Консультация для родителей: "Развитие пространственного гнозиса у дошкольников с ЗПР"
консультация

Денисенко Ирина Александрована

Пространственный гнозис - познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения.

 Целенаправленная работа по развитию пространственного гнозиса положительно влияет на развитие речи и личности ребенка в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_prostranstvennogo_gnozisa.doc246 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развитие пространственного гнозиса у дошкольников с ЗПР

Пространственный гнозис - познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения. Целенаправленная работа по развитию пространственного гнозиса положительно влияет на развитие речи и личности ребенка в целом.

При рассмотрении проблем пространственной ориентировки следует различать два ее уровня: образный и концептуальный, символический.

У детей с задержкой развития, как правило, обнаруживается несовершенство символического уровня пространственных представлений и способности к их вербализации. В ряде работ указывается на затруднения в выполнении пространственно организованных движений, что связывается с незрелостью «схемы тела». В речи принимают участие зрительный, рече-зрительный анализаторы. При недоразвитии затылочных, затылочно-теменных отделов головного мозга может возникнуть нарушение зрительного восприятия (зрительная агнозия). При этом элементарные зрительные функции оказываются сохранными, то есть человек хорошо видит, у него нормальное цветоощущение, поля зрения в норме. Но, тем не менее, нарушено зрительное восприятие.

Существует несколько форм нарушение зрительного восприятия (зрительной агнозии):

  • Не узнает предметы, видя очки, говорит колеса (предметно-зрительная агнозия).
  • Нарушается способность различать цвета и их назвать (цветовая агнозия).
  • Нарушается способность одновременного восприятия нескольких объектов или целой ситуации, при таком нарушении может воспринимать только тот объект, который находится в фокусе внимания (симультанная агнозия).
  • Не различает женских и мужских лиц, не узнает родных и близких (лицевая агнозия).
  • Не может направить взор в нужном направлении (оптико-моторная агнозия).
  • Нарушается способность определения пространственных признаков: величины, удалённости, направленности, расположение объектов относительно друг друга (оптико-пространственная агнозия)
  • Не узнает свои вещи (апперцептивная агнозия).
  • Не узнает буквы по графическому начертанию (буквенная агнозия).

Все эти агнозии вызывают дефекты речи. При пространственной апроксии - нарушается восприятие пространственных координат (не знают где верх  - низ, лево - право) и как следствие этого может возникнуть конструктивная пространственная апроксия (невозможность составлять целого предмета из его частей, невозможность одеваться и т.п.)  

З.А. Репина указывала: «Чем раньше начнем развивать пространственный гнозис у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, тем раньше мы предупредим агнозию и апроксию».

С ЧЕГО ЖЕ НАЧИНАТЬ?

Первое - восприятие схемы собственного тела.

Последовательность решения:

 Выделять ведущую правую руку и на ее основе выделять левую руку, закреплять их речевые обозначения:

•    покачать, какой рукой надо кушать, рисовать и т.д.:

•    закрепить речевое обозначение этой руки;

•    показать левую руку;

•    закрепить речевое обозначение левой руки:

•    дифференцировать речевые обозначения правой и левой руки.

Определять схему собственного тела через ведущую руку:

• закрепить знание частей тела и их речевое обозначение (на собственном теле, на игрушках-куклах, на изображениях людей);

•    дифференцировать на вербальном и невербальном уровнях правые илевые части тела:

Закреплять и развивать знание частей лица, схемы лица:

•   показывать и называть основные части лица (глаза, нос, рот, брови, ресницы, щеки, лоб, подбородок) - на себе, на кукле, на изображении лица;

•  учить рисовать лицо человека с изображением и называнием основных элементов; накладывать детали на овал лица, описывая их местоположение.

Второе - формирование пространственных представлений с опорой па правую руку.

Последовательность решения:

Закрепить понятия «справа» и «слева»

•   уточнить, что «справа» - это значит ближе к правой руке, а «слева» - это ближе к левой руке;

•   закрепить речевые обозначения «справа», «слева».

Закрепить понятия «направо», «налево»

•  уточнить направление движения «направо» - в сторону правой руки, «налево» - в сторону левой руки;

•  закрепить речевые обозначения «направо» и «налево», «справа налево» и «слева направо»:

• учить пользоваться рисованными схемами передвижения в пространстве с речевым  обозначением направлений движения («направо», «слева направо»: «налево», «справа налево»);

•    выполнять серии движений в пространстве по речевой инструкции.

Третье  - восприятие отношений между предметами и их группами.

Последовательность решения:

Учить воспроизводить пространственные отношения между предметами по образцу;

Учить определять пространственные соотношения между предметами и их изображениями с помощью речи

•    уточнить расположение двух предметов;

•    уточнить расположение трех и более предметов;

•    уточнить расположение изображений предметов.

Учить воспроизводить заданные фигуры из заданных элементов методом активного конструирования

•    по образцу;

•     по речевой инструкции.

