Техники эффективного запоминания
статья (5, 6, 7 класс)

Минина Ирина Васильевна

Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Применение методов школы эйдетики на уроках русского языка способствует развитию внимания, памяти, образного мышления, орфографической грамотность, компетенций (как ключевых, так и предметных).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehniki_effektivnogo_zapominaniya.docx100.53 КБ

Предварительный просмотр:

Техники эффективного запоминания

Цель: 1) оказать помощь родителям;

2) ознакомить с методами эйдетики;

3) научить родителей использовать методы эффективного запоминания.

1. Вступительное слово классного руководителя

Сравнительно новое для России направление в педагогике и практической психологии работающие в нем специалисты назвали эйдетикой (от греческого слова «эйдос», что означает «образ»).

Механическое заучивание противоречит заложенному природой процессу развития мозга. Поэтому дети, особенно раннего подросткового возраста испытывают чувство психологического дискомфорта, который является причиной многих болезней. Ребенка, который плохо учится из-за того, что его учат с помощью методик, не учитывающих его природные возможности, часто ругают и дома, и в школе. Постоянные отрицательные эмоции и нервное напряжение снижают иммунитет ребенка, и он начинает часто болеть.

Специалисты утверждают, что методики обучения, не учитывающие особенности детской физиологии, - одна из основных причин сегодняшнего высокого уровня заболеваемости школьников.

Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими. [1]

Термин «эйдетизм» был впервые введен в психологию немецким ученым Э.Йеншем, который доказал, что образное мышление - закономерная стадия детского развития. Каждый ребенок - эйдетик, говорили ученые, но различали при этом явный эйдетизм и скрытый. Проведя в 30-е годы свои первые эксперименты, ученые обследовали более полутора тысяч школ в Германии и обнаружили, что 100% учащихся - эйдетики, из них 40% - явные и 60% - скрытые. То есть все обследованные дети обладают образной памятью. В России это направление в психологии развили Л.С. Выготский и А.Р. Лурия.

В настоящее время в России эйдетика еще мало распространена. Однако, опубликованный мировой и российский опыт и опыт автора в применении эйдетики в уроках русского языка в 5-7 классах позволяют говорить об эффективности этой методики.

 Несомненно, что применение методов школы эйдетики на уроках русского языка способствует развитию внимания, памяти, образного мышления, орфографической грамотность, компетенций (как ключевых, так и предметных).

 2. Применение методов школы эйдетики на уроках русского языка

(презентация)

Наиболее сложным для учителя и учащихся является раздел «Правописание: орфография и пунктуация», а в нем «Трудные случаи орфографии и пунктуации».

Школа эйдетики предлагает методики запоминания слов, которые вызывают у детей трудности в написании, развить внимание, образное мышление, умение мыслить и работать по аналогии, по алгоритму.

На первом этапе знакомства с эйдетикой ребятам можно предложить посмотреть ряд букв, например: П В Ц В З С и предложить сразу же закрыть глаза.

- Ребята, вы заметили, что форма букв оставляет след в памяти? даже если этот след различим всего лишь мгновение — самое больше секунду, - он все же играет роль в процессе запоминания. Сразу же после того, как вы что-то увидели, услышали, почувствовали, имеет место хрупкое, кратковременное продолжение восприятия. для зрительных образов оно имеет наименьшую длительность, для звуковых — несколько более продолжительную, для осязательных — может длиться несколько секунд. Это продолжение называется сенсорной регистрацией. Она обеспечивает непрерывность нашего восприятия — мир не исчезнет неожиданно, если вы вдруг моргнете.

Затем ребятам можно предложить еще раз посмотреть внимательно на буквы, и воспроизвести их в памяти, сначала повторяя звуки, а потом представляя себе форму букв.

-Ребята, когда вы делаете это, вы используете, так называемую, кратковременную память. Она фокусируется по вашему желанию.

-для того чтобы какая-то информация была зафиксирована в вашей памяти, нужно научиться передавать информацию из кратковременной памяти в долговременную память.

Память становится более богатой, гибкой, быстродействующей, если научить ребят пользоваться различными шаблонами, «зацепками», образами, ассоциациями. В этом помогают методы школы Эйдетики.

