024 г |
|
Модуль «Классное руководство» | |||
1 | Инструктаж по технике безопасности: «Дом – школа- дом». Правила ПДД. «Законы школьной жизни». | 03.09. |
|
2 | Тематический классный час «Как здорово, что мы вместе» | 10.09. |
|
3 | Чествование именинников, родившихся летом и в сентябре. | Сентябрь. |
|
4 | Личное портфолио. Цели и задачи на 2024– 2025 учебный год» | Сентябрь. |
|
5 | Кл. час. «Терроризм, его причины и последствия».» | 17.09. |
|
6 | Кл.час. «Мы в ответе за тех, кого приручили». | 24.09. |
|
7 | Регулярные консультации с учителями- предметниками с целью предупреждения и разрешения конфликтов между учителями предметниками и обучающимися |
Сентябрь, 2025г. |
|
8 | Регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах детей, о жизни класса в целом. |
| |
9 | Помощь родителям обучающихся в регулировании отношений между ними, администрацией и учителями-предметниками. | ||
10 | Создание и организация работы родительского комитета класса, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучениях их обучающихся. | Сентябрь, 2025 |
|
11 | Заполнение классного журнала | Сентябрь, 2025 г (ежедневно) |
|
12 | Заполнение электронного журнала | ||
13 | Утверждение и согласования плана воспитательной работы в 5 классе на 2024– 2025 учебный год |
Сентябрь, 2025г |
|
14 | Социальный паспорт 5 класса | ||
15 | Отчет о занятости 5 учащихся в кружках, секциях на начало учебного года | ||
16 | Ежедневная встреча детей до начала учебных занятий | Сентябрь, 2025 г |
|
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» | |||
1 | Работа на пришкольном участке | Сентябрь, 2025 г
|
|
2 | Благоустройство классного кабинета, оформление классного уголка | ||
3 | Школьный конкурс «Осенний букет» | ||
Модуль «Курсы внеурочной деятельности» | |||
1 | Вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность реализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получать опыт в социально значимых делах. |
Сентябрь, 2025г. | ) |
Модуль «Самоуправление» | |||
1 | Выбор актива класса: староста, командир, штабы (штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб киностудии, штаб экологии и озеленения и т.д.) | Сентябрь, 2025 г |
|
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» | |||
1 | Виртуальный тур по Государственному мемориальному музею обороны и блокады Ленинграда | Сентябрь, 2025 г |
|
Модуль «Профориентация» | |||
1 | Изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессии | Сентябрь, 2025 г |
|
2 | Индивидуальные консультации педагога-психолога для обучающихся и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии. | Сентябрь, 2025 г |
|
Модуль «Школьные медиа» | |||
1 | Создание презентаций для учителей именинников, юбиляров | Сентябрь, 2025 г |
|
Модуль «Работа с родителями» | |||
1 | Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении классных, общешкольных мероприятий. | Сентябрь, 2025 г
|
|
2 | Индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей. | ||
Октябрь
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения | Ответственные за выполнение |
Модуль «Ключевые общешкольные дела» | |||
1. | Концерт, посвященный международному Дню Учителя «Это великое слово – Учитель» | Октябрь, 2025 г |
|
2. | Дежурство по школе | Октябрь, 2025 г |
|
3 | Участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям:
| Октябрь, 2025 г |
|
4 | Осенний бал | Октябрь, 2024 |
|
Модуль «Классное руководство» | |||
1 | Кл.час. «Правильное питание» | 01.10. |
|
2 | Классный час. «Автомобиль в нашей жизни» | 08.10. |
|
3 | Кл. час. «Терроризм- это боль» | 15.10. |
|
4 | Беседа-диалог «Что такое патриотизм?» | 22.10. |
|
5 | Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением |
Октябрь, 2025 г. |
|
