Общение логопеда
статья (5 класс) по теме

Мезенцева Светлана Алексеевна

Общение логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи, должно быть доброжелательным и очень корректным!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchenie_logopeda.doc167 КБ
Microsoft Office document icon obshchenie_logopeda.doc167 КБ

Предварительный просмотр:


3.3. Специфика общения логопеда с родителями детей, страдающими нарушениями речи

Анализ современных исследований по проблеме коммуникативной культуры показал, что феномен ``коммуникативная культура'' часто отождествляется с понятиями: ``культура общения'' (И.А.Ильяева, Э.С.Маркарян и др.), ``коммуникативная компетентность'' (Лариса Андреевна Петровская, Евгений Владимирович Руденский и др.), ``коммуникативная компетенция'' (М.Н.Вятютнев, Д.И.Изаренков и др.), ``культура речи'' (Людмила Алексеевна Введенская, Людмила Григорьевна Павлова, Борис Николаевич Головин, Людмила Карловна Граудина, Евгений Николаевич Ширяев), ``культура речевого общения'' (Ольга Митрофановна Казарцева и др.), ``культура речевого поведения'' (Анна Константиновна Михальская и др.).

Закономерности становления основ коммуникативной культуры личности изучались авторами с различных позиций.

В обобщенном виде коммуникативная культура определяет характер взаимодействия субъектов на основе осознания ими системы гуманистических ценностей и смыслов диалогического общения.

К составляющим компонентам коммуникативной культуры личности относят: творческое мышление, культуру речевого действия, культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния, культуру жестов и пластики движений, культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению, культуру эмоций и пр.

Критериями коммуникативной культуры являются ценностное отношение к общению, сформированность коммуникативно-значимых качеств личности, оценивание себя как субъекта взаимодействия, готовность к сотрудничеству и др.

Как основа профессиональной деятельности педагога понятие ``коммуникативная культура'' определяется как многоуровневая полифункциональная система, отражающая особенности этико-аксиологических достижений субъекта в его информационно-семиотическом взаимодействии с окружающим миром, с другими людьми, с самим собой. В данном аспекте коммуникативная культура рассматривается как педагогический феномен, представляющий собой позицию личности, способ профессиональной деятельности и уровень профессионального развития (В.П.Сморчкова, Г.В.Харитонова и др.).

Профессиональная деятельность учителя-логопеда осуществляется в многомерном пространстве, ее основными ``плоскостями'' выступают личность, деятельность и общение, поэтому становление профессионализма учителя-логопеда напрямую зависит от характеристик, которые имеют место в каждой из этих сфер.

В области профессиональной деятельности основными признаками профессионализма учителя-логопеда являются:

понимание предназначения профессии, её социальной значимости;

владение культурой речи, включая ее нормативный аспект (правильность речи) и коммуникативный аспект (уместность, точность, ясность, логичность речи), вербальные и невербальные средства педагогического общения;

владение методами психолого-педагогического и логопедического обследования, дифференциальной диагностики детей и подростков с отклонениями в речевом развитии, консультирования родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения детей и подростков с нарушениями речи;

умелое и творческое применение логопедических технологий, методов и средств профилактики и коррекции речевых нарушений у детей, подростков и взрослых; достижение высоких результатов логопедической коррекции и их стабильность;

осознанные, творческие действия в профессиональной среде, понимание индивидуальной ответственности за результаты деятельности.

Для профессионального общения учителя-логопеда должны быть характерны:

владение деонтологическими нормами, культурой педагогического общения и этики;

доброжелательность, умение слушать и понимать собеседников, коммуникабельность, искренность;

педагогическая толерантность, то есть отношение к ребенку или подростку с нарушением речи как личности, настроенность на понимание и диалог с другим человеком, признание и уважение его права на отличие;

готовность к изменениям, открытость для духовного взаимообогащения, анализ эффективности собственного коммуникативного поведения;

конкурентоспособность, умение вызвать в социуме интерес к результатам своей профессиональной деятельности.

Сфера профессиональной личности учителя-логопеда должна включать, по мнению С.А. Игнатьевой, такие позитивные индивидуальные качества, как:

интерес к профессии, устойчивость профессиональной мотивации, продуманное профессиональное поведение;

гибкость, вариативность мышления и речи, стремление к творчеству, осознанное духовное обогащение, изменение себя средствами профессии;

обогащение профессии средствами своего творчества;

стремление к профессиональному совершенствованию, профессиональный и личностный рост;

преобладание эмоционально-положительного строя и отношения к профессии, удовлетворенность профессиональной деятельностью.

С позиций компетентностного подхода в модели профессионализма современного учителя-логопеда, по мнению Светланы Александровны Игнатьевой, должны быть представлены:

педагогическая компетентность (высокая общая и нравственно-эстетическая культура, педагогический гуманизм, выражающийся в доверии и уважении к детям, коммуникабельность, педагогическая интуиция, эмоциональная устойчивость и др.);

методологическая компетентность (понимание научно-теоретических основ профессии, целостное видение коррекционно-образовательного процесса);

инструментальная компетентность (владение дифференцированными логопедическими технологиями, методами и средствами профилактики, коррекции и устранения речевых нарушений у детей, подростков и взрослых);

интегральная компетентность (умение сочетать теорию и практику логопедии, стремление к совершенствованию профессиональной компетентности);

коммуникативная компетентность (безукоризненное владение вербальными и невербальными средствами общения, навыками социальной перцепции и межличностного взаимодействия, соблюдение социальных норм речевой коммуникации, правил коммуникативного поведения).

Эффективное управление педагогическим взаимодействием и процессом речевого и коммуникативного развития детей и подростков с нарушениями речи в русле личностно ориентированного специального образования предполагает наличие у учителя-логопеда высокого уровня коммуникативной культуры$, $рассматриваемой (по С.А. Игнатьевой) как единство ценностных структур в виде культуры речи, культуры вербального общения, эмоциональной культуры, культуры мышления, культуры взаимодействия и взаимопонимания и выступающей как условие и результат личностного и профессионального роста.

Учебное взаимодействие, сотрудничество учителя-логопеда и учеников в школе V вида проявляется в педагогическом общении. Оптимальное педагогическое общение -- это такое общение учителя-логопеда со школьниками, которое создает наилучшие условия для творческого характера учебной деятельности, формирования личности учащихся, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя-логопеда. Педагогическое общение включает четыре этапа: 

1. Прогностический этап -- моделирование педагогического общения (планирование коммуникативной структуры -урока, соответствующей его дидактическим целям и задачам, творческой индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом).

2. Начальный этап -- организация и управление непосредственным общением (``коммуникативная атака''). Учитель-логопед должен завоевать инициативу в общении, получить возможность управлять общением с классом.

3. Реализующий этап -- осуществление и управление общением. Он включает конкретизацию спланированной ранее модели общения, уточнение ее структуры, управление инициативой в системе начавшегося общения. Нередко на этапе взаимодействия педагога с классом возникают так называемые психологические барьеры. Например, барьер несовпадения установок возникает тогда, когда учитель-логопед приходит с замыслом интересного урока, увлечен им, а класс равнодушен, невнимателен. Барьер сужения функций педагогического общения возникает в том случае, если педагог учитывает только информационные задачи. Иногда отмечается барьер негативной установки на класс, который может формироваться на основе негативного мнения другого учителя, или в результате собственных педагогических неудач. Психологические барьеры разного рода препятствуют общению и отрицательно сказываются на общем ходе урока.

4. Аналитический этап -- обдумывание итогов педагогического общения.

На разных этапах педагогического общения учителем-логопедом планируются определенные коммуникативные цели: информационная, организационно-управленческая и контрольно-оценочная. Их осуществление происходит в процессе реализации коммуникативных задач. 

К ним можно отнести следующие:

коммуникативно-исполнительские, в ходе которых учащиеся осознают потребность в межличностных контактах;

коммуникативно-репродуктивные, на основе которых вырабатывается стремление детей наладить конструктивное общение с партнерами по совместной деятельности;

коммуникативно-адаптивные, в ходе которых у младших школьников закладывается умение отстаивать собственную позицию как субъекта деятельности и общения;

коммуникативно-творческие, в результате которых формируется потребность анализировать собственную позицию для достижения результатов совместной деятельности.

Эффективность педагогического общения на всех его этапах обеспечивают коммуникативные умения учителя-логопеда.

В комплекс коммуникативных умений учителя-логопеда включаются:

1) быстрое и правильное ориентирование в меняющихся коммуникативно-речевых условиях;

2) планирование и осуществление речевого воздействия и взаимодействия;

3) точное определение содержания общения, коммуникативных приемов и средств, соответствующих одновременно ситуации, своей творческой индивидуальности и особенностям учащегося;

4) постоянное поддерживание обратной связи.

Специфика логопедического дискурса состоит в том, что его участниками являются логопед, ребенок и родитель. Логопед осуществляет исправление нарушений речи посредством обучения, и в этом смысле многие характеристики медицинского и педагогического типов дискурса оказываются неразрывно слитыми в данном промежуточном дискурсе.

В общении логопеда с детьми и их родителями можно выделить профессионально значимые пресуппозиции, текст и импликации. Пресуппозиции в сознании логопеда базируются на знании типичных дефектов речи, сопутствующих заболеваниях у детей, форм поведения детей и их родителей, а также норм медицинской этики. Профессионально значимый текст в логопедическом дискурсе определяется следующими моментами:

-- тип нарушения речи у ребенка;

-- его возрастная группа;

-- мотивация родителей;

-- их образовательный статус.

