Программа индивидуальной коррекционной (логопедической) работы.
материал
Программа индивидуальной коррекционной (логопедической) работы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 381.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа индивидуальной коррекционной (логопедической) работы
Разработала:
Учитель-логопед
Карякина Н.В.
г. Канск
2025г.
- «Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке и автоматизации звука [С]» (на основе лексических тем: «Осень». «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты»).
- Пояснительная записка.
Программа предназначена для коррекции речи ребенка 5-ти лет с ОНР ІІІ уровня речевого развития, зачисленного на логопедические занятия сроком на два года, с учетом его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию речевых нарушений и социальную адаптацию, в условиях комбинированной группы. В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон.
Программа разработана на основе заключения ПМПК и в соответствии с ФАОП ДО.
Актуальность
С каждым годом увеличивается число детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Иногда родители до достижения ребенком старшего дошкольного возраста надеются, что речевые трудности у ребенка пройдут сами и отказываются от помощи специалистов. Часто в последний год перед школой они осознают речевую проблему у ребенка и соглашаются на прохождения ПМПК. Затягивание проблемы приводит к тому, что речевые нарушения данного ребенка оказываются значительно сильнее, чем в группе сверстников, которые уже получали помощь логопеда. Поэтому организация логопедической помощи такому ребенку требует индивидуального подхода, особенно в формировании и закреплении звукопроизносительных навыков при наличии неврологической симптоматики. Данную проблему можно решить при помощи разработки индивидуальной программы коррекционной работы по постановке, автоматизации и дифференциации звуков, включающей в себя работу по развитию всех компонентов речи.
Адресат: Илья Л., 5 лет 1 мес., дата рождения: 18.09.2020г., речевое заключение: ОНР 3 уровень (стертая форма дизартрии), посещает группу комбинированной направленности старшего возраста.
Представление учителя-логопеда.
Понимание обращённой речи приближено к норме, но остается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Физиологический слух в норме.
Строение артикуляционного аппарата в норме, но наблюдается сглаженность носогубных складок.
Артикуляционная моторика развита недостаточно. Язык тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках мышечная слабость увеличивается. Объем и амплитуда движений языка и губ недостаточные, испытывает значительные трудности с выполнением и удержанием артикуляционной позы, с упражнениями на переключение не справляется. Отмечается незначительная дивиация языка от средней линии вправо при артикуляционных пробах. Саливация при речевой нагрузке усиливается. Воздушная струя слабая и рассеянная, речевой выдох укорочен.
Речь недостаточно разборчивая, интонационно-выразительная окраска речи снижена.
В звукопроизношении наблюдается: межзубный сигматизм свистящих, замена [ц-ть], парасигматизм шипящих [ш-с], [ж-з], [щ-сь]; параротацизм [р-в], [рь-й], параламбдацизм [л-в], [ль-й]. Гласные звуки произносит нечетко с незначительным назальным оттенком. Наблюдается общая смазанность речи. Темп речи - замедленный.
Слоговая структура слов сформирована недостаточно. Слова сложного звуко-слогового состава упрощает, отмечаются пропуски звуков и целых слогов в трех- и четырехсложных словах, упрощения в словах слогов со стечением согласных, опускание окончаний длинных слов.
Фонематические процессы сформированы недостаточно. Не различает на слух свистящие-шипящие звуки, смешивает африкаты и соноры со звуками В и Й. Затрудняется в определении наличия-отсутствия заданного звука в слове, не определяет первый звук в слове, не может подобрать слова на заданный звук. Навыки звуко - буквенного анализа не сформированы.
Словарный запас развит недостаточно. Лексика включает все части речи, но объем словаря глаголов, прилагательных и наречий недостаточный. Наблюдается неточное употребление лексических значений слов, не всегда может подобрать обобщающее понятие, затрудняется сам называть части предметов, времена года, части суток. Испытывает значительные трудности при подборе антонимов и синонимов.
Грамматический строй речи недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции. Имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественном числе, в изменении существительных по падежам в единственном и множественном числах, согласовании прилагательных и существительных в косвенных падежах. Не справляется с заданиями на спряжение глаголов. Допускает ошибки в окончаниях при образовании относительных прилагательных от существительных. Путает пространственные предлоги: ПОД - НАД, ЗА - ПЕРЕД, С - ИЗ: сложные предлоги МЕЖДУ, ОКОЛО, ИЗ - ЗА, ИЗ - ПОД заменяет простыми или словами ТУТ, ЗДЕСЬ, ОТТУДА.
Наблюдается недостаточное развитие связной речи. Навык пересказа недостаточно сформирован, требуется постоянная наводящая помощь и уточнение. Ответы по содержанию дает верные. Серию сюжетных картин выкладывает верно, но рассказ недостаточно связный, сжатый. Описательным рассказом не владеет. При составлении рассказа по серии картин сюжетную линию выстраивает верно, но рассказ сжатый, несвязный.
В контакт вступает охотно, стремиться его поддерживать. Внимание недостаточно устойчивое, наблюдается быстрая утомляемость, при которой снижается интерес к выполнению заданий.
У ребенка наблюдается общая моторная неловкость, испытывает трудности при выполнении движений на координацию. Мелкая моторика развита недостаточно. При выполнении пальчиковых игр движения пальцев замедленные и неточные, графо-моторные навыки недостаточно сформированы. Карандаш держит верно, но линии неровные, нажим карандаша слабый.
Объем программы: 10 часов;
Режим занятий: 3 раза в неделю: понедельник 9.00-9.25; среда 10.00 – 10.25; пятница 9.00-9.25.
Форма занятий: индивидуальная.
- Цели и задачи программы:
Цель программы: создание условий для выравнивания речевого и психофизического развития ребенка с ТНР, его всестороннее гармоничное развитие, позитивную социализацию и развитие творческого потенциала на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Задачи программы:
- создать условия для формирования правильного звукопроизношения;
- вызвать и поддерживать у ребенка интерес к логопедическим занятиям и желание работать над речью;
- развитие речевого дыхания (сформировать силу и направленность воздушной струи);
- сформировать артикуляционную базу, необходимую для чистого и правильного произношения свистящих звуков;
- сформировать правильный артикуляционный уклад звука [С], с введением его в слоги, слова и фразовую речь;
- сформировать четкую и осознанную артикуляцию гласных звуков;
- усвоить графический образ гласных букв (А, О, У, Ы, И, Э) и буквы С;
- развить фонематический слух на базе гласных звуков и звука [С] (выделять среди других звуков, определять наличие/отсутствие в слоге и слове);
- обучать первоначальным навыкам звуко - буквенного анализа (навыки определять первый и последний звук, место звука в слове: начало/середина/конец; умение делить слова на слоги из 1-3 открытых слогов);
- формировать первоначальный навык чтения – слияние Г+Г, С+Г (на базе звука [С] и гласных звуков);
- обогащать словарь в рамках лексической темы «Огород. Овощи»;
- совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи (изменение существительных в родительном и творительном падежах в ед. и мн. числе).
- развивать речеслуховое внимание, память;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать социально-коммуникативные навыки общения.
- Содержание программы.
