Консультация для воспитателей «Классическая музыка в детском саду»
консультация

Знакомство педагогов с композиторами-классиками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Консультация для воспитателей

«Классическая музыка в детском саду»

Большой и славный путь прошла в своём развитии русская музыкальная культура. Сколько великих композиторов прославило нашу Родину. Во всём мире знают имена Чайковского, Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, Даргомыжского, Скрябина и др. Сегодня мы вспомним некоторых из них.

Пётр Ильич Чайковский - великий русский композитор, родился в 1840 году в небольшом городе Воткинске, который находится на Урале. В семье воспитывалось много детей, и Петя был младшим. Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Он не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако любил слушать музыку, и она заставляла его то радоваться, то плакать. Мелодии, звучавшие в нём, порой мешали ему, и он не знал, куда от них деться. Однажды в доме был организован праздник, звучала музыка, все танцевали. К концу вечера Петя ушёл к себе в комнату раньше всех. Когда в неё вошла няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от неё, она не даёт мне покоя».

Музыка, которая звучала внутри него, всё больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. Чтобы стать композитором, Пётр Ильич окончил в 1866 году Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции.

П.И. Чайковский написал 14 опер, три балета и много симфонической музыки. Кроме музыки для взрослых, он написал большое количество прекрасных музыкальных произведений для детей и юношества. П.И. Чайковский был не только композитором, но и дирижёром оркестра, а также преподавал в Московской консерватории. За большой вклад Чайковского в развитие русского музыкального искусства Московской государственной консерватории присвоено его имя, а один раз в четыре года в Москве проводится Международный конкурс имени П.И. Чайковского. Все музыканты мира стремятся принять в нём участие.

В программу по слушанию музыки в детском саду О.Радыновой включены произведения из цикла «Времена года». И сейчас мы послушаем произведение, которое называется «Подснежник» (кассета № 6). Из цикла «Детский альбом» я предлагаю детям такие произведения, как «Утренняя молитва» и «Вечерняя молитва». По теме «Сказка в музыке» мы слушаем произведение Чайковского «Баба яга» (кассета № 34), которое я предлагаю послушать и вам.

Последние годы жизни Чайковский живёт больше всего под Москвой Майданове и в Клину. 16 октября 1893 года Пётр Ильич дирижировал в Петербурге первым исполнением шестой симфонии, а в ночь с 24 на 25 октября он скоропостижно скончался.

Николай Андреевич Римский-Корсаков - великий русский композитор, педагог и дирижёр, родился в 1844 году в городе Тихвине. Когда он был маленьким, в семье его называли Ника. Дом родителей Римского-Корсакова стоял на высоком берегу реки Тихвинки, а вокруг был большой сад, за которым начинались бескрайние поля. Сначала предметы и звуки дома, а затем цветы в саду, растения в огороде, звёзды на небе, голоса птиц и мелодичные песни - всё это привлекало внимание мальчика. Ника начинает заниматься музыкой, проявляя большие музыкальные способности. В семье на это не очень обращают внимание, так как все члены семьи были музыкантами и играли на фортепиано. В 12 лет его привезли в Петербург и отдали учиться в Морской кадетский корпус. Ника продолжает сам изучать музыку, пробует сочинять. Окончив учение в Морском кадетском корпусе, он отправляется в кругосветное путешествие. Впечатления, полученные в плаванье, он впоследствии отразил в своей музыке, в частности, в опере «Садко». Послушайте отрывок, который называется «Океан-море синее» (кассета № 34). Вернувшись из путешествия, Николай Андреевич поступил в консерваторию в Петербурге, так как должность морского офицера не привлекала его. Окончив учёбу, Римский-Корсаков стал преподавать в консерватории по классу композиции. Учил других сочинять музыку, сам много писал. Ему очень хотелось стать дирижёром, и он получил разрешение дирижировать оркестром при исполнении своих произведений.

