Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико - грамматической компетенции в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по теме

Ракитянская Елена Николаевна

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматической компетенции у детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_materialy.doc46 КБ
Microsoft Office document icon metodicheskie_materialy2.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия

по формированию

лексико – грамматической компетенции у детей с ОНР

(старшая группа, второй год обучения)

Провела учитель – логопед Ракитянская Елена Николаевна

Цель: совершенствование лексико – грамматических представлений

Задачи: упражнять в согласовании и управлении слов в словосочетаниях и предложениях; уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД; учить детей правильно употреблять эти предлоги в речи и составлять предложения по опорным предметным картинкам, схеме предлога и сюжетным  картинкам; совершенствовать диалогическую речь детей; развивать восприятие, внимание, мышление.

Оборудование: игрушка Лесовичок; голубые, зелёные конверты по числу детей, шесть жёлтых конвертов для работы в парах; графические схемы предлогов В, НА, ПОД по числу детей; графические схемы слов – действий по числу детей; предметные картинки с изображением  скамейки, ветки, шапки, крыши, антенны, забора, машины, варежки, котёнка, кормушки, ёлки, куста, снежинка, сюжетная картинка по теме «Зима»; предметные картинки с изображением насекомых (бабочки, жука, муравья, стрекозы, пчелы, кузнечика), предметные картинки с изображением листочка, травинки, цветка, ветки, кустика, грибка; сюжетные картинки с изображением лисы в норе, белки в дупле, пчёл в улье, муравьёв в муравейнике, птицы в гнезде, лягушки в пруду; сюжетные картинки «Осень в лесу», «Сбор урожая в саду», «Уборка урожая в огороде», «В парке».

Предварительная работа: беседа о временах года; разучивание гимнастики «Снег», «На горе растут дубы…», «Дождик».

Ход занятия:

1. Организационный момент: объявление темы занятия, создание эмоционально положительного фона, атмосферы сказочности и таинственности.

- Сегодня у нас с вами необычный гость. Знаете, кто это? Он пришёл из леса и принёс нам приглашение. Давайте посмотрим, что в этом конверте. (Логопед открывает конверт и достаёт открытку).

- Ребята, Лесовичок приглашает нас в удивительное путешествие. Попробуйте догадаться, куда мы отправимся?

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвёртый плачет (времена года)

2. Закрепление правильного употребления в речи предлога НА. Составление предложений с предлогом НА.

- Кто же первый встретит нас? Может быть, нам поможет Лесовичок? (Из «Чудесного мешочка» логопед достаёт белый конверт с сюжетной картинкой по теме «Зима»)

Дел у меня немало - я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома… Зовут меня … (зима)

- Какие приметы зимы вы знаете?

- Зима – проказница загадала нам загадку. Давайте попробуем её отгадать.

С неба падают зимою и кружатся над землёю

Лёгкие пушинки, белые … (снежинки)

- Какая же зима без снега? Снег укрывает всё вокруг. А маленькие любопытные снежинки – настоящие путешественницы. Давайте расскажем зиме, где оказались любопытные снежинки.

(Работа с демонстрационным материалом: составление предложений по двум опорным предметным картинкам  и графической схеме предлога НА)

- Какое маленькое слово помогло нам рассказать о путешествии снежинок? Что нам подсказывает это маленькое слово?

Динамическая пауза. Упражнение «Снег»

(развитие общей моторики, координация речи с движением)

Снег сегодня шёл с утра,             Поднимают руки вверх и медленно опускают

                                                        их  вниз, шевеля пальцами

Снегу рада детвора.                      Хлопают в ладоши

Снег на ветках,                             Поднимают руки вверх

На дорожках,                                Ставят ладони на ребро параллельно друг  другу и                                                            

                                                       плавно  двигают ладони вперёд

На носах                                       Дотрагиваются до носа

И на ладошках.                            Показывают ладошки вытянутых вперёд рук

3. Закрепление правильного употребления в речи предлога ПОД. Составление предложений с предлогом ПОД.

- Зима – замечательное время года, но нам пора отправляться дальше. Кто же ждёт нас теперь?

Я раскрываю почки, в зелёные листочки

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движенья я полна… Зовут меня … (весна)

- Как вам кажется, какого цвета весна? Мне кажется, весна голубая: голубым становится небо, солнышко отражается в голубых лужах, журчат голубые ручейки…Весна тоже приготовила нам задание. Послушайте загадки и попробуйте догадаться, кого пригласила к себе весна?

Не жужжу, когда сижу,                                             Домовитая хозяйка

Не жужжу, когда хожу,                                             Полетела над лужайкой,

Не жужжу, когда тружусь,                                        Похлопочет над цветком –

А жужжу, когда кружусь. (жук)                              Он поделится медком. (пчела)

Мы – лесные жители,                                                Шевелились у цветка

Мудрые строители.                                                    Все четыре лепестка.