Направления работы | Основное содержание работы |
Развитие словаря | 1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем. 2. Обогащение словаря прилагательными, описывающими качества предметов (размер, форма, цвет, вкус, какие на ощупь и др.). 3. Пополнение активного словаря относительными прилагательными. 4. Обогащение глагольного словаря в рамках изучаемых лексических тем. 5. Формирование четких лексических значений пространственных предлогов НАД, ПОД, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ. 6. Усвоение порядковых числительных (первый, второй, третий, четвертый, пятый). |
Развитие грамматического строя речи | 1. Развитие умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам. 2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в родительном и творительном падеже в предложных и беспредложных конструкциях. 3. Закрепление умения согласовывать существительные с числительными (1-5). 6. Закрепление умения спрягать глаголы по лицам и числам. 7. Развитие навыков составления простых распространенных предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине. |
Развитие просодической стороны речи | 1. Развитие речевого дыхания, силы и направленности воздушной струи. 2. Формирование умения соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса. 3. Формирования умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шёпотом. 4. Формирование умения говорить в спокойном темпе. 5. Работы над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи. |
Коррекция произносительной стороны речи | 1. Активизация и совершенствование движений речевого аппарата (развитие подвижности губ, укрепление кончика языка, умение удерживать его за нижними резцами и выгибать вверх с упором в них, формировать желобок посередине языка, удерживать верхние резцы над нижними, совершать движения с изменением тонуса «иголочка-лопатка», развитие силы мышц языка и губ). 2. Постановка праильного зазубного произношения звука [С]. 3. Автоматизации правильного произношения звука [С] в слогах, словах и коротких фразах. 4. Формировать у ребенка осознанность при произношении звука [С] (усвоение правильной артикуляционной позы звука) с подключением зрительного, слухового и кинестетического контроля. 5. Формировать четкое осознанное произношение гласных звуков и их сочетаний с подключением зрительного контроля. |
Работа над слоговой структурой слова | 1. Закрепление навыков произношения и использования в активной речи двух-трёхсложных слов без стечения согласных с делением их на слоги (отхлопывание по слогам). 2. Формирование умения правильно произносить и использовать в активной речи односложные слова со стечением согласных. |
Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза | 1. Формирование четкого акустического образа звука [С]. 2. Формирование навыка выделение звука [С] на слух среди других звуков при изолированном произношении и на уровне слогов и слов. 3. Формирование навыка определения первого и последнего звука в слове. 4. Формирование навыка определения места звука в слове – начало/середина/конец (на основе работы со звуком [С]) и умения понимать схему слова и работать в ней. 5. Формирование навыка выполнять слоговой анализ и синтез слогов и слов из одного – пяти звуков с определением их последовательности в слове с на схему (фишки черного цвета). 6. Усвоение понятий: «слог», «звук», «гласный звук», «слово». 7. Формирование навыка определять гласные звуки в словах и находить их в схеме слова с обозначением фишкой красного цвета (заменой черной фишки на красную). |
Развитие связной речи и речевого общения | 1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения. 2. Развитие навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко. 3. Закрепление умения составлять описательные рассказы овощи и фрукта с опорой на план-схему. |
Развитие моторных навыков | 1. Формирование щипкового захвата с захватом мелких предметов тремя пальцами. 2. Формировать верный и достаточно сильный захват карандаша. 3. Развитие навыка рисования прямых и замкнутых линий с достаточным нажимом. 4. Развитие объема, силы и переключаемости при выполнении общефизических упражнений (бег. ходьба, марширование, приседания, прыжки, наклоны и т.п). 5. Развитие общей координации и чувства равновесия. |
Методы логопедического воздействия:
- Словесные;
- Наглядные;
- Игровые;
- Практические.
Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-педагогического обследования ребенка. При диагностике применяется методика обследования речевого развития Н.В. Нищевой «Речевая карта от 4 до 7 лет». Результаты мониторинга находят отражение в речевой карте, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций ребенка. На основании полученных данных о психоречевом развитии и рекомендации ПМПК разрабатывается индивидуальная программа коррекционной логопедической помощи, которая утверждается на педагогическом совете. Результаты освоения программы учитываются в ежегодном отчете учителя-логопеда и анализе эффективности логопедической работы (аналитической справке).
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Задачи занятия | Содержание: методы и приемы коррекционно-педагогического воздействия (упражнения, игры, практические работы) | Развивающая предметно-пространственная среда (средства, оборудование, раздаточный, демонстрационный материал) |
1 | Подготовка к постановке звука [С]. | 1.Развивать подвижность артикуляционных мышц языка. 2. Формировать статические артикуляционные позы для правильного артикуляционного уклада звука [С]. 3.Вырабатывать холодную, направленную по середине языка, воздушную струю. 4. Формировать четкое произношение и артикулирование гласных звуков ([А], [О], [У], [Ы]). и навык соотнесить с их символичным изображением (символы гласных). 5.Развивать мелкую моторику. 6. Обогащать словарь прилагательных по теме «Осень». 7. Развивать лексико-грамматический строй речи:
6.Развитие слухового внимания и памяти. 8. Формирование усидчивости и интереса к занятиям. 9. Усвоение норм и правил поведения на занятии. | Артикуляционные упражнения (статические и динамические):
Упражнение на дыхание «Ветерок - озорник» - сдувание с дерева листочков. Специфические дыхательные упражнения, вырабатывающие холодную воздушную струю, направленную косо вниз (дуть по желобку высунутого языка). Словарь: осина, осиновый. Игра «Узнай звук и покажи символ». Наши осиновые листья с секретом. Переворачивай их. Знакомство с символами гласных звуков, угадывание символа по беззвучной артикуляции. Отработка артикуляции у зеркала. Упражнение на координацию «Осень». Вдруг закрыли небо тучи, встаем на носочки, поднимаем вверх перекрещенные руки. Начал капать дождь колючий. Прыгаем на носочках, держим руки на поясе. Дождик долго будет капать, Прыгают на носочках, держат руки Разведет повсюду слякоть. на поясе. Грязь и лужи на дороге, Идем по кругу, высоко поднимая Поднимай повыше ноги! колени. Р/игра для развития фонематического слуха «На что похож звук [С]?». Ребенок слушает звук [С], который произносит логопед и они определяют, что он похож на звук льющейся из крана воды. Знакомство с символом звука – картинкой. «Поймай звук С» (подними картинку - символ, когда услышишь звук водички). Обогащение глагольного словаря Игра с мячом «Что делает?» (подбор слов действий к предмету) Дождь (идет, льет, моросит) Ветер (дует, воет, кружит) Тучи (ползут, летят, закрывают) Листья (летят, желтеют, кружатся, опадают). Речевая игра с мячом «Один-много» (на лексической теме «Осень») Лист - …, лужа - …, дождь - …, ветер - …, зонт - …, стая - …, и т.д.
Рефлексия | Зеркало. Набор картинок к артикуляционной гимнастике, пинцет, пластмассовые фигурки – листочки (березовые и кленовые). Ребенок выполняет артикуляционные упражнения и выкладывает их пинцетом на ритмический ряд. Логопед уточняет названия листочков (листочки чередуются) Лист А4 «Осина», заламинированные листочки (на обратной стороне символы гласных звуков) Зеркало, заламинированные листочки (на обратной стороне символы гласных звуков) Н.В. Нищева Конспекты подгрупповых занятий (старшая группа). Стр.14. Символ звука [С] – кран с льющейся водой. Символ звука [С]– кран с льющейся водой. Н.В. Нищева Конспекты подгрупповых занятий (старшая группа). Стр.32 . Мяч среднего размера. |
2 | Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [С]. | 1. Развивать подвижность артикуляционных мышц языка и губ. 2. Вырабатывать силу и направленность воздушной струи, идущей по середине языка. 3. Закрепить статические артикуляционные позы для правильного артикуляционного уклада звука [С]. 4. Развивать фонематический слух. 3.Вырабатывать длительное и четкое произношение гласных звуков ([А], [О], [У], [Ы]). 4. Закрепить символы гласных звуков ([А], [О], [У], [Ы]) и повторить их графическое изображение – буквы. 5. Формировать звуковой образа звука [С]. 6.Развивать мелкую моторику. 7. Обогащать словарь (относительные прилагательные). 8. Развивать слуховое внимание и речеслуховую память. 10. Формировать первоначальные навыки звукового анализа. 11. Воспитывать усидчивость и интерес к занятиям. 12. Усвоить нормы и правила поведения на занятии. | Артикуляционные упражнения:
Специфическое дыхательное упражнение, вырабатывающие холодную воздушную струю, направленную по середине языка косо вниз: «Загони мяч в ворота». Упражнение на развитие мелкой моторики и отработку изолированного произношения гласных звуков (развитие пинцетного захвата, с чередованием правой и левой рук). Игра «Разложи овощи» - ребёнок слушает звук, затем пинцетом берёт овощ, который соответствует символу произнесенного логопедом гласного звука (лежит рядом с ним) и отправляет в стаканчик перед которым лежит соответствующая гласная буква. В этот момент произносит этот гласный звук ([А], [О], [У] или [Ы]). Руки чередуются (выполняет правой, а затем левой). Упражнение «Каштаны» на развитие мелкой моторики. Каштаны в ладошке я крепко держу, Каштаны в ладошке кручу и кружу. Я ловко катаю каштаны в ладошке, Они убегают как мышки от кошки! Выделение на слух и в произношении первого ударного гласного звука в словах с показом буквы. Р/и игра «Назови первый звук». Мы с тобой будем готовить салат из овощей, послушай слово и назови первый звук в слове (звук в слове выделяется произношением). Логопед называет слова (аист-Инна-утка-Эля- осень …), ребенок повторяет слово, а затем называет первый звук их него и берет овощ с соответствующей этому звуку буквой. Игра «Поймай звук». Выделение на слух звука [c] из ряда слогов с показом символа: са, ку, пу, та, го, со, ва, но, су, вы, та ….
