Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях, журнал "ЛОГОПЕД" № 3, 2011 г.
статья по теме

Левина Евгения Владимировна

Представлены авторские компьютерные игры-презентации по автоматизации поставленных звуков на разных этапах работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompyuternye_tehnologii_levina_e.v._g._neryungri.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях

Левина Евгения Владимировна

учитель-дефектолог

В век компьютерных технологий, инновационных методик, использование компьютера на индивидуальных логопедических занятиях по коррекции звуковой стороны речи расширяет возможности в работе учителя - логопеда, позволяет сделать занятие более насыщенным, интересным, разнообразным. Особенно ценно то, что значительно повышается мотивационная готовность ребенка,  следовательно, и положительных результатов можно достичь в более короткие сроки. Компьютер  позволяет приблизить речевой материал, который преподносится ребенку, к реальным жизненным условиям, так как учитель - логопед может использовать любые фотографии и картинки  которые можно разыскать в Интернете.  Важно то, что картинки могут быть крупные, яркие, реалистичные, что не всегда можно наблюдать в  рисунках или иллюстрациях. Гораздо легче с ребенком проводить словарную работу, так как можно рассмотреть неизвестный и непонятный для ребенка предмет на приближенных к реальным условиям фотографиях. Это, в свою очередь, создает у ребенка более четкие и правильные представления о новых изучаемых темах.

        При проведении занятий с использованием компьютера, необходимо помнить о соблюдении санитарно-гигиенических требований. В СанПиН 2.4.1.1249-03 пункт 2.12.10. разъясняются правила работы с компьютером в дошкольном образовательном учреждении: «Занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель,  продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена: для детей 5 лет до - 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.  С целью снижения утомительности компьютерных занятий,  необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста)».

Специально для индивидуальной коррекционно-логопедической работы разработала систему игр на компьютере с использование программы Microsoft Power Point. У данной программы много возможностей, о чем достаточно подробно писала автор журнала «Логопед» учитель-логопед Кузьмина Е.В. в статье «Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы» (№ 5, 2008 год).  Меня же особенно привлекает то, что игру можно анимировать, делать её живой, а значит близкой и понятной для ребенка. Представленные игры известны всем  педагогам, но, применяя их на компьютере, можно разнообразить свою работу, сделать ее  и для ребенка и для учителя-логопеда интересной, насыщенной, плодотворной.

Для того чтобы картинки на экране монитора оживали, появлялись или наоборот исчезали, передвигались в нужном направлении, в главном меню необходимо выбрать закладку «Анимация» - «Настройка анимации». Слева, на экране появится закладка «Добавить эффекты». Можно смело экспериментировать с эффектами, которые есть в программе, анимируя картинки и текст. Кроме этого можно использовать уже готовые анимированные картинки, которые можно найти в Интернете в достаточно большом количестве.

  1. Автоматизация изолированных звуков
  1. «Песенка змеи».

Последовательность действий: открыть файл «Песенка змеи. Автоматизация звука «Ш»». В строке меню выбрать «Показ слайдов», затем выбрать «Начать показ». Выйдет первый слайд с названием игры, щелкнуть мышкой – появится второй слайд с правилами игры, которые надо прочитать ребенку: «Сейчас на экране появится змея, она ползает и шипит. Покажи ей, как ты научился петь ее песенку и шипеть». Педагог щелкает левой кнопкой мышки, появляется третий слайд со змеей, которая передвигается по экрану (использовать эффект «Пути перемещения»). Ребенок произносит звук «Ш», имитируя шипение змеи.

  1. «Листопад».

Последовательность действий: открыть файл «Листопад. Автоматизация звука «Ш»». В строке меню выбрать «Показ слайдов», затем выбрать «Начать показ». Выйдет первый слайд с названием игры, щелкнуть мышкой – появится второй слайд с правилами игры, которые надо прочитать ребенку: «Сейчас на экране ты увидишь осенний лес. В лесу листопад. Желтые листья падают и шуршат: «Ш-ш-ш». Произнеси звук «Ш», изобрази, как шуршат падающие листья». Педагог щелкает левой кнопкой мышки, появляются 3 и 4 слайды с анимированными картинками  «Осень». Ребенок произносит звук «Ш».

  1. «Кораблик».

Последовательность действий: открыть файл «Кораблик. Автоматизация звука «Л»». В строке меню выбрать «Показ слайдов», затем выбрать «Начать показ». Выйдет первый слайд с названием игры, щелкнуть мышкой – появится второй слайд с правилами игры, которые надо прочитать ребенку: «Сейчас на экране появится кораблик, он плавает по волнам. Спой  «песенку кораблика». Педагог щелкает левой кнопкой мышки, появляется 3 слайд с анимированным корабликом, который плавно передвигается по экрану (использовать эффект «Пути перемещения»). Ребенок произносит звук «Л».