Профессионально значимые импликации в речи логопеда сводятся к директивам, которые призваны убедить родителей систематически заниматься с ребенком специальными упражнениями дома, чтобы обеспечить успешное исправление дефектов речи.

Прагмалингвистические характеристики профессиональной речи логопеда сводятся к ее интенциям, коммуникативным стратегиям и типам тональности. Эти характеристики реализуются во всех жанрах медико-педагогического дискурса и развернуто представлены в жанре логопедической рекомендации.

Цель рекомендации логопеда -- объяснить родителю, как следует вести домашние занятия с ребенком, имеющего нарушения речи. Эта общая цель конкретизируется в более частных:

-- объяснить, в чем состоит суть дефекта произношения у ребенка с учетом образования родителей;

-- продемонстрировать упражнения на выработку правильного произношения и зафиксировать внимание на существенных моментах, влияющих на эффективность домашних занятий;

-- убедить родителей и ребенка в успехе лечения при условии систематических занятий с логопедом и в домашней обстановке;

-- предупредить родителей и ребенка о возможных трудностях при проведении домашних занятий и о возможном ухудшении ситуации, если занятия проводиться не будут;

-- дать родителям пациента детальную инструкцию для проведения домашних занятий, снабдить их необходимым инструментарием.

Коммуникативная тональность медико-педагогической рекомендации сводится к определенным эмоциональным состояниям и ключам общения, которые можно отнести к типу доброжелательного отношения умеренной интенсивности и полной контролируемости. Проанализированный в работе материал показывает, что логопеды редко используют сугубо официальную тональность, это происходит только в тех случаях, когда родители пациентов пытаются перейти на конфликтное общение либо обращаются к логопедам с просьбами частного характера, не относящимися к кругу его должностных обязанностей.

В структурно-семантическом отношении профессиональная речь логопеда характеризуется определенными фонетическими, лексико-фразеологическими и текстуально-грамматическими особенностями.

Важнейшие фонетические характеристики рассматриваемого дискурса сводятся к следующим признакам:

-- подчеркнутая четкость произношения логопеда, который должен демонстрировать образцовую артикуляцию, поскольку любая фраза в его речи показательна для ребенка, страдающего дефектом речи;

-- специальная артикуляция тренируемых звуков и слов, как в изолированных, так и в связанных позициях;

-- контролируемый темп речи. Во время занятия с детьми темп речи несколько замедлен (речь, обращенная к детям, в 1,6 раза медленнее, чем речь, обращенная к их родителям). Паузы между словами внутри смысловых синтагм практически отсутствуют, паузы между синтагмами достаточно короткие;

-- модулируемая громкость речи;

-- особая интонационная оформленность высказываний, обращенных к ребенку и его родителю (статусная позиция вышестоящего, доброе отношение к ребенку, официальность ситуации).

Лексико-фразеологические особенности общения логопеда с детьми и их родителями объясняются нормами институционального дискурса в официальной ситуации, с одной стороны, и профессиональной спецификой подготовки логопеда -- с другой. Среди таких особенностей наиболее показательными являются следующие: употребление терминов в речи логопеда, специфическая лексика, используемая при общении с дошкольниками и младшими школьниками, автологическое использование лексики, клишированные профессиональные выражения, функционально сближающиеся с терминами.

Терминология используется логопедом только при общении с коллегами и родителями детей. Можно выделить три основные функции использования терминов в рассматриваемом дискурсе:

1) номинативную (для обеспечения точности обозначения предмета речи);

2) эвристическую (для внутреннего поиска решения, обычно осуществляемого неосознанно, при размышлении вслух);

3) регулятивную (для демонстрации своего статуса родителям ребенка и сознательного шифрования информации при беседе с коллегами).

Использование терминов в номинативной функции статистически абсолютно преобладает. Обычно термины в медико-педагогическом дискурсе объясняются и комментируются, поскольку родители должны сознательно участвовать в совместной работе с логопедом по исправлению дефекта речи у ребенка. Количество используемых терминов в речи логопеда варьирует в зависимости от образовательного ценза родителей: чем выше этот ценз, тем чаще используются термины.

В медико-педагогическом дискурсе фигурирует лексика, маркированная по признаку возраста коммуникантов: это детская речь, взрослая речь логопедов, обращенная к детям и их родителям, а также речь самих родителей. Лексика в речи логопеда, обращенной к ребенку, характеризуется следующими особенностями:

-- тематическая ограниченность;

-- выраженная дидактическая направленность;

-- смысловая и формальная отчетливость;

-- отсутствие скрытых смыслов, идиом, подтекста, иронии, двусмысленности.

При проведении занятия с ребенком по исправлению дефектов его речи логопед одновременно расширяет словарный запас ребенка, объясняя и иллюстрируя произносимые слова. Параллельно объясняются и нормы поведения людей.

К числу специфических профессиональных особенностей использования лексики в речи логопеда относятся случаи автологического словоупотребления, т.е. употребление слова как формального знака для тренировки его звуковой формы в специальных учебных текстах.

Автологические словоупотребления могут быть демонстрационными, коррекционными и автоматизирующими. Они часто используются в специально организованных языковых играх. С точки зрения общелингвистической классификации языковых единиц разных уровней по соотношению их значения и формы можно выделить автологическую функцию речи, которая состоит в том, что и слова, и предложения, и тексты могут использоваться в отрыве от их значения, т.е. выступать как псевдоединицы языка (это учебные, тексты-пароли, мнемонические, тексты-эксперименты в поэзии или языковой игре).

В речи логопеда весьма часто встречаются клишированные фразеологические единицы, назначение которых состоит в стремлении точно обозначить предмет речи и подчеркнуть социальный статус говорящего как агента институционального дискурса. Профессиональные клишированные единицы часто сочетаются в медико-педагогическом дискурсе с терминами. При общении с детьми во время проведения специальных занятий по исправлению дефектов речи логопед достигает требуемой точности обозначения предмета речи путем создания метафорических, описательных обозначений, которые заменяют принятые во взрослом общении клише.

Далее: 3.4. Консультирование семей, имеющих Вверх: Глава 3 Назад: Глава 3

Критерии оцениваемых показателей

Высшая оценка воспроизведения текста соответствует 10 баллам, 2 балла — правильное воспроизведение, 1 балл — имелись лишь незначительные отклонения от текста, отсутствовали грамматические ошибки, нет длительных пауз, использовались небольшие подсказки, 0 баллов — это неверное воспроизведение текста, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы во время пересказа, постоянная необходимость в подсказывании текста.

Уровни развития связной речи у детей соответствуют следующим уровням:

I уровень — полное связное описание событий в рассказе;

II уровень — недостаточно полное, но связное описание в рассказе;

III уровень — это также недостаточно полные или неправильные ответы на вопросы экспериментатора;

IV уровень — перечисление предметов, действий, качеств;

V уровень — перечисление предметов.

При оценке результатов исследования уровня связной речи используют уровни понимания сюжета и уровни описания средствами речи, и как они соотносятся:

1) совпадают;

2) не совпадают.

Если эти уровни не совпадают по номерам, то эти номера складываются и делятся пополам. Например, ответы ребенка и его деятельность по установлению причинно-следственных связей оцениваются по I уровню (складывание картинок в определенной последовательности), описание происходящих событий по II уровню, то итоговая оценка равняется 1,5, т. е. ребенок находится на промежуточном уровне.

Дается заключение: развитие мышления опережает развитие речевой функции (или совпадает, или отстает).

Далее намечается наличие — отсутствие нарушения речи ребенка.

Но как же «простой человек» сможет понять, что перед ним действительно компетентный логопед?
Один в поле не воин

Логопед может рекомендовать пройти консультацию у невролога, невропатолога, сурдолога, психиатра, провести дополнительные обследования, например, электроэнцефалограмму (ЭЭГ). Это значит, что ваш педагог относится к ребенку с должным вниманием. При некоторых нарушениях развития требуется комплексный медико-педагогический подход, то есть только при совместных усилиях врачей и педагогов можно добиться наибольших успехов.

Гарантии — нужны ли?

Если логопед сразу гарантирует вам отличный результат занятий в конце, то к этому нужно отнестись с осторожностью, особенно в тех случаях, когда у ребенка имеются достаточно тяжелые нарушения развития речи – ринолалия, дизартрия, заикание, интеллектуальная недостаточность, аутистические черты. Настоящий специалист может гарантировать лишь то, что будет добросовестно выполнять работу, что у него есть достаточно знаний, и он будет применять нужные методики и прикладывать максимум усилий, чтобы прийти к хорошему результату. К сожалению, иногда нарушение речи зачастую удается скорректировать лишь частично.

Сомнительные методы

Не спешите доверять логопеду, который настойчиво предлагает какие-нибудь экзотические способы лечения, например, биологически активные добавки к пище, неслыханный ранее массаж, которые якобы усилят развитие речи у детей, использование чудо-аппаратуры и т. п. Для начала попросите его предоставить полную информацию о «новшестве», а после этого посоветуйтесь с врачами.

Мнение ребенка

Для многих мам самое главное, чтобы малышу нравились занятия. Присмотритесь, не превращаются ли занятия в простое развлечение, носят ли игры развивающий характер, заметен ли результат. Если же кроха самозабвенно повторяет за логопедом новые слова, значит, этот специалист вам и нужен.