Игра «Разноцветные листья» (образование относительных прилагательных) Угадай с какого дерева упал лист. Лист упал с клена. Кленовый листок. Словарь: клен, кленовый, дуб, дубовый, береза, березовый, осина, осиновый, рябина, рябиновый. Рефлексия | Зеркало, карточки с иллюстрированием упражнений. Лист А4 с «Осина» и листочки на липучках Ребенок выполняет упражнения и срывает по одному листочку. Мяч (шарик из фольги маленького размера) и ворота из кубиков Мелкие муляжи овощей, цветные стаканчики, 2 пинцета, 4 стаканчика, символы гласных звуков А, О, У, Ы, И, гласные буквы, пинцет. Н.В. Нищева Конспекты подгрупповых занятий (старшая группа). Стр.21.. Лист А4 с липучками, картинки овощей с буквами А, О, У, Ы на липучках. Символ звука [С] – кран с льющейся водой. Н.В. Нищева Конспекты подгрупповых занятий (старшая группа). Стр. 24. Мяч среднего размера |
3. | Постановка звука [С].. | 1.Развивать подвижность артикуляционных мышц языка и губ. 2. Закреплять статические артикуляционные позы для правильного артикуляционного уклада звука [С]. 3.Вырабатывать силу и направленность воздушной струи. 4.Упражнять в переключении артикуляционных поз гласных с образованием слогов (АУ, УА, УО, УЫ). 5. Обучать звуковому анализу слогов (из двух гласных звуков). 6. Закреплять образы гласных букв: А, О, У, Ы и формировать навык чтения на их основе (слияние). 7. Постановка звука [С]; (по подражанию, смешанным способом или механическим) -формировать и удерживать артикуляционную позу; 8. Закреплять звуковой образ звука [С]. 9. Познакомить с понятием звук [С] и буква С – усвоить графический образ буквы. 10. Развивать фонематический слух. 11. Формировать лексико - грамматический строй речи:
12. Развивать слуховое внимание и речеслуховую память. 13.Развивать моторные навыки и чувство равновесия. 13. Воспитывать усидчивость и интерес к занятиям. | Артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Лопаточка», «Горка», «Киска сердится». Специфическое дыхательное упражнение, вырабатывающие холодную, сильную воздушную струю, направленную по середине языка косо вниз (шарик среднего размера, ворота стоят дальше) «Загони мяч в ворота». Перед выполнением упражнения ребенок строит ворота по схеме. Затем, используя предлоги НАД и ПОД, проговаривает, какой овощ над каким, и какой под каким). Игра «Песенки гласных». Обучение навыку чтения слогов. Ребенок длительно произносит гласный, буква которого находится с левой стороны и ведет пальчиком по дорожке. При приближении к букве, находящейся справа произносит следующий звук (добиваемся слитного произношения). Далее выкладываем слог АУ и выполняем анализ слога, выкладываем схему красными кружочками. Подвижная игра на координацию «Листья». Листья осенние тихо кружатся, Кружаться, расставив руки в стороны. Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают. И под ногами шумят, шелестят, Движения руками влево – вправо. Будто опять закружиться хотят. Кружаться на носочках. Упражнение на координацию (с использованием межполушарной доски) «Поймай овощи». Ребенок стоя на доске с помощью удочки с магнитом ловит карточки с овощами, на которых написаны сочетания гласных, произносит их с помощью логопеда. Кладет карточку в корзинку и по памяти производит звуковой анализ (назови первый звук, назови второй звук). Постановка звука [C] -произношение звука логопедом и уточнение артикуляционной позы (при затруднении применяется механической помощь) -вызывание звука изолированно. - тренировка пролонгированного звучания - произношение с одновременным проведением пальчиком по звуковой дорожке «Ручеек» (выполняется если произношение не вызывает затруднения у ребенка и выполняется без зрительного контроля). Характеристика звука [C]. Логопед заполняет таблицу символическими изображениями положения языка, зубов, губ, температуры и направления воздушной струи и поясняет их значение. Ребенок запоминает и повторяет. Знакомство с графическим образом звука [C] - буквой С. - рассматривание буквы С; - письмо буквы маркером на доске; - нахождение и обводка правильных букв и зачеркивание неправильных. Обогащение словаря прилагательными. Упражнение «Какой? Какая?» (размер, цвет, вкус, форма) Развитие ЛГСР Игра «Сосчитай овощи». Пересчет предметов и выкладывание их в окошки ритмического ряда, в которых находятся цифры (с согласованием числительного и существительного). Рефлексия | Зеркало, карточки с иллюстрированием упражнений. Лист А4 с «Копатыч на огороде» и картофелины на липучках Графическая схема «Ворота» с липучками (овощи на липучках прикреплены к деталям ворот). Шарик из фольги среднего размера, кубики с картинками овощей. Слайд презентации «Огород. Овощи». Слайд «Предлоги НА, ПОД». Пособие «Звуковая линейка» из дерева с гласными буквами: А, О, У, Ы. Н.В. Нищева. Рабочая тетрадь. Развитие фонем-х процессов и навыков звукового анализ и синтеза. Задание 15. Стр.10 Н.В. Нищева Конспекты подгрупповых занятий (старшая группа). Стр.26.. Межполушарная доска, удочка с магнитом, карточки овощей на магнитах с сочетаниями гласных: АУ, УА, АИ, ИА, АЫ, УЫ, АО, ОА. Зонд «Уточка», символ звука [C], звуковая дорожка «Ручеек». Таблица характеристики звука [С] с карточками на липучках. Маркерная доска, маркер. Лист А4 с буквами С (варианты верного и неверного написания). Картинки овощей и нарезанные овощи (огурец, репа, капуста) Муляжи овощей, ритмический ряд с цифрами. |
4. | Автоматизация звука [С] в прямых слогах с введением в начало слов (гласная в ударной позиции). | 1. Развивать артикуляционные мышцы языка и губ. 2. Развивать силу и направленность воздушной струи. 3.Развивать мелкую моторику. 4. Усвоить артикуляционную позу звука [С]. 5. Формировать длительность и четкость произношения звука [С]. 6. Познакомить с понятием звук [С] и буква С – запоминание графического образа буквы С. 7. Ввести звук [С] в открытые слоги СА, СО, СУ, СЫ, СЭ. 8. Автоматизировать звук [С] в прямых слогах с введением в начало слов. 9. Закрепить навык звуко -буквенного анализа слога С+Г (на базе отработанных слогов). 10. Познакомить со схемой слова (начало, середина, конец) и сформировать навык определения места звука в слове. 11. Развивать лексико-грамматический строй речи:
12. Развивать слуховое внимание и речеслуховую память. 12. Воспитывать усидчивость и интерес к занятиям. | Артикуляционные упражнения: «Улыбочка - трубочка», «Заборчик», «Лопаточка», «Горка», «Бусина на ниточке» (по 3 раза каждое). После выполнения каждого упражнения ребенок в мешочке на ощупь определяет овощ и кладет его в ведерко. В конце пересчитывает овощи и согласует с числительным (закрепление). Упражнение «Загони мяч в ворота» Специфическое дыхательное упражнение, вырабатывающие холодную сильную воздушную струю, направленную по середине языка косо вниз Уточнение артикуляции звука [C] и его характеристика с помощью заполнения таблицы. Ребенок с наводящей помощью заполняет таблицу символическими изображениями положения языка, зубов, губ, температура и направление воздушной струи и поясняет. Игра «Найди букву». Нахождение буквы С среди других букв. Ребенок находит и обводит овощи с буквой С. После выполнения задания ребенок называет где находились овощи на противне, используя предлоги НАД, ПОД. Закрепление произношения звука С и ведение его в прямые слоги с помощью слоговой дорожки (проводим пальчиком от буквы С к гласным А, О, У, Ы и произносим получившиеся слоги). Звуковой анализ слогов со звуком С. Составление слогов из букв с выполнением звукового анализа и составлением звуковой схемы (СА, СО, СУ, СЫ, СЭ). Пальчиковая гимнастика «Капуста». Что за скрип? (Сжимать и разжимать пальцы) Что за хруст? Это что ещё за куст? (Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном» покружить ими.) Как же быть без хруста? (Сделать из пальцев шар) Если я капуста!