6 | Регулярные консультации с учителями- предметниками с целью предупреждения и разрешения конфликтов между учителями предметниками и обучающимися | ||
7 | Регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах детей, о жизни класса в целом. | ||
8 | Помощь родителям обучающихся в регулировании отношений между ними, администрацией и учителями-предметниками. | ||
9 | Классное родительское собрание «Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика» |
| |
10 | Заполнение классного журнала | Октябрь, 2025 г (ежедневно) |
|
11 | Заполнение электронного журнала. | ||
12 | Анализ воспитательной работы в 5 классе за I четверть | Октябрь, 2025 г |
|
13 | Отчет о творческих достижениях учащихся 5 класса за I четверть | Октябрь, 2025 г |
|
14 | Отчет о пропусках учащихся 5 класса за I четверть | Октябрь, 2025 г
|
|
15 | Заседание МО классных руководителей | Октябрь, 2025 г |
|
17 | Ежедневная встреча детей до начала учебных занятий | Октябрь, 2025 г |
|
Модуль «Курсы внеурочной деятельности» | |||
1 | Вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность реализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получать опыт в социально значимых делах. |
Октябрь, 2025 г. |
|
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» | |||
1. | Онлайн экскурсия по музею Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. | Октябрь, 2025 г |
|
Модуль «Профориентация» | |||
1. | Профориентационный час «Мир профессий» | Октябрь, 2025 г |
|
Модуль «Школьные медиа» | |||
1 | Создание фильма-поздравления ко Дню учителя | Октябрь, 2025 г |
|
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» | |||
1 | Благоустройства классного кабинета | Октябрь, 2025 г |
|
2 | Оформление классного кабинета ко Дню учителя | ||
Модуль «Работа с родителями» | |||
1 | Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении классных, общешкольных мероприятий |
Октябрь, 2025 г. |
|
2 | Классное родительское собрание по итогам четверти |
| |
3 | Общешкольное родительское собрание |
| |
4 | Индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей. |
| |
Ноябрь
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения | Ответственные за выполнение |
Модуль «Ключевые общешкольные дела» | |||
1 | Участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям:
| Ноябрь, 2025 г |
|
2 | Концерт, посвященный Дню матери «Тепло сердец для милых мам» | Ноябрь, 202 г |
|
3 | Коррекция поведения обучающихся, через частные беседы с ними. | Ноябрь, 2025 г |
|
4 | Поздравление именинников | Ноябрь, 2025 г |
|
Модуль «Классное руководство» | |||
1 | Беседа-диалог «Знаем ли мы правила дорожного движения?» | 05.11. |
|
2 | Классный час «!6 ноября – международный день толерантности» | 12.11. |
|
3 | Беседа-диалог «Вербовка несовершеннолетних». | 19.11. |
|
4 | Тренинг «Взаимоотношения в коллективе», «Отношение друг к другу». | 26.11. |
|
5 | Заполнение классного журнала | Ноябрь, 2025г (ежедневно) |
|
6 | Заполнение электронного журнала дневник.ру | ||
7 | Регулярные консультации с учителями- предметниками с целью предупреждения и разрешения конфликтов между учителями предметниками и обучающимися |
Ноябрь, 2025 г. |
|
8 | Регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах детей, о жизни класса в целом. |
| |
9 | Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением |
| |
10 | Помощь родителям обучающихся в регулировании отношений между ними, администрацией и учителями-предметниками. | ||
11 | Ежедневная встреча детей до начала учебных занятий | Ноябрь, 2025 г |
|
Модуль «Курсы внеурочной деятельности» | |||
1 | Поддержка обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций. | Ноябрь, 2025г |
|
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» | |||
1 | Виртуальный тур по музею-панораме «Сталинградская битва» | Ноябрь, 2025 г |
|
