ООД по познавательному развитию (элементарные математические представления) для детей старшей группы
план-конспект по математике на тему

Локтионова Надежда Анатольевна

Цель: Формирование  элементарных математических представлений.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять названия дней недели;
  • Продолжать  учить  решать математические задачи;
  • Закреплять знания о составе числа 7 из двух меньших чисел;
  • Совершенствовать навыки счета в пределах 10;

Развивающие:

  •   Закреплять умение ориентироваться в пространстве;
  •   Закреплять  умение распознавать геометрические фигуры;
  •   Способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления,    мелкой моторики рук;

Воспитательные:

  •  Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
  • Воспитывать умение радоваться своему успеху и успеху своего товарища;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_femp.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по познавательному развитию

(элементарные математические представления)

для детей старшей группы

Цель: Формирование  элементарных математических представлений.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять названия дней недели;
  • Продолжать  учить  решать математические задачи;
  • Закреплять знания о составе числа 7 из двух меньших чисел;
  • Совершенствовать навыки счета в пределах 10;

Развивающие:

  •   Закреплять умение ориентироваться в пространстве;
  •   Закреплять  умение распознавать геометрические фигуры;
  •   Способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления,    мелкой моторики рук;

Воспитательные:

  •  Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
  • Воспитывать умение радоваться своему успеху и успеху своего товарища;

Предварительная работа:

  • Дидактические игры: «На что похоже», «Умники и умницы», «Логические домики», «Считай, смекай, отгадывай», «Геометрическое лото»,«Живая неделя», «Путешествие по комнате»,«Чем отличаются?»,  игры с Танграмом;
  • Решение  логических задач;
  • Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди»

Методы и приемы:

  • Словесные (беседа – диалог,  художественное слово, вопросы к детям, повторение, уточнение, напоминание, поощрение);
  • Наглядные (показ демонстрационных материалов);
  • Игровые (игровая ситуация, решение проблемных ситуаций, дидактические игры);
  • Практические (упражнения  на логическое мышление);

Интеграция  областей:

ОО «Социально – коммуникативное  развитие» -продолжать учить детей действовать в соответствии с игровой задачей и правилами;воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;умение радоваться своему успеху и успеху своего товарища.

ОО «Речевое развитие» - развивать  связную речь,  умение рассуждать и делать выводы.

ОО «Физическое развитие»  -  использование здоровьесберегающих технологий:

  • дыхательная гимнастика,
  • физкультурная минутка.

Материалы и оборудование:

  • Мяч
  • Карточки с цифрами от одного до десяти, математические знаки
  •  Игра Танграм
  • Счетные палочки
  • Корзинка
  • Мультимедийный проектор, экран SMART, ноутбук, музыкальный центр.

Вид ООД:интегрированное

Место проведения– групповая комната.

Ход  ООД:

Организационный момент.

Дети встают  в круг.

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Можно встречу начинать!

- Ребята, вы любите сказки?

- Какие сказки вы знаете?  Назовите.

- Какая сказка у вас самая любимая?

- Послушайте и отгадайте, из какой сказки эти строки?

У Аленушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

Дети:  (Гуси – лебеди)  

Проблемно-игровая  ситуация

Воспитатель: Ребята, а что случилось в сказке? (Гуси – лебеди налетели, подхватили мальчика и унесли его на крыльях). Как вы думаете, что будет, когда родители вернутся домой, а дома никого нет? (ответы детей).

Что можно сделать, чтобы родители не расстраивались? (ответы детей – спасти детей, позвонить в службу спасения).

 - А кто из вас знает, кто такие спасатели? (высказывания детей). Как вы думаете, мы можем с вами быть спасателями?  (ответы детей).

Воспитатель: А в сказках раньше не было спасателей, и на выручку приходил тот, кто много знал, умел отгадывать загадки, выполнять трудные задания.

Вы готовы?(ответы детей).

Но для этого надо много знать.

 Баба – Яга приготовила для нас много заданий и  сейчас первое задание.

«Игра с мячом» - Я буду бросать мяч и задавать вопросы, а вы будете давать  ответ на поставленный вопрос. Ачтобы ответить правильно, надо быть внимательными.

Игра с мячом:  

1.Сколько носов у трех котов? (3)

2.Сколько ушей у двух мышей? (4)

3.Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5)

4.Сколько задних лап у двух зайчат? (4)

5. Какой сегодня день недели?

6.Какой день недели был вчера?

7. Какой день недели будет завтра?

8.Сколько всего дней недели?

9.Назови все дни недели.

Воспитатель.  Молодцы. Мы справились с первым  заданием?  (ответы детей).

Пойдем дальше?  

А хотите узнать, сколько было гусей у Бабы - Яги? Посмотрите на экран и послушайте задачу.

Два гуся летят над нами,

Пять других за облаками.

Сколько будет всех гусей?  

(Дети составляют пример)  

Воспитатель: Давайте решим эту задачу. Что мы узнали из условия?

Дети: Мы узнали, что гуси летели и над облаками и за ними.

Воспитатель:-Сколько гусей летело над ними?

Дети:- Два.

Воспитатель:- Сколько гусей летело за облаками?

Дети: Пять.

Воспитатель: Значит, что надо сделать, чтобы узнать, сколько  гусей летело?

Дети: Сложить два и пять.

Воспитатель: Сколько получилось?

Дети: Семь.

Воспитатель: Посмотрите на экран: у всех так получилось?

Воспитатель: А теперь слушайте внимательно, у вас не будет подсказки, решите следующую задачку.  Составьте пример

7 гусей служили у Бабы Яги. Одного гуся она оставила сторожить избушку на курьих ножках. Сколько гусей Баба Яга отправила за Иванушкой?

Как вы узнали?  Какой получился ответ? Поднимите карточку с цифрой.