Введение слога СА в словах с гласным в ударной позиции: Повтор за логопедом (картинки показываются). Логопед обращает внимание, что звук [С] первый, значит находится в начале слова. Показ схемы слова и места первого звука на ней. Са-са_са—сад, сам, сани Со-со-со—сом, Соня, сода Су-су-су—суп, сук, сумка Сы-сы-сы—сын, сыпать, сыч. Игра «Назови и возьми картинку». Ребенок сам называет картинку и стучит по ней молоточком с липучкой. После располагает картинку в первое окошко на схеме. Развитие слухового внимания и памяти-упражнение «Запомни-повтори» ряды слогов, ряды слов, с СА СУ СО СЫ (сы-сы-сы - тихо тикают часы, сы-сы-сы на столе лежат часы, са-са-са под кустом сидит лиса, су-су-су – я малину принесу, со-со-со у папы колесо). Развитие ЛГСР и ловкости рук. Игра с мячом «У меня есть, а у тебя нет» (огурец – нет огурцА, огурцы – нет огурцОВ, репа – нет репЫ, - нет реп, перец – нет перицА, парцы – нет перцЕВ и т.д). Рефлексия | Зеркало, карточки с иллюстрированием упражнений и стихотворным материалом для артикуляционной гимнастики. Шарик из фольги среднего размера и ворота из кубиков. Таблица «Характеристика звука» [С] с карточками-символами на липучках. Лист А4 «Противень с овощами» с контурным изображением овощей на которых написаны разные буквы, карандаш. Слоговая дорожка, гласные буквы А, О, У, Ы. Магнитная доска, магнитные фишки красного и черного цвета, магнитные буквы. Массажное колечко «Су - Джок» Предметные картинки со звуком [С] в начале слова, молоточек с липучкой. Предметные картинки со звуком [С] в начале слова, молоточек с липучкой, схема слова «Домик» Компьютерная презентация «Автоматизация звука [С] в прямых слогах». Мяч среднего размера |
5. | Автоматизация звука [С] в обратных слогах с введение в конец слов (гласная в ударной позиции). | 1. Развивать артикуляционную моторику языка и губ. 2. Вырабатывать силу и направленность воздушной струи 3.Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие. 4. Уточнить артикуляционную позу звука [С]. 5. Развивать слуховое внимание и память (припоминание слов с обратными слогами). 6. Автоматизировать звук [С] в цепочках прямых слогов с введением в обратные слоги. 7. Формировать навык звуко-слогового анализа (на базе отрабатываемых слов). 8. Развивать навык четкого проговаривание предложений на базе корректируемого звука [С]. 9. Формировать лексико -грамматический строй речи:
родительного падежа существительных во мн. ч. 10. Развитие связной речи. 11. Развивать слуховое внимание и речеслуховую память. 12. Развивать навык ориентировки на плоскости листа. 13. Воспитывать усидчивость и интерес к занятиям. | Артикуляционная гимнастика с использованием Д/и «Собираем овощи». Помоги зайцу пройти по огороду и собрать овощи. Картинки овощей закрыты карточкой с упражнением (упражнения выполняется по порядку согласно указанию стрелок). При прохождении лабиринта ребенок использует предлоги НАД и ПОД. «Улыбка», «Трубочка», «Улыбка - трубочка», «Заборчик», «Лопаточка», «Чистим нижние зубки», «Горка», «Катушка», «Бусина на ниточке» (время выполнения контролируется песочными часами). Упражнение «Загони мяч в ворота». Специфическое дыхательное упражнение, вырабатывающие холодную сильную воздушную струю, направленную по середине языка косо вниз. Уточнение артикуляции звука [C] и его характеристика с помощью заполнения таблицы. Ребенок самостоятельно заполняет таблицу символическими изображениями положения языка, зубов, губ, температура и направление воздушной струи и поясняет. Пальчиковая гимнастика «У Лариски – две редиски» Выполняется два раза. Первый раз начиная с большого и указательного пальца левой руки, второй с правой. Закрепление произношения звука в прямых слогах. Игра «Пальчики шагают». Указательный и средний палец правой руки шагает по отверстиям в пальцеходе с одновременным проговариванием цепочек слогов (слоги из букв составляются логопедом перед проговариванием слогов над пальцеходом): АС-АС-АС-АС…. ОС-ОС-ОС-ОС…. УС-УС-УС-УС…. ЫС-ЫС-ЫС-ЫС…. Упражнение на координацию (с использованием межполушарной доски) с отработкой предлогов «ЗА-ПЕРЕД» Ребенок стоит на доске, перед ним домик. ЗА ним и ПЕРЕД ним лежат картинки с магнитами. Ребенок удочкой ловит картинки и составляет предложения: Сани ЗА домом. Сумка перед домом. (слова на отработку со звуком С в начале: санки, салат, сода, сова, суп, судак, сухари, сундук, сыч). Введение звука [С] в обратные слоги с помощью слоговой дорожки (проводим пальчиком от гласных букв А, О, У, Ы к букве С и произносим получившиеся слоги). Затем выкладываем слог из букв и читаем слоги: АС, ОС, УС, ЫС, ЭС. Развитие слухового внимания и памяти. Упражнение «Запомни-повтори» ряды слогов, ряды слов, с АС УС ОС ЫС (ас-ас-ас - спелый ананас, ос-ос-ос – холодный нос, ус-ус-ус – соленый вкус, ыс-ыс-ыс – папа пьет кумыс). Игра «Назови и возьми картинку». На столе лежат картинки со звуком С в конце слов. Ребенок называет картинку и стучит по ней молоточком с липучкой. После располагает картинку в третье окошко на схеме слова. Деление слова на слоги «Отхлопай слово по слогам»: сын, часы, сок, сани, лиса, сова, весы. Ребенок достает фигурку из мешочка, называет картинку, затем проговаривает ее с одновременны отхапыванием по слогам. Развитие ЛГСР Игра «Один-много». Ребенок достает муляжи овощей из мешочка, называет их, а потом добавляет слово МНОГО… (морковь – много …, огурец- много …, лук – много …, свекла – много … и т.д). Что было в мешочке? –овощи. Проговаривание предложений: У мамы сын Саня. У Сани новый самокат. У Саниной мамы бусы. Саня и Саня пьют сок. У Сани сок. У Сони сумка. У собаки мокрый нос. Соня пьет квас. Соня и Саня пошли в лес. Соня ест ананас. Составление рассказа-описания об овоще по схеме. Рефлексия | Зеркало, лист А4 «Огород» с овощами на липучках, карточки с упражнениями, дидактическое пособие «Стрелки», песочные часы на 10 секунд. Шарик из фольги большого размера и ворота из кубиков. Таблица «Характеристика звука» [С] с карточками-символами на липучках. «Пальцеход» с отверстиями (пальчики шагают по отверстиям). Межполушарная доска «Бильгоу», картинки с магнитами, удочка, домик. Пособие «Слоговая дорожка». Компьютерная презентация «Автоматизация звука [С] в обратных слогах». Предметные картинки со звуком в конце слов, молоточек с липучкой, схема слова «Домик». Деревянные фигурки с изображением предметов, мешочек. Картинки овощей и нарезанные овощи (огурец, репа, капуста) Сюжетные картинки. Н.В. Нищева Конспекты подгрупповых занятий (старшая группа). Стр.60. |
6. | Автоматизация звука [С] в слогах типа ГСГ с введением в середину слов. | 1.Развивать артикуляционную моторику. 2. Вырабатывать силу и направленность воздушной струи. 3. Развивать мелкую моторику с нейроподходом. 4. Уточнить артикуляционную позу звука [С]. 5. Автоматизировать звук [С] в цепочках прямых и обратных слогов. 6. Автоматизировать звук [С] в слогах АСА, ОСО, УСУ, ЫСЫ, ЭСЭ и словах (середина слова). 7. Развивать слуховое внимание, зрительную и речеслуховую память. 8. Формировать навык четкого проговаривания предложений на базе корректируемого звука [С]. 9. Обучать навыку звуко-слогового анализа (на базе отработанных слов). 10. Формировать лексико-грамматический строй речи:
творительного падежа существительных в ед. ч.. 11. Развивать слуховое внимание и речеслуховую память. 12. Воспитывать волевые качества и интерес к занятиям. | Артикуляционные упражнения: Одновременно с выполнением упражнений ребенок катает между ладоней массажный шарик «Су-Джок». Упражнение «Загони мяч в ворота». Специфическое дыхательное упражнение, вырабатывающие холодную сильную воздушную струю, направленную по середине языка косо вниз
Уточнение артикуляционной позы без опоры на схему. Далее проверяем правильность на схеме.
