Буклет "Боди - перкуссия на коррекционных логопедических занятиях"
методическая разработка
В буклете представлена информация о возможных вариантах использования элементов техники боди - перкуссии на коррекционных логопедических занятиях
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.62 КБ | |
| 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему:
«Использование элементов " Body Percussion "
на разных этапах коррекционных логопедических занятий
с детьми с ОНР»
Подготовил: учитель-логопед ГКУ СО КК
«Каневской реабилитационный центр» Карпенко Наталья Анатольевна
Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Всё окружающее нас живёт по законам ритма: смена времени года, дня и ночи, тиканье часов, биение сердца – все ритмично. Такое многообразие ритмов жизненных процессов создает хаотичность и от того, насколько мы восприимчивы к этим пульсациям – зависит наше физическое и психическое самочувствие, мировоззрение и эмоциональная гибкость.
«Самым первым инструментом человека было и есть его тело» - говорил Карл Орф, знаменитый немецкий композитор и выдающийся педагог. Главный принцип орф – педагогики – понимание неразрывности движения, слова и музыки.
Слушать и слышать свое тело, играть на нем, как говорил великий композитор – это значит пропускать музыку, ее ритм непосредственно через себя.
Так родилась система “body percussion” (дословный перевод «тело-барабан», а в переводе с лат. «звучащие жесты»).
Что входит в понятие элементов “body percussion”. Перечислим их.
Хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.) Даже такой простой вид движений, как хлопки требует некоторой сноровки и для их разучивания может понадобиться некоторое количество упражнений. Удар в ладоши должен быть упругим, дыхание при этом – спокойным и размеренным. Руки перед хлопком должны быть свободными, а сам удар – легким и мягким.
Шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам). Под шлепками подразумевается упругий удар кистями рук по бедрам у колен или по груди. У шлепков новая звуковая окраска и поэтому они могут применяться как сами по себе, так и чередуясь с хлопками и притопами.
Шлепки можно выполнять одновременно двумя руками, отдельно левой или правой рукой, в чередовании или перекрестно. Можно помогать ребенку, показывая движение, взаимодействуя с ним или взяв руки ребенка в свои руки. Так я продемонстрирую взаимодействие с ребенком в данной технике на открытом занятии.
Щелчки большим и средним пальцами (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам). Это, пожалуй, самый сложный элемент в данной технике, поскольку он не всем детям доступен в силу физических особенностей и разного уровня развития крупной и мелкой моторики рук. Детям с плохо развитой мелкой моторикой рук данное движение сделать очень сложно. Однако некоторые этому могут научиться очень быстро. Важно, чтобы щелканье пальцами выполнялось без напряжения, свободно и легко.
В зависимости от темпа, щелчки можно делать со вспомогательным взмахом руки или без него, одновременно обеими руками или попеременно правой и левой.
Топот ног, притопы (всей стопой, пяткой, носком). Данный элемент, как и все остальные, может выполняться как сидя, так и стоя, что позволяет сделать данную технику доступной для более широкой аудитории.
Музыка тела доступна для детей с раннего возраста. Примеры боди-перкуссии мы видим в детских играх, песнях, танцах («Ладушки», «Танец маленьких утят» и др.). Чаще всего они направлены на развитие координации и владения собственным телом, включают в себя элементы различных музыкально-танцевальных движений.
Техника body percussion широко используется в музыкальной, в педагогической и коррекционной практике по всему миру. Наиболее выражено это в культуре Индонезии, Эфиопии, США, России.
Актуальность и практическая значимость применения техники заключается в том, что она помогает человеку не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя, улучшает умение детей импровизировать.
Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляется костно-мышечный аппарат, дети учатся владеть своим телом, а также развиваются творческие способности ребенка.
Но как же данный вид техники влияет на речь ребенка? Мы много говорим о сенсорном развитии ребенка. Освоение сенсорных эталонов происходит постепенно, начиная с самого раннего возраста. И всем известно, что сенсорное развитие является основой формирования речи.
Мы привыкли к пониманию важности освоения ребенком таких сенсорные эталонов, как основные цвета, плоские и объёмные геометрические фигуры, величина предметов.
Но порой мы забываем о том, что среди всех сенсорных эталонов по праву такое же важное место занимают музыкальные звуки, уровень высоты человеческого голоса (тихие или громкие звуки).
А так как техника боди – перкуссии неразрывно связана с музыкой и движениями, то в свою очередь она позволяет развить у ребенка
- музыкальный слух,
- чувство ритма,
- память,
- слуховое и зрительное внимание и сосредоточение,
- зрительно – моторную координацию,
- пространственную ориентировку.
Именно эти качества являются базой для развития речи ребенка.
Таким образом, вышесказанное подтверждает тот факт, что область применения «Боди-перкуссии» в работе логопеда очень широка:
- Это дети с нарушение темпа, ритма, плавности речи
- дети с ОНР, ТНР, РАС, ЗПР
- дети с СДВГ, ДЦП, с синдромом Дауна
- дети с нарушениями речи различной этиологии
К тому же необходимо отметить, что Body Percussion – это не просто музыкальный метод, а метод когнитивной стимуляции мозга для развития внимания, памяти и концентрации. Поэтому спектр областей применения данной технологии очень велик. Это и сфера образования, и социальная сфера и профессиональная деятельность разных направлений, психотерапия и сфера досуга.
В свое время, работая в детском саду, как с нормотипичными детьми, так и с детьми с ограниченными возможностями здоровья, мне очень понравилась идея исполнения музыки, для которой не нужны инструменты. Это на самом деле гениально и в то же время очень просто.
Так за основу в этом виде деятельности я взяла “эхо”, когда дети за педагогом повторяют предлагаемую серию жестов, а также, я часто использовала варианты игр из серии "делай как я", когда за одним ребенком повторяют все остальные. И уже тогда я убедилась, что «новомодное» понятие «боди-перкуссия» это ни что иное, как «русская хлопушка» – исконно русский элемент танца.
А теперь, будучи специалистом центра, и пройдя курс повышения квалификации по теме «Сенсорная интеграция в работе с детьми раннего возраста», я еще больше уверена в том, что данный вид деятельности просто необходим в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, потому как в процессе овладения детьми элементами боди – перкуссии развивается вестибулярный аппарат ребенка, равновесие, темп, ритм, зрительно – моторная координация, моторное планирование. Эта техника дает возможность ребенку научиться понимать и ощущать положение своего тела в пространстве, а также помогает развить саморегуляцию и самоконтроль.
Обычно в рамках ознакомления детей с данным видом деятельности педагогом используется определенный язык, называющий элементы движений. Этот язык взрослый может выбрать сам, в зависимости от поставленных задач. Мне удобно называть его по-своему: хлоп-хлоп, шлеп-шлеп, бум-бум, чик-чик
На занятиях по развитию речи эти слова или звукосочетания заменяются на тот речевой материал, который необходимо корректировать или автоматизировать.
С ребенком неговорящим или имеющим серьезные затруднения с коммуникацией, мы можем использовать элементы боди-перкуссии как движения под музыку для подражания или даже формирования звукового подражания, используя только простейшие комбинации звуков раннего онтогенеза (Ма-ма-ма, Та-та-та, Ма-ма хлоп, Ми-ша шлеп, Ки-са бум)
Для детей, с нарушением артикуляционного праксиса, слоговой структуры слова, темпо-ритмической стороны речи удобно в игровой форме корректировать данные нарушения, используя элементы боди-перкуссии.
На примере видеоотрывков моих занятий вы можете увидеть, как проводилась работа по дифференциации звуков одного ряда, автоматизации звуков в слогах, а также развитию артикуляционного праксиса.
Автоматизация звуков с использованием боди - перкуссии несомненно дает положительный результат. Ребёнок воспринимает задание, как игру. Увлечённо втягиваясь, задействует движения своего тела. А как говорил великий В.А.Сухомлинский «…Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
Последние годы количество детей с ОВЗ, к сожалению, постоянно увеличивается. Между тем специалисты зачастую сталкиваются с тем, что детям с одинаковым диагнозом и прогнозами коррекционной работы требуются совершенно разные технологии, подходы, методы и средства коррекционной работы. Поэтому постоянное обучение, самообразование является важным составляющим современного грамотного специалиста, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья. А стремление внедрять в коррекционную работу новые методы, приемы и средства – это один из способов повысить качество оказываемых реабилитационных услуг.
Учитель – логопед Н.А.Карпенко
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-логопедическое занятие: "Предложение. Восстановление предложений. Работа с текстом"
Материал поможет логопеду при проведении занятия по коррекции дисграфии....

Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях, журнал "ЛОГОПЕД" № 3, 2011 г.
Представлены авторские компьютерные игры-презентации по автоматизации поставленных звуков на разных этапах работы....

Фронтальное коррекционное логопедическое занятие с обучающимися 6 -7 классов «Вас приглашает Лукоморье»
Вашему вниманию представлено фронтальное коррекционное логопедическое занятие под названием «Вас приглашает Лукоморье». Тема занятия: «Развитие связной речи на материале сказок А.С....

Итоговое коррекционное логопедическое занятие «Космическое путешествие» по теме «Дифференциация грамматических понятий»
Итоговое коррекционное логопедическое занятие «Космическое путешествие» по теме «Дифференциация грамматических понятий», проводилось с учащимися 1-4 классов с целью закрепления знаний ...
Программа коррекционных логопедических занятий в 1-4 классах общеобразовательной школы (составлена по материалам Ястребовой А.В,)
Программа направлена на предупреждение неуспевваемости по русскому языку учащихся начальной школы, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Будет интересна практикующим логопедам, специализи...

Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом
Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...

Конспект индивидуального коррекционно-логопедического занятия с учащейся 4 класса коррекционной школы 8 вида. ТЕМА: «Знакомство с аппаратно-программным комплексом «Нейрокурс» с БОС»
Конспект занятия по теме "Знакомство с аппаратно-программным комплексом "Нейрокурс" с БОС разработан для учащегося 4 класса специальной коррекционной школы 8 вида.Данное занятие проведено мной н...
