Главные вкладки

    План-конспект собрания для родителей первоклассников, занимающихся в логопедической группе по теме « Формирование навыков письма и чтения у обучающихся»
    план-конспект по теме

     

    Проблема нарушений письма и чтения (дисграфия и дислексия) - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

    В предложенном материале описаны трудности формирования навыков письма и чтения  первоклассников, даны общие рекомендации родителям по организации работы дома, а также рекомендации родителям, имеющим медлительных, леворуких, гиперактивных детей.

    Материал будет интересен и учителям начальных классов и родителям обучающихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan-konspekt_sobraniya_roditeley_pervoklassnikov_.doc74 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект

    собрания для родителей первоклассников,

    занимающихся в логопедической группе по теме

     « Формирование навыков письма и чтения у обучающихся»

    Задачи собрания:

    1. Проанализировать сформированность навыков письма и чтения у первоклассников, посещающих логопункт.
    2. Дать характеристику причин трудностей обучения письму  и чтению детей.
    3. Дать общие и конкретные рекомендации родителям обучающихся, испытывающих трудности в обучении письму и чтению.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Анализ сформированности навыков письма и чтения первоклассников, занимающихся на школьном логопункте.
    2. Причины и характеристика трудностей обучения письму и чтению в первом классе.
    3. Рекомендации родителям обучающихся, испытывающих трудности в обучении письму и чтению.

    План проведения собрания:

         

    1. Введение в проблему.

    Письмо и чтение – базовые школьные навыки,

    без эффективного владения, которыми обучение

    затруднено или просто невозможно.

    В последние годы значительно возросло количество детей, с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них - овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и чтения (дисграфия и дислексия) - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

    Большое количество школьников, которые нуждаются в помощи в связи со стойкой неуспеваемостью по русскому языку, заставляет обратиться к истокам проблемы, т.е. к младшему школьному возрасту.

    Анализ исследования на выявление предпосылок дисграфии у дошкольников 6-7-летнего возраста, проведенного Л.Г. Парамоновой, показал, что более половины (55,5%) детей младшего школьного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку.

    Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и чтение, как правило, становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.

    Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость ведения коррекционной  работы по предупреждению ошибок чтения и письма на логопедических занятиях очевидна, сегодня для всех. 

         

    ·     Анализ и оценка сформированности навыков письма и чтения у первоклассников, занимающихся на школьном логопункте.

    (Для анализа и оценки с сформированности навыков письма и чтения

    у школьников использовалась методика Марьяны Михайловны Безруких

    «Трудности обучения чтению и письму в начальной школе»)

    Недостатки письма:

    -нестабильность графических норм, т.е. искажение почерка;                  

    - неправильное написания букв;                    

    -замена (смешение) букв по оптическому и  акустическому сходству;                            

    -пропуск и вставки букв, недописывание элементов букв;                

    -очень медленный темп письма;                          

    -тремор (дрожание руки) при письме.

    Следует отметить, что большинство этих нарушений письма, свидетельствующих о трудности усвоения навыка, встречаются не отдельно, а в комплексе, например, одновременно может отмечаться искажение почерка, неправильное написание букв, тремор, очень медленный темп.

    Недостатки чтения:

    -замены и смешения букв при чтении;

    -искажения слов, в том числе недочитывание;

    -неправильное ударение;

    -механическое чтение;

    -различные нарушения понимания прочитанного.

    1. Трудности формирования навыка письма и чтения у первоклассников, занимающихся на логопункте.

    Знание причин возникновения трудностей обучения письму и чтению, умение их выделять и дифференцировать, необходимы для организации эффективной помощи ребенку.

    При анализе причин трудностей обучения письму и чтению, как правило, выделяются и внешние (так называемые экзогенные), и внутренние (эндогенные) причины (факторы).