Введение звука в слогах ГСГс помощью слоговой дорожки. (проводим пальчиком от гласной буквы к букве С и обратно). Составляем из букв получившиеся слоги и читаем их. Закрепление произношения звука [С] слогах. Игра «Пальчики шагают». Указательный и средний палец правой и левой руки ребенка одновременно шагают по отверстиям в пальцеходах, он в это время с проговаривает цепочки слогов: АСА-АСА-АСА-АСА…. ОСО-ОСО-ОСО-ОСО…. УСУ-УСУ-УСУ-УСУ…. ЫСЫ-ЫСЫ-ЫСЫ-ЫСЫ…. ЭСЭ-ЭСЭ-ЭСЭ-ЭСЭ… Пальчиковая гимнастика «Приглашаем в огород». Приглашаем мы народ! (сделать руками жест к себе) Заходите в огород! (развести руки в стороны перед собой) Проходите между гряд, (указательные и средние пальцы обеих рук, шагают по столу) Там огурчики лежат. (сложить пальцы овалом), Помидоры висят, прямо в рот хотят! (соединить большие пальцы и сомкнуть остальные - сделать круг) Рядом спеет репка – ни густа, ни редка. (соединить пальцы рук сердечком) Наберем мы овощей (кладем правой рукой воображаемы овощи в левую) Для себя и для друзей! (показать на себя, а потом на других). Деление слова на слоги «Отхлопай слово по слогам». Проговаривание слов со звуком в середине слов с отхлопыванием по слогам: осока, оса, лиса, коса, полоса, волосы, носок, посуда, песок, кусок, поясок и т.д. Затем определяем первый и последний звук в слове. Усваиваем правило, что если звук в слове не первый и не последний, то он находится в середине слова. Развитие ЛГСР Игра «Где заяц?». Заяц прибежал на огород за морковкой, увидел пугало и испугался, стал бегать туда-сюда. Скажи где заяц? (логопед перемещает зайца по огороду). Заяц ЗА пугалом, Заяц ПЕРЕД пугалом. Заяц ЗА капустой, Заяц ПЕРЕД капустой. Заяц МЕЖДУ пугалом и капустой. Игра «Чего не стало?». Рассматриваем и запоминаем 6 - 8 картинок на слайде, расположенных в один ряд. Затем одну картинку убираем и просим сказать, чего не стало (используем слова со звуком [С] в отрабатываемой позиции СОВА, ЛИСА, САНКИ, СОБАКА, ПОЯС, ЛЕС, КОЛЕСО, ПОСУДА, КОСА, ОСОКА). Изучение предлога МЕЖДУ. Когда картинку возвращаем спрашиваем: где лежала картинка? (Пример: Посуда лежала МЕЖДУ собакой и совой). Рефлексия | Зеркало, шарик «Су-Джок», песочные часы на 10 секунд. Шарик из фольги большого размера и ворота из кубиков. Таблица «Характеристика звука» с [С] карточками-символами на липучках. Слоговая дорожка, гласные буквы А, О, У, Ы (2 набора) и буква С. Два пальцехода 2-1-2-1. Деревянные фигурки с изображением предметов со звуком [С] в середине слова, мешочек, схема слова «Домик». Компьютерная презентация «Огород. Овощи». Слайд «Предлоги ЗА, ПЕРЕД, МЕЖУ» Компьютерная презентация «Огород. Овощи». Слайд «Предлог МЕЖДУ» |
7. | Автоматизация звука [С] в разных позициях слова (без стечения согласных) с введением во фразовую речь. | 1.Развивать артикуляционную моторику. 2. Вырабатывать силу и направленность воздушной струи. 3.Развивать мелкую моторику с нейроподходом. 4. Автоматизировать звук [С] в разных позициях слов без стечения согласных. 5. Развивать слуховое внимание и мышление. 6. Формировать навык четкого проговаривания предложений на базе корректируемого звука со словами без стечения согласных. 7. Обучать навыку деления слов на слоги (слова из 1-3 открытых слогов) 8. Формирование лексико-грамматического строя:
творительного падежа существительных в ед.ч. 9. Развивать слуховое внимание и речеслуховую память. 10. Воспитывать волевые качества и интерес к занятиям. | Артикуляционные упражнения с усложнением: «Заборчик» (с удержанием между резцов палочки – рисование ею в воздухе фигур) «Лопаточка-Иголочка» (при выполнении выполняем нейроупражнение «кулак-ладонь») «Чистим нижние зубки» (при выполнении выполняем нейроупражнение «кулак-ладонь») «Горка» - (с удержанием у нижних резцов ушной палочки, которую логопед пытается забрать) «Катушка» (усложнение – при выполнении выполняем нейроупражнение «кулак-ладонь») Упражнение «Загони мяч в ворота». Специфическое дыхательное упражнение, вырабатывающие холодную сильную воздушную струю, направленную по середине языка косо вниз Игра «Назови и возьми картинку». На столе лежат картинки со звуком [С] в разных позициях слова. Ребенок называет картинку и стучит по ней молоточком с липучкой. Далее определяет место звука [С] в слове и кладет картинку в окошко, соответствующее месту звука в слове. Р/и «Что в мешочке?» Упражнение «Отхлопай слово по слогам» (из одного - трех открытых слогов): собака, колесо, посуда, полоса, волосы, песок, Соня, сок, осока. Д/и «Сколько звуков в слове?» Звуковой анализ слова СУП с выкладыванием на каждый звук по одной черной фишке. Сколько звуков в слове? Назови первый звук. Назови второй звук. Назови третий звук. Р/ игра с мячом «Нелепицы». Послушай внимательно, и исправь ошибку. Сосна сидит на сове. В колбасе лежит сумка. У усов длинный сом. Собаку съела колбаса. На Соне сидят санки. Соню посадила капуста. Р/игра «Кто за кем?». Ребенок рассматривает сюжетную картинку, на которой персонажи из сказки тянут репку. Логопед задает вопросы, а ребенок отвечает полным предложением: Кто перед бабкой? Кто за внучкой? Кто между внучкой и мышкой? И т.д. Р/игра с мячом «Исправь ошибку». Мышка перед кошкой. Внучка между бабкой и дедкой. Кошка перед Жучкой.
Рефлексия | Зеркало, ушная палочка, палочка от мороженного, песочные часы на 10 секунд. Шарик из фольги большого размера и ворота из кубиков. Предметные картинки со звуком [С] вначале, середине и конце слов, молоточек с липучкой, схема слова «Домик». Мешочек и деревянные фигурки с изображением предметов. Магнитная доска, черные фишки. Мяч среднего размера. Компьютерная презентация «Огород. Овощи». Слайд «Предлоги ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ». Мяч среднего размера. |
8. | Автоматизация звука [С] в слогах со стечением согласных с введением в слова. | 1.Развивать артикуляционную моторику языка и губ (сила и переключение). 2. Вырабатывать силу и направленность воздушной струи. 3. Развивать мелкую моторику. 4.Автоматизировать звук [С] в закрытых слогах со стечением согласных и словах с ними. 5. Развивать речеслуховое внимание и речеслуховую память. 6. Обучать навыку звуко-слогового анализа (на базе отработанных слов) 7. Обогащать словарь относительными прилагательными, образованными от названия фруктов. 8. Формирование лексико-грамматического строя речи:
9. Развитие связной речи. 10. Развивать слуховое внимание и речеслуховую память. 11. Воспитание усидчивости и интереса к занятиям. . | Артикуляционные упражнения с усложнением. «Улыбка - трубочка» (с сопротивлением - логопед удерживает уголки губ), «Заборчик» (с удержанием между резцов палочки – рисование ею в воздухе фигур) «Лопаточка-Иголочка» (при выполнении выполняем нейроупражнение «кулак-ладонь») «Чистим нижние зубки» (при выполнении выполняем нейроупражнение «кулак-ладонь») «Горка» - (с удержанием у нижних резцов ушной палочки, которую логопед пытается забрать) «Катушка» (усложнение – при выполнении выполняем нейроупражнение «кулак-ладонь»). Упражнение «Загони мяч в ворота». Специфическое дыхательное упражнение, вырабатывающие холодную сильную воздушную струю, направленную по середине языка косо вниз. Д/игра «Сколько звуков в слове?». Звуковой анализ слова СОН с выкладыванием на каждый звук по одной черной фишке. Сколько звуков в слове? Назови первый звук. Назови второй звук. Назови третий звук. Какой гласный звук есть в слове? (О) Найди его на схеме. Замена черной фишки на фишку красного цвета. Пальчиковая гимнастика с шариком «Су-Джок» Сливу я держу в руке, Зажимаю в кулаке, Отпускаю, разжимаю И ладошками катаю. Автоматизация звука [c] в закрытых слогах со стечением согласных и словах с ними (повтор по памяти): Ста-ста-ста-стакан, станок, стадо, стадион; Ста-ста-ста- паста, невеста, мангуста; Сто-сто-сто-стон, стог, стоп, стой; Сто-сто-сто-стойка, место, тесто, пусто; Сту-сту-сту—стук, ступа, ступенька, пастух; Сты-сты-сты—стык, стынуть, мосты, кусты. Р/игра с мячом «Добавь словечко». Подбор существительных к притяжательным местоимениям: мой, моя, мое, мои. Стадо, стадион, паста, стог, невеста, стойка, ступа, ступенька, пастух, поступь, поступок, мосты, кусты. Упражнение «Запомни-повтори». Слава съел салат капустный, Р/игра «Назови сок» Образование названия сока от существительных (фрукты) Яблоко - …, слива - …, груша - …, ананас - …, апельсин - …, персик - …., абрикос - … , слива - …. Составление рассказа-описания о фрукте по схеме. Рефлексия | Зеркало, ушная палочка, палочка от мороженного, песочные часы на 10 секунд. Шарик из фольги большого размера и ворота из кубиков. Магнитная доска, фишки черного и одна красного цвета. Шарик «Су-Джок» Компьютерная презентация «Автоматизация звука С в закрытых слогах со стечением согласных». Мяч среднего размера. Компьютерная презентация «Сад. Фрукты». Слайд «Назови сок». План-схема для описания фрукта. |
