Главные вкладки

    Конспект подгруппового занятия по формированию лексико- грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР. Тема «В гостях у Зимушки-зимы».
    план-конспект по теме

    Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка  для дошкольников старшего возраста с ОНР.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon v_gostyah_u_zimushki-zimy.doc41.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Кириллова Наталья Константиновна, учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад №2 «Золотая рыбка» г.Старая Русса  Новгородской области .

                 Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-       грамматических  средств языка  для дошкольников старшего возраста с ОНР.

                 Тема  «В гостях у Зимушки-зимы».

    Цели занятия:

    • закрепление представлений  о  зиме  и её  приметах;
    • уточнение, расширение  и активизация  словаря по теме «Зима»;
    • совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными  в  роде  и  числе, образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно- ласкательных  суффиксов);
    • учить подбирать  однокоренные слова;
    • развитие диалогической речи;
    • развитие зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления;
    • воспитание навыков самостоятельности, инициативности  и

        сотрудничества.

    Оборудование: магнитная доска, предметные и сюжетные картинки

    по теме «Зима», магниты, снежинки, полоса со стрелками,

    демонстрационный снеговик, конверты с плоскостными частями снеговика,

    карточка  с изображением частей снеговика, магнитофон.

                                    Ход  занятия.

    1. Приветствие. Организационный момент.

    Дети  собирают общую разрезную  сюжетную  картинку.

    - Как вы думаете, о чём мы сегодня  будем говорить на занятии?

    Сообщение темы занятия.

    - Мы сегодня отправимся в гости к Зимушке-зиме.

    2. Игра «Художники».

    - Что такое зима? Давайте представим, что мы с вами художники и «нарисуем»  зимнюю картину.

    На столе разложены предметные и сюжетные  картинки, связанные с зимой (снежинка, Дед Мороз, снеговик и т.д.). Дети закрепляют на магнитной доске выбранную картинку и рассказывают о ней.

    3. Игра «Кто больше слов придумает».

    - Дети, без чего не бывает зимы?

    - Какой  бывает снег?

    Подумай, называй.

    Своё словечко  быстро

    Снежинкой отмечай!

    Называя прилагательные, каждый ребёнок закрепляет на доске снежинку.

    (Белый, пушистый, мягкий, сухой, мокрый, липкий, скрипучий, искрящийся, сверкающий, холодный, грязный и т.д.)

    - Что делает снег?

    Попробуй сказать.

    Все стрелочки - действия

    Прошагать.

    На доске  висит полоска, на  которой  нарисованы стрелочки. Каждый ребёнок, называя  слово-действие, передвигает  магнит по дорожке, (падает, блестит, сверкает, кружится, искрится, тает, скрипит и т.д.)

    4.- Давайте одеваться на прогулку и поиграем в игру «Закончи предложение»

    (слова- антонимы).

    У меня большие перчатки, а у вас маленькие.

    Длинные  сапоги

    Тонкий свитер

    Широкий шарф

    Чёрные валенки

    Сухие варежки

    5. Физминутка.

    Музыкально-речевая игра «Прилетел ветерок»  (муз. Г.Вяхирева).

    Прилетел  ветерок,

    Прилетел  на  денёк.

    Нас  погладил  ласково  рукой.

    Оглянулся  вокруг,

    Улыбнулся  и  вдруг

    Закружился в пляске  озорной.

    А мы  надели  лыжи

    И  встали  на  коньки.

    Играем, играем

    В пушистые  снежки.

    6.Упражнение  «Узнай по частям».

    На наборное полотно вывешивается карточка  с  изображением частей снеговика.

    - Как вы думаете, что  получится, если правильно  собрать все эти части?

    7.Логопед  помещает на доске снеговика.

    Игра  «Составь  снеговика».

    - Дети, у вас  на столах лежат конверты. Попробуйте сделать каждый своего снеговика.

    8.Упражнение «Большие и маленькие».

    - Чем отличаются снеговики?

    - Я буду говорить, что есть у большого снеговика, а  вы про эти же части у маленьких снеговиков, называя их ласково.

    У большого снеговика красный нос.

    У маленького снеговика красненький носик.

    Чёрные глаза

    Лохматая метла

    Зелёное ведро

    Длинный шарф.

     

    9.Дидактическая игра «Доскажи словечко»

    — Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем  с этим словом. Дидактическая  игра   «Доскажи словечко». Логопед  читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со  словом  «снег».

    Тихо, тихо, как во сне,

    Падает на землю ... (Снег.)

    С неба все скользят пушинки —

    Серебристые ... (Снежинки.)

    На  посёлки, на  лужок

    Все  снижается ... (Снежок.)

    Вот  веселье  для  ребят —

     Все сильнее ... (Снегопад.)

     Все  бегут  вперегонки,

     Все хотят играть в ... (Снежки.)

     Словно в белый пуховик

          Нарядился ... (Снеговик.)

     Рядом снежная фигурка —

     Эта девочка — ... (Снегурка.)

     На снегу-то, посмотри —

     С красной грудкой ... (Снегири.)

     Словно в сказке, как во сне,

     Землю всю украсил ... (Снег.)

    10. Итог занятия, оценка  деятельности детей.

    Литература.

    1.Г.А.Киселёва «Книжка - учишка» изд-во « Книголюб», 2008 г.

    2.Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» изд-во «Детство-Пресс», 2009

    3.Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»

    изд-во «Сфера», 2006


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий «ФРУКТЫ» (старшая группа)

    Цель: Закрепить и обобщить знания и представления детей о фруктах.Задачи: Образовательныеактивизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов;упражнять в образовании относитель...

    Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

    Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Осень»

    В данном конспекте представлено подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие проводится по лексическо...

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по лексической теме «Деревья».

    Тема: «Образование относительных прилагательных от существительных». Образовательные области: «коммуникация», «познание».Тип занятия: изучение и первичное закрепление нового учебного материала....

    Конспект фронтального интегрированного занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи" в старшей группе для детей с ОВЗ.

    Коррекционное занятие активизирует пассивный и активный словарь по теме: “Овощи”. Учит  составлять описательные рассказы по картинно-графическому плану. Учит образовывать относител...

    Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для воспитанников с ТНР и ДЦП

    Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в  старшей группе для воспитанников с ТНР и ДЦП...

    Конспект логопедического занятия по формированию грамматических категорий у дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР. "Овощи".

    Фронтальное логопедическое занятие по теме «Овощи» разработано для дошкольников старшего дошкольного возраста седьмого года жизни с ОНР III уровня и является составной частью модульной обр...