Акватерапия в работе учителя-логопеда
консультация

Некрасова Валентина Михайловна

Мастер-класс на тему:

 «Акватерапия в работе учителя-логопеда»

 

Цель: поделиться опытом работы с педагогами по использованию акватерапии при работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Задачи:

  • Показать значимость применения акватерапии для речевого развития дошкольников;
  • Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в образовательной деятельности с использованием акватерапии;

 

 

Теоретическая часть.

 

Акватерапия –  это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется вода.

  Цель акватерапии: повышение эффективности логопедической работы, развитие мотивации к речи, преодоление трудности актуализации речевых навыков посредством интегративного взаимодействия с игровым сенсорным материалом.

Задачи:

1. Способствовать формированию правильного звукопроизношения.

 2. Расширять и обогащать словарный запас дошкольников.

3. Формировать фонематическое восприятие, анализ и синтез.

4. Развивать коммуникативные навыки дошкольников.

5. Развивать у детей речевое дыхание, мышление.

6.Способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию, развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук, регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний.

Акватерапия — один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения.

Познавательная мотивация в ходе игр с водой достаточно высока по причине использования нетрадиционных методов обучения, игрового материала и возможности непосредственно действовать с ним.

 Игры с водой вызывают у воспитанников радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам много эмоционально ярких, нужных впечатлений, переживаний и знаний. Дети с радостью играют с водой. Эти игры очень естественны, это то, чем детям нравится заниматься, то, что не вызывает у них страха, дискомфорта. Все умения, навыки и знания, которым мы учим ребятишек, используя акваигры, усваиваются ими гораздо быстрее и проще.

При введении акватерапии учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, элементарные гигиенические правила и правила безопасности работы с водой.

Прежде чем приступать к играм, нужно запомнить несколько простых правил работы с водой:

– нельзя намеренно выливать воду на пол;

– нельзя брызгаться водой;

– после игры вытереть руки насухо.

Для решения данных задач, мы применяем следующие виды игр.

Для формирования правильного звукопроизношения, при выполнении артикуляционной гимнастики предлагаем детям сочетать движения органов артикуляции с движениями рук в воде. Например, при выполнении упражнения « Лошадка» щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать» по воде. При выполнении упражнения «Часики», языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка.

При автоматизации звуков используем многочисленные предметы, в произношении которых есть отрабатываемый звук. Предлагаем ребёнку доставать из воды предметы и правильно называть то, что достал. Например, автоматизация звука [с]: кладём в чашу с водой предметы: собака, ананас, слон, самолёт – ребёнок достаёт по одному предмету и произносит.

При дифференциации звуков: предлагаются предметы (рыба, лак, слон, зебра, ракушка, лось).Предлагается предметы в произношении которых есть звук [р] положить в правую чашу с водой, а предметы со звуком [л ] в левую. Или предметы со звуком [р ] положить в голубую чашу, а со звуком [л] в розовую.

При развитии фонематического восприятия, просим ребёнка достать из чаши предмет, который начинается на звук «А».

Для развития мелкой моторики: предлагаем собрать бусы в воде, при помощи зажимов достать камни. Выполнить пальчиковую гимнастику в воде.

Формирование словаря: формирование словаря прилагательных, ребёнку предлагается достать круглую, легкую, железную, узкую и.т.д. игрушку.

Работа над лексикой: закрепляем лексические темы. Например, тема «Фрукты». Предлагаем достать овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон). И так со всеми фруктами. Таким образом, можно отрабатывать практически каждую лексическую тему.

При работе с грамматикой: отрабатываем согласование существительных с числительными ( доставай по одной ракушке и считай: 1 ракушка, 2, 3, 4, ракушки, 5 ракушек).

Развитие воздушной струи : предлагаем сделать «Шторм» в стакане с водой( в стакан наливаем кипячёную воду, даём индивидуальную трубочку, и производит «бульки» в воду, то сильнее, то спокойнее, на одном выдохе.

Много разнообразных игр можно использовать в коррекционной работе ( изучение цветов при помощи окрашивания воды, переливание воды при помощи ложек и т.д.).

 

 

 

Практическая часть.

Игры с водой:

«Узнай букву на ощупь» (обучение грамоте)

 Оборудование: ёмкость с водой, пластмассовые буквы, непромокаемые фартуки.

Ход игры: закрой глаза, опусти руки в воду, возьми любую букву и узнай ее, какая это буква?

«Жемчужины»

Оборудование: ёмкость с водой, жемчужинки (камушки марблс), непромокаемые фартуки.

Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в слове слогов, столько и жемчужин.

«Кораблик» (развиваем речевое дыхание)

Оборудование: ёмкость с водой, кораблик (пенопластовый шарик, щепки, трубочки, крышечки) непромокаемые фартуки.

Ход игры: давай сейчас подуем плавно на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.

«Достань игрушку»

Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове. Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) мелкие игрушки. Взрослый называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть заданный звук.

«Моем трубочиста»

Цель: развитие моторики, речи.

Материал. Небольшая пластмассовая или резиновая кукла, поролоновая губка.

Ход игры: Попросите малыша вымыть испачканную куклу. Называйте части тела, которые надо вымыть: «А теперь вымой ей ножку, посмотри, как она испачкалась» и т.д. Губку можно намылить, обратите внимание ребенка на то, как скользит в руках намыленная кукла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №10 «КОЛОКОЛЬЧИК»МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДАВЛЕКАНОВССКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Мастер-класс на тему:

 «Акватерапия в работе учителя-логопеда»

Выполнил: учитель-логопед Некрасова В.М.