9. | Автоматизация звука [С] в закрытых слогах со стечением согласных с введением в слова и фразовую речь. | 1. Развивать артикуляционную моторику языка и губ (силу и переключение). 2. Вырабатывать силу и направленность воздушной струи. 3. Развивать мелкую моторику. 4. Автоматизировать звука [с] в закрытых слогах со стечением согласных и словах с ними 5. Развивать речеслуховую памяти. 6. Развивать навык четкого проговаривания предложений на базе корректируемого звука (проговаривание предложений, нахождение слов со звуком [с]). 7. Формировать лексико-грамматический строй речи:
8. Развивать внимание и речеслуховую память. 9. Развивать межполушарное взаимодействие. 10. Воспитывать волевые качества и интерес к занятиям. . | Артикуляционные упражнения с усложнением. «Улыбка - трубочка» (с сопротивлением - логопед удерживает уголки губ); «Заборчик» (с удержанием между резцов палочки – рисование ею в воздухе фигур); «Лопаточка-Иголочка» (при выполнении выполняем нейроупражнение «кулак-ладонь»); «Чистим нижние зубки» (при выполнении выполняем нейроупражнение «кулак-ладонь»); «Горка» - (с удержанием у нижних резцов ушной палочки, которую логопед пытается забрать); «Катушка» (усложнение – при выполнении выполняем нейроупражнение «кулак-ладонь»). Упражнение «Загони мяч в ворота». Специфическое дыхательное упражнение, вырабатывающие холодную сильную воздушную струю, направленную по середине языка косо вниз (ворота отодвигаем дальше). Д/и «Сколько звуков в слове?» Звуковой анализ слова МОСТ с выкладыванием на каждый звук по одной черной фишке. Сколько звуков в слове? Назови первый звук. Назови второй звук. Назови третий звук. Назови четвертый звук. Какой гласный звук есть в слове? (О) Найди его на схеме. Замена черной фишки на фишку красного цвета. Пальчиковая гимнастика «Гусеница» Положили ручки на стол и сжали кулачки. "Рано гусеница встала Пальчики разжимаем. Растягиваем пальчики - это она потянулась. "Раз, два, три, четыре, пять Приближая пальчики к большому пальцу и растягивая их - гуляем. "На травинки заползала, Ручки сжимаем в кулачки. "Улеглась под одеяло" Одной ручкой накрыть другую ручку. "Снов увидела немало. Сцепить большие пальчики и полетать. Автоматизация в закрытых слогах со стечением согласных и словах с ними (повтор по памяти). Аст-аст-аст—гимнаст, наст. Уст-уст-уст—куст, август Ост-ост-ост—мост, хвост Ист-ист-ист—аист, танкист, лист. Речевая игра «Назови картинку» Ребенок называет картинку и выполняет жесты как на «нейроладошке» правой рукой («нейроладошки» расположены под картинками). Куст, лист, мост, хвост, аист, танкист, артист. Воспроизведение слоговых рядов и рядов слов с нейроподходом (пальчики двух рук прыгают по отверстиям «пальцеходов»). Аст-ост-уст-ист (в разном порядке) Аист-мост-гимнаст-куст (в разном порядке) Автоматизация звука С в предложениях. У Сони на холсте каска. У Сони на холсте маска. У Сони на холсте мост. У Сони на холсте миска. У Сони на холсте слон. Развитие ЛГСР Игра «Где капуста?». Ребенок составляет предложения с предлогами ПОД, НАД, ПЕРЕД, ЗА, ориентируясь на его расположение относительно стола. Капуста лежит ПОД столом. Капуста лежит ПЕРЕД столом. Капусту держат НАД столом. Капуста лежит ЗА столом. Рефлексия | Зеркало, ушная палочка, палочка от мороженного, песочные часы на 10 секунд. Шарик из фольги большого размера и ворота из кубиков. Магнитная доска, фишки черного и одна красного цвета. Компьютерная презентация «Сад. Фрукты». слайд «Гусеница на прогулке». Предметные картинки со звуком [С], «нейроладошки». Игрушечный стол, муляж капусты, «нероладошки». Два «пальцехода» с чередование отверстий 1, 2, 1, 2 и т.д. Лист А4 с липучками «Соня рисует картины», картинки на липучках. Компьютерная презентация «Предлоги НАД, ПОД, ЗА, ПЕРЕД». |
10. | Автоматизация звука [С] в открытых и закрытых слогах со стечением согласных, словах и коротких фразах. | 1. Развивать артикуляционные мышцы (формирование верхнего подъема языка). 2. Вырабатывать силу и направленность воздушной струи. 3. Развивать мелкую моторику. 4.Автоматизировать звука [с] в открытых и закрытых слогах со стечением согласных и словах с ними. 5. Развивать внимание и речеслуховую память. 6. Совершенствовать навык согласования существительных и числительными. 7. Упражнять в спряжении глаголов. 8. Автоматизировать звук [с] в открытых и закрытых слогах со стечением согласных и словах с ними, вводить во фразовую речь. 8. Развивать навык четкого проговаривания предложений на базе корректируемого звука (заучивание чистоговорки , отработка звука в стихотворном тексте). 9. Развивать слуховое внимание и речеслуховую память. 10. Воспитывать волевые качества и интерес к занятиям. | Артикуляционные упражнения с чайной ложкой у зеркала (подготовительный комплекс к артикуляционной гимнастике для шипящих звуков). Упражнение «Загони мяч в ворота». Специфическое дыхательное упражнение, вырабатывающие холодную сильную воздушную струю, направленную по середине языка косо вниз. Упражнения на развитие мелкой моторики. Игра «Здравствуй, пальчик!» Ребёнок произносит слоги: СКА, СКО, СКУ, СКЫ. В это время соединяет большой палец правой руки с другими пальцами по очереди, на двух руках одновременно. Упражнение на звуковой анализ «Сколько звуков в слове?» Звуковой анализ слова МАСКА с выкладыванием на каждый звук по одной черной фишке. Сколько звуков в слове? Назови первый звук. Назови второй звук. Назови третий звук. Назови четвертый звук. Назови пятый звук. Какие гласные звуки есть в слове? (А А) Найди их на схеме. Замена черных фишек на фишки красного цвета. Автоматизация [С] в открытых и закрытых слогах со стечением согласных: спа-спо-спу-спы осп-асп-усп-ысп спо-спу-спа-спы осп-усп-ысп-асп (в разном порядке) Р/игра «Найди картинки со звуком [С]». Выполняет самостоятельно. Затем берет по две картинки и придумывает с ними предложение. Слова: салат, снег, стакан, свет, стул, спутник, хвост. Спряжение глаголов Р/игра с мячом «Измени словечко». Спряжение глаголов по лицам и числам. Спать на спине (Я - …, ОН …, ОНА - .., ОНИ - …, ТЫ - …, ОНИ - …) Спасать спутника (Я - …, ОН …, ОНА - .., ОНИ - …, ТЫ - …, ОНИ - …) . Заучивание чистоговорок: «Киска» Киска, киска, где твоя миска? Ест киска суп из миски: Сыта киска – пуста миска. «Салат» Слава съел салат капустный, Рефлексия | Чайная ложка, зеркало. О.И.Крупенчук. «Логопедический массаж ложками». Стр. 36-39. Шарик из фольги большого размера и ворота из кубиков. Магнитная доска, фишки черного и красного цвета. Два «пальцехода» (пальчики прыгают по лункам (чередуется два пальца и один 2-1-2-1). Предметные картинки. Мяч среднего размера. |
5. Планируемые результаты реализации коррекционно-логопедической программы (10 занятий).
В результате освоения программы из 10 занятий у ребенка будут сформированы речевые и моторные навыки:
- необходимая артикуляционная база для произношения свистящих звуков;
- сильная, направленная воздушная струя, идущая посередине языка;
- навык чистого произношения звука [С] в разной позиции слова и короткой фразе (под контролем взрослого);
- навык выделения звука [С] на уровне слова и перенос этого навыка на другие, не смешиваемые акустически звуки;
- первоначальный навык звуко-буквенного анализа и синтеза (определение первого, последнего звука в слове (слоге), определение места звука в слове);
- понятия: «звук», «буква», «слог», «слово»;
- навык различения и правильного использования в речи пространственных предлогов: НАД, ПОД, ЗА, ПЕРЕД. МЕЖДУ
- склонение существительных по падежам в единственном числе (Род. п, Тв. п.)