Модуль «Профориентация» | |||
1 | Занятие по профориентации «Угадай профессию» | Ноябрь, 2025 г |
|
Модуль «Школьные медиа» | |||
1 | Создание фильма, презентации для поздравления именинников | Ноябрь, 2025 г |
|
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» | |||
1 | Благоустройство классного кабинета | Ноябрь, 2025 г |
|
2 | Творческие работы ко Дню народного единства | Ноябрь, 2025 г |
|
Модуль «Работа с родителями» | |||
1 | Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении классных, общешкольных мероприятий |
Ноябрь, 2025 г. |
|
2 | Индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей. |
| |
4 | Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении классных, общешкольных мероприятий |
| |
Декабрь
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения | Ответственные за выполнение |
Модуль «Ключевые общешкольные дела» | |||
1 | Участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям:
| Декабрь, 2025 г |
|
2 | Урок мужества «День неизвестного солдата». Международный день инвалидов. | 2025 г. |
|
3 | День добравольца (волонтёра) в России. | 2025 г. |
|
4 | День Героев Отечества | 2025г. | |
5 | Новогоднее представление | Декабрь, 2025 г |
|
Модуль «Классное руководство» | |||
1 | Кл. час. «Правила личной безопасности дома и на улице». | 03.12. |
|
2 | Игра «Город». | 10.12. |
|
3 | Викторина «Школа антитеррористической безопасности». | 17.12. |
|
4 | Беседа за круглым столом «За что ставят на внутришкольный учет». | 24.12. |
|
5 | Классный час по итогам II-й четверти. Инструктаж по технике безопасности во время зимних каникул, правила дорожного движения. Генеральная уборка кабинета. |
| |
6 | Заполнение классного журнала | Декабрь, 2025 г (ежедневно) |
|
7 | Заполнение электронного журнала дневник.ру | ||
8 | Регулярные консультации с учителями- предметниками с целью предупреждения и разрешения конфликтов между учителями предметниками и обучающимися |
Декабрь, 2025 г. |
|
9 | Регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах детей, о жизни класса в целом. |
| |
10 | Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением
|
| |
11 | Помощь родителям обучающихся в регулировании отношений между ними, администрацией и учителями-предметниками. |
| |
12 | Ежедневная встреча детей до начала учебных занятий | Декабрь, 2025 г |
|
13 | Коррекция поведения обучающихся, через частные беседы с ними. |
| |
Модуль «Курсы внеурочной деятельности» | |||
1 | Поддержка обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций. | Декабрь, 2025г |
|
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» | |||
1 | Виртуальный тур «Музей обороны Брестской крепости» Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» | Декабрь, 2025 г |
|
Модуль «Профориентация» | |||
1 | Тестирование «Выявление профессиональной направленности» | Декабрь, 2025 г |
|
Модуль «Школьные медиа» | |||
1 | Создание видео-фильма «Прощай 2024год» | Декабрь, 2025 г |
|
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» | |||
1 | Конкурс зимних букетов «Снежная фантазия» | Декабрь, 2025 г |
|
2 | Благоустройство классного кабинета | ||
3 | Украшение классного кабинета и рекреации школы к новому году |
| |
Модуль «Работа с родителями» | |||
1 | Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении классных, общешкольных мероприятий |
Декабрь, 2025 г. |
|
2 | Индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей. |
| |
4 | Общешкольное родительское собрание «Типичные ошибки в воспитании детей».
|
| |
5 | Классное родительское собрание «Как развивать чувство ответственности в детях» | 2025 |
|
Январь
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения | Ответственные за выполнение |
Модуль «Ключевые общешкольные дела» | |||
1 | Дежурство по школе | Январь, 2025 г.