ноябрь 2021г.

Мастер-класс на тему:

 «Акватерапия в работе учителя-логопеда»

Цель: поделиться опытом работы с педагогами по использованию акватерапии при работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Задачи:

  • Показать значимость применения акватерапии для речевого развития дошкольников;
  • Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в образовательной деятельности с использованием акватерапии;

Теоретическая часть.

Акватерапия –  это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется вода.

  Цель акватерапии: повышение эффективности логопедической работы, развитие мотивации к речи, преодоление трудности актуализации речевых навыков посредством интегративного взаимодействия с игровым сенсорным материалом.

Задачи:

1. Способствовать формированию правильного звукопроизношения.

 2. Расширять и обогащать словарный запас дошкольников.

3. Формировать фонематическое восприятие, анализ и синтез.

4. Развивать коммуникативные навыки дошкольников.

5. Развивать у детей речевое дыхание, мышление.

6.Способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию, развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук, регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний.

Акватерапия — один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения.

Познавательная мотивация в ходе игр с водой достаточно высока по причине использования нетрадиционных методов обучения, игрового материала и возможности непосредственно действовать с ним.

 Игры с водой вызывают у воспитанников радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам много эмоционально ярких, нужных впечатлений, переживаний и знаний. Дети с радостью играют с водой. Эти игры очень естественны, это то, чем детям нравится заниматься, то, что не вызывает у них страха, дискомфорта. Все умения, навыки и знания, которым мы учим ребятишек, используя акваигры, усваиваются ими гораздо быстрее и проще.

При введении акватерапии учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, элементарные гигиенические правила и правила безопасности работы с водой.

Прежде чем приступать к играм, нужно запомнить несколько простых правил работы с водой:

– нельзя намеренно выливать воду на пол;

– нельзя брызгаться водой;

– после игры вытереть руки насухо.

Для решения данных задач, мы применяем следующие виды игр.

Для формирования правильного звукопроизношения, при выполнении артикуляционной гимнастики предлагаем детям сочетать движения органов артикуляции с движениями рук в воде. Например, при выполнении упражнения « Лошадка» щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать» по воде. При выполнении упражнения «Часики», языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка.

При автоматизации звуков используем многочисленные предметы, в произношении которых есть отрабатываемый звук. Предлагаем ребёнку доставать из воды предметы и правильно называть то, что достал. Например, автоматизация звука [с]: кладём в чашу с водой предметы: собака, ананас, слон, самолёт – ребёнок достаёт по одному предмету и произносит.

При дифференциации звуков: предлагаются предметы (рыба, лак, слон, зебра, ракушка, лось).Предлагается предметы в произношении которых есть звук [р] положить в правую чашу с водой, а предметы со звуком [л ] в левую. Или предметы со звуком [р ] положить в голубую чашу, а со звуком [л] в розовую.

При развитии фонематического восприятия, просим ребёнка достать из чаши предмет, который начинается на звук «А».

Для развития мелкой моторики: предлагаем собрать бусы в воде, при помощи зажимов достать камни. Выполнить пальчиковую гимнастику в воде.

Формирование словаря: формирование словаря прилагательных, ребёнку предлагается достать круглую, легкую, железную, узкую и.т.д. игрушку.

Работа над лексикой: закрепляем лексические темы. Например, тема «Фрукты». Предлагаем достать овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон). И так со всеми фруктами. Таким образом, можно отрабатывать практически каждую лексическую тему.

При работе с грамматикой: отрабатываем согласование существительных с числительными ( доставай по одной ракушке и считай: 1 ракушка, 2, 3, 4, ракушки, 5 ракушек).

Развитие воздушной струи : предлагаем сделать «Шторм» в стакане с водой( в стакан наливаем кипячёную воду, даём индивидуальную трубочку, и производит «бульки» в воду, то сильнее, то спокойнее, на одном выдохе.

Много разнообразных игр можно использовать в коррекционной работе ( изучение цветов при помощи окрашивания воды, переливание воды при помощи ложек и т.д.).

Практическая часть.

Игры с водой:

«Узнай букву на ощупь» (обучение грамоте)

 Оборудование: ёмкость с водой, пластмассовые буквы, непромокаемые фартуки.

Ход игры: закрой глаза, опусти руки в воду, возьми любую букву и узнай ее, какая это буква?

«Жемчужины» 

Оборудование: ёмкость с водой, жемчужинки (камушки марблс), непромокаемые фартуки.

Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в слове слогов, столько и жемчужин.

«Кораблик» (развиваем речевое дыхание)

Оборудование: ёмкость с водой, кораблик (пенопластовый шарик, щепки, трубочки, крышечки) непромокаемые фартуки.

Ход игры: давай сейчас подуем плавно на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.

«Достань игрушку»

Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове. Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) мелкие игрушки. Взрослый называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть заданный звук.

«Моем трубочиста»

Цель: развитие моторики, речи.

Материал. Небольшая пластмассовая или резиновая кукла, поролоновая губка.

Ход игры: Попросите малыша вымыть испачканную куклу. Называйте части тела, которые надо вымыть: «А теперь вымой ей ножку, посмотри, как она испачкалась» и т.д. Губку можно намылить, обратите внимание ребенка на то, как скользит в руках намыленная кукла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Родительское собрание в ДОУ с участием учителя-логопеда. «Специфика работы учителя-логопеда»

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку  встречи-знакомства с родителями на первом родительском собрании в группе комбинированной направленности для детей с нарушения...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...