О развитии у детей социальных навыков (SoftSkills)
консультация (5 класс)

Борисова Ольга Викторовна

О развитии у детей социальных навыков (SoftSkills)
Soft skills в переводе с английского — «гибкие навыки». В буквальном переводе - «мягкие навыки», по сути это одно и то же. Гибкие навыки не связаны с конкретной профессией, должностью, сферой деятельности, но они помогают отлично выполнять свою работу и очень важны для карьеры.
В современном обществе почти никто не работает в одиночку. Даже программист, работающий на удалёнке из дома, общается с коллегами по электронной почте, скайпу, зуму, выполняя свою часть единого проекта или задания. Офисные работники общаются с коллегами, а иногда ещё и с клиентами, партнёрами. Он должен уметь договариваться с ними, аргументировать свою позицию и доносить её до других людей. Кроме того, гибкие навыки помогают работать с информацией, не отстать от жизни и уверенно чувствовать себя в профессии.
То есть soft skills важны и для дизайнера, и для менеджера по продажам, для программиста и руководителя, маркетолога и преподавателя. Предприниматели, фрилансеры, научные сотрудники не исключение. Soft skills нужны всем.
Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок был коммуникабельным и креативным, умел управлять временем и работать в команде, брать на себя ответственность и доводить дело до конца? 
Эти навыки в будущем откроют для наших детей все двери, в независимости от выбранной профессии. С каждым годом разговоров о том, что все наши рабочие места займут роботы и нейросети, становится больше и больше. На первый план выходят такие «мягкие» навыки как: коммуникация: умение общаться и договариваться, эмоциональный интеллект, умение налаживать эмоциональный контакт для совместной деятельности, работа с информацией: умение собирать, анализировать и оценивать новую информацию, задавать нужные вопросы и т.д. Можно спорить о необходимости изучения этих аспектов, а можно заняться их развитием! 
Уже с 1.5-2-х  лет пора учить ребенка самостоятельно ухаживать за собой, за своей одеждой, убирать игрушки, наводить порядок в комнате. Почему это так важно? Потому что  это воспитывает в нем самостоятельность, и чем раньше он научится быть независимым от взрослых, пусть пока в самых простых делах, тем увереннее он будет в себе. 
Стадии формирования навыков:
Складывается общее понимание направленности действий взрослого. Первые знания возникают на эмоционально-чувственной и ориентировочной основе в результате показов и пояснений.
У ребенка складывается образ действия, формируется рисунок его выполнения, т. е. оттачивается техника. На этой стадии необходимы демонстрация и соблюдение точной последовательности действий.
Формируется последовательность действий, но навык еще непрочный, полуавтоматизированный.
Отработанный, устойчивый, автоматизированный навык. Ребенок самостоятельно выполняет действие.
Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь?  Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (прием пищи, умывание и мытье рук, пользование горшком и т. п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).
Как научить ребенка этим, подчас необходимым действиям, не вызвав протеста и неприятия. Как помочь полезной привычке войти в жизнь маленького человека?
Как развивать социальные навыки ребенка?
Поощряйте самостоятельность
Пусть главным принципом станет: хвалить малыша как можно чаще. Этим вы его не испортите, напротив, вызовете у ребенка желание освоить новые навыки, сделать что-то еще лучше. Не ругайте, если малыш что-то сделал не так: например, разлил молоко или разбил тарелку. Таким образом малыш знакомится с жизнью: узнает, что жидкость разливается, а стекло бьется. Помогите исправить оплошность: «Держи-ка совочек, а я веником соберу осколки. Ну, какой же ты молодец! Как мне помог». Это очень важный момент: малыш учится осмысливать законченный процесс: насорил-убрал; разлил-вытер. У него не будет боязни сделать что-то не так.
Будьте терпеливы!
Чтобы научиться чему-то, ребенку нужно время.  Вам некогда? Тогда оденьте ребенка сами, но что-то оставьте сделать ему.  Например:  «Давай-ка застегнем пуговки: одну - я, другую - ты».  Очень хорошо ребенок осваивает сложные «операции» - учится застегивать пуговицы, молнии, пряжки, шнуровать ботинки, если это превратить для него в игру.  Можно просто дать ему для этого ботинок или ремень. Устройте соревнование с ним: кто быстрее справится с заданием? Победа доставит ему огромное удовольствие.
Малышу должно быть удобно
Любой маме хотелось бы, чтобы ее ребенок к трем годам умел сам чистить зубы, умываться без посторонней помощи. Повесьте ему полочку, чтобы он мог без вашей помощи достать мыло, щетку, пасту, полотенце. Лучше купить специальный стульчик, с противоскользящим покрытием, чтобы ребенок сам мог дотянуться до крана.
Приучайте ребенка к порядку
Очень важно, чтобы малыш как можно раньше научился любить порядок: убирал игрушки, одежду. С этого начинается привычка к аккуратности и, что пожалуй не менее важно, организованность. Говорите почаще своему ребенку: «Как я люблю, когда у тебя порядок, как это красиво!»  Малыш с удовольствием делает то, что так нравится маме, он же любит ее.
Собственность малыша
К трем годам у ребенка уже сильно развито чувство собственности, и это тоже помогает развивать самостоятельность. Одно дело, если вы скажете малышу: «Опять у тебя все игрушки разбросаны. Наведи-ка, пожалуйста, порядок!» И совсем другое, если иначе: «Какие же у тебя красивые игрушки! Но их надо беречь, а то они могут заболеть. Давай-ка уберем их на ночь на место, им там будет тепло и удобно!»
Практические навыки
Вы заметили, что малыша словно магнитом притягивает кухня? Почему? Он подсознательно ощущает: это самое организованное место в квартире. Крупы насыпаны в специальные банки, у тарелок и кастрюль свои места, отдельно разложены вилки, ложки и ножи. Как же ему хочется все это рассмотреть и изучить, «попробовать» этот порядок на ощупь.  Так и позвольте ему пересыпать крупу, перебирать фасоль или горох, мыть посуду.
Отличный тренинг - разбирать изюм. Поставьте перед ребенком мисочку с ягодами и три блюдечка, пусть раскладывает: маме, папе, себе. Каждую изюминку малыш берет двумя-тремя пальчиками, он получает удовольствие, выполняя «нужную» работу, а заодно разрабатывает ручки. 
Дети очень любят возиться с водой, она дает им удивительное успокоение. Затеяв «постирушку»  или просто переливая воду из сосуда в сосуд, ребенок испытывает чувство самоутверждения, у него появляется уверенность в себе.
Свободный выбор
Очень важный момент в воспитании самостоятельности и независимости- научить ребенка делать свой выбор. Положите перед ним несколько книжек. «Какую мы почитаем?» Или: «Какой мы посмотрим фильм?», «Во что будем играть?» И непременно поинтересуйтесь: «А почему ты хочешь именно это?»  Ребенок должен научиться свой выбор связывать с мотивацией - происходит законченный психологический процесс. А это значит, в будущем он научится, прежде чем принимать какое-то решение, обдумывать и обосновывать его.
Все это - простые житейские приемы, но, используя их в воспитании, вы многого добьетесь. Развитое чувство самостоятельности поможет вашему ребенку, когда он станет взрослым, чувствовать себя сильным и уверенным в жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) VII-VIII в...

