ЭТИКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ
статья

Рассматриваются нормативно-правовые аспекты профессиональной этики педагога, основные принципы позитивного общения педагога с обучающимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika_v_pedagogicheskoy_deyatelnosti_dlya_ns.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Этика в педагогической деятельности: значение и роль

Кернасовская В.В., методист ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района

Этика играет важную роль в педагогической деятельности, поскольку педагог является авторитетом и примером для подражания. Его поведение влияет на взаимоотношения с обучающимися, их родителями, а также на психологический климат в коллективе. Педагог развивает навыки общения и следует профессиональной этике, изучая детскую психологию, методику, педагогику и право.

На сегодняшний день правовые аспекты профессиональной этики педагога регулируются международными документами и нормативными актами, такими как «Конвенция о правах ребёнка» и Рекомендации ЮНЕСКО. Федеральные законы и профессиональные стандарты также определяют обязанности педагогов в отношении правовых, нравственных и этических норм.

Согласно этим документам педагоги должны быть корректными, тактичными и внимательными в общении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть открытыми и доброжелательными для общения. Рекомендуется соблюдать культуру речи и избегать грубости, оскорбительных выражений и реплик.

Неэтичное поведение педагога, такое как несправедливость, обсуждение личной жизни ученика с посторонними людьми или предвзятое отношение, может привести к снижению мотивации, недоверию к педагогу и учебному заведению в целом, отказу посещать занятия.

Хотелось бы отметить, что родители часто оценивают преподавателя через призму восприятия своего ребёнка. Даже небольшие нарушения этикета или несправедливое отношение к ребенку могут негативно сказаться на взаимодействии между преподавателем и семьёй, а также на самом ребёнке.

Предлагаем рассмотреть основные принципы позитивного общения педагога с обучающимся:

  • Установление визуального контакта: помогает создать атмосферу доверия и понимания.
  • Жестикуляция: жесты должны быть адекватными и соответствовать произносимым словам.
  • Диалоговое взаимодействие: предоставление ребёнку права выражать своё мнение и выслушивать ответы на вопросы.
  • Уход от упрёков: избегайте негативных эмоций в общении.
  • Сохранение вежливости и спокойствия: контролируйте свои эмоции и проявляйте уважение к ребёнку.
  • Такт в общении: проявляйте тактичность в комментариях и оценке детской речи и мнений.
  • Игровое взаимодействие: используйте игру для формирования личности ребёнка и устранения напряжения.
  • Включение фантазии: это поможет сделать процесс общения увлекательным и интересным.
  • Проявление эмоций: адекватно реагируйте на поведение и поступки ребёнка, выражайте соответствующие эмоции.

Таким образом, установление доверительных отношений между педагогом и родителями очень важно, но это непростой процесс. Поэтому крайне важно соблюдать педагогическую этику, чтобы избежать отрицательного отношения к учёбе как у ребёнка, так и у его родителей.

Литература:

  1. Гусейнов А. А. Этика // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; — М.: Мысль, 2010.
  2. Лаврентьева Н. Б, Нечаева А.В. Педагогическая этика. — Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2010.
  3. Шмырева Н.А., Ткачева О.Н. Основные направления воспитания в современной школе: учебно-методическое пособие / Кемеровский государственный университет, межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики. — Кемерово, 2013.
  4. Яровова Т.В., Сергеева Е.И.// Роль этики в профессиональной деятельности педагога / Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития / Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения А.С. Макаренко. Под редакцией Е.И. Артамоновой. 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение эпизода. Роль сценической интерпретации в раскрытии образа. Подготовка к сочинению – рассуждению о значении эпизода. (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: действие IV, явл. XII - XV)».

Особенно трудно пересказать поэтическое или драматическое произведение. За гоголевским смехом – всегда раздумья, потому что смешное и трагическое у него всегда рядом, неразрывно. Поэтому мы вмес...

Эссе о роли и месте социального педагога в социально-педагогической деятельности образовательного учреждения

А кто такой "социальный педагог"? Как этому научить?? А что он делает в школе? Эти вопросы я слышу регулярно.. от родителей и даже от некоторых коллег.. Хотя при возникновении каких-либо поведенческих...

Роль компьютерных технологий в педагогической деятельности

Роль компьютерных технологий в педагогической деятельности...

Значение и роль просветительской творческой деятельности музыканта на современном этапе.

Статья о роли взаимодействия музыкальных структур различного уровня и направлений в деле музыкального просветительства молодежи...

Стендовый доклад-презентация на тему "Значение и роль просветительской деятельности музыканта на современном этапе"

Презентация к статье "Значение и роль просветительской деятельности музыканта на современном этапе"...

Семинар-тренинг по теме "Роль рефлексивной практики в педагогической деятельности" с рефлексией

Дата проведения: 2 ноября 2015г.         Тренер – преподаватель: Сиротенко Марина Сергеевна, учитель англ.языкаТема семинара – тренинга: «Роль...

Значение личностно-ориентированного подхода в педагогической деятельности

Выступление на районной августовской конференции...