Если малыш кричит: «Не хочу, не буду заниматься!», не спешите делать выводы о некомпетентности логопеда. Задумайтесь о следующем:
Не слишком ли тревожен или избалован ребенок? Возможно, ему требуется время, чтобы привыкнуть к новому человеку.
Если малыш протестует и кричит на протяжении двух–трех занятий, а педагог чувствует себя растерянно или злится, то это повод, чтобы обратиться к другому логопеду.
Вежливость, тактичность
Хороший логопед умеет найти общий язык и со своим учеником, и с его родителями.

Всегда приятно, когда логопед:

вежлив и, даже если у ребенка есть трудности с обучением, никогда не скажет, что ребенок бездельник, лентяй, глупый, «да куда вам», «о чем вы думали», «вы в этом ничего не понимаете»;
не увлекается беседами на бытовые темы, не связанные с его прямыми обязанностями;
не осуждает своих коллег, учеников и членов их семьи.


Аккуратность и пунктуальность.
Обратите внимание, насколько опрятен специалист.


Аккуратный логопед, прежде чем начать занятие, вымоет руки. Его пособия хорошо выглядят, не мятые и не рваные, все упорядочено, не требует поиска.
Добросовестный логопед держит в порядке свои инструменты – зонды, используемые для постановки звуков или логопедического массажа, и каждый раз перед применением протирает их спиртом.
Если логопед пользуется соской для постановки звука «р», то эта соска должна быть новой, индивидуальной. Пусть она хранится у вас дома в чистом месте.
Если логопедические зонды заменяются подручными средствами, например, шариковой ручкой с закругленным концом или барабанной палочкой, будьте внимательны: они сделаны из непищевой пластмассы и могут быть неполезны.
Хороший логопед всегда приходит вовремя, в оговоренный час, или же, если вы пришли на прием, находится на своем рабочем месте, предупреждает об изменениях в графике ваших встреч. У него нет привычки периодически отменять или переносить время занятий, менять расценки на свои услуги.

Ответственность сторон

Ответственный логопед предварительно готовится к занятию: подбирает необходимые упражнения, игрушки, распечатки, заготовки для графических заданий, у него все под рукой.

Если каждый раз логопед длительно просматривает книгу, ища в ней нужные задания, или рисует заготовки, значит, этот специалист уделил недостаточно времени подготовке к занятию.

В результате время, отведенное на занятие, будет частично потрачено на организационные моменты.

Прежде чем судить о работе логопеда, вспомните, что половина успеха от занятий зависит от вас самих!

Если логопед оставляет ребенку домашние задания (упражнения для развития речи) и просит ежедневно их выполнять, не подумайте, что он хочет свалить свою работу на вас!
Выполнение домашних заданий – одно из необходимейших условий, которые должны соблюдаться. Выработанный на занятии новый навык быстро забывается, и его нужно постоянно закреплять. Если вы сами не справляетесь, не хватает времени или ребенок вас не слушается, то не ждите мгновенного результата от занятий.
Для получения максимально быстрого результата придется заниматься с логопедом ежедневно, если это может позволить график работы специалиста и семейный бюджет.

У каждого «работодателя» свои ценности. 

Кому-то приятно, когда логопед дорого одет, приезжает на своем автомобиле, выглядит так, словно только что вышел из салона красоты, воркует с малышом и создает вокруг себя ауру благополучия. Другая мама предпочтет, чтобы с ребенком занималась женщина среднего возраста, требовательная и строгая. Для третьей мамы основной критерий – большой опыт и множество регалий, для четвертой – низкая стоимость занятий.

У каждой мамы свой образ «идеального» логопеда, а у каждого логопеда свой стиль работы – вам нужно только найти друг друга. 
Но, безусловно, самым важным остается конечный результат занятий по развитию речи ребенка.

Желаем успехов!

Как понять, что перед вами действительно хороший логопед?

Такого логопеда вам могут рекомендовать другие родители, потому что занятия с их малышами были успешными.
Поговорив с логопедом, вы почувствуете, что он понимает вас и вы понимаете его, он может исчерпывающе ответить на ваши вопросы.
Поприсутствовав на занятии, вы увидите, насколько хорошо педагог ладит с ребенком, умеет ли объяснять задания и добиваться, чтобы малыш его выполнил. Интерес к ребенку, вовлеченность, умение организовать игру, положительный настрой должны быть присущи любому педагогу.

После проведения занятия логопед вам расскажет, как оно прошло, что получилось, а что нет, что делать дальше, объяснит, какие игры и упражнения надо проводить с ребенком дома самим.

Занятия должны приносить результат.

Чем легче нарушение речи у ребенка, тем быстрее оно исправляется. При тяжелых случаях нарушения речи (алалия, заикание, дизартрия) научитесь отмечать даже самые маленькие изменения. Если вам кажется, что результатов от занятий нет, не спешите делать выводы о компетентности специалиста. Поприсутствуйте на занятиях и обратите внимание на то, есть ли контакт между педагогом и ребенком, насколько малыш вовлечен в игру, выполняет ли просьбы педагога, используются ли на занятии разнообразные игры и пособия. Если взрослый, не добившись выполнения задания, сразу переходит к следующему или выполняет все задания за ребенка, проводит занятия на однообразном материале, применяет физическую силу или угрожает ребенку, то такое времяпрепровождение не будет полезным.

Н.Ильина "Мой кроха"Советы логопеда родителям: как помочь ребенку избежать школьных проблем?
Сонникова Ольга Валерьевна, учитель-логопед высшей категории.


      Для любого нормального родителя его ребенок самый лучший, талантливый, красивый. Пока ребенок маленький, родители часто не задумываются о том, что с его взрослением жизнь предъявляет к нему все большие требования.
      Случается, родители пребывают в иллюзиях относительно полного благополучия их чада. Эти иллюзии могут продолжаться достаточно долго. До школы.
      Школа безжалостно расставляет детей по рангу, и малейшая несостоятельность ребенка может вытолкнуть его из благополучной группы, успевающих во всем учеников, на обочину, что в дальнейшем может пагубно отразиться на нервно-психическом состоянии этой еще маленькой, но личности и привести к другим проблемам социального, психологического характера.
      Очень часто причиной школьных проблем детей является их речевая несостоятельность. Поскольку речь одновременно – необходимая основа мышления и его орудие, следовательно, от уровня речевого развития ребенка зависят его познавательные возможности, интеллектуальное развитие, способность к овладению различными знаниями. Речевые дефекты могут ограничивать возможности адаптации ребенка в социальной среде (в классе, в школе). Это может, в свою очередь, порождать нежелательные личные качества и особенности поведения, нарушать межличностные отношения и т.д.
      Развитие речи ребенка начинается с младенчества и активно продолжается весь дошкольный период. Это связано с деятельностью нервной системы человека и, в первую очередь, с ростом и развитием головного мозга. Но речь не может развиваться вне общения, особенно вне речевого общения. Поэтому так важно с первых дней рождения ребенка все время говорить с ним, подкрепляя свою речь интонацией, мимикой, жестами, ритмом. Заражаясь речевой и эмоциональной активностью родителей, малыш старается подражать им. Это уже проявляется в период активного гуления на 3 – 4 мес. жизни, а затем еще более ярко на этапе лепета с 6 мес. до 1 года. На первом году жизни у ребенка появляется способность понимать простейшие высказывания взрослого, возникает пассивная речь, т.е. ее понимание.

На втором году жизни происходит переход ребенка к активной речи. Он начинает произносить первые слова и простейшие фразы, у него развивается речевой слух, т.е. способность различать звуки на слух. На третьем году жизни малыш не только интенсивно накапливает словарь, в его арсенале примерно 1000 слов, но и овладевает грамматическим строем, т.е. способностью изменять слова по числам, падежам. К концу дошкольного возраста словарный запас детей составляет 3 - 4 тысячи слов. Они практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. У них появляется связная, развернутая, грамматически оформленная, монологическая речь, позволяющая беседовать, рассуждать на любые темы, пересказывать рассказы, придумывать их по картинкам, придумывать свои фантазийные «истории» и т.д.

      Данная краткая характеристика периодизации речевого развития приведена с целью обращения внимания родителей на нормативы речевого развития и для возможности сравнения состояния речи своего ребенка с нормой.

      У родителей могут возникнуть основания для беспокойства относительно отклонений в речевом развитии ребенка уже на первом году его жизни. Не стоит откладывать визит к специалистам – неврологам, логопедам до достижения ребенком 3 - 5 лет. Чем раньше будут выявлены те или иные нарушения и их причины, тем, во-первых, легче они преодолимы, во-вторых, раннее обращение к специалистам может помочь в предупреждении появления других нарушений.

      Чаще всего родители оценивают речь своего ребенка по состоянию звукопроизношения. Это, безусловно, очень важный показатель! Если в 3 года ребенок не произносит правильно большинство звуков в речи и посторонние не понимают его, есть повод для беспокойства и скорейшего обращения к специалистам. Так как очень часто нарушения звукопроизношения нескольких групп звуков выступают не изолированно, а сопровождаются нарушениями восприятия и различения звуков на слух, нарушениями слоговой структуры слова, недостатками в понимании и употреблении слов, трудностями в построении предложений и т.д.

      Данные нарушения, как правило, не проходят сами по себе и могут в начальной школе отрицательно повлиять на способность к обучению письменной речи (чтению и письму). При чтении ребенку будет очень трудно овладевать навыком слияния букв в слоги, слогов в слова, целостного воспроизведения слова с выделением ударной гласной, при этом смысловая сторона слова может быть совсем не понята. А если ребенок попытается читать предложения? Ошибок и трудностей возникнет гораздо больше. Они будут проявляться и на письме: пропуски, перестановки, замены букв, слогов; слитное написание нескольких слов или раздельное написание частей одного слова; неверное выделение границ предложения и т.д. Но, еще опаснее тот факт, что речевые нарушения могут ухудшить, в целом, способность к обучению.