Статья "Развитие трудовых и социальных навыков у детей с проблемами в обучении".

С тданным материалом я выступала на Международной конференции, посвященной трудовому обучению в коррекционной школе....

Программа по развитию социальных навыков «Социально важные навыки, или как стать самостоятельным». Разработана педагогами-психологами Каширской специальной общеобразовательной школы: Анищенко Н.П., Поляковой Д.Ф.

Предлагаемые материалы адресованы, прежде всего, практическим психологам, преподавателям, педагогам, всем, кто занимается адаптацией учащихся и молодежи к современным изменяющимся социальным условиям....

Статья "Общение, как средство развития коммуникативных и социальных умений и навыков у детей с ТМНР".

Общение - важнейший фактор формирование личночти, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя непосредственно через других людей. Общение играет особую р...

«Развитие речевых и социальных навыков»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Детство» городского округа Котельники Московской областиУчитель-логопед Насонова Т.Р....

Программа занятий по развитию и коррекции коммуникативной, личностной и эмоционально – волевой сфер, социально- бытовых ориентировок и социальных навыков для обучающегося 8 класса по АООП с УО

Предлагаемая коррекционно – развивающая программа создана на основе собственных подходов и модернизации существующих. Программа сопровождается набором игр и упражнений по развитию и обеспечению ...