Урок швейного дела в 5 классе
методическая разработка (5 класс) по теме

Борискина Ирина Леонидовна

Данный материал познакомит учащихся с ограниченными возможностями здоровья с производством и свойствами хлопчатобумажных тканей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_shveynogo_dela_v_5_klasse_hlopchatobumazhnye_tkani.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

Учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  общеобразовательная школа № 9 У111 вида

города Новороссийска    Краснодарского края.

УРОК ШВЕЙНОГО ДЕЛА   В   5 КЛАССЕ

ТЕМА: «ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫЕ  ТКАНИ».

Учитель      БОРИСКИНА ИРИНА  ЛЕОНИДОВНА

                                      2011г.

Цель:   познакомить учащихся с производством и свойствами

             хлопчатобумажных тканей.

             Формирование навыков определения хлопчатобумажных

              тканей.

              Выработка навыков соотносительного анализа.

              Развитие навыков самостоятельной работы.

Оборудование: коллекция «Хлопок», карточки, образцы тканей, рабочие

                           коробки.

                               Ход  урока

  1. Организационный  момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

Вопросы к учащимся:

Какие текстильные волокна вы знаете?

Из чего делают ткань?

От чего зависят свойства тканей?

В результате чего получается ткацкий рисунок на ткани?

Как определить ткани полотняного переплетения?

  1. Объяснение нового материала.

Тема нашего урока  «Хлопчатобумажные ткани». Запишите ее в тетрадь.

Хлопчатобумажные ткани получают из волокон хлопчатника. Хлопчатник- теплолюбивое однолетнее растение, произрастающее в Китае, Индии, Средней Азии, Африке, Америке. С древности возделывали хлопчатник в Средней Азии, где его называют « дитя солнца», потому что в период цветения ему необходимы свет и тепло.

Производство хлопка до 16 века содержалось в тайне, в Европу привозили только готовые ткани. В России хлопок выращивают с 18 века.

  После цветения хлопчатника образуются плоды-коробочки, которые содержат многочисленные семена. Когда коробочки созревают, они раскрываются и из них выходит пушистая масса—волокна  хлопка. Волокна хлопка обычно белого или кремового цвета. Длина волокон от 6 до 50мм. Они легкие, мягкие, прочные, почти без блеска, хорошо впитывают влагу. Волокна хлопка широко применяют в швейном производстве. На прядильных фабриках получают хлопчатобумажную пряжу, из которой на ткацких фабриках производят ткани.

 

  Учащиеся рассматривают образцы из коллекции «Хлопок» и располагают карточки в том порядке, в каком происходит обработка волокон под руководством учителя. Затем в тетрадях выполняется запись «Основные этапы производства хлопчатобумажных тканей».

     Свойства хлопчатобумажных тканей зависят от свойств волокон, из которых они изготовлены. Хлопчатобумажные ткани,  унаследовав свойства волокон хлопка, легкие, мягкие, прочные, почти без блеска, хорошо пропускают воздух, впитывают влагу, быстро сохнут. Утюжить их можно как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Терморегулятор необходимо установить на отметку «хлопок» или три точки. При раскрое срезы ткани не осыпаются. При стирке ткань дает усадку—уменьшается в размерах. Горит хлопчатобумажная ткань ярким пламенем, издавая запах жженой бумаги, после сгорания образуется серый пепел.

  Ассортимент хлопчатобумажных тканей очень велик: ситец, сатин, бязь, батист, байка, фланель, джинсовая, вельвет.

Учащиеся рассматривают образцы хлопчатобумажных тканей.

Хлопчатобумажные ткани имеют широкое применение. Из них шьют постельное и столовое белье, одежду всех видов. Изделия имеют хороший внешний вид, низкую себестоимость, не требуют специального ухода. Недостатком изделий из хлопчатобумажных тканей является  сильная сминаемость и низкая износостойкость—ткани истираются во время носки, теряют внешний вид.

  1. Практическая работа «Изучение свойств хлопчатобумажных тканей».

Для выполнения работы  учащимся понадобятся: образцы тканей, лупы, кисточки, клей, рабочие тетради.

Учащиеся вклеивают в тетради  карточку «Свойства хлопчатобумажных тканей»   с     таблицей.

Образец ткани

Хлопчатобумажная     ткань

Блеск

Нет     слабый              средний              сильный.

Гладкость

Гладкая                шероховатая                                                                                                                                  

Мягкость

Мягкая                         жесткая

Прочность

Малая                    средняя                     большая

Сминаемость

Малая                     средняя                     большая    

Гигроскопичность

Низкая                   средняя                      высокая

Скольжение

Малое                    среднее                      большое

Осыпаемость

Большая(5 нитей)   средняя(3-4)             малая (1-2)

Усадка

Малая                      средняя                     большая            

Чтобы правильно заполнить карточку учащиеся выполняют задания по инструкционной карте:

1.Рассмотрите образец хлопчатобумажной ткани через лупу и определите ее блеск.

2.Определите на ощупь гладкость образца.

3.Определите на ощупь мягкость образца.

4.Отделите от образца 2-4 нити и попытайтесь их разорвать.

5.Определите сминаемость, сжав образец в руках на 10-15 секунд.

6.Для определения гигроскопичности окуните 3-4 нити в воду на несколько секунд, затем рассмотрите их в лупу.

7.Сложите образец вдвое и определите, скользят  ли поверхности.

8.Для определения осыпаемоси постарайтесь выдернуть иглой сразу 5 нитей, если не получилось, то 4 нити, затем 3, 2, 1.

9.Измерьте образец, намочите, затем проутюжьте его, чтобы определить усадку.

10.Проверьте все ли ответы в таблице отмечены.

5.Закрепление нового материала по вопросам:

Из какого растения производят хлопчатобумажные ткани?

Почему хлопчатобумажные ткани называют натуральными?

Что изготавливают их хлопчатобумажных тканей?

Какие свойства тканей знаете?

Перечислите достоинства хлопчатобумажных тканей.

Какие свойства хлопчатобумажных тканей относятся к недостаткам?

6.Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

В дальнейшем мы будем много работать с хлопчатобумажными тканями, использовать их для изготовления швейных изделий. Поэтому так важно знать достоинства и недостатки  ткани  и  какими свойствами они обладают.

    Оценка работы учащихся на   уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок швейного дела в 9 классе

Данный материал познакомит учащихся с этапами изготовления одежды на швейном производстве и применяемом оборудовании, формирует интерес к профессиям швейного дела....

Урок швейного дела в 5 классе на тему "Хлопчатобумажные ткани"

Тип урока: комбинированныйЦели урока: познакомить учащихся с производством и свойствами хлопчатобумажных тканей; ознакомить с историей возникновения и производства хлопчатобумажных тканей.Задачи урока...

Урок швейного дела в 7 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Отделка швейных изделий" с презентацией

Разработка урока швейного дела, тип урока - комбинированный, (7 класс) по теме "Отделка швейных изделий" содержит вопросы  для повторения пройденного материала по конструированию, видам одежды, ...

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."

Разработка урока швейного дела по теме: Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."...

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Виды отделки швейных изделий" (12.03.23)

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Виды отделки швейных изделий"...