Продуктивное использование образовательных технологий
статья

Арискина Татьяна Александровна
Продуктивное использование образовательных технологий
Образовательные технологии
Здоровьесберегающие технологии: в моей работе предполагают не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни. В образовательном процессе особое внимание уделяю укреплению здоровья и снижению заболеваемости детей через следующие мероприятия:
Ежедневное проведение утренней гимнастики
Организация гимнастики после сна
Соблюдение теплового и воздушного режима в группе
Создание оптимальных условий для двигательной активности детей
Организация прогулок
Проведение закаливающих мероприятий: дыхательная гимнастика, физкультминутки, психогимнастика.
Технология проектной деятельности: предполагают развитие и обогащение социально-личностного опыта дошкольников посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Метод проектов самый трудный, но интересный в работе. Данная технология ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель- ребенок, ребенок-родители, воспитатель-родители. В копилке нашего проекционного центра есть долгосрочные и краткосрочные проекты, творческие, практико-ориентированные и информационные. В технологии проектирования я стараюсь обеспечить каждому ребенку максимальное раскрытие его интересов и способностей.
Технология исследовательской деятельности и технология ТРИЗ: Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что применение проектных и исследовательских технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации или проводя эксперименты. Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: - эвристические беседы; - постановка и решение вопросов проблемного характера; - наблюдения; - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); - опыты; - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; - подражание голосам и звукам природы; - использование художественного слова; - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; - трудовые поручения, действия. Содержание познавательно-исследовательской деятельности: Опыты (экспериментирование). Состояние и превращение вещества. Движение воздуха, воды. Свойства почвы и минералов. Условия жизни растений. Коллекционирование (классификационная работа). Виды растений. Виды животных. Виды строительных сооружений. Виды транспорта. Виды профессий. Путешествие по карте Стороны света. Рельефы местности. Природные ландшафты и их обитатели. Части света, их природные и культурные «метки» - символы. Путешествие по «реке времени». Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды). История жилища и благоустройства.
Информационно-коммуникационные технологии: Этот вид технологий я использую для систематизации и внедрения в практику своей работы достижений мировой педагогической науки и практики; для осуществления эффективного взаимодействия с детьми и родителями. Презентации в программе Power Point помогают эффектно представить различные педагогические технологии, что, в свою очередь, способствуют повышению педагогической компетентности. Владею компьютерными технологиями:Word, Power Point, Excel, для постоянной работы в инновационном режиме. Программы позволяют мне работать с большим объемом информации, конкретизировать её и адресно использовать.
Личностно-ориентированные технологии: Основная и очень ответственная задача этой технологии – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Благодаря внедрению технологии в моей работе ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Целью данных технологий является: создание демократичных, партнерских, гуманистических отношений между ребенком и взрослым, а так же обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно– ориентированном подходе личность ребенка ставится на первое место.
Технология портфолио дошкольника и воспитателя: Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Существует ряд функций портфолио: диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени), содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ), рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. Портфолио педагога: Современное образование нуждается в новом типе педагога: творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат. У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Игровая технология: Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
Технологии предметно – развивающей среды: Среда, в которой находится ребѐнок, во многом определяет темпы и характер его развития и поэтому рассматривается многими педагогами и психологами как фактор развития личности. Задача педагогических работников в детском саду состоит в умении моделировать социокультурную, пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить, развивать способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно- коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Построение предметно-развивающей среды - это внешние условия педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_tehnologii.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС №72 «Аленушка»

Воспитатель Арискина Т.А

Продуктивное использование образовательных технологий

Образовательные технологии

Здоровьесберегающие технологии: в моей работе предполагают не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни. В образовательном процессе особое внимание уделяю укреплению здоровья и снижению заболеваемости детей через следующие мероприятия:

  • Ежедневное проведение утренней гимнастики
  • Организация гимнастики после сна
  • Соблюдение теплового и воздушного режима в группе
  • Создание оптимальных условий для двигательной активности детей
  • Организация прогулок
  • Проведение закаливающих мероприятий: дыхательная гимнастика, физкультминутки, психогимнастика.

Технология проектной деятельности: предполагают развитие и обогащение социально-личностного опыта дошкольников посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Метод проектов самый трудный, но интересный в работе. Данная технология ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель- ребенок, ребенок-родители, воспитатель-родители. В копилке нашего проекционного центра есть долгосрочные и краткосрочные проекты, творческие, практико-ориентированные и информационные. В технологии проектирования я стараюсь обеспечить каждому ребенку максимальное раскрытие его интересов и способностей.

Технология исследовательской деятельности и технология ТРИЗ: Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что применение проектных и исследовательских технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации или проводя эксперименты. Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: - эвристические беседы; - постановка и решение вопросов проблемного характера; - наблюдения; - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); - опыты; - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; - подражание голосам и звукам природы; - использование художественного слова; - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; - трудовые поручения, действия. Содержание познавательно-исследовательской деятельности: Опыты (экспериментирование). Состояние и превращение вещества. Движение воздуха, воды. Свойства почвы и минералов. Условия жизни растений. Коллекционирование (классификационная работа). Виды растений. Виды животных. Виды строительных сооружений. Виды транспорта. Виды профессий. Путешествие по карте Стороны света. Рельефы местности. Природные ландшафты и их обитатели. Части света, их природные и культурные «метки» - символы. Путешествие по «реке времени». Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды). История жилища и благоустройства.

Информационно-коммуникационные технологии: Этот вид технологий я использую для систематизации и внедрения в практику своей работы достижений мировой педагогической науки и практики; для осуществления эффективного взаимодействия с детьми и родителями. Презентации в программе Power Point помогают эффектно представить различные педагогические технологии, что, в свою очередь, способствуют повышению педагогической компетентности. Владею компьютерными технологиями:Word, Power Point, Excel, для постоянной работы в инновационном режиме. Программы позволяют мне работать с большим объемом информации, конкретизировать её и адресно использовать.

Личностно-ориентированные технологии: Основная и очень ответственная задача этой технологии – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Благодаря внедрению технологии в моей работе ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Целью данных технологий является: создание демократичных, партнерских, гуманистических отношений между ребенком и взрослым, а так же обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно– ориентированном подходе личность ребенка ставится на первое место.

Технология портфолио дошкольника и воспитателя: Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Существует ряд функций портфолио: диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени), содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ), рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. Портфолио педагога: Современное образование нуждается в новом типе педагога: творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат. У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Игровая технология: Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

Технологии предметно – развивающей среды: Среда, в которой находится ребѐнок, во многом определяет темпы и характер его развития и поэтому рассматривается многими педагогами и психологами как фактор развития личности. Задача педагогических работников в детском саду состоит в умении моделировать социокультурную, пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить, развивать способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно- коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Построение предметно-развивающей среды - это внешние условия педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты