Самые распространённые ошибки, допускаемые взрослыми при обучении чтению детей.
статья

Самые распространённые ошибки, допускаемые взрослыми при обучении чтению детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация для родителей 55 КБ

Предварительный просмотр:

Самые распространённые ошибки, допускаемые взрослыми при обучении чтению детей.

В основе обучения чтению – не буква, а звук.

Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук [М] в слогах, словах, на протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т. е. так, как звучит звук.

Возьмем, звук [М]. Мы произносим отрывисто: М!

И букву М необходимо называть так же: М! Ни в коем случае не ЭМ, ведь говоря ЭМ, мы произносим два звука – [Э] и [М]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.

Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т. е. ребенок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читаем сам слог: МА.

Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Правильное чтение – это чтение по слогам (конечно, на начальном этапе).

И пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. Одновременно ребенок переводит пальчик (указку) с буквы на букву. Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочел слитно буквы слога!

Каждый раз хвалите, даже за маленькие успехи!

Не перегружайте объёмом текста - лучше меньше, но чаще!

Самое благотворное время для занятий - первая половина дня.

Не смешивайте понятия «звук» и «буква», когда учите ребенка читать. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и видим.

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №97 «ЗЕМЛЯНИЧКА»

Составил учитель-логопед:  Распопова С.И

2022г.

При обучении чтению внимательно следуйте инструкциям:

1. Называем букву, как звук: «ш», а не «ша», «л», а не «эл». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги. С правильным названием букв он познакомится, когда освоит чтение слогов и слов.

2. Не требуйте от ребёнка запоминания сразу нескольких букв. Начинать обучение чтению нужно с гласных, обучая основам звукового анализа. Например:¨ назови 1-й звук в словах: аист, Аня, автобус, арбуз, апельсин (протягиваем его).

¨ Спой звук «а». Запомни: он гласный, потому что поётся.

¨ Как мы произносим «А»? (широко открываем рот).

¨ Назови сам слова на звук «а».

¨ Назови последний звук в словах: зима, улица, дорога, машина, … Назови свои слова, которые заканчиваются на звук «А».

¨ Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук «А».

¨ Определи, в какой части слова «прячется» звук «а» (в начале, середине или конце).

Используем схему слова в виде полоски, ведём по ней пальцем слева направо,

проговаривая слово, смотрим, где находимся на звук «А».

¨ Найди на картинках предметы со звуком «а», есть ли этот звук в твоём имени, фамилии. Произнеси так, чтобы мы услышали.

3. Чтобы ребёнок запомнил букву, попросите рассмотреть её внимательно, спросите, на что она похожа, предложите сложить из палочек, вылепить из пластилина, написать пальчиком в воздухе, на столе и т.д. Используйте стихи для запоминания букв, например, покатилось колесо, превратилось в букву О.

Рекомендации по обучению грамоте

Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Поэтому родителям необходимо владеть следующей информацией:

1. Звук и буква – не одно и то же. Звуки мы произносим и слышим,

 а буквы читаем и пишем.

2. Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки можно петь.

Их 6: «А, О, У, И, Ы, Э». Е, Ё, Ю, Я – гласные буквы, но не звуки.

3. Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Почти все твёрдые согласные имеют мягкие пары. Но есть исключения: Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые;

 Щ, Ч, Й – всегда мягкие.

4. Согласные смягчают гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, И, когда стоят после них, или буква Ь (в конце слов или в середине перед согласной – конь, коньки).

5. Буква Ь не обозначает звука. Гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 2 звука, если стоят в начале слова или в середине перед гласной – яблоко (йа), маяк) Если же они стоят после согласной, то смягчают её и обозначают один звук (Я – звук «А», Ё – «О», Ю – «У», Е – «Э».

6. Чтобы читать и писать без ошибок, ребёнок должен уметь определять последовательность звуков в слове и соединять звуки в слова. Этому можно учить его в игре ещё до изучения букв.

►«Поймай словечко»: называете звуки слова отдельно, а ребёнок – слово целиком. К, о, т – кот; р, у, к, а – рука и т.д.

