Профилактика конфликтных ситуаций в младшей школе
консультация
Необходимость предупреждения конфликтов в детском коллективе детерминирована рядом факторов: в первую очередь, бесконфликтная среда на уроке повышает качество образовательного процесса, во-вторых, частые конфликты в коллективе опасны из-за деструктивного влияния на психическое состояние учащихся, в-третьих, как правило, в школе у детей активно формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика конфликтных ситуаций в младшей школе
Предупредить межличностный конфликт гораздо легче, чем стараться конструктивно разрешить его, и поэтому нужно создавать такие условия деятельности и взаимодействия младших школьников, которые бы способствовали гармоничному развитию отношений между ними и взаимопониманию .
Профилактика межличностных конфликтов – создание комплекса мероприятий, направленных на предупреждение конфликтных ситуаций, которые могут привести к возникновению межличностных конфликтов, а также устранение основных причин и условий, способствующих дальнейшему появлению или развитию межличностных конфликтов.
Целью профилактики межличностных конфликтов является создание условий взаимодействия младших школьников, которые уменьшили бы вероятность появления или отрицательного развития противоречий между ними .
Основываясь на работах В.И. Загвязинского и В.С. Лучкевича,выделяются следующие виды профилактики межличностных конфликтов: первичная, вторичная и третичная. Первичная профилактика подразумевает систему мер, направленную на предупреждение возникновения и дальнейшего развития факторов риска развития ситуаций конфликта.
Под вторичной профилактикой понимается комплекс мероприятий, направленный на устранение установленных факторов риска, которые в свою очередь в определенных условиях могут приводить к возобновлению и обострению ситуаций конфликта.
Целью третичной профилактики является психологическая, социальная и трудовая реабилитация, или же восстановление .
Следует обратить внимание на то, что у каждого человека есть своя индивидуальная особенность поддержания конструктивности взаимодействия с другими людьми при условии увеличения конфликтогенных факторов. Это имеет выражение в конфликтоустойчивости личности.
В свою очередь конфликтоустойчивость личности может зависеть от следующих взаимозависимых обстоятельств: психофизиологические факторы – эмоционально-волевые качества личности; когнитивные факторы – психические познавательные процессы личности; мотивационные факторы – направленность личности, и определенные мотивы, объясняющие то или иное поведение; социально-психологические факторы – характерные особенности личности, стереотипы мышления и поведения
В данной работе особое внимание уделяется двум направлениям профилактики межличностных конфликтов: работа с детьми младшего школьного возраста и работа с родителями младших школьников.
Первое направление профилактики межличностных конфликтов – работа с детьми младшего школьного возраста.
Межличностные конфликты между учащимися младшего школьного возраста неизбежны. Значительную роль в профилактике межличностных конфликтов может играть дисциплина – способность педагога обеспечивать младшему школьнику необходимость его полноценного свободного развития, но в рамках благоразумного следования порядку.
На профилактику межличностных конфликтов младших школьников зачастую большое влияние оказывает и личность самого учителя, и это воздействие многообразно.
Во-первых, манера взаимоотношения учителя с младшими школьниками является примером воссоздания подобных взаимодействий и среди учеников. Стиль взаимодействий, педагогическая тактика особенно классного руководителя оказывает явное влияние на формирование межличностных отношений младших школьников со сверстниками, а также со взрослыми. Индивидуальный стиль взаимодействия и педагогическая тактика сотрудничества способствуют менее конфликтным взаимоотношениям среди детей младшего школьного возраста.
Во-вторых, учитель начальных классов должен вступать в случившиеся межличностные конфликты между младшими школьниками и регулировать их. В особых случаях возможно и административное вмешательство, но в зависимости от тяжести обстоятельств учитель может просто дать совет как лучше разрешить сложившуюся ситуацию. Несомненно, положительно влияет и вовлечение конфликтующих сторон в совместное разрешение межличностного конфликта
Профилактика межличностного конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на взаимовыгодное решение проблемы, которая привела к столкновению, на снятие противоречия, вызвавшего столкновение сторон. При профилактике межличностного конфликта у младших школьников необходимо: точное установление целей деятельности и стиль поведения на этапе выдвижения цели и мотивации к ее достижению; проведение анализа мотивированной структуры деятельности членов классного коллектива; осуществление равномерного контроля в классном коллективе; объединение классного коллектива в сплоченную команду