      Нарушения произношения отдельных звуков, конечно же, можно исправлять в любом возрасте, но желательно обратиться за консультацией к логопеду своевременно в 4-5 лет, чтобы правильно выявить причины этих нарушений и дальнейшую тактику работы над их преодолением, если специальная помощь будет необходима. Опираясь на личный опыт работы, могу отметить, что у многих детей нарушения звукопроизношения без логопедической помощи самостоятельно не проходят, и с годами процесс закрепления правильно поставленных звуков осложняется тем, что человек привыкает к своим звукам-заменителям, а перестраивать уже автоматизированную работу своего слухового и артикуляционного аппарата достаточно сложно.

      Подытоживая вышесказанное, следует еще раз выделить проявления речевых нарушений у детей, на которые родители должны своевременно обратить внимание. 

      Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замены звуков (например: «матик»-мальчик, «девотька, деатька»-девочка, «тиифон, тиихон»-телефон, «пубики, пупики»-кубики, «каваада»-сковорода, «катоська, катотька»-картошка, «кипитики, тититики»-кирпичики, «ф(ш)апоф(ш)ки»-сапожки, «касий»-красный, «атаму сьта»-потому что). 

      Нарушение слоговой структуры слов: пропуски, перестановки, замены слогов (например: «ку»-кубики, «ма»-маленький, «мако»-молоко, «дека»-девочка, «исипед, сипед, апед»-велосипед, «авада, ада»-сковорода, «атуа»-температура, «фон»-телефон, «деи»-делает, «синя»-машина). 

      Лексические недостатки: бедный словарный запас, нарушения вариативного использования слов, замены слов звукоподражаниями или жестами, пропуски слов, непонимание значения и смысла слова, использование непонятных звукокомплексов (например: «вууу, тууу»-уехали; «бибика»-машина; «ко-ко»-яйцо, «чик-чик»-клюв (показывает, что им клюют); «тяй или чай»=чашка, чайник, кастрюля; показ движениями рук со звукоподражаниями «ууу, ввв» или без звукоподражаний-самолет; «кутитя»-крутится=юла; такая горит=лампочка; «вот там» с показом на окно=дерево). 

      Неправильное грамматическое оформление высказывания (например: «мами, мамом, с мами»-с мамой; «капает апатом»-копает лопатой, «нога иглуськи»-много игрушек; «скадёт пиамидки»-складывает пирамидку; «деватя и матик таит катеи, а баба сиди камейка»-девочка и мальчик стоят на качелях (в смысле качаются), а бабушка сидит на скамейке; «лёт титотьки, лёт водитьки»-поливает цветочки, поливает водичкой; «касий фтаны»-красные штаны; «он упава»-колесо упало, «ису &деевы»-в лесу растут деревья).

      Непонимание вопросов, инструкций, сказок, рассказов и т.д.

      Нежелание слушать сказки, стихи. 

      Нарушение связного высказывания: неспособность составлять рассказы по одной или серии сюжетных картинок, выстраивать собственные высказывания на определенную тему.

      Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы голоса, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.

      Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, необоснованные остановки в речи, скандирование звуков, слогов.

      Нарушение общения. 

      Эти расстройства речи могут проявляться изолированно и в различных комбинациях, но, чтобы оценить характер и сложность речевых нарушений, лучше обратиться к специалисту – логопеду. Родители, конечно же, могут обучить детей выполнять многие задания, но моделировать индивидуальную программу обучения ребенка лучше доверить специалистам.

     Логопед может помочь точно определить комплекс речевых проблем ребенка, выделить в нем самое слабое звено, дать оценку изменениям в его речевом развитии.

     И в заключении, хочу вспомнить хорошо знакомые всем слова: «Все мы родом из детства» и пожелать родителям терпения в совместной кропотливой работе со специалистом по преодолению тех или иных проблем у ребенка во благо его будущей жизни.

 

Виды некорректного поведения консультанта 

1. Морализирование. Консультант ``сходит'' с партнерской позиции и предстает перед клиентом в роли ``всеведающего гуру'', дарующего просветление ``заблудшей овце''. При этом психолог забывает о том, что ``...главное для него -- объективно выслушать рассказ клиента, помочь ему ``исповедаться'' и ``провентилировать'' все стороны своей проблемы. Второе -- помочь разобраться в формирующих факторах его личности, которые породили обсуждаемую проблему, и третье -- выявить те связи, которые позволят клиенту по-новому взглянуть на себя и понимание которых поможет ему справиться со своими затруднениями''.

2. Контрперенос также может быть отнесен к разновидности некорректного поведения, поскольку ``не видя'' клиента консультант тем самым ``обезличивает'' его. Поэтому важно, чтобы консультант регулярно проходил групповую и /или индивидуальную психотерапии с целью предотвращения подобных ситуаций в своей практике. Если же это произошло, и он это осознал, вполне профессионально отказаться от консультирования, предложив клиенту обратиться к другому специалисту. Истинную причину клиент, безусловно, знать не должен, но специалист всегда может найти для него благовидный предлог: напряженный график, срочная командировка, проблема клиента вне компетенции консультанта.

3. Самолюбование. Проявляется в игнорировании исповеди клиента и его мнения по поводу причин возникновения проблемы и способов ее разрешения.

4. Демонстрация негативных реакций. Подобное поведение является нарушением профессиональной этики -- это еще и проявление отсутствия элементарной воспитанности.

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНОК,

                                           КОТОРЫЙ СОБИРАЕТСЯ В ШКОЛУ

  1. Знать обобщающие слова (овощи, одежда, мебель и т.д.).
  2. Правильно называть предметы и их части (у стула – ножки, спинка, сидение).
  3. Пользоваться словами, выражающими разные смысловые оттенки (ель –

ёлочка, ключ – ключик, рука – ручка – ручища).

  1. Правильно называть действия, связанные с трудом (готовит, метёт, лечит).
  2. Учитывать характер действия (прыгает, подпрыгивает, скачет, подкрадывается).
  3. Определять величину, форму и цвет предмета (высокий, узкий, красный, овальный).
  4. Говорить полными предложениями, состоящими из нескольких слов.
  5. Ориентироваться в пространстве (вправо, влево, вверх, вниз), ориентироваться в собственном теле (где левое ухо, правая рука и т.п.).
  6. Уметь составлять по картинке рассказ не менее чем из пяти предложений.
  7. Уметь рассказывать наизусть 1-2 стихотворения.
  8. Изменять существительные по числам (крыша – крыши, стол – столы).
  9. Знать названия диких и домашних животных и их детёнышей.
  10. Уметь обобщать понятия (стол, стул, диван, шкаф, кровать – это мебель и т.п.).
  11. Уметь подбирать слова, противоположенные по смыслу (темно – светло, сухой – мокрый, добрый – злой).
  12. Запоминать на слух предложение, состоящее из 8-10 слов (маленькая девочка Катя рано утром пошла с мамой в школу).
  13. Знать последовательность времён года, дней недели, времени суток.
  14. Уметь различать на слух похожие слова (мишка – миска, бочка – почка, удочка – уточка).
  15. Уметь определять на слух наличие данного звука в слове. (Есть ли в слове мак звук [М], а в слове ежи – звук [З]?)
  16. Уметь выделять первый звук в слове (дерево – [Д’], санки – [С]).
  17. Считать от 1 до 10 и обратно.

РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА

           

            Возможно ли переоценить значение хорошо развитой речи в жизни ребёнка? С её помощью он познаёт мир, общается с другими людьми, формирует собственную личность, характер, мышление.

            При нормальном речевом развитии к 3 годам ребёнок общается не только при помощи грамотно построенных простых, но и сложных предложений с включением слов: если, потому что и др.. К 5-6 годам ребёнок должен правильно (чисто) произносить все звуки.

            Самой природой заложено так, что к моменту поступления в школу у ребёнка формируются основные функции мозга, в том числе и все компоненты речи (звукопроизношение, фонематическое восприятие – различение на слух похожих речевых звуков, изменение и согласование слов в предложении, умение составлять связный рассказ по картинке).

            Клетки мозга очень уязвимы и легко деформируются при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды, особенно во время беременности и в первые 3 года жизни ребёнка. Такие клетки не могут качественно выполнять свои функции. Неблагоприятная экологическая обстановка в г. Норильске, природная кислородная недостаточность являются ведущими факторами, приводящими к нарушению функций мозговых клеток.

            В наших школах среди первоклассников более 50% детей имеют нарушения произношения, недостаточную сформированность лексико-грамматической стороны речи, слаборазвитую  связную речь. Часть из них могут стать неуспевающими по 2-3 предметам,  так как несформированность речи отразится на письме, чтении, понимании текста, математике (когда требуется понять содержание задач).

            Очень многие родители при помощи и поддержки педагогов могли бы помочь своим детям избежать подобных проблем. Ведь большинство речевых дефектов поддаются коррекции и при специальных занятиях здоровые клетки смогут взять на себя функцию больных.