Николай Андреевич Римский-Корсаков сочинил много замечательной музыки. Им написано 15 опер, среди которых есть оперы на знакомые вам сюжеты: «Садко», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», большое количество симфонической музыки, романсов, обработок народных песен, в том числе русских. Послушайте «Полёт шмеля» (кассета № 8) из оперы «Сказка о царе Салтане».

Последняя опера великого композитора - сатирическая сказка «Золотой петушок». Это произведение не было допущено цензурой к постановке. В 1908 году Римский-Корсаков скончался от болезни сердца, так и не увидев на сцене своё последнее творение.  

Михаил Иванович Глинка - основоположник русской музыкальной классики, родился в 1804 году в селе Новоспасском близ города Ельни, в помещичьем доме. Здесь он провёл детские годы. С самого раннего детства Миша Глинка слушал музыку - играл крепостной оркестр, музицировали приезжие гости. Сам он тоже учился играть на фортепиано и немного на скрипке, но больше всего любил слушать музыку.

В 13 лет он поступил в Петербургский Благородный пансион, где получил хорошее образование. М.Глинка продолжает заниматься музыкой у лучших петербургских педагогов. Окончив пансион, Глинка поступает на службу в Главное управление путей сообщения. Его служба ничего общего не имела с музыкой, но жажда музыкальных впечатлений не покидала его, поэтому он посещал оперные спектакли, музыкальные вечера, интересовался народной музыкой. В это время Глинка начинает сочинять музыку, и некоторые из его ранних произведений можно отнести к сокровищам русской вокальной музыки.

Глинка всегда любил путешествовать. В 1830 году он отправился в Италию. В это время им была создана симфоническая пьеса «Арагонская хота», которую мы сейчас послушаем (кассета № 6) .Путешествуя и слушая итальянских композиторов, М. Глинка приходит к мысли о создании русской национальной оперы. Сюжет был подсказан поэтом Жуковским: о подвиге крестьянина Ивана Сусанина. Эта тема захватила воображение композитора, и работа шла довольно быстро. Музыка, как и сюжет, была народной, основанной на принципах народного творчества. Опера имела успех. В это время М. Глинка начинает думать о новой опере и обращает внимание на поэму А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Опера очень красива по своей музыке, в ней звучат русские и восточные мелодии. Предлагаю вашему вниманию «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», кассета № 34.

Помимо этих двух опер М.И. Глинка написал много романсов, песен на слова Пушкина, Жуковского, Лермонтова, а также других произведений, как для оркестра, так и для фортепиано.

С детьми мы слушаем произведения М.И. Глинки «Жаворонок» и «Камаринскую», делая сравнение с произведениями П.И. Чайковского, имеющими такие же названия. Послушайте произведение «Жаворонок», кассета № 33.

Умер М.И. Глинка в 1857 году в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и захоронили на кладбище Александро-Невской лавры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классическая музыка в детском саду

Реализация образовательного проекта ДО г. Москвы "Классическая музыка в детском саду"...

Встреча в рамках проекта "Классическая музыка в детском саду"-"Зимняя сказка"

Музыкальный досуг для старшего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Закаливающие мероприятия в детском саду"

Одной из центральных задач современного общества является сохранение здоровья подрастающего поколения как основополагающего фактора будущего благополучия государства. Проблема здоровья ребёнка очень м...

Консультация для педагогов "Классическая музыка в повседневной жизни детского сада"

Консультация для педагогов ДОУ "Классическая музыка в повседневной жизни детского сада"....

Проект «Классическая музыка в детском саду»

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 "Образовательный центр" с. Кинель-Черкассы муници...

ПРОЕКТ "КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В ДЕТСКОМ САДУ"

Предлагаемый проект направлен на формирование начал музыкально-художественной культуры детей с помощью классической музыки....

Консультация для воспитателей «Виртуальный музей» в детском саду как инструмент успешной социализации и развития детей»

laquo;Виртуальный музей» в детском саду как инструмент успешной социализации и развития детей»...