|
|
2 | Митинг Памяти |
| |
3 | Участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям:
| ||
Модуль «Классное руководство» | |||
1 | Беседа «Соблюдение ПДД – обязанность каждого гражданина» | 14.01. |
|
2 | Кл. час. «Пропаганда опасных виртуальных игр, экстремистских взглядов в сети интернет»» | 21.01. |
|
3 | Класс. час. «Преступления и меры наказания». | 28.01. |
|
4 | Коррекция поведения обучающихся, через частные беседы с ними. | Январь, 2026 г. |
|
5 | Заполнение классного журнала | Январь, 2026г. (ежедневно) |
|
6 | Заполнение электронного журнала | ||
7 | Регулярные консультации с учителями- предметниками с целью предупреждения и разрешения конфликтов между учителями предметниками и обучающимися |
Январь, 2026 г. |
|
8 | Регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах детей, о жизни класса в целом. | ||
9 | Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением
|
| |
10 | Помощь родителям обучающихся в регулировании отношений между ними, администрацией и учителями-предметниками. |
| |
11 | Ежедневная встреча детей до начала учебных занятий | Январь, 2026 г. |
|
Модуль «Курсы внеурочной деятельности» | |||
1 | Поддержка обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально-значимых традиций | Январь, 2026 г. |
|
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» | |||
1. | Тур по залам Центрального музея Великой Отечественной войны |
Январь, 2026 г. |
|
Модуль «Профориентация» | |||
1. | Игра «Азбука профессий», Кл. час. «Все профессии важны, все профессии нужны» | Январь, 2026 г. |
|
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» | |||
1. | Благоустройство классного кабинета | Январь, 2026г. |
|
2 | Фото-выставка «Зима в объективе» | ||
Модуль «Работа с родителями» | |||
1. | Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении классных, общешкольных мероприятий |
Январь, 2026 г. |
|
2. | Индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей. |
| |
Февраль
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения | Ответственные за выполнение |
Модуль «Ключевые общешкольные дела» | |||
1. | Участие во всероссийских акциях, посвященным значимым отечественным и международным событиям:
|
Февраль, 2026 г. |
|
2. | Общешкольный конкурс «Смотр строя и песни» |
| |
3. | Митинг Памяти |
| |
Модуль «Классное руководство» | |||
1. | Классный час по ПДД « Береги свою жизнь». | 04.02. |
|
2. | Урок мужества «Они сражались за Родину» | 11.02. |
|
3. | Круглый стол: « Неофолизм. Чем он опасен». | 18.02. |
|
4. | Кл. час «Нравственный облик человека». | 25.02. |
|
5. | Коррекция поведения обучающихся, через частные беседы с ними. |
Февраль, 2026 г. |
|
6. | Заполнение классного журнала |
| |
7. | Заполнение электронного журнала |
| |
8. | Регулярные консультации с учителями- предметниками с целью предупреждения и разрешения конфликтов между учителями предметниками и обучающимися |
| |
9. | Регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах детей, о жизни класса в целом. |
| |
10. | Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением
|
| |
11. | Помощь родителям обучающихся в регулировании отношений между ними, администрацией и учителями-предметниками. |
| |
12. | Ежедневная встреча детей до начала учебных занятий |
| |
Модуль «Курсы внеурочной деятельности» | |||
1. | Поддержка обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально-значимых традиций | Февраль, 2026 г. |
|
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» | |||
1. | Виртуальный тур по музею-панораме «Сталинградская битва» https://stalingrad-battle.ru/docs/msb/msb_tour.html | Февраль, 2026 г. |
|
Модуль «Профориентация» | |||
1. | Фильм «Профессии будущего: КЕМ МНЕ Стать» | Февраль, 2026 г. |
|
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» | |||
1. | Фото-выставка «Мой папа – Защитник Отечества» | Февраль, 2026 г. |
|
2. | Благоустройство классного кабинета. | ||
Модуль «Работа с родителями» | |||
1. | Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении классных, общешкольных мероприятий |
Февраль, 2026 г. |
|
2. | Индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей. |
| |
Модуль «Правовое воспитание обучающихся, их родителей». | |||
1 | Классный час «Профилактика правонарушений несовершеннолетних, в том числе по вопросу участия в несанкционированных мероприятиях, митингах» |
| |