Консультирование родителей учащихся

школы  еженедельно по понедельникам:

15.35 – 16.35

4 этаж, кабинет логопеда



Предварительный просмотр:


3.3. Специфика общения логопеда с родителями детей, страдающими нарушениями речи

Анализ современных исследований по проблеме коммуникативной культуры показал, что феномен ``коммуникативная культура'' часто отождествляется с понятиями: ``культура общения'' (И.А.Ильяева, Э.С.Маркарян и др.), ``коммуникативная компетентность'' (Лариса Андреевна Петровская, Евгений Владимирович Руденский и др.), ``коммуникативная компетенция'' (М.Н.Вятютнев, Д.И.Изаренков и др.), ``культура речи'' (Людмила Алексеевна Введенская, Людмила Григорьевна Павлова, Борис Николаевич Головин, Людмила Карловна Граудина, Евгений Николаевич Ширяев), ``культура речевого общения'' (Ольга Митрофановна Казарцева и др.), ``культура речевого поведения'' (Анна Константиновна Михальская и др.).

Закономерности становления основ коммуникативной культуры личности изучались авторами с различных позиций.

В обобщенном виде коммуникативная культура определяет характер взаимодействия субъектов на основе осознания ими системы гуманистических ценностей и смыслов диалогического общения.

К составляющим компонентам коммуникативной культуры личности относят: творческое мышление, культуру речевого действия, культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния, культуру жестов и пластики движений, культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению, культуру эмоций и пр.

Критериями коммуникативной культуры являются ценностное отношение к общению, сформированность коммуникативно-значимых качеств личности, оценивание себя как субъекта взаимодействия, готовность к сотрудничеству и др.

Как основа профессиональной деятельности педагога понятие ``коммуникативная культура'' определяется как многоуровневая полифункциональная система, отражающая особенности этико-аксиологических достижений субъекта в его информационно-семиотическом взаимодействии с окружающим миром, с другими людьми, с самим собой. В данном аспекте коммуникативная культура рассматривается как педагогический феномен, представляющий собой позицию личности, способ профессиональной деятельности и уровень профессионального развития (В.П.Сморчкова, Г.В.Харитонова и др.).

Профессиональная деятельность учителя-логопеда осуществляется в многомерном пространстве, ее основными ``плоскостями'' выступают личность, деятельность и общение, поэтому становление профессионализма учителя-логопеда напрямую зависит от характеристик, которые имеют место в каждой из этих сфер.

В области профессиональной деятельности основными признаками профессионализма учителя-логопеда являются:

понимание предназначения профессии, её социальной значимости;

владение культурой речи, включая ее нормативный аспект (правильность речи) и коммуникативный аспект (уместность, точность, ясность, логичность речи), вербальные и невербальные средства педагогического общения;

владение методами психолого-педагогического и логопедического обследования, дифференциальной диагностики детей и подростков с отклонениями в речевом развитии, консультирования родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения детей и подростков с нарушениями речи;

умелое и творческое применение логопедических технологий, методов и средств профилактики и коррекции речевых нарушений у детей, подростков и взрослых; достижение высоких результатов логопедической коррекции и их стабильность;

осознанные, творческие действия в профессиональной среде, понимание индивидуальной ответственности за результаты деятельности.

Для профессионального общения учителя-логопеда должны быть характерны:

владение деонтологическими нормами, культурой педагогического общения и этики;

доброжелательность, умение слушать и понимать собеседников, коммуникабельность, искренность;

педагогическая толерантность, то есть отношение к ребенку или подростку с нарушением речи как личности, настроенность на понимание и диалог с другим человеком, признание и уважение его права на отличие;

готовность к изменениям, открытость для духовного взаимообогащения, анализ эффективности собственного коммуникативного поведения;

конкурентоспособность, умение вызвать в социуме интерес к результатам своей профессиональной деятельности.

Сфера профессиональной личности учителя-логопеда должна включать, по мнению С.А. Игнатьевой, такие позитивные индивидуальные качества, как:

интерес к профессии, устойчивость профессиональной мотивации, продуманное профессиональное поведение;

гибкость, вариативность мышления и речи, стремление к творчеству, осознанное духовное обогащение, изменение себя средствами профессии;

обогащение профессии средствами своего творчества;

стремление к профессиональному совершенствованию, профессиональный и личностный рост;

преобладание эмоционально-положительного строя и отношения к профессии, удовлетворенность профессиональной деятельностью.

С позиций компетентностного подхода в модели профессионализма современного учителя-логопеда, по мнению Светланы Александровны Игнатьевой, должны быть представлены:

педагогическая компетентность (высокая общая и нравственно-эстетическая культура, педагогический гуманизм, выражающийся в доверии и уважении к детям, коммуникабельность, педагогическая интуиция, эмоциональная устойчивость и др.);

методологическая компетентность (понимание научно-теоретических основ профессии, целостное видение коррекционно-образовательного процесса);

инструментальная компетентность (владение дифференцированными логопедическими технологиями, методами и средствами профилактики, коррекции и устранения речевых нарушений у детей, подростков и взрослых);

интегральная компетентность (умение сочетать теорию и практику логопедии, стремление к совершенствованию профессиональной компетентности);

коммуникативная компетентность (безукоризненное владение вербальными и невербальными средствами общения, навыками социальной перцепции и межличностного взаимодействия, соблюдение социальных норм речевой коммуникации, правил коммуникативного поведения).

Эффективное управление педагогическим взаимодействием и процессом речевого и коммуникативного развития детей и подростков с нарушениями речи в русле личностно ориентированного специального образования предполагает наличие у учителя-логопеда высокого уровня коммуникативной культуры$, $рассматриваемой (по С.А. Игнатьевой) как единство ценностных структур в виде культуры речи, культуры вербального общения, эмоциональной культуры, культуры мышления, культуры взаимодействия и взаимопонимания и выступающей как условие и результат личностного и профессионального роста.

Учебное взаимодействие, сотрудничество учителя-логопеда и учеников в школе V вида проявляется в педагогическом общении. Оптимальное педагогическое общение -- это такое общение учителя-логопеда со школьниками, которое создает наилучшие условия для творческого характера учебной деятельности, формирования личности учащихся, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя-логопеда. Педагогическое общение включает четыре этапа: 

1. Прогностический этап -- моделирование педагогического общения (планирование коммуникативной структуры -урока, соответствующей его дидактическим целям и задачам, творческой индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом).

2. Начальный этап -- организация и управление непосредственным общением (``коммуникативная атака''). Учитель-логопед должен завоевать инициативу в общении, получить возможность управлять общением с классом.

3. Реализующий этап -- осуществление и управление общением. Он включает конкретизацию спланированной ранее модели общения, уточнение ее структуры, управление инициативой в системе начавшегося общения. Нередко на этапе взаимодействия педагога с классом возникают так называемые психологические барьеры. Например, барьер несовпадения установок возникает тогда, когда учитель-логопед приходит с замыслом интересного урока, увлечен им, а класс равнодушен, невнимателен. Барьер сужения функций педагогического общения возникает в том случае, если педагог учитывает только информационные задачи. Иногда отмечается барьер негативной установки на класс, который может формироваться на основе негативного мнения другого учителя, или в результате собственных педагогических неудач. Психологические барьеры разного рода препятствуют общению и отрицательно сказываются на общем ходе урока.

4. Аналитический этап -- обдумывание итогов педагогического общения.

На разных этапах педагогического общения учителем-логопедом планируются определенные коммуникативные цели: информационная, организационно-управленческая и контрольно-оценочная. Их осуществление происходит в процессе реализации коммуникативных задач. 

К ним можно отнести следующие:

коммуникативно-исполнительские, в ходе которых учащиеся осознают потребность в межличностных контактах;

коммуникативно-репродуктивные, на основе которых вырабатывается стремление детей наладить конструктивное общение с партнерами по совместной деятельности;

коммуникативно-адаптивные, в ходе которых у младших школьников закладывается умение отстаивать собственную позицию как субъекта деятельности и общения;

коммуникативно-творческие, в результате которых формируется потребность анализировать собственную позицию для достижения результатов совместной деятельности.

Эффективность педагогического общения на всех его этапах обеспечивают коммуникативные умения учителя-логопеда.

В комплекс коммуникативных умений учителя-логопеда включаются:

1) быстрое и правильное ориентирование в меняющихся коммуникативно-речевых условиях;

2) планирование и осуществление речевого воздействия и взаимодействия;

3) точное определение содержания общения, коммуникативных приемов и средств, соответствующих одновременно ситуации, своей творческой индивидуальности и особенностям учащегося;

4) постоянное поддерживание обратной связи.

Специфика логопедического дискурса состоит в том, что его участниками являются логопед, ребенок и родитель. Логопед осуществляет исправление нарушений речи посредством обучения, и в этом смысле многие характеристики медицинского и педагогического типов дискурса оказываются неразрывно слитыми в данном промежуточном дискурсе.

В общении логопеда с детьми и их родителями можно выделить профессионально значимые пресуппозиции, текст и импликации. Пресуппозиции в сознании логопеда базируются на знании типичных дефектов речи, сопутствующих заболеваниях у детей, форм поведения детей и их родителей, а также норм медицинской этики. Профессионально значимый текст в логопедическом дискурсе определяется следующими моментами:

-- тип нарушения речи у ребенка;

-- его возрастная группа;

-- мотивация родителей;

-- их образовательный статус.

Профессионально значимые импликации в речи логопеда сводятся к директивам, которые призваны убедить родителей систематически заниматься с ребенком специальными упражнениями дома, чтобы обеспечить успешное исправление дефектов речи.

Прагмалингвистические характеристики профессиональной речи логопеда сводятся к ее интенциям, коммуникативным стратегиям и типам тональности. Эти характеристики реализуются во всех жанрах медико-педагогического дискурса и развернуто представлены в жанре логопедической рекомендации.

