СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
консультация (7 класс)

Лозовая Лариса Геннадьевна

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое  государственное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

«Зеленогорская школа-интернат»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7В КЛАССА

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

                                                                                                                 Подготовила:

                                                                                                                 педагог-психолог  Л.Г. Лозовая

Зеленогорск 2022г.

         В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребенка в образовательное пространство через внедрение психолого-педагогических коррекционно-развивающих программ для обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии.

         Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая деятельность представляет собой систему средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом развитии у данной группы обучающихся.

Задачи психолого-педагогической коррекционно-развивающей деятельности можно сформулировать как:

- Выявление особых образовательных потребностей обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом и интеллектуальном  развитии.

- Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов для обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом и интеллектуальном развитии.

- Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической коррекционно-развивающей деятельности с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их интеллектуальном  и психическом развитии.

       Я как педагог-психолог провожу на начало учебного года диагностическое обследование    индивидуальных, личностных и интеллектуальных особенностей обучающихся с ОВЗ. На основании результатов диагностического обследования осуществляю коррекцию эмоционально-волевой, поведенческой и коммуникативной сфер, развиваю когнитивные процессы  обучающихся с ОВЗ. Для осуществления выше обозначенной деятельности мною была разработана и внедрена  коррекционно-развивающая программа для обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом и интеллектуальном развитии «Мир сказки».

Данная программа – это курс специальных занятий, направленных на коррекцию и  развитие эмоциональной и когнитивной сфер обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Цель: психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации, социализации, личностного  развития, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи:

  • Формировать мыслительную деятельность (мыслительную активность, наглядные формы мышления, мыслительные операции, конкретно-понятийное и элементарно- умозаключительное мышление).
  • Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.
  • Обучать отгадыванию загадок, а затем самостоятельному составлению описательных загадок, учить находить ассоциации, делать элементарные выводы.
  • Развивать подвижность пальцев рук, их точность и координированность в процессе пальчиковых игр, упражнений с выкладыванием из счетных палочек, раскрашивания.
  • Развивать гибкость поведения, навыки адекватного реагирования на различные жизненные ситуации.
  • Формировать произвольные процессы у обучающихся —умение соблюдать правила коллективной игры, развитие выдержки, умения сосредоточиваться, слушать других, не перебивая.
  • Формировать способы эффективного взаимодействия обучающихся (умение договариваться, уступать, видеть успехи других, оценивать свои достоинства).
  • Формировать навыки речевого общения в пределах доступного.

            При организации коррекционной работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционная работа с детьми с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Занятия направлены на коррекцию недостатков психического развития обучающихся.

             Обучение строится таким образом, чтобы достичь максимальной активности обучающихся, используя в процессе занятий занимательные игровые материалы, полифункциональное игровое оборудование, красочное и эмоциональное оформление. В процессе коррекционной работы используются следующие методы и приёмы:

- совместные действия обучающегося и учителя;

- действия по подражанию;

- предварительное рассматривание, называние, показ обучающимися по словесной инструкции педагога предметов, их изображений, величины, формы, количества;

- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств.

Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство.

Программа способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений как на уроках, так и в повседневной жизни. Занятия обеспечат коррекцию нарушений развития и облегчат социальную адаптацию обучающихся с ОВЗ.

Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной и когнитивной сфер обучающихся с ОВЗ. Эмоциональный фон, который создает педагог  при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице педагога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

Сказка оказывает корригирующее воздействие на когнитивную сферу детей как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с «особыми» нуждами к жизни и труду.

Таким образом, знакомство обучающихся со сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, коррекции и  развитию всех высших психических функций, эмоциональной сферы.

Первое занятие каждого цикла — «Слушаем сказку» — предусматривает знакомство обучающихся со сказкой. Педагог читает сказку, одновременно выставляя на столе декорации и фигурки (картинки) персонажей. После знакомства со сказкой необходимо поговорить о том, что в ней происходит, уточнить, что они видят на картинках. Затем педагог задает вопросы о персонажах сказки: каков их внешний облик, характер, кто из героев сказки понравился детям, а кто нет и почему.  На этапе первого знакомства со сказкой вопросы педагога помогут обучающимся лучше запомнить сюжет и понять смысл сказки. Заканчивается занятие игрой, во время которой обучающиеся повторяют и закрепляют новые слова, тематически связанные с сюжетом.

