Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для воспитанников с ТНР и ДЦП
план-конспект

Самохина Наталья  Григорьевна

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в  старшей группе для воспитанников с ТНР и ДЦП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx26.66 КБ
Файл konspekt_zanyatiya.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в  старшей группе для воспитанников с ТНР и ДЦП

Самохина Н.Г. учитель-логопед МБДОУ “Детский сад № 31 Светлана”  г. Смоленск.

Цель – развитие лексико-грамматической стороны речи

Задачи:

 Коррекционно-образовательные

1.Учить детей изменять существительные  в зависимости от вопроса и соседних слов в предложении

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать мышление: учить анализировать и делать выводы, учить отгадывать загадки.

2.  Развивать умение детей образовывать притяжательные прилагательные

3.Развивать мелкую  моторику (у детей с диагнозом ДЦП и ОНР 3)

3. Развивать речь  детей: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением, развивать координацию речи с движением, расширить словарный запас.

 Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать интерес детей к художественной литературе

2. Воспитывать у детей умение работать в команде, сопереживать и приходить на помощь товарищам

Материал:

тесто для лепки, аппликатор Кузнецова, презентация(картинки) с изображением героев  сказки Колобок,  муляжи, массажный  мячик-ежик, трафарет  «Животные».

Ход занятия:

  1. Орг. момент:

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие со сказочным героем, а кто это вы попробуйте догадаться сами.

Бежит по дорожке
Без ручек, без ножек,
Румяные щечки и кругленький бок
Знакомый нам с детства, друзья.
(Колобок)

Он испёкся в русской печке,     

Покатился за крылечко.
У него румяный бок.
Это вкусный...(Колобок)

2.Путешествие с колобком.

Жил-был (показываю картинки презентации) старик со старухою.

Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». — «Из чего печь-то? Муки нету». — «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусекам помети; авось муки и наберется».

Так старуха и сделала.  Замесила колобка.

-Ребята, давайте возьмем тесто для лепки и слепим колобков.

А теперь давайте посчитаем сколько колобков слепил(а)….

Считать мы будем так (один колобок, два колобка…) Всего …… колобков.

Вытащила старуха колобок откуда? (из печи) и положила куда? (на окошко) Для чего?

-Ребята поможем ему остыть , подуем на него.(дети дуют )

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился по травке.

-Возьмем травку (Аппликатор Кузнецова ) и погладим ручками..

Катится колобок по дороге, а навстречу ему скачет заяц .

-Ребята, давайте покажем пальчиками как скачет зайчик.. 

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

Прыгаем всеми пальцами

по коврику

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

Прокатываем ладони от

основания к кончикам пальцев.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали.

«Допрыгать» и лечь» ладонями на

коврик.

Мимо змеи проползали, пошипели

ш-ш-ш

«С добрым утром!» - им сказали.

    Ладони ползут, как змеи

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.

Ладони поочерёдно гладят коврик.

«Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Не ешь меня,  зайчик!

Я тебе угощенье принёс

-Ребята, давайте угостим зайку овощами, которые он любит.(Дети опускают руку в мешочек и описывают что они там нашли. Что скушает заяц из того что мы нашли? ( сыр, капуста, лимон, морковка, рыба)

И колобок покатился дальше; только заяц его и видел!..

Катится колобок, а навстречу ему ежик (картинка): «Колобок, колобок! Я тебя съем!» — «Не ешь меня!

-Ребята ,а давайте погладим ежика.

Упражнение с мячем – ежиком.

Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Ребята  прокатывают  мяч между ладошками.

И покатился себе дальше; только ежик его и видел!..

Катится колобок, а навстречу ему медведь : «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Где тебе, косолапому, съесть меня!» Давайте поиграем, попробуем отгадать кто зовёт колобка: медведь, волк. Кто сначала, кто потом.  Волк –УУУ  Медведь -ЫЫЫ

И опять укатился; только медведь его и видел!..

Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса:  

-Возьмем трафарет  «Животные», найдем там изображение лисы, и обведём(раскрасим) эту картинку карандашами

У зайца хвост - заячий, у волка - волчий, а у лисы – лисий. Кто внимательно слушал и всё запомнил?  Какой хвост у лисы? А у зайца?

 «Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький». А колобок запел:

Я по коробу скребён,
По сусекам метён,
На сметане мешон,
На окошке стужон;
Я от ….(дедушки) ушёл,          
Взрослый показывает картинку а дети                 озвучивают правильно согласовывая слова в предложении.
Я от …(бабушки) ушёл,
Я от….( зайца) ушёл,
Я от ….(волка) ушёл,
От…. (медведя) ушёл,
От тебя…,( лиса) я  подавно уйду!

«Какая славная песенка! — сказала лиса. Не буду я тебя есть колобок. Потому что ребята мне подарят колобки, которые они сделали своими руками.

Вот и сказочке конец. Кто работал на занятии – молодец!

Используемый материал:

1 .О.И. Крупенчук Пальчиковые игры для детей 4-7 лет.

 С.-П.Издательский дом Литера.2010.

2. Т.А. Ткаченко Если дошкольник плохо говорит. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Эксмодетство  Москва 2017

3. О.С. Гомзяк Говорим правильно  5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий. Издательство ГНОМ Москва 2014



Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в  старшей группе для воспитанников с ТНР и ДЦП

Самохина Н.Г. учитель-логопед МБДОУ “Детский сад № 31 Светлана”  г. Смоленск.