Цель рекомендации логопеда -- объяснить родителю, как следует вести домашние занятия с ребенком, имеющего нарушения речи. Эта общая цель конкретизируется в более частных:

-- объяснить, в чем состоит суть дефекта произношения у ребенка с учетом образования родителей;

-- продемонстрировать упражнения на выработку правильного произношения и зафиксировать внимание на существенных моментах, влияющих на эффективность домашних занятий;

-- убедить родителей и ребенка в успехе лечения при условии систематических занятий с логопедом и в домашней обстановке;

-- предупредить родителей и ребенка о возможных трудностях при проведении домашних занятий и о возможном ухудшении ситуации, если занятия проводиться не будут;

-- дать родителям пациента детальную инструкцию для проведения домашних занятий, снабдить их необходимым инструментарием.

Коммуникативная тональность медико-педагогической рекомендации сводится к определенным эмоциональным состояниям и ключам общения, которые можно отнести к типу доброжелательного отношения умеренной интенсивности и полной контролируемости. Проанализированный в работе материал показывает, что логопеды редко используют сугубо официальную тональность, это происходит только в тех случаях, когда родители пациентов пытаются перейти на конфликтное общение либо обращаются к логопедам с просьбами частного характера, не относящимися к кругу его должностных обязанностей.

В структурно-семантическом отношении профессиональная речь логопеда характеризуется определенными фонетическими, лексико-фразеологическими и текстуально-грамматическими особенностями.

Важнейшие фонетические характеристики рассматриваемого дискурса сводятся к следующим признакам:

-- подчеркнутая четкость произношения логопеда, который должен демонстрировать образцовую артикуляцию, поскольку любая фраза в его речи показательна для ребенка, страдающего дефектом речи;

-- специальная артикуляция тренируемых звуков и слов, как в изолированных, так и в связанных позициях;

-- контролируемый темп речи. Во время занятия с детьми темп речи несколько замедлен (речь, обращенная к детям, в 1,6 раза медленнее, чем речь, обращенная к их родителям). Паузы между словами внутри смысловых синтагм практически отсутствуют, паузы между синтагмами достаточно короткие;

-- модулируемая громкость речи;

-- особая интонационная оформленность высказываний, обращенных к ребенку и его родителю (статусная позиция вышестоящего, доброе отношение к ребенку, официальность ситуации).

Лексико-фразеологические особенности общения логопеда с детьми и их родителями объясняются нормами институционального дискурса в официальной ситуации, с одной стороны, и профессиональной спецификой подготовки логопеда -- с другой. Среди таких особенностей наиболее показательными являются следующие: употребление терминов в речи логопеда, специфическая лексика, используемая при общении с дошкольниками и младшими школьниками, автологическое использование лексики, клишированные профессиональные выражения, функционально сближающиеся с терминами.

Терминология используется логопедом только при общении с коллегами и родителями детей. Можно выделить три основные функции использования терминов в рассматриваемом дискурсе:

1) номинативную (для обеспечения точности обозначения предмета речи);

2) эвристическую (для внутреннего поиска решения, обычно осуществляемого неосознанно, при размышлении вслух);

3) регулятивную (для демонстрации своего статуса родителям ребенка и сознательного шифрования информации при беседе с коллегами).

Использование терминов в номинативной функции статистически абсолютно преобладает. Обычно термины в медико-педагогическом дискурсе объясняются и комментируются, поскольку родители должны сознательно участвовать в совместной работе с логопедом по исправлению дефекта речи у ребенка. Количество используемых терминов в речи логопеда варьирует в зависимости от образовательного ценза родителей: чем выше этот ценз, тем чаще используются термины.

В медико-педагогическом дискурсе фигурирует лексика, маркированная по признаку возраста коммуникантов: это детская речь, взрослая речь логопедов, обращенная к детям и их родителям, а также речь самих родителей. Лексика в речи логопеда, обращенной к ребенку, характеризуется следующими особенностями:

-- тематическая ограниченность;

-- выраженная дидактическая направленность;

-- смысловая и формальная отчетливость;

-- отсутствие скрытых смыслов, идиом, подтекста, иронии, двусмысленности.

При проведении занятия с ребенком по исправлению дефектов его речи логопед одновременно расширяет словарный запас ребенка, объясняя и иллюстрируя произносимые слова. Параллельно объясняются и нормы поведения людей.

К числу специфических профессиональных особенностей использования лексики в речи логопеда относятся случаи автологического словоупотребления, т.е. употребление слова как формального знака для тренировки его звуковой формы в специальных учебных текстах.

Автологические словоупотребления могут быть демонстрационными, коррекционными и автоматизирующими. Они часто используются в специально организованных языковых играх. С точки зрения общелингвистической классификации языковых единиц разных уровней по соотношению их значения и формы можно выделить автологическую функцию речи, которая состоит в том, что и слова, и предложения, и тексты могут использоваться в отрыве от их значения, т.е. выступать как псевдоединицы языка (это учебные, тексты-пароли, мнемонические, тексты-эксперименты в поэзии или языковой игре).

В речи логопеда весьма часто встречаются клишированные фразеологические единицы, назначение которых состоит в стремлении точно обозначить предмет речи и подчеркнуть социальный статус говорящего как агента институционального дискурса. Профессиональные клишированные единицы часто сочетаются в медико-педагогическом дискурсе с терминами. При общении с детьми во время проведения специальных занятий по исправлению дефектов речи логопед достигает требуемой точности обозначения предмета речи путем создания метафорических, описательных обозначений, которые заменяют принятые во взрослом общении клише.

Далее: 3.4. Консультирование семей, имеющих Вверх: Глава 3 Назад: Глава 3

Критерии оцениваемых показателей

Высшая оценка воспроизведения текста соответствует 10 баллам, 2 балла — правильное воспроизведение, 1 балл — имелись лишь незначительные отклонения от текста, отсутствовали грамматические ошибки, нет длительных пауз, использовались небольшие подсказки, 0 баллов — это неверное воспроизведение текста, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы во время пересказа, постоянная необходимость в подсказывании текста.

Уровни развития связной речи у детей соответствуют следующим уровням:

I уровень — полное связное описание событий в рассказе;

II уровень — недостаточно полное, но связное описание в рассказе;

III уровень — это также недостаточно полные или неправильные ответы на вопросы экспериментатора;

IV уровень — перечисление предметов, действий, качеств;

V уровень — перечисление предметов.

При оценке результатов исследования уровня связной речи используют уровни понимания сюжета и уровни описания средствами речи, и как они соотносятся:

1) совпадают;

2) не совпадают.

Если эти уровни не совпадают по номерам, то эти номера складываются и делятся пополам. Например, ответы ребенка и его деятельность по установлению причинно-следственных связей оцениваются по I уровню (складывание картинок в определенной последовательности), описание происходящих событий по II уровню, то итоговая оценка равняется 1,5, т. е. ребенок находится на промежуточном уровне.

Дается заключение: развитие мышления опережает развитие речевой функции (или совпадает, или отстает).

Далее намечается наличие — отсутствие нарушения речи ребенка.

Но как же «простой человек» сможет понять, что перед ним действительно компетентный логопед?
Один в поле не воин

Логопед может рекомендовать пройти консультацию у невролога, невропатолога, сурдолога, психиатра, провести дополнительные обследования, например, электроэнцефалограмму (ЭЭГ). Это значит, что ваш педагог относится к ребенку с должным вниманием. При некоторых нарушениях развития требуется комплексный медико-педагогический подход, то есть только при совместных усилиях врачей и педагогов можно добиться наибольших успехов.

Гарантии — нужны ли?

Если логопед сразу гарантирует вам отличный результат занятий в конце, то к этому нужно отнестись с осторожностью, особенно в тех случаях, когда у ребенка имеются достаточно тяжелые нарушения развития речи – ринолалия, дизартрия, заикание, интеллектуальная недостаточность, аутистические черты. Настоящий специалист может гарантировать лишь то, что будет добросовестно выполнять работу, что у него есть достаточно знаний, и он будет применять нужные методики и прикладывать максимум усилий, чтобы прийти к хорошему результату. К сожалению, иногда нарушение речи зачастую удается скорректировать лишь частично.

Сомнительные методы

Не спешите доверять логопеду, который настойчиво предлагает какие-нибудь экзотические способы лечения, например, биологически активные добавки к пище, неслыханный ранее массаж, которые якобы усилят развитие речи у детей, использование чудо-аппаратуры и т. п. Для начала попросите его предоставить полную информацию о «новшестве», а после этого посоветуйтесь с врачами.

Мнение ребенка

Для многих мам самое главное, чтобы малышу нравились занятия. Присмотритесь, не превращаются ли занятия в простое развлечение, носят ли игры развивающий характер, заметен ли результат. Если же кроха самозабвенно повторяет за логопедом новые слова, значит, этот специалист вам и нужен.

Если малыш кричит: «Не хочу, не буду заниматься!», не спешите делать выводы о некомпетентности логопеда. Задумайтесь о следующем:
Не слишком ли тревожен или избалован ребенок? Возможно, ему требуется время, чтобы привыкнуть к новому человеку.
Если малыш протестует и кричит на протяжении двух–трех занятий, а педагог чувствует себя растерянно или злится, то это повод, чтобы обратиться к другому логопеду.
Вежливость, тактичность
Хороший логопед умеет найти общий язык и со своим учеником, и с его родителями.

Всегда приятно, когда логопед:

вежлив и, даже если у ребенка есть трудности с обучением, никогда не скажет, что ребенок бездельник, лентяй, глупый, «да куда вам», «о чем вы думали», «вы в этом ничего не понимаете»;
не увлекается беседами на бытовые темы, не связанные с его прямыми обязанностями;
не осуждает своих коллег, учеников и членов их семьи.


