Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений для детей 4-5 лет.
консультация

Соколова Анна Вадимовна

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений для детей 4-5 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 344 г. Челябинска» (МАДОУ «ДС № 344 г. Челябинска»)

ИНН 7448025699 КПП 744801001

Юр. Адрес 454138, г. Челябинск, ул. Куйбышева, 63 тел.: 7411874, 7403732

E-mail: doy344kurch@mail.ru

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений для детей 4-5 лет.

Составила

Учитель – дефектолог:

Соколова А.В.    

Г. Челябинск 2024

Подбирая игры и упражнения для дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития, следует иметь в виду, что эти дети порой испытывают трудности в решении тех задач, которые легко выполняют дошкольники 3-4 лет с нормальным развитием. Основные задачи, решаемые в играх и упражнениях, направленных на развитие зрительного восприятия и пространственных представлений, - выработать у детей навыки сравнивать предметы или их изображения по размеру, форме, цвету, анализировать их с частями, образовывать изображение с нескольких составных частей по определенному плану или образцу, воспроизводить в воображении целый предмет по его отдельной деталью, воспроизводить изображенное графически, производить точность и согласованность движений, развивать глазомер, ориентирования во взаимном размещении предметов в пространстве и правильное употребление соответствующих предлогов, умение ориентироваться по словесной инструкции. Этим задачам отвечают приведенные далее игры и упражнения.

Группировки.

Упражнения по группировке могут проводиться по одному и более признакам.

Например, собрать множество больших предметов; множество больших круглых предметов; множество больших круглых красных предметов; множество маленьких синих предметов и т. п. На ранних этапах применяются более простые группировки, которые значительно усложняются по мере обучения. Данный тип упражнений помогает также устанавливать признаки сходства и различия.

Игры с разноцветными полосками.

Цель: учить ориентироваться в величине полосок, учить понятиям: длинный, короткий, широкий, узкий; учить сравнивать полоски по данным параметрам величины.

Оборудование: набор полосок красного, зеленого, желтого и синего цвета длинных и коротких, широких и узких.

Варианты заданий:

1) группировка «широкие – узкие»;

2) группировка «длинные – короткие»;

3) выделение «длинные узкие – короткие узкие», «длинные широкие – короткие широкие»;

4) сравнение полосок по разным параметрам величины.

Игра «Пирамидки».

Цель: совершенствовать навык собирать пирамидки с учетом величины колец, учит сравнивать объекты по высоте, учить собирать 2 (3) пирамидки разной высоты.

Упражнения на восприятие плоскостных и объемных фигур.

Цель: учить соотносить геометрические формы с их изображением на плоскости, развивать зрительное восприятие пространства и плоскости.

Варианты упражнений:

- «Следы на песке» - какая геометрическая форма могла оставить след на песке в виде определенной геометрической фигуры.

- «Узнай меня» - узнать геометрическую форму по ее проекциям.

- «Наклеить или построить» - распределить на 2 группы геометрические фигуры и формы, изображенные на картинках.

- «Прятки» - найти на сюжетной картинке «спрятанные» геометрические фигуры и формы.

Геометрические фигуры

Необходимый инвентарь: счетные палочки (или спички).

Расскажите ребенку об основных геометрических фигурах. Напомните, что такое сторона, угол.

Вместе с ребенком начните составлять геометрические фигуры из палочек. Затем попросите его делать это самостоятельно.

Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки.

Попробуйте составлять фигуры разного размера, с разным количеством палочек.

Учите ребенка сравнивать фигуры.

Еще один вариант — комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими. Например, из пяти палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника или из десяти палочек сделать два квадрата — большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого).

Комбинируя счетные палочки, ребенок закрепляет знания математических понятий : «число»«больше»«меньше»«столько же»«фигура»«треугольник».

Счет на кухне

Кухня — отличное место для занятий элементарной математикой.

Ребенок может пересчитывать чашки, тарелки, ложки, помогая вам накрывать на стол или вытирать посуду.

Попросите его принести три луковицы и пять картофелин из холодильника.

Дайте ему задание налить в кастрюлю десять стаканов воды.