Школа Эйдетики включает в себя мнемотехнику и эйдотехнику.

Мнемотехника (или мнемоника) — от греч. mnemonikon — искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, основанных на вербально-логическом мышлении.

Эйдотехника — от греч. эйдос — образ — означает совокупность приемов и способов, основанных на конкретно-образном мышлении.

Мнемотехника содержит в себе 8 различных методов: логические закономерности, последовательные ассоциации, связанные ассоциации, фонетические ассоциации, автобиографические ассоциации, цифро-буквенный код, ОЧОГ, рациональное повторение.

Эйдотехника — 19 методов: оживление, вхождение, трансформация, образные крючки, образное мышление, соощущение, графические импровизации, отстраненность, избыточность, регрессия, метод Цицерона, припоминание, измененные модальности, динамическое соответствие, запечатление, комбинированные методы, забывание, фотографическая память, развитие памяти во сне.

Метод графических ассоциаций больше других нравится школьникам. При запоминании словарного слова надо сделать рисунок (можно мысленный), обозначающий само слово, и «обыграть» в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Если взять, например, слово коттедж, то на картинке должны быть и сам коттедж, и две буквы «ТТ». Для обучения и закрепления правописания словарных слов можно использовать игры.  

  ТтBL00130_BL00130_

- Метод звуковые (фонетические) ассоциации вводится в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. Например, слово завтрак. Созвучное ему слово РАК. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится: «На завтрак РАКи». Так легче запомнить, чем в случае, когда мы обыгрывали запоминаемую букву «А» через рисунок. А придуманная фраза и хорошо звучит, и хорошо представляется.

FD01084_FD01084_

ЗАВТРАК

Винегрет – созвучные слова «ВИНт» и «НЕГР», составить сюжет: «Винт негру попался в винегрете» или «ВИНи Пух ГРЕется после того как объелся винегретом».

Барсук – созвучное слово «БАР». Сюжет: «За стойкой БАРа стоял БАРсук» или «БАРсук веселился в БАРе».

Кастрюля – созвучное слово «КАСка». Сюжет: «КАСтрюлю надели вместо КАСки».

Стадион – слово более сложное. В нем надо запомнить две буквы – А и И. Подбираем два созвучных слова – «СТАДо» и «ДИкий». Сюжет: «СТАДо Диких зверей на стадионе».

Если в словарном слове содержится несколько непроверяемых букв, можно использовать комбинированный метод. Комбинированный метод — это использование при запоминании словарного слова и графических, и фонетических ассоциаций одновременно. Например, для слова колонна подобрано созвучие к первому слогу — «КОнь на КОлоННе +НН».

Например, для слова майонез можно подобрать созвучие к первому слогу — МАЙка, а вторую непроверяемую букву «О» легче мысленно нарисовать в виде пятна (буква О) на майке. Получится «МАЙка испачкана майОнезом» +О. Информация, подкрепленная эмоциями, фиксируется в памяти лучше. И чем больше ученики при придумывании сюжета картинок используют опыт, подкрепленный яркими воспоминаниями, тем лучше будет результат.

Пирамида «ПИР на вершине ПИРамиды». Вторую непроверяемую букву  удобнее запомнить, используя схожесть пирамиды с буквой А.

L32_p3_3(пирамида)

Чтобы сэкономить время и систематизировать правило «Правописание букв О и Е после шипящих», можно применить метод последовательные ассоциации.

Начинаем изучение темы с записи на доске:

В суффиксах и окончаниях

О — под ударением                                 Е — без ударения

Ключом                                                     ландышем

Большой                                                    могучем

Медвежонок                                             плюшевый

Просим учеников привести как можно больше примеров.

В корне слов пишется буква Е

Пчелы — пчела, желудь — желудевый, дешевый — дешевле, шепот —шептать. Особое внимание обращаем на слова ожог, ожег.

Но есть слова исключения:

Обжора, шорты, капюшон, чащоба, крыжовник, изжога, шов, шок, шорох, цоканье, трещотка, шомпол, шорник, чопорный, мажорный, трущоба, цоколь.