Воспитатель:  Справились мы с  заданием Бабы – Яги? (ответы детей)

Тогда отправляемся вместе с Аленушкой выручать  Иванушку.

Нас ждут еще задания на нашем пути…

(Дыхательная гимнастика)

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте

Дружно вместе

Сделаем вот так.

1. «Заблудился». Поставить ноги вместе, руки сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у-у!». Повторить 8-10 раз.

2. «Берёзка». Поднять руки вверх и делать наклоны туловища вправо-влево в такт музыке. Дыхание спокойное.

3. «Ветерок». Лёгкий бег на носках с ускорением и замедлением в соответствии с темпом музыки. Стараться дышать через нос.

4. «Аромат цветов». Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!».

Отдохнули немножко? Шагом проходим за столы.

Долго мы бегали по полям и лесам и встретили на пути печку.

Сестрица Аленушка и говорит печке:

Печка - голубушка, скажи–ка нам ты,

Куда Гуси улетели?

Куда Ваню унести посмели?

Ребята,  поможем девочке собрать чайник? Возьмите конверт с танграмом.

Получилось у вас?  

Справились мы с заданием? Молодцы!

Воспитатель: - Посмотрите внимательно  на экран и скажите,  какая здесь лишняя фигура?

Назовите геометрические фигуры, какая цифра в ромбе? В кругу? В квадрате? В овале? А в прямоугольнике какая цифра?

Помогли мы Аленушке выполнить задание печки? (ответы детей)

Идем дальше?

Воспитатель:

Дальше с Аленой побежим,

К речке быстрой поспешим.          

Добежала девочка до речки, говорит:

 - Речка, речка, Помоги, скажи, куда гуси-лебеди полетели, куда Ваню унести посмели?

Физкультурная минутка.

Бежали мимо речки

Смешные человечки.

Бегали, играли,

Прыгали, скакали –

Солнышко встречали.

И пошли по мостику

И забили гвоздики.

Потом бултых в речку…..

А где же человечки?

Дети садятся на стульчики за столы.

Указала речка  путь девочке, куда гуси – лебеди улетели.

На пути встретилась ей яблонька.

Яблонька – душенька,

Будь нам подруженькой,

Скажи, куда гуси полетели?

Куда Ваню унести посмели?

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы!

Назовите соседей числа 7, (6, 8)

Назовите соседей  числа 4 , ( 3, 5)

Назовите соседей числа  6, (5, 7)

Назовите соседей числа  9, (8,10)

(ответы детей)

Яблонька: В темном лесу есть избушка - там твой братец.

Воспитатель: А за яблонькой и лес дремучий виднеется. Что же увидела Аленушка там?

Избушку на курьих ножках! А возле домика Баба - Яга.     - С какой стороны от домика она находится?

-С какой стороны находится Иванушка?

-Где находятся  Гуси – лебеди?

-Где находится мышка?

Воспитатель: Ребята мы справились с заданием?

Молодцы!

Воспитатель: В темном лесу есть избушка,

Где бабушка Яга живет.

Нос крючком, глаза большие,

Словно угольки горят…

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят.         

Как вы думаете, почему она сердитая?  (ответы детей)

Давайте выложим для  Бабы-Яги волшебные цветы из счетных палочек, может тогда она станет доброй, веселой?

Ребята, вы такие красивые цветы собрали, посмотрите на экран:  Баба-Яга развеселилась, подобрела и согласилась вернуть  нам братца.

В заключительной части

А давайте расскажем Бабушке - Яге кем мы с вами сегодня были? Понравилось вам быть спасателями? А Иванушку мы выручили?

Какое задание было самым легким? А какое задание было самым сложным?

Ребята Аленушка угощение для вас отправила!

(Воспитатель достает из корзинки сушки к чаю)

Используемая литература:

1. Логинова И.В. Бабаева Т. И. Программа «Детство» Детство – Пресс, 2003.

2. Колесникова Е.В. «Математика для детей 5-6 лет. Творческий Центр –Москва 2010.

3. ПетерсонЛ.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, Два ступенька..» части 1- 2 Москва Баласс 2003

4. Шорыгина Т.А. «Учимся ориентироваться в пространстве» ТЦ «Сфера», Москва, 2004г.

5. Шорыгина Т.А. «Путешествие в Цифроград» ТЦ «Сфера», Москва, 2012г.

6. Козина Л.Ю.  «Игры по математике для дошкольников» ТЦ «Сфера», Москва, 2008г.

7. Шевелев К.В. «Дошкольная математика в играх», Москва, Мозаика - Синтез, 2004г.

8. Федосеева П.Г. «Игровая деятельность на занятиях по математике» Волгоград, «Корифей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности

В статье, сопровождаемой наглядной презентацией, представлены рекомендации для родителей и педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в к...

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений у детей 6-7 лет с ЗПР.

Тема занятия: Число 6. Цифра 6. На занятие отводится 30 минут. Занятие построено с учётом возрастных, индивидуально – типологических  и психофизиологических особенностей  детей 6-7 лет с зад...

Занятие учителя-дефектолога по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР Тема : « Состав числа 4. Решение логических задач. Шар,

развитие познавательной деятельности и мыслительных операций на занятии по математике посредством закрепления знаний о цифрах от 0 до 5 и составе числа из 2 меньших чисел....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «По дороге в лесную школу».

Конспект открытого НОД по  формированию элементарных математических представлений в  подготовительной к школе группе № 15, МАДОУ "Сказка"...

Методическая разработка подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений для детей младшей группы.

Тема: «Поможем зайчику!»Цель: познакомить детей со способом сравнения двух предметов по длине путем приложения, приучать пользоваться словами длиннее, короче, упражнять в различении правой...

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений для детей 4-5 лет.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений для детей 4-5 лет....