2. Автоматизация звуков в словах.

2.1. Называние картинок. (Каталог картинок, с учетом позиции автоматизируемого звука – в начале, середине, конце слова, словах со стечением согласных).

2.2.   Игра «4 лишний».

Последовательность действий: открыть файл «4 лишний. Автоматизация звука [Л]» (или другого автоматизируемого звука). В строке меню выбрать «Показ слайдов», затем выбрать «Начать показ». Выйдет первый слайд с названием игры, щелкнуть мышкой – появится второй слайд с правилами игры, которые надо прочитать ребенку: «Сейчас ты будешь называть картинки, четко проговаривая звук «Л». Называть надо те картинки, на которых появляется мордашка. После того как назовешь все картинки, попробуй определить - какая картинка лишняя и почему. Если ты правильно назовешь лишнюю картинку – она исчезнет». На третьем слайде написан весь используемый в игре словарь.

По щелчку мыши перед каждой картинкой появляется мордашка (эффект «Вход», «Появление»), ребенок называет картинки. Если ребенок не догадывается, какую  картинку надо исключить, педагог дает подсказку: «Произнеси слова еще раз и послушай, как они звучат».  Если ребенку подсказка не помогает, то педагог демонстрирует правильный ответ: «Лишняя картинка – водопад, так как в этом слове не встречается звук «Л»». После этого педагог щелкает мышью и  картинка «водопад» исчезает (эффект «Выход», «Свертывание с исчезновением»). Аналогично проводится работа со всеми последующими слайдами. На последнем, поощрительном слайде, по щелчку мыши появляется сердечко, которое меняет цвет (эффект «Выделение», «Изменение цвета заливки») и надпись «Молодец!»

2.3. Игра «Цепочка слов»

Последовательность действий: открыть файл «Цепочка слов. Автоматизация звука «Л» (или другого автоматизируемого звука). В строке меню выбрать «Показ слайдов», затем выбрать «Начать показ». Выйдет первый слайд с названием игры, щелкнуть мышкой – появится второй слайд с правилами игры, которые надо прочитать ребенку: «Сейчас на экране будут появляться картинки. Первая картинка самая большая – с нее начнется наша цепочка слов. Ты должен назвать картинку, определить – какой последний звук слышится в ее названии. Затем назвать маленькие картинки и выбрать из них ту, которая начинается на тот же звук, на который заканчивается большая картинка. Если ты правильно определишь картинку – она увеличится, и мы увидим ее на следующем слайде». На третьем слайде отмечен весь используемый в игре словарь.

По щелчку мыши меняются слайды. Ребенок называет на слайде большую картинку, определяет последний звук в слове. Далее он должен назвать поочередно все маленькие картинки, определив, какая из картинок начинается на тот же звук, что заканчивалась большая картинка. После того, как ребенок назвал правильный ответ, педагог щелкает мышкой и правильно выбранная картинка увеличивается в размерах (эффект «Выделение», «Изменение размера»). Педагог снова щелкает мышью и на экране появляется следующий слайд, с которым проводится аналогичная работа. Перед предпоследним  слайдом, педагог предлагает ребенку еще раз назвать все картинки из цепочки. По щелчку мыши появляются картинки (эффект «Вход», «Появление»), соединенные стрелками (цепочка слов). На последнем поощрительном слайде по щелчку мыши появляется радостная мордашка, которая меняет цвет и надпись «Молодец!»

2.4. Игра «Скажи ласково»

Последовательность действий: открыть файл «Скажи ласково. Автоматизация звука «Л» (или другого автоматизируемого звука). В строке меню выбрать «Показ слайдов», затем выбрать «Начать показ». Появится первый слайд с названием игры, щелкнуть мышкой – появится второй слайд с правилами игры, которые надо прочитать ребенку: «Сейчас на слайде будет появляться картинка. Ты должен ее назвать, четко проговаривая звук «Л». Затем картинка уменьшится и ее надо будет назвать ласковым словечком».

На 3 слайде педагог демонстрирует ребенку картинку (лошадь). Ребенок должен назвать этот предмет. Педагог снова щелкает левой кнопкой мыши и картинка «лошадь» уменьшается (эффект «Выделение», «Изменение размера»). Педагог предлагает ребенку назвать маленький предмет ласковым словом: «Лошадка».

На следующих слайдах проводится аналогичная работа.

Последний слайд – поощрительный. По щелчку мыши появляются надпись «Молодец!» и солнышко.