2. | Родительское собрание он-лайн «Роль родителей в профилактике правонарушений несовершеннолетних, в том числе по вопросу участия в несанкционированных мероприятиях, митингах». | Февраль, 2026 г. |
|
Март
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения | Ответственные за выполнение |
Модуль «Ключевые общешкольные дела» | |||
1. | Участие во всероссийских акциях, посвященным значимым отечественным и международным событиям:
|
Март, 2026 г. |
|
2. | Школьный концерт ко Дню 8 марта | ||
3. | Дежурство по школе |
| |
4. | Общешкольный конкурс «А ну-ка, девушки!» |
| |
Модуль «Классное руководство» | |||
1. | Классный час по ПДД «Дорога и мы»
| 04.03. |
|
2. | Классный час «Подростковая агрессивность: как себя вести, чтобы не было беды» | 11.03. | |
3. | Тематический классный час «Берегись пожаров!» | 18.03. | |
4. | Классный час по итогам III-й четверти. Инструктаж по технике безопасности во время весенних каникул, правила дорожного движения. Генеральная уборка кабинета. | 25.03. | |
5. | Коррекция поведения обучающихся, через частные беседы с ними. |
Март, 2026 г. |
|
6. | Заполнение классного журнала |
| |
7. | Заполнение электронного журнала | ||
8. | Регулярные консультации с учителями- предметниками с целью предупреждения и разрешения конфликтов между учителями предметниками и обучающимися |
| |
9. | Регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах детей, о жизни класса в целом. |
| |
10. | Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением
|
| |
11. | Помощь родителям обучающихся в регулировании отношений между ними, администрацией и учителями-предметниками. | ||
12. | Ежедневная встреча детей до начала учебных занятий |
| |
Модуль «Курсы внеурочной деятельности» | |||
1. | Поддержка обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально-значимых традиций | Март, 2026 г. |
|
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» | |||
1. | Экскурсия в библиотеку сельского клуба. | Март, 2026 г. |
|
Модуль «Профориентация» | |||
1. | Беседа за круглым столом с директором. | Март, 2026 г. |
|
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» | |||
1. | Выставка поделок, посвященная Международному женскому Дню. | Март, 2026 г. |
|
2. | Благоустройство классного кабинета. | ||
Модуль «Работа с родителями» | |||
1. | Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении классных, общешкольных мероприятий |
Март, 2026 г. |
|
2. | Индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей. |
| |
4. | Классное родительское собрание по итогам III-й четверти |
| |
5. | Общешкольное родительское собрание |
| |
Модуль «Правовое воспитание обучающихся, их родителей». | |||
1. | Классный час «Правонарушение – дорога в пропасть» | . |
|
2. | Памятка для родителей «Мы в ответе за своих детей» | Март, 2026 г. |
|
Апрель
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения | Ответственные за выполнение |
Модуль «Ключевые общешкольные дела» | |||
1. | Участие во всероссийских акциях, посвященным значимым отечественным и международным событиям:
|
Апрель, 2026г. |
|
2. | Общешкольное мероприятие ко Дню космонавтики |
| |
3. | Благоустройство классной территории |
| |
Модуль «Классное руководство» | |||
1. | Классный час по ПДД «Соблюдая ПДД – не окажешься в беде». | 08.04. |
|
2. | Урок – викторина «Нравственное воспитание молодёжи». | 15.04. | |
2. | Кл. час. «Экстремизм и терроризм» | 22.04. | |
3. | Тематический классный час «Доброта – это солнце» | 29.04. | |
4. | Коррекция поведения обучающихся, через частные беседы с ними. |
Апрель, 2026 г. |
|
5. | Заполнение классного журнала |
| |
6. | Заполнение электронного журнала | ||
7. | Регулярные консультации с учителями- предметниками с целью предупреждения и разрешения конфликтов между учителями предметниками и обучающимися |
| |
8. | Регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах детей, о жизни класса в целом. |
| |
9. | Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением
|
| |
10. | Помощь родителям обучающихся в регулировании отношений между ними, администрацией и учителями-предметниками. | ||
11. | Ежедневная встреча детей до начала учебных занятий |
| |
Модуль «Курсы внеурочной деятельности» | |||
1. | Поддержка обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально-значимых традиций | Апрель, 2026 г. |
|
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» | |||