Второе занятие — «Рассказываем сказку» — начинается с коллективного пересказа сказки: дети в доступных пределах рассказывают и показывают сказку с помощью сюжетных картинок. Педагог помогает рассказчикам — указывает на ребенка, которому следует пересказывать очередной отрывок сказки; если необходимо, начинает следующую фразу сам или задает наводящий вопрос. Когда пересказ будет закончен, дети переходят к дидактическим играм, способствующим развитию у них таких психических процессов, как внимание, память и мышление. В рамках занятия также проводят подвижные игры, на общую и мелкую моторику обучающихся. Следует отметить, что все задания и игры, включенные в занятие, непосредственно связаны с сюжетом пересказанной сказки.

Третье занятие — «Показываем сказку» — включает в себя инсценировку знакомой сказки. Это предполагает распределение ролей между детьми, выбор декоратора. В задачу педагога входит режиссура спектакля и чтение текста «от автора».

После показа сказки на импровизированной сцене дети выполняют несколько учебно-игровых заданий, таких, как пантомима, психогимнастика,  артикуляционная гимнастика. Затем обучающимся предлагаются развивающие игры, в которых они демонстрируют свою наблюдательность и изобразительные навыки, например, умение рисовать или копировать голоса разных животных (звукоподражать).

На четвертом занятии цикла— «Раскрашиваем сказку» — обучающиеся еще раз в пределах доступного рассказывают сказку и проводят ее инсценировку. После представления обучающиеся выполняется раскрашивание картинок по сюжету сказки. Завершается занятие загадками «волшебного» барабанчика. В этой обучающей игре дети по количеству ударов в барабан, произведенным педагогом, выполняют определенные действия.

Последнее, пятое занятие называется «Рисуем сказку». Дети помогают своим любимым сказочным героям, выполняя для этого разнообразные рисунки и графические работы. Обязательным заданием на занятии является конструирование из счетных палочек.

Программа реализуется в 3 этапа:

  1. Диагностический (мониторинг на начало учебного года)
  2. Коррекционно-развивающий
  3. Контрольный (мониторинг на конец учебного года)

Так же мною разработана и внедрена  программа индивидуальных занятий направленных на коррекцию и  развитие познавательных психических процессов.

Цель: Формирование психологического базиса для полноценного развития личности обучающихся, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности, создание оптимальных условий для проявления личностного потенциала обучающихся.

Задачи:

  • Формировать мыслительную деятельность (мыслительную активность, наглядные формы мышления, мыслительные операции, конкретно-понятийное и элементарно- умозаключительное мышление).
  • Коррегировать и развивать свойства внимания (концентрацию, устойчивость, переключение, распределение, расширять объем).
  • Коррегировать и развивать все виды памяти (зрительной, слуховой, моторной, опосредованной, долговременной).
  • Коррегировать и развивать пространственно-временные представления и ориентировки.
  • Развивать подвижность пальцев рук, их точность и координированность в процессе пальчиковых игр, упражнений с выкладыванием из счетных палочек, раскрашивания.
  • Формировать и повышать мотивацию учебной деятельности и внутренней активности.
  • Формировать и развивать навыки вербальной и невербальной коммуникации в пределах доступного.

            При организации коррекционной работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционная работа с детьми с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Занятия направлены на коррекцию недостатков психического развития обучающихся.

Содержание коррекционного курса представлено следующими разделами:

  1. Коррекция и развитие восприятия
  2. Коррекция и развитие внимания
  3. Коррекция и развитие памяти
  4. Коррекция и развитие мышления
  5. Коррекция и развитие пространственно-временных представлений
  6. Развитие мелкой моторики

Основой индивидуальных занятий являются коррекционно-развивающие упражнения и дидактические игры, специфические для каждого раздела.