Можно играть с перекидыванием мяча.

►Назови 1-й, последний, 2-й и т.д. звук в слове.

►Придумай слова со звуком «С», «Р» и др. За каждое слово выдаём фишку. Или соревнуемся, кто больше? Находим вокруг себя предметы с задуманным звуком в названиях.

У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.

А - как лесенка стоит – начинает алфавит.

Влез на букву озорник, он решил, что П – турник

Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком

В букве В, наверно, вата, оттого и толстовата

Эта буква Ж, широка и похожа на жука

И при этом, словно жук, издаёт жужжащий звук.

На эту букву посмотри З,– она совсем, как цифра 3.

Порвалась О в серединке, С осталась на картинке.

Хорошо иметь дома деревянные кубики с буквами, азбуку на магнитах, которая будет у ребёнка перед глазами, игральное буквенное лото. После изучения буквы просите найти её в азбуке и повесить на видное место, например, на холодильник. Полезно найти букву в заголовках газет, книг, вывесках на улице.

4. Начинаем читать слоги только с теми буквами, которые хорошо знаем.

5. Учим ребёнка читать слог целиком, а не по буквам, иначе он долго не сможет перейти к слоговому способу чтения. Покажите слог, прочитайте его, попросите повторить. То же проделываем с рядом слогов: МА, МО, МУ, МЫ, МИ. В начале обучения читаем слоги, имеющие сходство гласных или согласных в столбик и строчку. НА НО НУ НЫ НИ, СА СО СУ СЫ СИ.

Полезно не только читать слоги, но и находить их по вашему заданию.

6. Просите вести ребёнка по строчке пальчиком, пока не убедитесь, что у него закрепился навык чтения слева направо.

7. Обратите внимание на разницу чтения слогов АР-РА, УС-СУ.

8. Переходите к чтению слов только после того, как убедитесь, что ребёнок легко читает слоги.

9. Занятия по обучению чтению должны быть непродолжительными

(15-20 мин.), но систематическими.

10.После прочтения слова (предложения) по слогам просите повторить его, объяснить, что оно обозначает. Ребёнок должен с самого начала осознавать, что смысл чтения – в понимании прочитанного.

11. Не торопите ребёнка, даже если Вы уверены, что он читает очень медленно. Детям часто нужно больше времени, чем Вам кажется для того, чтобы чему-то научиться. Зато они могут научить родителей важному качеству, которое мы сами в себе редко развиваем – терпению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению чтению детей 5-6 лет с речевыми нарушениями послоговым и глобальным методом.

Конспект логопедического занятия по обучению чтению старших дошкольников имеет интересный для детей познавательный сюжет «Полярная экспедиция».  В ходе занятия дети знакомятся с буквой Е, е ...

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению.

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.Как помочь ребенку, если он забывает, путает,неправильно пишет буквы?Консультации для родителей....

Консультация для воспитателей логогрупп "Основы обучения чтению детей с ОНР аналитико-синтетическим методом"

Данная консультация создана в целях организации более продуктивного взаимодействия между воспитателем и логопедом,   в процессе  обучения чтению детей с ОНР. Рассмотрены общие вопросы о...

Упражнения, применяемые при обучении чтению детей с ОВЗ 8 вида.

Семинар по логопедии (январь 2014г) будет проводиться 10.01.14г....

Обучение чтению детей на начальном этапе.

Обучение чтению детей на начальном этапе...

Круглый стол для учителей-дефектологов Консультация: «Развитие фонематического восприятия – успешное обучение чтению детей с ОВЗ в школе»

Данная консультация рассказывает какие игры можно использовать для развития у детей фонематического восприятия. Данные игры даются по мере усложнения, по возрастным котегориям....

Консультация для родителей «ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ РОДИТЕЛЯМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

Обучая ребенка чтению, родители нередко делают ошибки, на исправление которых педагоги и логопеды тратят потом не один месяц. Именно поэтому родителям необходимо знать, чего следует избегать, когда он...