    Внешние факторы:

    • экологические

    • социальные

    • школьные факторы риска  (стресс,  интенсивность учебного                процесса, неадекватность требований)

    Внутренние факторы:

    • генетические

    • нарушения пре- и постнатального развития

    • нарушения нейросенсорного развития (минимальная мозговая дисфункция, несформированность коры головного мозга , недоразвитие  познавательной сферы).

    Какие же дети относятся к  «группам риска»?

    1. Дети, имеющие задержку речевого развития;  
    2. Часто болеющие дети;
    3. Медлительные дети;
    4. Гиперактивные дети;
    5. Леворукие дети.

    1. Рекомендации родителям.

    ·      Общие рекомендации родителям детей, испытывающих трудности в обучении  письму и чтению.

    ·      Рекомендации родителям детей групп риска (часто болеющих, медлительных, гиперактивных, леворуких), испытывающих трудности в обучении письму и чтению.

    1. Подведение итогов собрания.

    Успех работы  по преодолению трудностей формирования письма и чтения во многом зависит от систематических занятий в логопедической группе («изжитие»  имеющихся речевых нарушений).

    А также от  того, сможет ли ребёнок поверить в свой успех, но сначала в это должны поверить взрослые, учитель и родители.

    Раздаточный материал:

    1. Основные правила организации занятий дома.
    2. Рекомендации родителям медлительных детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению.
    3. Рекомендации родителям гиперактивных детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению.
    4. Рекомендации родителям леворуких детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению.

    Общие рекомендации родителям детей, испытывающих трудности в обучении  письму и чтению по организации занятий дома

    Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем за выполнением домашних заданий.

    Чтобы правильно организовать занятия с ребенком, необходимо соблюдать основные правила:

    ·  успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не увеличиваются, а уменьшаются;

    · работать необходимо регулярно и ежедневно;

    ·  начинать занятия следует с 10—15 минут;

    ·  необходимо делать исключения, не заниматься, если ребенок очень
    устал и утомлен или произошли какие-то особые события;

    ·  во время занятий через 15-20 минут обязательно делать паузы, физкультминутки, упражнения на расслабление;

    ·  в   занятия   должны   быть   включены   задания,   которые   ребенок
    обязательно   сможет   выполнить,   или   достаточно   легкие,   не   вызывающие серьезного напряжения. Это позволит ему настроиться на успех, а родителям — использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо все получилось!», «У тебя сегодня все хорошо получается», «Ты просто молодец!» — и т.п.
    ·  систематически встречаться с учителем (психологом, логопедом) и обсуждать тактику работы на следующий период.

    Важным в процессе работы при трудностях обучения является регулярное повторение пройденного материала. Рекомендуется кольцевой принцип: через 1-2 дня первый цикл повторения, через 10 дней - второй цикл повторения, через 4 недели — третий цикл. Это позволяет многократно возвращаться к тому, что вызывает затруднение, закреплять и восстанавливать в памяти.  Доказано, что детям с речевой патологией для успешного усвоения необходимо более 17 повторений учебного материала.

    Рекомендации родителям медлительных детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению

    Медлительность - свойство нервной системы. Нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет; эффект окажется обратным), но и вредно - так создаются условия, способствующие возникновению невроза. У медлительных детей значительно дольше формируются новые навыки, поэтому так сложен для них процесс формирования навыков чтения и письма. 

    Особая трудность «что и как писать» возникает в силу того, что они просто не могут успеть воспринять информацию, успеть переключиться с другой деятельности.

                   

    1. Никогда не ругайте ребенка за медлительность, так как это особенность нервной системы человека и медлительного ребенка нельзя заставить выполнить задание быстрее.  Спокойствие, выдержка, доброжелательность, ровный тон голоса, без раздражения и окриков, должны стать постоянными спутниками в общении с вашим ребенком.  Общайтесь с ребенком не в быстром, а в медленном темпе. Никогда не торопите, не подгоняйте ребенка, не используйте в общении с ним слова «Быстрее!», «Не копайся!», «Сколько можно ждать?» - это вызовет обратную реакцию, возможно стресс, что впоследствии может стать причиной невроза. Дать ребёнку возможность работать в оптимальном (для него!) темпе.
    1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь позитивной модели: чаще хвалите, когда он этого заслуживает, подбадривайте, подчеркивайте успехи. Это укрепит уверенность ребенка в своих силах, повысит его самооценку.
    2. Чётко спланированный режим дня облегчит ребёнку выполнение всех повседневных дел, в том числе и уроков. Продумайте и организуйте домашние дела ребенка равномерно на все дни рабочей недели. Нужно облегчить ребенку выполнение и всех повседневных дел: помочь в этом может четко организованный режим дня. Если ребенок привыкнет (это требует времени, поэтому наберитесь терпения) в одно и то же время вставать и ложиться спать, есть и делать уроки, если он будет знать, что предстоит, а что он уже выполнил, то справляться с медлительностью ему станет, гораздо легче. Составьте круг обязанностей ребенка, постепенно расширяя их, не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время.
    3. Не перегружайте ребенка той работой, которая не получается, чередуйте с той, что получается хорошо. Не торопитесь заставлять ребенка выполнять задания самостоятельно, составьте вместе план работы, разберите его. Подробно разбирайте все непонятное, не усвоенное на уроке,  даже идите на шаг впереди, чтобы уже накануне ребенок знал, что будет делать на уроке, чтобы успевал уловить мысль и действия учителя. Если не дать ребенку такого предварительного запаса, то очень быстро будут накапливаться пробелы, а ведь догонять таким детям особенно трудно!
    4. При выполнении домашних заданий строго и четко регламентируйте и дозируйте время, отводимое на каждый предмет. Помогайте ребенку включиться в работу. Чередуйте нагрузку с отдыхом. Начинайте выполнение домашней работы с предметов, с которыми ребенок справляется быстрее. Избегайте отвлекающих факторов (включенный телевизор, компьютер, разговоры, игрушки и т.д.). Если ребенок устал, задание нужно отложить, расслабиться, отдохнуть. В идеале необходим отдых каждые 15 - 20 минут.
    5. Помните: продленка не для медлительных детей. После школы ребенку лучше быть в спокойной обстановке.  Ребенку следует исключить все дополнительные нагрузки, так как они для медлительных детей утомительны.

    Важно помнить: при создании необходимых условий, при учете индивидуальных особенностей ребенка и, главное, при работе в оптимальном темпе качество и точность работы медлительных детей могут быть очень высокими, а обучение в школе может быть вполне успешным. Необходимо сделать все возможное, чтобы медлительный ребенок не чувствовал себя виноватым и ущербным, помочь ему раскрыть свой потенциал.

    Рекомендации родителям гиперактивных детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению

    Гиперактивность – это повышенная, чрезмерная активность детей, которая сочетается с трудностями концентрации внимания и импульсивности. Для того, чтобы вы, уважаемые родители, имели представление о том, какие нарушения поведения ребёнка характеризуют невнимательность, гиперактивность и импульсивность, приведу классическое описание этих симптомов.

    Симптомы невнимательности: ребенок недостаточно внимателен к деталям;  с трудом удерживает внимание; как бы не слушает говорящего; не может довести дело до конца;  с трудом организует свою деятельность; избегает выполнения задания;  теряет предметы; всё забывает;  отвлекается на внешние раздражители.

    Симптомы гиперактивности:

    • дрыгает руками или ногами, крутится;

    • не может усидеть на месте, когда это требуется;

    • чрезмерно разговорчив;

    • носится или лезет куда – либо, когда это не разрешается;

    • всегда «заведён», «как будто внутри мотор».

    Симптомы импульсивности: ребенок чрезмерно разговорчив; с трудом дожидается своей очереди - «выпаливает» ответы; прерывает других; вмешивается в чужой разговор.