  1. Дидактические игры и упражнения на развитие восприятия: «Узнай по звуку», «Чей голос?», «Что спрятано?», «Найди ошибку», «Чей контур?», «Рыбалка» и т.п.
  2. Дидактические игры и упражнения на развитие внимания: «Сигнал», «Найди отличия», «Муха», «Клоуны», «Медвежата», «Повторяй за мной», «Хлопай, когда…», «Точки», «Запрещенное движение» и т.п.
  3. Дидактические игры и упражнения на развитие памяти: «Что купить в магазине?», «Запомни и найди», «Выложи, как я», «Что изменилось?», «Картинки», «Я кладу в мешок…», заучивание четверостиший со зрительной опорой  и т.п.
  4. Дидактические игры и упражнения на развитие мышления: «Классификация», «Что лишнее?», «Обведи контур», «Нелепицы», «Бывает – не бывает», «Разрезные картинки», «Что общего?», «Для чего?» и т.п.
  5. Дидактические игры и упражнения на развитие пространственно-временных представлений и ориентировок: «Лево- право», «Клад», «Муха», «Рисуем по точкам», «Муха-чистюха», «Угадай» и т.п.
  6. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики: штриховки, шнуровки, мозайка, выкладывание пуговиц и.т.п.

Программа реализуется в 3 этапа:

  1. Диагностический (мониторинг на начало учебного года)
  2. Коррекционно-развивающий
  3. Контрольный (мониторинг на конец учебного года)

В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество – это наша с вами задача.

Результатом психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ следует считать не столько успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций:

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- овладение навыками коммуникации;

- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;

- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Рекомендации родителям по развитию познавательных психических процессов детей с ОВЗ (нарушениями интеллекта)

Внимание

- включайте в совместные занятия задания, требующие сосредоточения внимания: нарисовать город, построить  мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.

- предлагайте детям следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачёркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»)

- тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами. Предлагайте детям: - повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами; - неоконченные фразы, которые нужно закончить; - вопросы, на которые необходимо ответить;

- учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки. Предлагайте детям: - найди отличия - найди два одинаковых предмета - игры-головоломки - загадки

- учите переключать внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребёнок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходить от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п. 

- «Да и нет не говорите, черный с белым не носите..». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет»

- «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, в ребенок выполняет их только в том случае, если взрослый говорит «Пожалуйста!».

- «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а ребенок указывает что изменилось

Память

- «Детектив». Ребенок в течение нескольких  минут рассматривает 10 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.

- «Пирамида». Развитие кратковременной механической памяти. Взрослый называет ребенку одно слово, ребенок повторяет; потом называет два слова, ребенок повторяет, потом три слова, ребенок повторяет и т.д.

- «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.

- «Что ты ел на обед?». Ребенок вспоминает, что ел на обед.

- «Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги простой предмет, лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

- «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы и игрушки; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.

- «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков, веточек, бусинок); ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

Мышление

Включайте в занятия задания на:

- сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;

- классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;

- нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

- складывание целого из частей (разрезные картинки и последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним);

- осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

- «Разложи картинки». Учить раскладывать последовательность событий.

- «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

- «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру».

- «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки), ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

- «Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).

- Предложите ребенку поиграть в лото, домино, мозаику, конструктор, загадки.

Восприятие

- «Перевертыши». Превратить круг, квадрат, треугольник в любой рисунок.

- «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.

- «Построй по росту». Выстроить в ряд предметы соответственно их высоте.

- «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку.

- «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен догадаться.

- «Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.

- «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктиром или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование оборудования сенсорной комнаты в психологическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Сенсорные комнаты представляют собой помещения, оборудованные по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимула...

Организация сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями по АООП (вариант 1)

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе...

Электронная версия комплексного психоло-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации АООП (вариант 1,2), приказ 1599

Основная коррекционная работа направлена на развитие познания ребенком окружающей действительности на основе предметной деятельности...

Тьюторское сопровождение слабослышащих обучающихся с интеллектуальными нарушениями

В своей статье я постараюсь раскрыть особенности тьюторского сопровождения слабослышащих обучающихся с интеллектуальными нарушениями.               Тьютор ...

Дневник комплексного сопровождения (карта развития) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Дневник комплексного сопровождения (карта развития) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями...