Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий «ФРУКТЫ» (старшая группа)
план-конспект урока по теме

Фоминова Татьяна Александровна

 

Цель: Закрепить и обобщить знания и представления детей о фруктах.

Задачи:

 Образовательные

  • активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов;
  • упражнять в образовании относительных прилагательных;
  • продолжать учить образовывать множественное число существительных в И. п. и Р. п.;
  • упражнять в согласовании числительных с существительным.
     

Коррекционно-развивающие

  • развивать объем и концентрацию внимания, мышление;
  • развивать зрительное восприятие.

 

Коррекционно-воспитательные

  • формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.
  •  воспитывать интерес к занятию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

фронтального занятия по формированию

лексико-грамматических категорий

«ФРУКТЫ»

 (старшая группа)

                

Логопед МДОУ № 180 «Чародейка»

Фоминова Т. А

Цель: Закрепить и обобщить знания и представления детей о фруктах.

Задачи:

 Образовательные

  1. активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов;
  2. упражнять в образовании относительных прилагательных;
  3. продолжать учить образовывать множественное число существительных в И. п. и Р. п.;
  4. упражнять в согласовании числительных с существительным.

Коррекционно-развивающие

  1. развивать объем и концентрацию внимания, мышление;
  2. развивать зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательные

  1. формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.
  2.  воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: презентация, конверты с разрезными картинками, корзина с настоящими фруктами.

Ход занятия.

Организационный момент:

- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное видеописьмо: в нём добрый гном просит нас о помощи. Злой волшебник заколдовал его корзинку с фруктами. Чтобы помочь гному и расколдовать корзинку, нам надо выполнить  задания волшебника. Ребята, поможем гному? За каждое правильное задание, мы получим с вами конверт, в котором часть разгадки.

Основная часть:

  1. Д/ и «Посмотри и назови».

- Ребята, посмотрите на картинки и назовите их. (Дети один  за другим по просьбе логопеда называют появляющиеся на слайдах картинки).

Яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, банан.

-Ребята, яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, банан, как мы назовём одним словом. (Фрукты).

-А где растут фрукты? (На деревьях)

-Как называются деревья на которых растут фрукты? (Фруктовые)

-Где растут фруктовые деревья? (В саду)

-Как называется сад, в котором растут много фруктовых деревьев? (Фруктовый сад)

-Молодцы с первым заданием мы справились, получаем первый конверт.

  1. Д/и  «Угадай про какой фрукт я говорю».

Раздаются картинки.  Сейчас я вам буду загадывать загадки, а ваши картинки помогут их отгадать. Тот у кого картинка отгадка, должен поставить её на наборное полотно.

Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, зелёное (яблоко).

Вкусная, полезная, мягкая, жёлтая, сладкая, сочная аппетитная  (груша) 
Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный  
(апельсин).

Кислый, жёлтый, овальный, полезный, сочный   (лимон)
Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный  
(банан).

Ребята, давайте с вами повторим, какие фрукты?

Дети по одному подходят к доске и описывают свой фрукт.

-Молодцы со вторым заданием мы тоже справились, и мы получаем ещё один конверт – 2 конверт.

  1. Д/ и «Приготовим сок». 

Если сок приготовить из яблока, получиться яблочный сок.

А если сок приготовить груши? (Грушевый).

Сок из персика? (Персиковый)

Сок из апельсина? (Апельсиновый)

Сок из лимона?  (Лимонный)

Сок из банана? (Банановый)

Молодцы с этим заданием мы тоже справились, получаем – 3 конверт.

  1. Физминутка. Ребята, что - то мы устали, давайте сходим в чудесный сад за фруктами. Давайте представим, что мы с вами пошли в сад собирать фрукты,  по дороге нам встречаются препятствия: камни – перешагиваем, лужи перепрыгиваем.  В нашем саду уже поспели яблоки. Давайте соберём яблоки - наклонились, подняли яблочко, положили в корзину, ещё одно наклонились, положили в корзину. Подняли голову, увидели на дереве красивое большое яблоко, потянулись, достали, полюбовались, откусили. Дети  передают эмоциональное состояние сладкое яблоко. Но вдруг вы увидели в своем яблоке  червяка.  Выразите своё состояние. Посмотрите направо, налево (с поворотом корпуса), присели (досчитали до 3х), встали.

Мы чудесно сходили с вами в сад за фруктами. И за это получаем ещё один конверт-4

  1. Д/и  «Один - много» 

(Дети с опорой на демонстрационный материал слайда образовывают имена существительные в единственном и множественном числе И.п. Р. п.) 

- Посмотрите, что это? (яблоко) А когда их много, мы говорим как? (яблоки) Чего сейчас не стало? (яблока, яблок)

груша– груши – груш

персик - персики – персиков

апельсин - апельсины – апельсинов

лимон – лимоны – лимонов

банан – бананы – бананов.

Молодцы мы получаем с вами ещё один конверт (5)

  1. Д/и  «Сосчитай - ка» (Дети с опорой на демонстрационный материал слайда соотносят имена существительные с числительным)

- Ребята, а давайте мы с вами посчитаем фрукты?

Посмотрите как я посчитаю яблоки.

Одно яблоко, два  яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

А теперь вы посчитайте .

Одна груша, две груши, … , пять груш

Один персик, два персика, … , пять персиков

Один апельсин, два апельсина, … , пять апельсинов

Один лимон, два лимона, … , пять лимонов

Один банан, два банана, … , пять бананов.

Молодцы с заданием мы справились, получаем ещё один конверт – 6 конверт.

  -Ребята теперь у нас есть все конверты с подсказками давайте сложим все части и посмотрим что получится.  Дети складывают – получается корзина с фруктами. Сравнивают картинку с картинкой на экране.

Ребята за то что мы помогли гномику расколдовать картинку с фруктами, он дарит нам настоящую корзину с фруктами. (Логопед демонстрирует корзину с настоящими фруктами).

Итог занятия:

- Ребята, вот мы и помогли гномику расколдовать его корзинку? Какие фрукты вы запомнили? Что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по лексической теме «Деревья».

Тема: «Образование относительных прилагательных от существительных». Образовательные области: «коммуникация», «познание».Тип занятия: изучение и первичное закрепление нового учебного материала....

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для воспитанников с ТНР и ДЦП

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в  старшей группе для воспитанников с ТНР и ДЦП...