Из иголок всей артелью                                            Я сорвать его хотел –

Строим дом себе под елью. (муравьи)                     Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

На лугу живёт скрипач,                                             Голубой аэропланчик

Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)                    Сел на жёлтый одуванчик. (стрекоза)

- Весной погода очень переменчива. Вот только что светило солнышко, и вдруг… Что случилось?

По небесам оравою бредут мешки дырявые,

И бывает – иногда из мешков течёт вода.

Спрячемся получше от дырявой … (тучи)

- А что бывает, когда на небе появляются тучи? Маленькие друзья весны боятся дождика. Давайте поможем им спрятаться.

(Работа парами с индивидуальным раздаточным материалом из голубых конвертов: составление предложений по двум опорным предметным картинкам и графической схеме предлога ПОД; составление схемы предложения)

- Какое маленькое слово помогло нашим друзьям спрятаться от дождя? О чём нам рассказывает маленькое слово ПОД?

Динамическая пауза. Упражнение «На горе растут дубы…»

(развитие общей моторики, координация речи с движением)

На горе растут дубы,                          Подняться на носочки, потянуться вверх

Под горой растут грибы.                    Присесть

Мы грибочки соберём,                       Имитируют сбор грибов

Милой маме отнесём.                         Бег на месте

4. Упражнение в правильном употреблении в речи предлога В. Составление предложений с предлогом В.

- Что – то стало жарко… Куда это мы попали?

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, «Купайтесь!» - приглашаю…

И любите за это вы все меня. Я … (лето)

- Лето – самое любимое время года взрослых и детей. За что вы любите лето?

- От летней жары лучше всего прятаться в лесу. Давайте посмотрим, где прячутся от зноя лесные обитатели?

(Работа парами с индивидуальным раздаточным материалом из зелёных конвертов: составление предложений по сюжетной картинке и графической схеме предлога В)

- Летом у всех лесных обитателей очень много забот и хлопот: они заботятся о своих малышах, кормят их, учат всему, что умеют сами. Мы с вами вспомнили, где живут лесные обитатели. А рассказать об этом нам помогло маленькое слово. Какое? О чём оно нам сообщает?

5. Дифференциация предлогов В, НА, ПОД. Составление предложений с предлогами В, НА, ПОД.

- Нам пора отправляться дальше. Посмотрите, всё вокруг снова изменилось. Кто же встречает нас?

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек. Я … (осень)

- Осенью часто идут дожди. Вот и сейчас небо затянулось тучами. Давайте посмотрим, что происходит в дождливый день.

Динамическая пауза. Упражнение «Дождик»

(развитие общей моторики, координация речи с движением)

Дождик застучал по крыше…            Удары кулачками друг о друга

В комнате сижу и слышу:                   Присесть, ладонь приложить к уху

Под крыльцо петух полез,                   Хлопки руками по бокам

В будке громко лает Рекс.                   Руки над головой « крышей»

- Осень – щедрое время года. А что оно дарит нам?

(Работа  с индивидуальным раздаточным материалом из жёлтых конвертов: составление предложений по сюжетным картинкам, выделение предлога из предложения и соотнесение картинки с графической схемой изученных предлогов)

6. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

- Пришло время возвращаться обратно. Мы с вами хорошо потрудились и выполнили все задания времён года. Думаю, Лесовичок обязательно расскажет временам года о наших успехах. А мы будем ждать встречи с ними.



Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия

по формированию

лексико – грамматической компетенции у детей с ОНР

(старшая возрастная группа, первый год обучения)

Провела учитель – логопед Ракитянская Елена Николаевна

Цель: совершенствование лексико–грамматических представлений

(на материале лексических тем «Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Грибы»)

Задачи: совершенствовать навык образования и употребления относительных прилагательных; упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе; закрепить навык употребления в самостоятельной речи предлогов В, НА, ПОД; совершенствовать навык употребления форм косвенных падежей существительных в единственном числе; активизировать глагольный и предметный словарь; совершенствовать навык развёрнутого ответа на вопрос педагога; развивать внимание, мышление, общую моторику.

Оборудование: сюжетные картины по темам «Осень», «Приусадебный участок», «Лес»; предметные картинки с изображениями «загадочных плодов», овощей и фруктов; вырезанные из разноцветной бумаги листья; ветка; ёжик; корзинка; муляжи грибов; опорные картинки для составления предложений; портрет старичка; предметные картинки с изображениями кастрюли, салатницы, стакана, банки; клубок.

Ход занятия:

1. Организационный момент: чтение стихотворения об осени, игра «Кто внимательнее?» (создание эмоционального фона, развитие внимания, мышления, активизация предметного словаря).

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А кто нас пригласил, вы узнаете, послушав стихотворение. Закройте глаза и попробуйте представить себе картину, которую рисует поэт.