Пользуясь методом последовательные ассоциации, ребята составляют небольшой рассказ (образно, объемно представляют эту картину), не забывая о внутреннем состоянии, вкусовом ощущении, звуковом наличии. «Точная последовательность опорных образов, припоминаемых без труда, используется для запоминания последовательности закодированных в ассоциациях сведений. Цепочка опорных образов является носителем информации».

Ее можно представить так:

Образы связываются в ассоциации попарно. Когда ученик в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Например:

Обжора надел Шорты, накинул Капюшон, отправился в Чащобу, есть Крыжовник (припоминание вкуса), съел так много, что почувствовал Изжогу (вкусовой сигнал), на шортах разошелся Шов, с ним случился Шок. Лежит Обжора (эмоциональное состояние). Раздался Шорох — не слышит, раздалось Цоканье — не слышит, когда же затрещала Трещотка, он очнулся (усиление звука). Нужно звать на помощь. Взял Шомпол, почистил ствол ружья и выстрелил. Прибежал Шорник, сшил кожаные шорты. Обжора стал Чопорный (важный), включил Мажорную музыку (звук) и стал слушать ее в Трущобе, под Цоколем (визуальная картина).

Можно использовать на уроках русского языка метод Цицерона, который основан на ассоциациях, образованных естественным путем, т.е. на естественных ассоциациях.

Опорный список                            Связь                                Запоминаемый список

(Условное обозначение метода Цицерона).

Он представляет собой последовательность опорных образов, которые формируются припоминанием хорошо знакомого помещения (комнаты) или какого-либо пути (дорога в школу).

Мысленно надо обойти свою комнату и зафиксировать внимание на 10 крупных предметах в ней. Затем закрепить в памяти эти предметы, повторив их мысленно. Запоминаемые образы и ассоциации «прикрепляются к выделенным предметам приемом образования ассоциативной связи». Или можно представить, что вы идете по хорошо знакомой улицей и расставляете эти слова.

Например, на уроке в 5 классе при повторении правила правописания разделительных Ъ и Ь знаков ребята запоминают новые словарные слов методом Цицерона.

Учитель:

- Мы подошли с вами к большому городу, но стража нас не хочет пропустить. Оказывается, здесь существует обычай: чтобы попасть за ворота, нужно написать без ошибок словарный диктант. Итак, в приведенные ниже слова вам надо вставить разделительные Ъ и Ь знаки, обозначить орфограмму и объяснить их правописание:

В_езд, сем_я, об_явление, друз_я, Тат_яна, об_яснение, вороб_и, лист_я, с_едобные, колос_я, необ_ятный, сер_езный, бар_ер, руж_е и.т.д.

Но это не все, стражники просят, чтобы вы запомнили 10 слов и не только их произнесли, но и написали. Мы с вами знали, что Ъ знак пишется после приставки на согласную перед буквами Е, Е ,Ю,Я, а Ь знак перед этими же буквами и буквой И. Но в русском языке есть слова иностранного происхождения, где после разделительного Ь знака пишется О.

Батальон, павильон, бульон, шампиньон, медальон, лосьон, шиньон, каньон, почтальон, гильотина.

- Закройте глаза и представьте мысленно дорогу в школу, последовательно остановитесь на 10 предметах. Захватив с собой большой круг — буква О (буква О — это опорный образ, к которому привязываются другие образы и ассоциации, 6 секунд на запоминание одного образа), вернитесь к словам, закрепите на них внимание, четко их произнесите и последовательно расставьте на пути, а затем поверните назад и пройдите обратный путь.

Когда ученики запомнят слова и произнесут их учителю, им нужно будет написать слова последовательно:

1-ый ряд учеников пишут слова в прямой последовательности,

2-ой в обратной последовательности,

3-ий — со слова медальон - вверх и вниз.

Как запомнить, где в словах делать ударение.

Для того, чтобы запомнить раз и навсегда, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное слово, такое, в котором  на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог. Дальше, как обычно, из запоминаемого слова и вспомогательного  нужно составить сюжет.

