«Использование кинезиологических упражнений и игр в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР»
консультация

Использование кинезиологических упражнений и игр в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование кинезиологических упражнений и игр

в логопедической работе с детьми

старшего дошкольного возраста с ТНР»

Речь – это не только способ общения и коммуникации, но и средство освоения человеком многообразия психической и социальной жизни с самого рождения. Речь является важным фактором успешного существования человека в обществе.

Наличие у человека способности к правильной речи крайне важно, чтобы полноценно использовать свои речевые способности в обществе. Преградой этому могут быть распространенные в последнее время нарушения и отклонения в речевом развитии, а в частности в звукопроизношении.

В наше время увеличилось количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР). ОНР – это системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, недостаточная речевая активность, нарушения пространственного восприятия, снижение работоспособности, расстройства в эмоционально-волевой сфере, а также отставание в двигательной сфере, приводящая к плохой координации движений.

К общему недоразвитию речи относят стертую форму дизартрии. При данной патологии речевой функции, причиной которой является небольшое поражение головного мозга, наблюдается смазанность артикуляции, плохая дикция, нечеткая речь, искажение всех групп звуков.

Для преодоления подобного вида речевого нарушения необходимо проводить комплексную психокоррекционную работу. Один из способов коррекции дизартрии, который меня заинтересовал, это метод кинезиологии. Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движение, позволяющая активизировать межполушарное взаимодействие, она является одним из наиболее эффективных приемов всестороннего развития детей с ОВЗ. Она способствует развитию всех психических и двигательных процессов, и является здоровьесберегающей технологией для детей с ОВЗ.

Поэтому в коррекционной работе я использую кинезиологические игры и упражнения для автоматизации звуков с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР.C:\Users\user\Downloads\IMG_20241212_153302.jpg

Кинезиологические игры (Нейроигры) – это специальные игровые комплексы упражнений, направленные на коррекцию речевых нарушений и развитие психических процессов ребёнка через движение.

Такие игры задействуют мозг ребенка, развивают межполушарные связи, активизируют речь, повышают концентрацию внимания, память, мышление, работоспособность, развивают мелкую и общую моторику, умение ориентироваться в пространстве. 

В логопедической работе можно эффективно использовать нейроигры с речевым материалом, когда ребёнок синхронизирует выполнение двигательных упражнений с проговариванием отдельных звуков, слогов, чистоговорок, потешек, стихотворений. Данные игры целесообразно применять на логопедических занятиях на всех этапах: от постановки звуков до их автоматизации в речи. 

В своей работе я использую различные кинезиологические упражнения с речевым материалом, когда ребёнок синхронизирует выполнение двигательных упражнений с проговариванием отдельных звуков, слогов, чистоговорок, потешек, стихотворений. Данные игры на координацию речи с движением, позволяют не только эффективно воздействовать на развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики, мыслительной деятельности, а также способствуют улучшению звукопроизношения,  ритмичности речи, её интонационной выразительности, формированию правильного речевого дыхания. Данные игры мы применяем на  логопедических занятиях на всех этапах: от постановки звуков до их автоматизации  в речи . 

C:\Users\user\Downloads\IMG_20250527_154439.jpg

 Игра «Звуковая тропинка» Дети идут точно по следам. Если на следе нарисован символ звука, наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисован символ звука , наступать нужно левой ногой. (в старшей группе берём символы пройденный звуков, а в подготовительной группе используем буквы).

«Хлопни, топни». Прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок.

«Скажи и покажи». Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками. Используется для автоматизации или дифференциации различных звуков.

«Скажи и покажи нужной рукой» Используется для дифференциации оппозиционных звуков. Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками (если в слове есть звук [С], движение выполняется правой рукой, если в слове есть звук [Ш], движение выполняется левой рукой).

Упражнение «Попробуй повтори» В этой игре участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Игра способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию. Набор движений, предложенный в игре, часто используется психологами в программах по психомоторному развитию и нейропсихологической коррекции детей и, несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы.

Применяя в логопедической работе кинезиологические упражнения, мы пробуждаем интерес к занятиям, формируем умение понимать словесные инструкции, развиваем темпо-ритмическую, интонационную речь, внимание, память, обогащаем словарный запас, формируем связную речь. Таким образом, практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников.

https://www.analogi.net/wp-content/uploads/kineziologicheskie-igry-dlya-detey-6.jpg

Кинезиологические игры и упражнения для детей | Аналогий нетКинезиологические игры и упражнения для детей | Аналогий нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья рассматривает вопросы здоровьесберегающих технологий в практике учителя-логопеда...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Описание приемов работы с мнемотаблицами на занятиях по развитию связной речи с целью совершенствования монологической речи у дошкольников. Раскрываются основные понятия мнемотехники....

Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Презентация "Использование  приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста", представленная на конкурс "Педагог года 2015"...

Педагогический проект на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».

В  сентябре 2016 года  в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда  проведена диагностика  речевого развития детей подготовительной к школе   группы МБО...

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Данная статья  раскрывает актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи, основные направления, зад...

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Данное пособие раскрывает актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи, основные направления, задачи,...