- усвоен графический образ гласных букв: А, О, У, Ы, Э и буквы С;
- навык слияния звуков при чтении (на базе изученных букв);
- правильный и достаточно сильный пальцевый захват мелких предметов и карандаша;
- зрительно-моторная координация.
В результате курса из 10 занятий у ребенка будут развиты:
- речеслуховая память (может запомнить и повторить не менее 4 слов подряд);
- зрительная память (запоминает не менее 6 картинок)
- произвольное внимание (способен концентрировать внимание на занятии продолжительностью 20 - 25 минут);
- наглядно-образное и словесно-логическое мышление (способен воспринимать материал опосредовано, узнает предметы по описанию, подбирает обобщающие понятия);
- мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование в стадии активного формирования);
- зрительно-моторная координация;
- общемоторные навыки и чувство равновесия;
- первоначальные навыки самоконтроля;
- навык действовать по инструкции и образцу;
- своевременная переключаемость внимания с одного вида деятельности на другой.
В результате освоения программы из 10 занятий у ребенка будут воспитаны:
- волевые качества (усидчивость, желание работать над речью и стремление преодолевать трудности);
- доброжелательность;
- уважительное отношение к педагогу и другим взрослым;
- усвоены правила поведения на занятии.
6. Условия реализации программы.
Для успешной реализацией поставленных задач программа предусматривает:
Оснащение РППС кабинета логопеда:
- зонирование и обеспечение кабинета логопеда необходимым для занятий оборудованием для устранения речевых нарушений ребенка: зона для коррекции звукопроизношения (настенное зеркало, настольные зеркала, детская мебель), игровая зона, сенсорная зона, зона двигательной активности, зона грамоты с маркерной доской, рабочая зона логопеда с письменным столом, оборудованная необходимыми техническими средствами;
- диагностический материал для обследования всех компонентов речи;
- пособия и игры по развитию речевого дыхания (вертушки, подборки артикуляционных игр на дыхание, дыхательные тренажеры);
- пособия и игры по развитию артикуляционной моторики (подборка игр артикуляционной гимнастики, картинки-символы к артикуляционным упражнениям);
- оборудование и инструментарий для постановки звуков (зеркала, постановочные зонды, шпатели, стерилизатор);
- подборка пальчиковых игр и игровой инструментарий по развитию мелкой моторики (мелкие предметы, мозаики, раскраски, обводки, штриховки, пинцеты, шнуровки, прищепки, бусы);
- материал для автоматизации и дифференциации звуков (песочные часы, мелкие игрушки (фигурки), магнитные фишки, предметные и сюжетные картинки, звуковые дорожки, звуковые улитки, звуковые паззлы, домики звуков, символы звуков, буквы, звуковые схемы слов, картинки (фигурки) на отработку свистящих звуков, компьютерные презентации с речевым материалом на автоматизацию звука [С]);
- оборудование для обучения звуко - буквенному анализу слов (маркерная магнитная доска, цветные и черные фишки (магнитные) для обозначения звуков, схемы для звукового анализа слов и предложений, наборы букв);
- игры, картинный материал, компьютерные презентации и речевые тренажеры на отработку лексико-грамматических категорий;
- пособия для развития моторных навыков: мячи, массажные шарики «Су-Джок», нейроигровые пособия (ритмические круги, ладошки сенсорные, нейромячи, «пальцеходы», «нейроладошки» жестовые, «нейродоска Бильгоу», удочка с магнитом)
- игры и пособия по развитию связной речи (план-схемы для составления описательных рассказов).
Обеспечение активного участия родителей и всех сотрудников образовательной организации, работающих с ребенком, для создания условий к устранению отставания в речевом развитии:
- просвещение родителей в вопросах речевого развития детей посредством анкетирования, проведения индивидуальных консультаций, обучающих семинаров, ведения речевых уголков в группе;
- привлечение родителей ребенка к участию в мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (утренники, конкурсы чтецов, открытые занятия, обучающие занятия-практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, родительские собрания и т.д.);
- предоставление логопедом родителям игр и упражнений на развитие артикуляционной моторики ребенка (ведение тетради для домашних заданий);
- закрепление сформированных на логопедических занятиях речевых навыков закрепляются воспитателями на индивидуальных занятиях и в самостоятельной деятельности, посредством выполнения заданий, представленных логопедом в «Журнале взаимодействия».
- консультирование логопедом воспитателей по вопросам речевого развития ребенка, оказание им необходимой помощи в решении сложных моментов, подборе наглядного и практического материала для закрепления речевых навыков;
- рекомендации логопеда родителям по оказанию необходимой медицинской помощи для устранения речевых нарушений (невролог, ортодонт, стоматолог, ЛОР врач, окулист и др.)
- взаимодействие логопеда с педагогом-психологом с целью обеспечения единого подхода в устранении имеющихся нарушений (общая моторная неловкость, недостаточная концентрация внимания и переключаемость, быстрая истощаемость) и нарушений в развитии речи (недостаточность коммуникативной функции).
- систематические занятия с ребенком дома по закреплению изучаемого на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
- помощь родителя ребенку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради;
- создание положительного эмоционального настроя на логопедическом занятии, формирование интереса ребенка к собственной речи и желания научиться говорить правильно;
- социализация ребенка посредством посещения городских учреждений, экскурсий, участия в городских конкурсах;
- привлечение ребенка к социально значимым акциям, участию в проектной деятельности.
Условия успешной реализации программы обусловлены следующими факторами:
- степенью выраженности речевого дефекта;
- возрастом ребенка и его соматическим состоянием;
- психическими особенностями ребенка и его активностью в процессе коррекционной работы;
- особенностями эмоционально-волевой сферы;
- влиянием микросоциального окружения;
- сроком начала логопедической помощи и ее продолжительности;
- реализацией основных принципов коррекционно-логопедической работы.
7. Оценка результативности прохождения программы.
Логопедическое обследование проводится по методике обследования речевого развития Н.В. Нищевой. Результаты первичной диагностики фиксируются в речевой карте, где отмечается состояние и показатели развития моторных и речевых навыков, на основании которых составляется программа коррекционной работы.
Программой предусмотрена так же система мониторинга развития обучающегося с ТНР, динамики его образовательных достижений по освоению программы, основанной на методе наблюдения, которая фиксируется в «Карте динамического наблюдения».
Карта динамического наблюдения
Формируемые навыки и умения | Результативность коррекционной работы | |
Начало | Конец | |
| ||
Итого баллов | ||
Оценка результативности освоения программы из 10 занятий осуществляется согласно формируемым речевым навыкам и учебным умениям, указанным в листе динамического наблюдения и оценивается в бальной системе.
При оценивании освоения программы применяется бальная система от 0 до 3.
Критерии оценивания навыков приведены ниже (кроме речеслуховой памяти, зрительной памяти и произвольного внимания, которые указаны в самой карте динамического наблюдения).
Критерии оценивания речевого дыхания:
3 балла. Тип физиологического дыхания: смешанный или диафрагмальный. Объем дыхания достаточный. Продолжительность речевого выдоха не менее 5 слов. Голос нормальной силы, модулированный.
2 балла. Тип физиологического дыхания: смешанный. Объем дыхания достаточный. Продолжительность речевого выдоха: 4 слова. Голос нормальный, тихий или громкий, модулированный.
1 балл. Тип физиологического дыхания: верхнеключичное. Объем дыхания недостаточный. Продолжительность речевого выдоха: 3—4 слова. Голос тихий или громкий, немодулированный.
0 баллов. Грубые нарушения физиологического и речевого дыхания и голоса.
Критерии оценивания артикуляционной моторики:
3 балла. Ребенок упражнения выполняет точно. Объем движений полный, переключаемость своевременная, движения сильные, точные, координированные, в нормальном темпе. Синкинезии отсутствуют. Мышечный тонус в норме.
2 балла. Ребенок упражнения выполняет неточно. Объем движений неполный, переключаемость замедленная, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Синкинезии отсутствуют. Мышечный тонус в норме.
1 балл. Ребенок не выполняет движения в полном объеме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость затруднена. Объем движений неполный. Мышечный тонус понижен или повышен. Отмечаются синкинезии.
0 баллов Ребенок не выполняет движения в полном объеме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость затруднена. Объем движений неполный. Мышечный тонус понижен или повышен. Отмечаются синкинезии. Наблюдается сглаженность носогубных складок.
Критерии оценивания сформированности навыка произношения звука [С].
3 балла. Произносит звук чисто в словах и фразах во всех позициях слова. Наблюдаются попытки контроля своего произношения в самостоятельной речи.