Аккуратность и пунктуальность.
Обратите внимание, насколько опрятен специалист.


Аккуратный логопед, прежде чем начать занятие, вымоет руки. Его пособия хорошо выглядят, не мятые и не рваные, все упорядочено, не требует поиска.
Добросовестный логопед держит в порядке свои инструменты – зонды, используемые для постановки звуков или логопедического массажа, и каждый раз перед применением протирает их спиртом.
Если логопед пользуется соской для постановки звука «р», то эта соска должна быть новой, индивидуальной. Пусть она хранится у вас дома в чистом месте.
Если логопедические зонды заменяются подручными средствами, например, шариковой ручкой с закругленным концом или барабанной палочкой, будьте внимательны: они сделаны из непищевой пластмассы и могут быть неполезны.
Хороший логопед всегда приходит вовремя, в оговоренный час, или же, если вы пришли на прием, находится на своем рабочем месте, предупреждает об изменениях в графике ваших встреч. У него нет привычки периодически отменять или переносить время занятий, менять расценки на свои услуги.

Ответственность сторон

Ответственный логопед предварительно готовится к занятию: подбирает необходимые упражнения, игрушки, распечатки, заготовки для графических заданий, у него все под рукой.

Если каждый раз логопед длительно просматривает книгу, ища в ней нужные задания, или рисует заготовки, значит, этот специалист уделил недостаточно времени подготовке к занятию.

В результате время, отведенное на занятие, будет частично потрачено на организационные моменты.

Прежде чем судить о работе логопеда, вспомните, что половина успеха от занятий зависит от вас самих!

Если логопед оставляет ребенку домашние задания (упражнения для развития речи) и просит ежедневно их выполнять, не подумайте, что он хочет свалить свою работу на вас!
Выполнение домашних заданий – одно из необходимейших условий, которые должны соблюдаться. Выработанный на занятии новый навык быстро забывается, и его нужно постоянно закреплять. Если вы сами не справляетесь, не хватает времени или ребенок вас не слушается, то не ждите мгновенного результата от занятий.
Для получения максимально быстрого результата придется заниматься с логопедом ежедневно, если это может позволить график работы специалиста и семейный бюджет.

У каждого «работодателя» свои ценности. 

Кому-то приятно, когда логопед дорого одет, приезжает на своем автомобиле, выглядит так, словно только что вышел из салона красоты, воркует с малышом и создает вокруг себя ауру благополучия. Другая мама предпочтет, чтобы с ребенком занималась женщина среднего возраста, требовательная и строгая. Для третьей мамы основной критерий – большой опыт и множество регалий, для четвертой – низкая стоимость занятий.

У каждой мамы свой образ «идеального» логопеда, а у каждого логопеда свой стиль работы – вам нужно только найти друг друга. 
Но, безусловно, самым важным остается конечный результат занятий по развитию речи ребенка.

Желаем успехов!

Как понять, что перед вами действительно хороший логопед?

Такого логопеда вам могут рекомендовать другие родители, потому что занятия с их малышами были успешными.
Поговорив с логопедом, вы почувствуете, что он понимает вас и вы понимаете его, он может исчерпывающе ответить на ваши вопросы.
Поприсутствовав на занятии, вы увидите, насколько хорошо педагог ладит с ребенком, умеет ли объяснять задания и добиваться, чтобы малыш его выполнил. Интерес к ребенку, вовлеченность, умение организовать игру, положительный настрой должны быть присущи любому педагогу.

После проведения занятия логопед вам расскажет, как оно прошло, что получилось, а что нет, что делать дальше, объяснит, какие игры и упражнения надо проводить с ребенком дома самим.

Занятия должны приносить результат.

Чем легче нарушение речи у ребенка, тем быстрее оно исправляется. При тяжелых случаях нарушения речи (алалия, заикание, дизартрия) научитесь отмечать даже самые маленькие изменения. Если вам кажется, что результатов от занятий нет, не спешите делать выводы о компетентности специалиста. Поприсутствуйте на занятиях и обратите внимание на то, есть ли контакт между педагогом и ребенком, насколько малыш вовлечен в игру, выполняет ли просьбы педагога, используются ли на занятии разнообразные игры и пособия. Если взрослый, не добившись выполнения задания, сразу переходит к следующему или выполняет все задания за ребенка, проводит занятия на однообразном материале, применяет физическую силу или угрожает ребенку, то такое времяпрепровождение не будет полезным.

Н.Ильина "Мой кроха"Советы логопеда родителям: как помочь ребенку избежать школьных проблем?
Сонникова Ольга Валерьевна, учитель-логопед высшей категории.


      Для любого нормального родителя его ребенок самый лучший, талантливый, красивый. Пока ребенок маленький, родители часто не задумываются о том, что с его взрослением жизнь предъявляет к нему все большие требования.
      Случается, родители пребывают в иллюзиях относительно полного благополучия их чада. Эти иллюзии могут продолжаться достаточно долго. До школы.
      Школа безжалостно расставляет детей по рангу, и малейшая несостоятельность ребенка может вытолкнуть его из благополучной группы, успевающих во всем учеников, на обочину, что в дальнейшем может пагубно отразиться на нервно-психическом состоянии этой еще маленькой, но личности и привести к другим проблемам социального, психологического характера.
      Очень часто причиной школьных проблем детей является их речевая несостоятельность. Поскольку речь одновременно – необходимая основа мышления и его орудие, следовательно, от уровня речевого развития ребенка зависят его познавательные возможности, интеллектуальное развитие, способность к овладению различными знаниями. Речевые дефекты могут ограничивать возможности адаптации ребенка в социальной среде (в классе, в школе). Это может, в свою очередь, порождать нежелательные личные качества и особенности поведения, нарушать межличностные отношения и т.д.
      Развитие речи ребенка начинается с младенчества и активно продолжается весь дошкольный период. Это связано с деятельностью нервной системы человека и, в первую очередь, с ростом и развитием головного мозга. Но речь не может развиваться вне общения, особенно вне речевого общения. Поэтому так важно с первых дней рождения ребенка все время говорить с ним, подкрепляя свою речь интонацией, мимикой, жестами, ритмом. Заражаясь речевой и эмоциональной активностью родителей, малыш старается подражать им. Это уже проявляется в период активного гуления на 3 – 4 мес. жизни, а затем еще более ярко на этапе лепета с 6 мес. до 1 года. На первом году жизни у ребенка появляется способность понимать простейшие высказывания взрослого, возникает пассивная речь, т.е. ее понимание.

На втором году жизни происходит переход ребенка к активной речи. Он начинает произносить первые слова и простейшие фразы, у него развивается речевой слух, т.е. способность различать звуки на слух. На третьем году жизни малыш не только интенсивно накапливает словарь, в его арсенале примерно 1000 слов, но и овладевает грамматическим строем, т.е. способностью изменять слова по числам, падежам. К концу дошкольного возраста словарный запас детей составляет 3 - 4 тысячи слов. Они практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. У них появляется связная, развернутая, грамматически оформленная, монологическая речь, позволяющая беседовать, рассуждать на любые темы, пересказывать рассказы, придумывать их по картинкам, придумывать свои фантазийные «истории» и т.д.

      Данная краткая характеристика периодизации речевого развития приведена с целью обращения внимания родителей на нормативы речевого развития и для возможности сравнения состояния речи своего ребенка с нормой.

      У родителей могут возникнуть основания для беспокойства относительно отклонений в речевом развитии ребенка уже на первом году его жизни. Не стоит откладывать визит к специалистам – неврологам, логопедам до достижения ребенком 3 - 5 лет. Чем раньше будут выявлены те или иные нарушения и их причины, тем, во-первых, легче они преодолимы, во-вторых, раннее обращение к специалистам может помочь в предупреждении появления других нарушений.

      Чаще всего родители оценивают речь своего ребенка по состоянию звукопроизношения. Это, безусловно, очень важный показатель! Если в 3 года ребенок не произносит правильно большинство звуков в речи и посторонние не понимают его, есть повод для беспокойства и скорейшего обращения к специалистам. Так как очень часто нарушения звукопроизношения нескольких групп звуков выступают не изолированно, а сопровождаются нарушениями восприятия и различения звуков на слух, нарушениями слоговой структуры слова, недостатками в понимании и употреблении слов, трудностями в построении предложений и т.д.

      Данные нарушения, как правило, не проходят сами по себе и могут в начальной школе отрицательно повлиять на способность к обучению письменной речи (чтению и письму). При чтении ребенку будет очень трудно овладевать навыком слияния букв в слоги, слогов в слова, целостного воспроизведения слова с выделением ударной гласной, при этом смысловая сторона слова может быть совсем не понята. А если ребенок попытается читать предложения? Ошибок и трудностей возникнет гораздо больше. Они будут проявляться и на письме: пропуски, перестановки, замены букв, слогов; слитное написание нескольких слов или раздельное написание частей одного слова; неверное выделение границ предложения и т.д. Но, еще опаснее тот факт, что речевые нарушения могут ухудшить, в целом, способность к обучению.

      Нарушения произношения отдельных звуков, конечно же, можно исправлять в любом возрасте, но желательно обратиться за консультацией к логопеду своевременно в 4-5 лет, чтобы правильно выявить причины этих нарушений и дальнейшую тактику работы над их преодолением, если специальная помощь будет необходима. Опираясь на личный опыт работы, могу отметить, что у многих детей нарушения звукопроизношения без логопедической помощи самостоятельно не проходят, и с годами процесс закрепления правильно поставленных звуков осложняется тем, что человек привыкает к своим звукам-заменителям, а перестраивать уже автоматизированную работу своего слухового и артикуляционного аппарата достаточно сложно.