Четвертое - пространственная ориентировка в объектах, развернутых на 180 градусов.

Последовательность решения:

Закрепить представления и речевые обозначения правой и левой стороны тела;

Закрепить умение определять правую и левую стороны у человека, сидящего рядом;

Развивать навыки мысленного перемещения и трансформации зрительных образов;

Учить определять правую и левую стороны у человека, сидящего напротив;

Учить определять пространственное расположение объектов по отношению к человеку, сидящему напротив.

Пятое - восприятие пространственных признаков предметов (формы и величины) и параллельное развитие зрительного восприятия.

Последовательность решения:

 Формировать зрительное восприятие предметов:

  • назвать предметы, изображенные на картинке;
  • назвать контурное изображение предметов;
  • назвать перечеркнутые изображения предметов и их контуров;
  • выделить изображения предметов и их контуры, наложенные друг на друга.

Учить определять геометрическую форму предметов и их величину на невербальном и вербальном уровнях:

  • выбрать фигуры одинаковой формы;
  • выбрать фигуры одинаковой величины;
  • выбрать фигуры одинаковой величины и формы (в случае затруднения используется помощь в виде раскрашивания необходимых признаков в один цвет, либо в виде обозначения условным знаком);
  • соотнеси геометрические фигуры с формой реальных предметов;
  • закрепить в речи названия геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник);
  • закрепить речевые обозначения величины предметов (большой - маленький, высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий).

Учить последовательному словесному пространственному описанию предметов:

  • выделение общей формы предмета (в случае затруднения - путем сличения двух заданных образцов);
  • выделение основных значимых частей предмета и называние их свойств (в случае затруднения выделение производится сначала на предметном уровне — с помощью шаблона, а затем - в мысленном плане);
  • определение пространственного взаимоотношения крупных, а затем мелких частей предмета.

Формировать изобразительно-графические способности:

  • общее развитие графомоторных навыков;
  • овладение графической символизацией (штриховки, обводки, срисовывание, дорисовывание);
  • выполнение графических диктантов по речевой инструкции.

Шестое - развитие понимания логико-грамматическх структур языка.

Последовательность решения:

Учить воспринимать смысл текста в целом, расширять номинативную и предикативную лексику дошкольника:

  • прослушивание текста с опорой на его графическое изображение (картинку) и ответы на вопросы.

Учить понимать и создавать конструкции с терминами, выражающими отношения пространства и последовательности (в, на, под, у, около, рядом, посередине, между, справа, слева, напротив, впереди, сзади, вокруг, из, над,, за);

  • закрепление анализа пространственных отношений реальных предметов (смотреть содержание 3 этапа работы):
  • перевод пространственных взаимоотношений в реальный план: с помощью графической схемы;
  • введение схематичных обозначений главного и второстепенного предмета: введение схематичных изображений предлогов;
  • нахождение нужных положение предметов по заданным схемам: с помощью материализованных действий с фишками;
  • активное развертывание у дошкольника речевой деятельности с помощью вопросов педагога.

Развивать понимание речевых конструкций атрибутивного родительного падежа и инверсионных конструкций, преодолевать дефекты оперативкой слухо-речевой памяти

  • смысловой анализ слов в предложении;
  • грамматический анализ слов в конструкции с помощью использования схематических изображений, раскрывающих логические отношения между приведенными данными, вопросов педагога, касающихся содержания фразы:

- выделяется главное слово, обозначающее действие предмета;

- выделяются слова, определяющие главный объект со стороны его качеств.

  • составление конструкций, предложений, соответствующих заданным связям между словами с помощью вопросов и схем.

Ирина Александровна Филатова (директор Института специального образования, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой логопедии и клиники дизонтогенеза) уделяла внимание системе игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию данного психического процесса. Она считала: «Необходимо планомерное развитие пространственного гнозиса у детей с отклонениями в развитии, что создает почву для полноценного овладения логико-грамматическими средствами языка, подготовит дошкольника к обучению грамоте».

Бесплатное векторное изображение Иллюстрация концепции следующих шагов

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие мышления старших дошкольников»

Консультация для родителей "Развитие мышления старших дошкольников"...

Консультация для родителей "Развитие памяти старшего дошкольника"

Консультация для родителей "Развитие памяти старшего дошкольника"...

Консультация для родителей. Развитие речи у дошкольников через игру.

В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей....

консультация для родителей "Развитие речевой активности дошкольников"

Для обогащения, активизации словаря, формирования грамматически правильной речи можно использовать чтение сказок, рассматривание иллюстраций к ним, составление небольших рассказов по иллюстрациям...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

В наше время уже ни для кого не является секретом то, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления. И каждый уважающий себя родитель старается поскорее усадить ре...

Консультация для родителей. Развитие правильного дыхания у неговорящих дошкольников.

Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия. Родители могут познакомится с различными видами упражнений по развитию правильного дыхания....

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников"

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников"...