Успешность мероприятий по профилактике межличностных конфликтов младших школьников может обеспечиваться с требованием обязательного вовлечения некоторых составляющих.
Во-первых, должна быть нацеленность на искоренение причин дискомфорта не только в самом ребенке, но и в социальной среде; а также должна быть направленность на создание условий обретения младшими школьниками необходимого опыта, который будет способствовать нахождению конструктивных путей решения возникающим проблемам.
Во-вторых, должно быть обучение младших школьников навыкам бесконфликтного поведения для достижения поставленных целей.
В-третьих, должно осуществляться предупреждение конфликтных ситуаций, а в случае возникновения – определение конструктивных путей разрешения возникших проблем [6].
К методам профилактики межличностных конфликтов младших школьников можно отнести следующие:
Словесный – метод доступного устного изложения материала, который в свою очередь представляет собой передаваемые учителем новые знания. С помощью данного метода осуществляются образные изложения каких-либо фактов, событий, взаимосвязей, явлений. У младших школьников происходит активизация восприятия, включается познавательная активность, формируются представления, воображение и мышление, а также развиваются интересы к познанию нового и неизвестного.
Происходит первичная и вторичная профилактика. К словесным методам можно отнести: рассказ, объяснение, инструктаж.
Рассказ – последовательное раскрытие содержания материала. Объяснение – словесное истолкование понятий, явлений, принципов действий, наглядных пособий, слов, терминов. Инструктаж – ознакомление со способами выполнения задач, использование инструментов и материалов.
Следующий метод – наглядный, заключающийся во включении всех перцептивных и когнитивных систем ребенка. Происходит первичная и вторичная профилактика. К наглядным методам можно отнести: иллюстрации, демонстрации, положительный пример.
Метод иллюстраций – предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей. Метод демонстраций – предполагает демонстрацию опытов, технических установок, кинофильмов, видеофильмов и др. Метод положительного примера – предполагает демонстрирование образца положительного поведения или деятельности других людей.
Практический – метод, основанный на практической деятельности учащихся. Осуществляются все виды профилактик. К практическим методам можно отнести: вовлечение в деятельность, организация деятельности, сотрудничество, анализ ситуации, метод вмешательства третьего авторитетного лица, стимулирование. Вовлечение в деятельность – предполагает совокупность методов и приемов воспитания, способствующих успешному включению коллектива в деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ"Профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций."
Ознакомление педагогов с понятием конфликта, изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей.2. Осознание и осмысление членами педагогического совета основных пр...

Успешная адаптация в начальной школе, как профилактика конфликтных ситуаций.
Адаптация в начальной школе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: Конфликтные ситуации между суворовцами: их диагностика, профилактика и разрешение.
Материал о работе воспитателя по управлению конфликтами между подростками, ведь каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются во взаимоотношениях между ...

Программа психологической профилактики конфликтных ситуаций
Цель – повышение психологической компетентности тренеров-преподавателей, способствующей созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.Задачи:развитие...

Программа для обучающихся старших классов по профилактике конфликтных ситуаций и жестокого обращения среди подростков "Общение без конфликтов"
Программа направлена на профилактику жестокого обращения и улучшения межличностных отношений среди обучающихся с ОВЗ....
Доклад по теме: "Профилактика конфликтных ситуаций в общеобразовательных учреждениях"
Предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие....

Профилактика конфликтных ситуаций, фактов проявления «буллинга» (травли) в школьном коллективе, недопущения распространения деструктивной идеологии в молодежной среде в МКОУ «Камызякская СОШ №4»
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии современного общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и представители молодого поколения оказываются н...