      Подытоживая вышесказанное, следует еще раз выделить проявления речевых нарушений у детей, на которые родители должны своевременно обратить внимание. 

      Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замены звуков (например: «матик»-мальчик, «девотька, деатька»-девочка, «тиифон, тиихон»-телефон, «пубики, пупики»-кубики, «каваада»-сковорода, «катоська, катотька»-картошка, «кипитики, тититики»-кирпичики, «ф(ш)апоф(ш)ки»-сапожки, «касий»-красный, «атаму сьта»-потому что). 

      Нарушение слоговой структуры слов: пропуски, перестановки, замены слогов (например: «ку»-кубики, «ма»-маленький, «мако»-молоко, «дека»-девочка, «исипед, сипед, апед»-велосипед, «авада, ада»-сковорода, «атуа»-температура, «фон»-телефон, «деи»-делает, «синя»-машина). 

      Лексические недостатки: бедный словарный запас, нарушения вариативного использования слов, замены слов звукоподражаниями или жестами, пропуски слов, непонимание значения и смысла слова, использование непонятных звукокомплексов (например: «вууу, тууу»-уехали; «бибика»-машина; «ко-ко»-яйцо, «чик-чик»-клюв (показывает, что им клюют); «тяй или чай»=чашка, чайник, кастрюля; показ движениями рук со звукоподражаниями «ууу, ввв» или без звукоподражаний-самолет; «кутитя»-крутится=юла; такая горит=лампочка; «вот там» с показом на окно=дерево). 

      Неправильное грамматическое оформление высказывания (например: «мами, мамом, с мами»-с мамой; «капает апатом»-копает лопатой, «нога иглуськи»-много игрушек; «скадёт пиамидки»-складывает пирамидку; «деватя и матик таит катеи, а баба сиди камейка»-девочка и мальчик стоят на качелях (в смысле качаются), а бабушка сидит на скамейке; «лёт титотьки, лёт водитьки»-поливает цветочки, поливает водичкой; «касий фтаны»-красные штаны; «он упава»-колесо упало, «ису &деевы»-в лесу растут деревья).

      Непонимание вопросов, инструкций, сказок, рассказов и т.д.

      Нежелание слушать сказки, стихи. 

      Нарушение связного высказывания: неспособность составлять рассказы по одной или серии сюжетных картинок, выстраивать собственные высказывания на определенную тему.

      Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы голоса, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.

      Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, необоснованные остановки в речи, скандирование звуков, слогов.

      Нарушение общения. 

      Эти расстройства речи могут проявляться изолированно и в различных комбинациях, но, чтобы оценить характер и сложность речевых нарушений, лучше обратиться к специалисту – логопеду. Родители, конечно же, могут обучить детей выполнять многие задания, но моделировать индивидуальную программу обучения ребенка лучше доверить специалистам.

     Логопед может помочь точно определить комплекс речевых проблем ребенка, выделить в нем самое слабое звено, дать оценку изменениям в его речевом развитии.

     И в заключении, хочу вспомнить хорошо знакомые всем слова: «Все мы родом из детства» и пожелать родителям терпения в совместной кропотливой работе со специалистом по преодолению тех или иных проблем у ребенка во благо его будущей жизни.

 

Виды некорректного поведения консультанта 

1. Морализирование. Консультант ``сходит'' с партнерской позиции и предстает перед клиентом в роли ``всеведающего гуру'', дарующего просветление ``заблудшей овце''. При этом психолог забывает о том, что ``...главное для него -- объективно выслушать рассказ клиента, помочь ему ``исповедаться'' и ``провентилировать'' все стороны своей проблемы. Второе -- помочь разобраться в формирующих факторах его личности, которые породили обсуждаемую проблему, и третье -- выявить те связи, которые позволят клиенту по-новому взглянуть на себя и понимание которых поможет ему справиться со своими затруднениями''.

2. Контрперенос также может быть отнесен к разновидности некорректного поведения, поскольку ``не видя'' клиента консультант тем самым ``обезличивает'' его. Поэтому важно, чтобы консультант регулярно проходил групповую и /или индивидуальную психотерапии с целью предотвращения подобных ситуаций в своей практике. Если же это произошло, и он это осознал, вполне профессионально отказаться от консультирования, предложив клиенту обратиться к другому специалисту. Истинную причину клиент, безусловно, знать не должен, но специалист всегда может найти для него благовидный предлог: напряженный график, срочная командировка, проблема клиента вне компетенции консультанта.

3. Самолюбование. Проявляется в игнорировании исповеди клиента и его мнения по поводу причин возникновения проблемы и способов ее разрешения.

4. Демонстрация негативных реакций. Подобное поведение является нарушением профессиональной этики -- это еще и проявление отсутствия элементарной воспитанности.

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНОК,

                                           КОТОРЫЙ СОБИРАЕТСЯ В ШКОЛУ

  1. Знать обобщающие слова (овощи, одежда, мебель и т.д.).
  2. Правильно называть предметы и их части (у стула – ножки, спинка, сидение).
  3. Пользоваться словами, выражающими разные смысловые оттенки (ель –

ёлочка, ключ – ключик, рука – ручка – ручища).

  1. Правильно называть действия, связанные с трудом (готовит, метёт, лечит).
  2. Учитывать характер действия (прыгает, подпрыгивает, скачет, подкрадывается).
  3. Определять величину, форму и цвет предмета (высокий, узкий, красный, овальный).
  4. Говорить полными предложениями, состоящими из нескольких слов.
  5. Ориентироваться в пространстве (вправо, влево, вверх, вниз), ориентироваться в собственном теле (где левое ухо, правая рука и т.п.).
  6. Уметь составлять по картинке рассказ не менее чем из пяти предложений.
  7. Уметь рассказывать наизусть 1-2 стихотворения.
  8. Изменять существительные по числам (крыша – крыши, стол – столы).
  9. Знать названия диких и домашних животных и их детёнышей.
  10. Уметь обобщать понятия (стол, стул, диван, шкаф, кровать – это мебель и т.п.).
  11. Уметь подбирать слова, противоположенные по смыслу (темно – светло, сухой – мокрый, добрый – злой).
  12. Запоминать на слух предложение, состоящее из 8-10 слов (маленькая девочка Катя рано утром пошла с мамой в школу).
  13. Знать последовательность времён года, дней недели, времени суток.
  14. Уметь различать на слух похожие слова (мишка – миска, бочка – почка, удочка – уточка).
  15. Уметь определять на слух наличие данного звука в слове. (Есть ли в слове мак звук [М], а в слове ежи – звук [З]?)
  16. Уметь выделять первый звук в слове (дерево – [Д’], санки – [С]).
  17. Считать от 1 до 10 и обратно.

РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА

           

            Возможно ли переоценить значение хорошо развитой речи в жизни ребёнка? С её помощью он познаёт мир, общается с другими людьми, формирует собственную личность, характер, мышление.

            При нормальном речевом развитии к 3 годам ребёнок общается не только при помощи грамотно построенных простых, но и сложных предложений с включением слов: если, потому что и др.. К 5-6 годам ребёнок должен правильно (чисто) произносить все звуки.

            Самой природой заложено так, что к моменту поступления в школу у ребёнка формируются основные функции мозга, в том числе и все компоненты речи (звукопроизношение, фонематическое восприятие – различение на слух похожих речевых звуков, изменение и согласование слов в предложении, умение составлять связный рассказ по картинке).

            Клетки мозга очень уязвимы и легко деформируются при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды, особенно во время беременности и в первые 3 года жизни ребёнка. Такие клетки не могут качественно выполнять свои функции. Неблагоприятная экологическая обстановка в г. Норильске, природная кислородная недостаточность являются ведущими факторами, приводящими к нарушению функций мозговых клеток.

            В наших школах среди первоклассников более 50% детей имеют нарушения произношения, недостаточную сформированность лексико-грамматической стороны речи, слаборазвитую  связную речь. Часть из них могут стать неуспевающими по 2-3 предметам,  так как несформированность речи отразится на письме, чтении, понимании текста, математике (когда требуется понять содержание задач).

            Очень многие родители при помощи и поддержки педагогов могли бы помочь своим детям избежать подобных проблем. Ведь большинство речевых дефектов поддаются коррекции и при специальных занятиях здоровые клетки смогут взять на себя функцию больных.

Консультирование родителей учащихся

школы  еженедельно по понедельникам:

15.35 – 16.35

4 этаж, кабинет логопеда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение на РМО учителей - логопедов

В материале представлен конспект индивидуального занятия с обучающейся 2-го класса по программе для ГУО, логопедическое представление, цель и задачи, этапы занятия, самоанализ....

Занятие логопедии с элементами логоритмики в 1 классе Дифференциация С-Ш РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Логопедия"

Элементылогоритмики используются на занятиях логопедии для развития моторики, чувства ритма,развития четкой артикуляции, выразительности речи учащихся...

Сотрудничество логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школьными логопедами.

Дается схема связей и взаимодействий логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ  и школ. Даны конкретные примеры реальных взаимосвязей....

14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"

Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...

Роль театрально-игровой деятельности в овладении детьми навыками коммуникативного общения. Капустянская Л.В. учитель-логопед ГБОУ школа № 565 Кировского района СПб

Значение театрализованной деятельности в работе с детьми.Театр – один из самых доступных видов искусств для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики, психологии, логопедии,...