2 балла. Произносит звук чисто в словах, во фразе наблюдается искаженное произношение. Попыток самостоятельного контроля произношения нет, но при внешнем контроле ребенок способен контролировать произношение.
1 балл. Произносит звук только в слогах и простых позициях слова (в начале). Не контролирует произношение даже при внешнем контроле.
0 баллов Не может произносить верно звук изолированно.
Критерии оценивания сформированности фонематических процессов на базе изучаемого звука [С] и гласных.
3 балла. Выделяет звуки из слова на слух и на картинках.
2 балла. Выделяет звук на слух на уровне слова, на картинном материале сам находить предметы со звуками затрудняется.
1 балл. Затрудняется выделять звук на уровне слова и слога. Определяет звук среди остальных при изолированном произношении. 0 баллов Не может произносить верно звук изолированно.
0 баллов Звук не выделяет.
Критерии сформированности первоначального навыка звуко-буквенного анализа:
3 балла. Может последовательно назвать звуки в слове при наводящей помощи взрослого и посчитать их количество. Определяет место звука в слове самостоятельно. Делит на слоги слова из 3 открытых слогов самостоятельно. Понимает и различает понятия: «звук», «буква», «слог», «слово».
2 балла. Затрудняется последовательно назвать звуки в слове при наводящей помощи взрослого и посчитать их количество. Определяет первый и последний звук в слове самостоятельно. В середине затрудняется (ошибается). Делит на слоги слова из 3 открытых слогов с незначительной помощью. Понимает и различает понятия: «звук» -«буква», «звук»-«слово», но путает понятия «слог» -«слово»,
1 балл. Определяет только первый звук в слове. Затрудняется делить слова на слоги. Понимает понятие «звук», но остальные понятия не сформированы.
0 баллов Не понимает задания, повторяет все слово или называет первый слог из слова при определении первого звука. Слова на слоги не
делит. Не понимает и не различает понятия: «звук», «буква», «слог», «слово».
Критерии сформированности грамматических категорий:
3 балла. Усвоил предлоги ЗА, ПЕРЕД, НАД, ПОД, МЕЖДУ и правильно использует их в речи. Не допускает ошибок в окончаниях существительных при изменении по падежам (родительный и творительный падеж) в знакомых и часто употребляемых словах.
2 балла. Понимает значение предлогов ЗА, ПЕРЕД, НАД, ПОД, МЕЖДУ, но в самостоятельной речи иногда допускает ошибки, смешивает НА - НАД, ЗА-ПЕРЕД. Допускает ошибки в окончаниях существительных при изменении по падежам (родительный и творительный падеж) ошибки при изменении по падежам (родительный и творительный падеж) в знакомых и часто употребляемых словах . но при указании их исправляет.
1 балл. Недопонимает значение предлогов ЗА, ПЕРЕД, НАД, ПОД, МЕЖДУ, смешивает их самостоятельной речи и опускает. Допускает ошибки в окончаниях существительных при изменении по падежам (родительный и творительный падеж) в знакомых и часто употребляемых словах, при указании их не исправляет.
0 баллов. Не понимает значение предлогов ЗА, ПЕРЕД, НАД, ПОД, МЕЖДУ опускает их в речи. Допускает стойкие ошибки в окончаниях существительных при изменении по падежам (родительный и творительный падеж) в знакомых и часто употребляемых словах, при указании их не исправляет.
Критерии сформированности предпосылок обучения грамоте:
3 балла. Усвоил графический образ гласных букв: А, О, У, Ы, Э и буквы С, может сам написать их или составить их из палочек. Владеет навыком слияния двух звуков Г+Г, Г+С, С+Г при чтении (на базе изученных букв).
2 балла. Графический образ гласных букв: А, О, У, Ы, Э и буквы С усвоил недостаточно. Буквы узнает, но сам написать и сложить затрудняется. Навыком слияния двух звуков Г+Г, Г+С, С+Г при чтении (на базе изученных букв) владеет недостаточно, в слог не сливает, произносит с паузой.
1 балл. Графический образ гласных букв: А, О, У, Ы, Э и буквы С не усвоил. Узнает только некоторые буквы (А, У, С), написать и сложить их затрудняется даже с наводящей помощью. Навыком слияния двух звуков Г+Г, Г+С, С+Г при чтении (на базе изученных букв) не владеет, слоги не читает. Может только повторить за логопедом.
0 баллов. Графический образ гласных букв: А, О, У, Ы, Э и буквы С не усвоил. Не узнает ни одну из изучаемых букв.
Критерии сформированности словаря в рамках темы «Огород. Овощи»:
3 балла. Объем пассивного и активного словаря существительных, глаголов, прилагательных и наречий в рамках темы освоил в полном объеме. Владеет обобщениями. Подбирает не менее 6 прилагательных при описании овоща.
2 балла. Объем пассивного и активного словаря существительных, глаголов, прилагательных и наречий представлен неполно. Обобщающее понятие «овощи» усвоил, но фрукты тоже называет «овощами». Затрудняется в подборе более 4-5 прилагательных при описании овоща.
1 балл. Объем пассивного словаря существительных, глаголов и прилагательных расширился незначительно. Владеет лишь отдельными простейшими обобщениями. Обобщающее понятие «овощи» не усвоил. Затрудняется в подборе прилагательных при описании овоща.
0 баллов. Словарь по теме не сформирован.
Критерии оценивания моторных навыков
3 балла. Ребенок движения выполняет. Объем движений полный, переключаемость своевременная, движения сильные, точные, координированные, в нормальном темпе. Навыки работы с карандашом хорошо развиты. Манипуляция с предметами соответствует возрастной норме и даже опережает ее.
2 балла. Ребенок движения выполняет. Объем движений неполный, переключаемость замедленная, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Навыки работы с карандашом и манипуляция с предметами недостаточно развиты.
1.балл. Ребенок выполняет движения не в полном объеме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость нарушена. Навыки работы с карандашом и манипуляция с предметами не сформированы.
0 баллов Задания не выполняет совсем.
Для оценивания качества (уровня) усвоения ребенком программы применяется формула:
Максимальное количество баллов – 36.
Процентное соотношение для определения уровня освоения программы:
Высокий уровень — 80 - 100 %.
Пограничный (средне - высокий) уровень — 71 - 79 %.
Средний уровень — 50 - 70 %.
Низкий уровень — 49 % и ниже.
8. Литература.
- Н.В. Нищева, Картиннный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 16 с., + цв. ил.
- Н.В. Нищева, Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
- Н.В. Нищева, Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 64 с., + цв. ил.
- Н.В. Нищева, Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2021.
- Н.В. Нищева, Тетрадь-тренажер для автоматизации свистящих звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц]. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 32 с., цв. ил.
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, «Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц», «Гном-пресс», М., 1998.
- О.И. Крупенчук, Логопедический массаж ложками. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014.- 48с.: ил
- Т.Б. Филичева, Коррекция нарушений речи» программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/ Г.В.Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина ;авт. сост. сб. Г.В.Чиркина. - М.:Просвещение, 2014.
- Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения. – М.: Эксмо, 2015;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях, журнал "ЛОГОПЕД" № 3, 2011 г.
Представлены авторские компьютерные игры-презентации по автоматизации поставленных звуков на разных этапах работы....

Рабочая программа индивидуальных коррекционных (логопедических) занятий на дому
Хочу поделиться своей рабочей программой с другими педагогами. Буду рада, если она поможет Вам в работе....

Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы по подготовке ребёнка к чтению и письму
Программа на основе методики М.Монтессори по книге Мари Элен Пляс...

Конспект индивидуального коррекционно-логопедического занятия с учащейся 4 класса коррекционной школы 8 вида. ТЕМА: «Знакомство с аппаратно-программным комплексом «Нейрокурс» с БОС»
Конспект занятия по теме "Знакомство с аппаратно-программным комплексом "Нейрокурс" с БОС разработан для учащегося 4 класса специальной коррекционной школы 8 вида.Данное занятие проведено мной н...

Самоанализ индивидуального коррекционно-логопедического занятия
Самоанализ индивидуального коррекционного занятия по теме "Обучение навыку диафрагмального дыхания с применением АПК "Нейрокурс" с БОС представлен на конкурсе "Учитель года- 2015" в г.Хабаровске.В нем...
Индивидуальный план логопедической работы с обучающимся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Ф. Романом по преодолению фонематической дислексии на фоне нарушения языкового анализа и синтеза
В работе по данному плану используются слоговые таблицы, а также «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе» Г.Г. Мисаренко, рекомендации А.Н. Корнева и других авт...

Адаптированная рабочая программа коррекционной логопедической работы для детей с речевыми нарушениями 6 – 7 лет в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДОУ
Пояснительная записка Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что старший дошкольный возраст является оптимальным для воспитания высшей...