                                        Поспевает брусника,                Стаи птиц улетают

                                        Стали дни холоднее,                 За далёкое море…

                                        И от птичьего крика                  И деревья стоят

                                        На душе всё грустнее…            В разноцветном уборе….

- О каком времени года говорится в стихотворении? Что вам подсказало, что в стихотворении говорится об осени? Сегодня Осень хочет попрощаться с нами и приглашает нас в своё царство. Она приготовила нам задания и просит выполнить их. А вот и первое задание. Посмотрите внимательно на картинку, послушайте слова и хлопните в ладоши, если слово подходит к картинке: листопад, разноцветные листья, серые облака, снегопад, журавлиный клин, коньки, пасмурный день, моросящий дождь, зонтик.

- Молодцы! Вы были очень внимательными и справились с первым заданием Осени.

2. Объявление темы (развитие слухового внимания).

- Ребята, чтобы мы с вами не заблудились в царстве Осени, она прислала нам волшебный клубочек. Он покажет нам дорогу. Давайте бросим его и отправимся в путь.

3. Игра «Осенний букет» (актуализация словаря по лексической теме «Деревья», образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде и числе,  совершенствование навыка развёрнутого ответа на вопрос педагога).

- Куда же привёл нас волшебный клубочек? Да, мы попали в осенний лес. И Осень предлагает вам украсить ветку и рассказать, какие листочки она нам подарила.

4. Игра «Грибники» (актуализация словаря по лексической теме «Грибы», употребление предлогов, совершенствование навыка развёрнутого ответа на вопрос педагога).

- А что же ещё дарит нам осенний лес? Правильно, в лесу можно набрать полную корзину грибов. А вот и ёжик. Он принёс нам полную корзинку грибов. Давайте подумаем, где ёжик нашёл грибы? Рассмотрите картинки и составьте предложения.

- Молодцы! Вы справились со сложными заданиями Осени. Давайте прогуляемся по осеннему лесу и немного отдохнём.

Динамическая пауза. Упражнение «Листопад»

(развитие общей моторики, координация речи с движением)

Мы вокруг берёзы весело пойдём,                     Идут по кругу, взявшись за руки

Листьев разноцветных в руки наберём.            Наклоняются, «собирают» листья

Руки вверх поднимем,                                         Встают на носочки, тянутся вверх

Покружимся слегка                                             Кружатся на месте

И подбросим листья вверх под облака!            Делают движение  подбрасывания

5. Игра «Странный урожай» (формирование навыков языкового анализа, употребление формы родительного падежа существительных в единственном числе).

- Постойте, кто – то звонит мне (логопед достаёт телефон и несколько секунд слушает). Подождите, не кричите, всё ещё раз повторите (включается запись голоса старичка – огородника).

- Ребята, поможем дедушке Егору разобраться, что же произошло? Давайте поспешим к нему на приусадебный участок.

- Посмотрите, что за странный урожай? Как вы думаете, почему так произошло? Из чего получился грумидор? Баклачок? Моркофель? Редисвёкла? Банагорох? Грутыква? Сливамон?

6. Игра «Повара» (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, совершенствование навыка развёрнутого ответа на вопрос педагога).

- Вы помогли разобраться со странным урожаем дедушки Егора. Давайте теперь подумаем и расскажем, что можно приготовить из овощей и фруктов?

- Молодцы, вы выполнили все задания! Нам пора возвращаться домой.

7. Итог занятия, оценка деятельность детей (развитие мышления, речевой активности детей, активизация самостоятельной речевой деятельности детей).

- Куда пригласила нас сегодня Осень? Осень – это хорошо или плохо? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий «ФРУКТЫ» (старшая группа)

Цель: Закрепить и обобщить знания и представления детей о фруктах.Задачи: Образовательныеактивизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов;упражнять в образовании относитель...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...

Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений (подготовительная к школе группа для детей с ОНР, НВОНР) «Дательный падеж множественного числа существительных»

Цели: учить детей образовывать существительные в дательном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголом, учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительног...

Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений (подготовительная к школе группа для детей с ОНР, НВОНР) «Согласование числительного и существительного в П.п » зан.1

Цель: учить детей образовывать словосочетание из числительного и существительного в предложном падеже от исходной формы – именительного падежа, согласовывая их между глаголом и с глаголом в предл...

Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений (подготовительная к школе группа для детей с ОНР, НВОНР) «Согласование числительного и существительного в П.п » зан.2

Цель: учить детей образовывать словосочетания из числительного и существительного в предложном падеже от исходной формы – именительного падежа, согласовывая их между глаголом и с глаголом в предл...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР "Слог. Деление слов на слоги"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР  «Слог. Деление слов на слоги»...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для воспитанников с ТНР и ДЦП

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в  старшей группе для воспитанников с ТНР и ДЦП...