Цель – развитие лексико-грамматической стороны речи

Задачи:

 Коррекционно-образовательные

1.Учить детей изменять существительные  в зависимости от вопроса и соседних слов в предложении

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать мышление: учить анализировать и делать выводы, учить отгадывать загадки.

2.  Развивать умение детей образовывать притяжательные прилагательные

3.Развивать мелкую  моторику (у детей с диагнозом ДЦП и ОНР 3)

3. Развивать речь  детей: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением, развивать координацию речи с движением, расширить словарный запас.

 Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать интерес детей к художественной литературе

2. Воспитывать у детей умение работать в команде, сопереживать и приходить на помощь товарищам

Материал:

тесто для лепки, аппликатор Кузнецова, презентация(картинки) с изображением героев  сказки Колобок,  муляжи, массажный  мячик-ежик, трафарет  «Животные».

Ход занятия:

  1. Орг. момент:

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие со сказочным героем, а кто это вы попробуйте догадаться сами.

Бежит по дорожке
Без ручек, без ножек,
Румяные щечки и кругленький бок
Знакомый нам с детства, друзья.
(Колобок)

Он испёкся в русской печке,     

Покатился за крылечко.
У него румяный бок.
Это вкусный...(Колобок)

2.Путешествие с колобком.

Жил-был (показываю картинки презентации) старик со старухою.

Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». — «Из чего печь-то? Муки нету». — «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусекам помети; авось муки и наберется».

Так старуха и сделала.  Замесила колобка.

-Ребята, давайте возьмем тесто для лепки и слепим колобков.

А теперь давайте посчитаем сколько колобков слепил(а)….

Считать мы будем так (один колобок, два колобка…) Всего …… колобков.

Вытащила старуха колобок откуда? (из печи) и положила куда? (на окошко) Для чего?

-Ребята поможем ему остыть , подуем на него.(дети дуют )

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился по травке.

-Возьмем травку (Аппликатор Кузнецова ) и погладим ручками..

Катится колобок по дороге, а навстречу ему скачет заяц .

-Ребята, давайте покажем пальчиками как скачет зайчик.. 

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

Прыгаем всеми пальцами

по коврику

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

Прокатываем ладони от

основания к кончикам пальцев.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали.

«Допрыгать» и лечь» ладонями на

коврик.

Мимо змеи проползали, пошипели

ш-ш-ш

«С добрым утром!» - им сказали.

    Ладони ползут, как змеи

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.

Ладони поочерёдно гладят коврик.

«Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Не ешь меня,  зайчик!

Я тебе угощенье принёс

-Ребята, давайте угостим зайку овощами, которые он любит.(Дети опускают руку в мешочек и описывают что они там нашли. Что скушает заяц из того что мы нашли? ( сыр, капуста, лимон, морковка, рыба)

И колобок покатился дальше; только заяц его и видел!..

Катится колобок, а навстречу ему ежик (картинка): «Колобок, колобок! Я тебя съем!» — «Не ешь меня!

-Ребята ,а давайте погладим ежика.

Упражнение с мячем – ежиком.

Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Ребята  прокатывают  мяч между ладошками.

И покатился себе дальше; только ежик его и видел!..

Катится колобок, а навстречу ему медведь : «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Где тебе, косолапому, съесть меня!» Давайте поиграем, попробуем отгадать кто зовёт колобка: медведь, волк. Кто сначала, кто потом.  Волк –УУУ  Медведь -ЫЫЫ

И опять укатился; только медведь его и видел!..

Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса:  

-Возьмем трафарет  «Животные», найдем там изображение лисы, и обведём(раскрасим) эту картинку карандашами

У зайца хвост - заячий, у волка - волчий, а у лисы – лисий. Кто внимательно слушал и всё запомнил?  Какой хвост у лисы? А у зайца?

 «Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький». А колобок запел:

Я по коробу скребён,
По сусекам метён,
На сметане мешон,
На окошке стужон;
Я от ….(дедушки) ушёл,          
Взрослый показывает картинку а дети                 озвучивают правильно согласовывая слова в предложении.
Я от …(бабушки) ушёл,
Я от….( зайца) ушёл,
Я от ….(волка) ушёл,
От…. (медведя) ушёл,
От тебя…,( лиса) я  подавно уйду!

«Какая славная песенка! — сказала лиса. Не буду я тебя есть колобок. Потому что ребята мне подарят колобки, которые они сделали своими руками.

Вот и сказочке конец. Кто работал на занятии – молодец!

Используемый материал:

1 .О.И. Крупенчук Пальчиковые игры для детей 4-7 лет.

 С.-П.Издательский дом Литера.2010.

2. Т.А. Ткаченко Если дошкольник плохо говорит. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Эксмодетство  Москва 2017

3. О.С. Гомзяк Говорим правильно  5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий. Издательство ГНОМ Москва 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Осень. Деревья."

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Фронтальное занятие для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи."Праздник урожая.Овощи и фрукты."

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Старший дошкольный возраст....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Сад.Фрукты.Ягоды.

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий «ФРУКТЫ» (старшая группа)

Цель: Закрепить и обобщить знания и представления детей о фруктах.Задачи: Образовательныеактивизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов;упражнять в образовании относитель...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по лексической теме «Деревья».

Тема: «Образование относительных прилагательных от существительных». Образовательные области: «коммуникация», «познание».Тип занятия: изучение и первичное закрепление нового учебного материала....