Самоанализ индивидуального коррекционно-логопедического занятия
план-конспект занятия ( класс) на тему

Безъязыкова Наталья Сергеевна

Самоанализ индивидуального коррекционного занятия по теме "Обучение навыку диафрагмального дыхания с применением АПК "Нейрокурс" с БОС представлен на конкурсе "Учитель года- 2015" в г.Хабаровске.

В нем описываются и анализируются все этапы лого-коррекционного занятия по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_neyrokurs.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ индивидуального коррекционно-логопедического занятия

учителя-логопеда Безъязыковой Натальи Сергеевны

КГК С(К)ОУ  С(К)ОШ 8 вида № 3

Тема занятия: Обучение навыку диафрагмального дыхания с использованием аппаратно-программного комплекса «Нейрокурс» с БОС.

            Коррекционно-логопедическое занятие,  проведенное мною с учащимся 4 класса специальной коррекционной школы 8 вида, направлено на формирование навыка диафрагмального дыхания с использованием аппаратно-программного комплекса «Нейрокурс» с БОС.

           Речь - сложнейшая функция человеческого организма. Каждый из органов речи имеет свою функцию. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС.В силу глубокого диффузного органического поражения ЦНСу детей с СНРзачастую это взаимодействие нарушено. Нарушение одной из них отражается  на деятельности остальных органов. Так, наряду с СНР,  у детей  уже сформированы патологические стереотипы (неравномерное поверхностное дыхание, напряженность общей и артикуляторной мускулатуры,логофобии).Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» вначале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.

            Для меня, как учителя-логопеда работающего с «особыми» детьми, одной из важнейших задач является оптимизация  процесса постановки речевого дыхания сиспользования нестандартного оборудования, которое способно вызвать положительную мотивацию правильного дыхания в ходе коррекции речи и формировать внимание к ощущениям в акте дыхания.

При планировании данного логопедического занятия была поставлена  цель: учащийся получит возможность формировать навык диафрагмального дыхания с использованием аппаратно-программного комплекса «Нейрокурс» с БОС.

 Задачи:

Коррекционно-обучающие:

     1) Познакомить ребенка с АПК «Нейрокурс».

     2) Обучить приемам диафрагмального дыхания.

Коррекционно-развивающие:

  1. Формировать положительную учебную мотивацию.
  2. Развивать зрительное внимание, зрительную и слуховую память.
  3. Развивать способность следовать инструкции педагога.

Воспитательные:

  1. Создать на занятии атмосферу психологического комфорта, вызвать интерес к занятию.
  2. Помочь ребенку преодолеть речевую тревогу.
  3. Воспитывать усидчивость.

            Считаю, что современное занятие невозможно представить без использования информационно-коммуникативных технологий. На мой взгляд, ИКТ повышает качество и результативность учебно-коррекционного процесса. В связи с этим я определила для своей работы целесообразность использования АПК «Нейрокурс» с БОС, как способа оптимизации процесса формирования навыка диафрагмального дыхания,самоконтроля и саморегуляции, предотвращения утомления ребенка, повышения эффективности логопедической работы в целом.

           Занятие состояло из четырех этапов: вводного, основного, обобщающего и заключительного. На каждом этапе ставились и достигались  ситуативные задачи.

Этапы занятия  соблюдены. Один приём методически плавно перетекал в другой и подкреплялся, сопрвождаясь аудиовизуальным материалом.

           На вводном этапе у ребенка вырабатывался навык вежливого общения, чувства безопасности и  доверия к окружающему,  учащийся был ознакомлен с планом занятия.

Для предотвращения страха перед программным  оборудованием с проводами, электродами и датчиками  мной был сделан акцент на знакомство  ребенка с АПК «Нейрокурс» с БОС. Ребенок  получил возможность рассмотреть оборудование, потрогать и подержать датчики.

          На основном этапе был проведен сеанс «Кардио», который предназначен для обучения дыханию с заданной формой пусограммы. В процессе сеанса регистрировался сигнал кардио (зависимость пульса от времени) и задачей учащегося (достижение нижнего порога на выдохе и верхнего порога на вдохе).

         Особенностью сеанса «Кардио» являлось то, что он состоял из чередующихся фаз   работы и отдыха, длительностью от 1 до 2-х минут, причем во время разных фаз ребенку предъявлялась различная аудиовизуальная информация.

Таким образом, сеанс проводился по заданному в программе протоколу.

Общая продолжительность сеанса - 8 минут. Нормы санпина по работе детей с компьютерной техникой соблюдены.

             В фазе работы учащийся тренировал навык диафрагмального дыхания, выполняя задание «Пузыри». Мною задавался верхний и нижний порог пульсограммы. Если ребенок на выдохе достигал нижнего порога пульса, то пузырь отрывался и летал, если нет, то пузырь лопался. Если ребенок на вдохе не достигал верхнего порога, то пузырь не надувался.  

           Отрабатывание навыка чтения в сочетании с диафрагмальным дыханием проведено на задании «Чтение». В этом режиме ребенку был предъявлен текст, разбитый на фразы.  Учащийся  на выдохе произносил фразы одна за другой. По мере уменьшения пульса на вдохе фраза закрашивалась красным цветом слева направо, при достижении нижнего порога пульса – происходил переход к следующей фразе. В фазе отдыха ребенок получал возможность отдохнуть и расслабиться.

          Интерпретация результата: В результате проведенного сеанса диафрагмальное дыхание не стабильно. Частота и коэффициент дыхания понизились до пределов нормы. Пульс и дыхание (кардиораспираторное соотношение) частично синхронизированы.

На основании этого можно сделать вывод, что ребенок частично справился с предлагаемыми заданиями.Это связано с тем, что с ним не проводилась предварительная работа на АПК «Нейрокурс», которая предусматривает диагностику, тестирование и обучение.

             На обобщающем и заключительном этапе ребенок подводил итоги своей деятельности, выражал свои впечатления о занятии и демонстрировал положительные эмоции.

            В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое и зрительное внимание, зрительное восприятие, память и тактильные ощущения.

На занятии я старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с учеником и  создать ситуацию успеха при выполнении  заданий.

          Думаю, что поставленная мною цель выполнена, задачи реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях, журнал "ЛОГОПЕД" № 3, 2011 г.

Представлены авторские компьютерные игры-презентации по автоматизации поставленных звуков на разных этапах работы....

Рабочая программа индивидуальных коррекционных (логопедических) занятий на дому

Хочу поделиться своей рабочей программой с другими педагогами. Буду рада, если она поможет Вам в работе....

Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом

Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и  чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...

Конспект индивидуального коррекционно-логопедического занятия с учащейся 4 класса коррекционной школы 8 вида. ТЕМА: «Знакомство с аппаратно-программным комплексом «Нейрокурс» с БОС»

Конспект занятия  по теме "Знакомство с аппаратно-программным комплексом "Нейрокурс" с БОС разработан для учащегося 4 класса специальной коррекционной школы 8 вида.Данное занятие проведено мной н...

Рабочая программа коррекционного (логопедического) курса " Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа"

Данная программа разработана для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ, имеющх нарушения звукопроизношения....

Самоанализ индивидуального логопедического занятия

Тема  занятия  «Дифференциация  гласных звуков А, О, У, И и соответствующих им букв»Адресат: ученица 5 класса для детей со сложной структурой дефекта....

Индивидуальный коррекционно-логопедический маршрут обучающихся с НОДА

Презентация. Индивидуальный коррекционно-логопедический маршрут обучающихся с НОДА...