1. | Экскурсия в ФАП | Апрель, 2026г. |
|
Модуль «Профориентация» | |||
1. | Выпуск стенгазеты «Мы в профессии…» | Апрель, 2026 г. |
|
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» | |||
1. | Выставка поделок ко Дню космонавтики | Апрель, 2026 г. |
|
2. | Благоустройство классного кабинета. | ||
Модуль «Работа с родителями» | |||
1. | Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении классных, общешкольных мероприятий |
Апрель, 2026 г. |
|
2. | Индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей. |
| |
Модуль «Правовое воспитание обучающихся, их родителей». | |||
1. | Классный час «Я и закон» |
| |
2. | Он-лайн лекция для родителей «Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений» | Апрель, 2026 г. |
|
Май
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения | Ответственные за выполнение |
Модуль «Ключевые общешкольные дела» | |||
1. | Участие во всероссийских акциях, посвященным значимым отечественным и международным событиям:
|
Май, 2026 г. |
|
2. | Бессмертный полк |
| |
3. | Благоустройство классной, школьной территории |
| |
4. | Торжественный митинг, посвященный Дню Победы |
| |
5. | Школьный конкурс инсценированной песни | ||
6. | Школьный конкурс чтецов | ||
Модуль «Классное руководство» | |||
1. | Классный час по ПДД «ПДД и дорожные ловушки» | 06.05. |
|
2. | Час общения «Правила, порядок поведения и действий учащихся при угрозе осуществления террористического акта» | 13.05. | |
3. | Классный час – игра «Мы за мир!» | 20.05. | |
4. | Классный час по итогам учебного года. Инструктаж по технике безопасности во время летних каникул, правила дорожного движения. Генеральная уборка в кабинете. | 27.05. | |
5. | Коррекция поведения обучающихся, через частные беседы с ними. | Май, 2026 г. |
|
6. | Заполнение классного журнала | Май, 2026 г. (ежедневно) |
|
7. | Заполнение электронного журнала | ||
8. | Регулярные консультации с учителями- предметниками с целью предупреждения и разрешения конфликтов между учителями предметниками и обучающимися |
Май, 2026 г. |
|
9. | Регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах детей, о жизни класса в целом. |
| |
10. | Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением
|
| |
11. | Помощь родителям обучающихся в регулировании отношений между ними, администрацией и учителями-предметниками. | ||
Модуль «Курсы внеурочной деятельности» | |||
1. | Поддержка обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально-значимых традиций | Май, 2026 г. |
|
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» | |||
1. | Экскурсия в х.Кумшатский | Май, 2026 г. |
|
Модуль «Профориентация» | |||
1. | Час общения «Профессии будущего» | Май, 2026 г. |
|
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» | |||
1. | Выставка поделок и рисунков ко Дню Победы | Май, 2026 г. |
|
Модуль «Работа с родителями» | |||
1. | Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении классных, общешкольных мероприятий |
Май, 2026 г. |
|
2. | Индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей. |
| |
4. | Классное родительское собрание по итогам 2021-2022 учебного года. | ||
5. | Общешкольное родительское собрание |
| |
Модуль «Правовое воспитание обучающихся, их родителей». | |||
1. | Классный час «Мы в ответе за свои поступки» | 27.05. |
|
2. | Вебинар для родителей «Подросток и закон» | Май, 2026 г. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный план для 5 класса
Воспитательные планы, перечень классных часов, тематика родительских собраний и.т.д....

Воспитательный план в 10 классе
Воспитательный план готов к применению. Возможны изменения, дополнения....
Воспитательный план для 8 класса
33. Тәрбия эше төрләре.( 8 нче сыйныф) №Эш юнәлешләреЭш төрләреФормасыҮтәлүвакытыҖаваплыС Е Н...
Воспитательный план для 6 класса
воспитательный план...

Воспитательный план работы с классом
При составлении планирования работы с классом ориентиром были выбраны следующие восемь направлений: "Я-эрудит ", "Я-здоровый человек", "Я-творческий человек", "Я-сын, дочь своего народа", "Я-толерантн...

Воспитательный план работы с классом на 2014-2015учебный год
Воспитательный план - главный помощник классного руководителя....

Воспитательный план для 10 класса
Целью воспитания и социализации обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего суд...