Вариантов заданий очень много, просто играйте с ребенком, и идеи сами будут приходить вам в голову.

Математические игры по дороге домой

Современные условия жизни, к сожалению, не позволяют родителям уделять достаточно времени своим детям. Конечно, было бы просто замечательно, если бы мамы и папы больше общались с детьми, чаще бы играли в совместные игры. Но что же делать, если действительно нет достаточно времени для общения с ребенком, и уж тем более для совместных игр?

Учитывая тот момент, что общение родителей с детьми происходит большей частью по дороге в детский сад и вечером домой, предлагаю вам несколько вариантов математических игр, благодаря которым, дорога в детский сад превратится в познавательное, увлекательное, интересное путешествие, как для Вас, так и для вашего ребёнка.

«Ниже - выше»

Игра направлена на формирование у ребенка представлений о величине предметов. Например«Покажи мне самый высокий дом, а теперь покажи дом, который ниже». Можно выбрать любые другие предметы — деревья, скамейки, кусты, заборы и т. д.

«Цвета»

Игра развивает логическое мышление, наблюдательность. Предложите ребёнку назвать предметы, которые он видит вокруг себя, красного цвета, затем зелёного и так далее.

«Посчитаем вместе»

Игра развивает логическое мышление. В непринужденной форме у ребенка формируются навыки счета. Вы можете вместе с ребенком посчитать машины, дома, деревья. Можно считать вместе, можно предложить ребенку самостоятельно посчитать, можно считать по очереди. Главное, чтобы это было весело и интересно.

«Геометрические фигуры»

Игра направлена на формировании у ребёнка представлений о геометрических

фигурах. Предложите ребёнку назвать предметы, которые он знает, круглой формы, затем треугольной и так далее.

«Назови лишнее слово»

Данная игра поможет развить у ребенка математические представления. Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее»Например:

  1. Мяч, кубик, солнце, обруч. (Лишнее слово – кубик, потому что он квадратной формы, а все остальные предметы круглой формы).
  2. Вишня, огурец, помидор, клубника. (Лишнее слово – огурец, потому что он зелёного цвета, а все остальные – красного).

Представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между вами и вашим ребенком, но также направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи вашего ребенка.

В завершение рекомендую литературу, в которой Вы сможете ознакомиться с играми для детей с ЗПР. Занятия развивают фантазию, повышают интеллект, помогают догнать сверстников:

  • Е.С. Слепович «Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития»;
  • Карабанова О.А. «Игра в коррекции психического развития ребенка».

А так же, предлагаю Вам сайт, на котором Вы сможете найти много полезных игр для развития Ваших детей.

https://iqsha.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательной работы в ДОУ по развитию элементарных математических представлений с детьми группы с задержкой психического развития

Успешность коррекционной работы  с детьми с задержкой психического развития зависит от нескольких факторов.1.  Ранняя диагностика с последующим мониторинговым сопровождением возможных отклон...

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений у детей 6-7 лет с ЗПР.

Тема занятия: Число 6. Цифра 6. На занятие отводится 30 минут. Занятие построено с учётом возрастных, индивидуально – типологических  и психофизиологических особенностей  детей 6-7 лет с зад...

Статья. Тема: "Особенность формирования элементарных математических представлений у детей с нарушениями в развитии"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439Петродворцового района Санкт-Петербурга  СтатьяТема: «Особенность формирования элементарных математических представлений у ...

Тема по самообразованию учителя-дефектолога Парфене В.Б.: «Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии».

В данной теме по самообразованию я описываю, направления в работе по формированию математических представлений, которые используются мной на уроках. И описываю задачи, решаемые мной, в ходе уроков....

Занятие учителя-дефектолога по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР Тема : « Состав числа 4. Решение логических задач. Шар,

развитие познавательной деятельности и мыслительных операций на занятии по математике посредством закрепления знаний о цифрах от 0 до 5 и составе числа из 2 меньших чисел....

ООД по познавательному развитию (элементарные математические представления) для детей старшей группы

Цель: Формирование  элементарных математических представлений.Задачи:Образовательные:Закреплять названия дней недели;Продолжать  учить  решать математические задачи;Закреплять знания о ...