Например, чтобы запомнить что в слове «туфля» ударение падает на У, можно составить такой сюжет «Туфля выпала из самолета «ТУ» или представить такую картинку «ТУча, похожая на ТУфлю» или «ТУшью измазали ТУфлю».

ТОрты  - «Долго ели ТОрты – не налезли шорты»», «Не пошли на корты – стали кушать ТОрты», «Толстый, потому что любит ТОрты»

Игровой метод помогает в неформальной обстановке закрепить знания орфографии. Здесь помогают упражнения, которые разработаны преподавателями эйдетики Майей и Леонидом Айзенваргами.

«Смена обзора»

Это простое упражнение помогает снять усталость и восстановить способность концентрировать внимание. Когда ребенок выполняет какую-нибудь работу, сидя на одном месте, предложите ему через некоторое время пересесть на другое место или сесть с другой стороны стола. Можно периодически ходить по комнате, рассматривая предметы, посмотреть в окно, взобраться на диван. Главное - сменить на некоторое время обзор.

«Не зевай - быстро отвечай».

Быстрое переключение внимания с одной области человеческих знаний на другую способствует увеличению связей между клетками головного мозга. Человек становится умнее, быстрее реагирует на изменение внешних обстоятельств, легче адаптируется. Вопросы вы можете придумывать сами.

Примерный ход игры.

Вопросы:

Как называется столица Англии?

Какие цвета на флаге России?

Как называется детеныш кошки?

В какое время года празднуется Новый год?

В каких русских словах после буквы «Ц» пишется буква «Ы»? и т.д.

Образец ответа:

Детеныш кошки называется котенок.

Важно: достичь быстрого темпа в игре; проговаривать полный ответ обязательно вслух; играть регулярно.

Итак, методы школы эйдетики позволяют развить навыки орфографической грамотности без дополнительной нагрузки на психику и физическое здоровье ребенка.

3. Родителям на заметку. Полезные советы “Школы эйдетики”

  • Все, что хочешь запомнить - представляй!
  • Знай, что все, что ты увидел, услышал, почувствовал, уже запомнилось, а припомнится легко лишь то, что представил.
  • Не думай словами - думай образами (представлениями).
  • Не ругай себя за неудачи, а извлекай из них уроки.
  • Фантазируй.
  • Хвали себя даже за незначительные успехи.
  • Уроки не учи. А придумывай и представляй что-нибудь забавное, что поможет потом их легко припомнить (Каждый Охотник желает Знать Где Сидит Фазан).
  • Не учи стихи куплетами!
  • Не бойся забыть, если представил.
  • Если не спится, не считай до трех или половины четвертого, а постарайся не заснуть.
  • Просыпайся с удовольствием.
  • Перед тем, как заснуть, представляй себя здоровым и счастливым.
  • Расслабляйся!
  • Не повторяй больше 4-5 раз подряд, лучше сделай это через 2-3часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехник для эффективного запоминания орфографических правил

В статье представлены методические рекомендации по использованию мнемонических приемов при изучении орфографических правил. Собран и систематизирован дидактический материал, способствующий формировани...

Использование приемов эффективного запоминания словарных слов учащимися на логопедических занятиях .

Чем занимается учитель - логопед в средней и старшей школе? Заинтересовать учащихся в качественном обучении, развивать умения и навык запоминания словарных слов при помощи упражнений, тренирующих...

Приемы эффективного запоминания, используемые в процессе обучения башкирскому языку.

Как же сделать уроки не скучными, а увлекательными, творческими, высокоэффективными, такими, чтобы дети с нетерпением ждали уроки башкирского языка светились глаза от радость, когда я вхожу в класс.Сч...

Приемы эффективного запоминания лексики на уроке иностранных языков

Данное сообщение посвещено актуальному вопросу об эффективном запоминании лексики на уроках иностранного языка....

Техники эффективного запоминания

В презентации рассматриваются методы "школы Эйдетики". Презентация была подготовлена для проведения  мастер-класса на "Педагогической ярмарке"....

Семинар-практикум "Память. Способы эффективного запоминания".

Память и ее функции. Способы эффективног запоминания....