  1. Автоматизация звуков в предложениях.
  1. Составь предложения.

Последовательность действий: открыть файл «Составь предложения. Автоматизация звука «Л» (или другого автоматизируемого звука). В строке меню выбрать «Показ слайдов», затем выбрать «Начать показ». Появится первый слайд с названием игры, щелкнуть мышкой – появится второй слайд с правилами игры, которые надо прочитать ребенку: «Сейчас на слайде будет появляться картинка. Ты должен с помощью картинок придумать предложение. Стрелочка будет обозначать слово-действие».  

На 3 слайде появляются картинки, соединенные стрелочкой: лак, стол. Ребенок должен составить предложение (на начальных этапах с помощью педагога), например: «Лак стоит на столе».

На следующих слайдах проводится аналогичная работа.

Последний слайд – поощрительный. По щелчку мыши появляются надпись «Молодец!» и солнышко.

3.2. Предложения с предлогами.

Последовательность действий: открыть файл «Предложения с предлогами. Автоматизация звука «Л» (или другого автоматизируемого звука). В строке меню выбрать «Показ слайдов», затем выбрать «Начать показ». Появится первый слайд с названием игры, щелкнуть мышкой – появится второй слайд с правилами игры, которые надо прочитать ребенку: «Сейчас на слайде будет появляться Лунтик. Он очень любит играть в прятки. Он будет прятаться в разные места, а ты будешь составлять предложения о том, куда он спрятался».

На 3 слайде появляется Лунтик и стол. По щелчку мыши Лунтик передвигается под стол (эффект «Пути перемещения»). Педагог просит ребенка рассказать, куда спрятался Лунтик. Ребенок отвечает полным предложением: «Лунтик спрятался под стол».

На 4 слайде появляется Лунтик и кресло. По щелчку мыши Лунтик прячется за кресло (эффект «Пути перемещения»). Ребенок составляет предложение «Лунтик спрятался за кресло».

На следующих слайдах проводится аналогичная работа.

Последний слайд – поощрительный. По щелчку мыши появляются надпись «Молодец!» и солнышко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуальных коррекционных (логопедических) занятий на дому

Хочу поделиться своей рабочей программой с другими педагогами. Буду рада, если она поможет Вам в работе....

Конспект индивидуального коррекционно-логопедического занятия с учащейся 4 класса коррекционной школы 8 вида. ТЕМА: «Знакомство с аппаратно-программным комплексом «Нейрокурс» с БОС»

Конспект занятия  по теме "Знакомство с аппаратно-программным комплексом "Нейрокурс" с БОС разработан для учащегося 4 класса специальной коррекционной школы 8 вида.Данное занятие проведено мной н...

Самоанализ индивидуального коррекционно-логопедического занятия

Самоанализ индивидуального коррекционного занятия по теме "Обучение навыку диафрагмального дыхания с применением АПК "Нейрокурс" с БОС представлен на конкурсе "Учитель года- 2015" в г.Хабаровске.В нем...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЕМ – ДЕФЕКТОЛОГОМ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА II ВИДА.

Современные требования к работе учителя - дефектолога предполагают использование новых форм работы, новых подходов к обучению и развитию детей с недостатками слуха. Постоянно возникает поиск нестандар...

Конспект учебного индивидуального занятия с использованием компьютерных технологий

Тема учебного занятия: Текст «Плохо». Дифференциация звуков  с-з ,ш-ж . Класс: 3. Продолжительность учебного занятия: 40мин .Тип учебного занятия: индивидуальное занятие по РС и ФП....

Конспект учебного индивидуального занятия с использованием компьютерных технологий

Тема учебного занятия: Текст «В зоопарке». Дифференциация звуков  с-з .Класс: 4. Продолжительность учебного занятия: 40мин. Тип учебного занятия: индивидуальное занятие по РС и ФП.Пос...


 

Комментарии

Евгения Владимировна, спасибо Вам большое за предоставленый материал. Эта тема меня в данный момент очень интересует. С удовольствием перенимаю Ваш опыт работы.
Левина Евгения Владимировна

Здравствуйте, Ирина Аркадьевна!Спасибо за отзыв! Тема действительно для многих педагогов сейчас очень актуальная, да и интересная. Проводится большое количество конкурсов для тех, кто активно использует компьютер в своей работе. Если Вам это интересно -зайдите по этой ссылке http://www.moi-universitet.ru/schoolkonkurs/school... . Я тоже хочу попробовать поучаствовать в конкурсе, пока разбираюсь с требованиями.Вам -удачи!

Здравствуйте, Евгения Владимировна! Спасибо за ссылку, обязательно посмотрю.