    У гиперактивных детей эти симптомы постоянны.

    Необходимо осознать, что гиперактивность-  это не вина ребенка, а его беда. Он не может с собой справиться.

    Как помочь гиперактивному ребёнку освоить письмо и чтение?

    1. Выясните со специалистами, действительно ли Ваш ребёнок гиперактивный.
    2. Научитесь общаться со своим непоседой: не допускайте грубости,  унижения,  злости.
    3. Не начинайте говорить, пока не убедитесь, что ребёнок слушает вас. Для привлечения внимания используйте систему жестов, дополнительные средства. Обязательна работа «глаза в глаза», зрительный контакт помогает сосредоточиться.
    4. Избегайте слов «Неправильно», «Не так», целесообразнее говорить «Попробуем сделать еще раз», «Уже лучше, я знаю, что у тебя всё получится». Необходимы подбадривание и поддержка по ходу выполнения, это придаёт им уверенность и стимулирует продолжение работы.
    5. Соблюдайте продолжительность непрерывного выполнения
      заданий - не больше 3-5 минут - и общую продолжительность за нятия - 20 минут.
    6. Для того чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной,
      она должна быть систематичной (ежедневной). Во время занятий с ребенком не отвлекайтесь. Если не можете найти полчаса для такой работы, помощь невозможна.
    7. Задачи, которые вы ставите перед ним, должны быть посильными, а на на чальном этапе даже легко достижимыми. Никогда не начинайте занятие с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка похвалой, так как уверенность в правиль ности выполнения помогает ему.Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены
      предыдущие.
    8. Гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задания и следить за аккуратностью, поэтому лучше, сначала снизить требования к аккуратности, что позволит ребенку почувствовать себя более успешным.
    9. Посещение продленки для таких детей – нежелательно. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности.
    10. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
    11. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания и гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик и др.). Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.
    12. Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
    13. Не акцентируйте внимание ребёнка на неудаче, он должен быть уверен, что успех возможен.

    Рекомендации родителям леворуких детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению

    1. Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости.  Следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.
    2. Не следует переучивать леворукого ребенка, т.к. это влечет нарушение механизмов деятельности полушарий головного мозга, в частности, зрительно пространственного восприятия, интеграции зрительных и моторных функций, и становится причиной возникновения неврозов.
    3. С целью развития моторики, для подготовки руки ребенка к письму, следует использовать бытовые упражнения: застегивание пуговиц, завязывание ботинок, переливание воды из одного узкого сосуда в другой, пересыпание зерна, резание яблок и т.д.  Для развития у ребенка зрительно-пространственного восприятия и зрительно-двигательной координации следует заниматься с ним лепкой, рисованием, вышиванием, вязанием, плетением макраме и др.
    4. Необходимо четко спланировать рациональный режим дня, чтоб не было перегрузки и усталости, так как леворукий ребенок очень быстро устает.
    5. Леворукому ребенку необходимы подвижные игры на воздухе, которые удовлетворяют потребность в движении, разряжают накопившуюся негативную энергию, учат смелости, предприимчивости, помогают самоутвердиться, проявлять себя, узнавать товарищей, взаимодействовать с другими детьми.
    6. Родители  леворукого  ребенка, должны быть внимательны при воспитании, очень важно, не допустить развитие чувства неуверенности, страха перед неудачей и ошибками, ребенок должен чувствовать себя комфортно и в полной безопасности. Любовь и внимание к ребенку есть основными факторами для развития здоровой личности. Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим. Успехи малыша напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.
    7. Не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребёнок должен быть уверен, что нет ничего непоправимого, что все трудности преходящи и с вашей помощью он с ними справится.

    Используемая литература:

    М. М. Безруких. Лекции «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе» (Педагогический университет «Первое сентября»)

    А.Н. Корнев. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997.

    Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001.

    И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование навыков письма и чтения на уроках английского языка в начальной школе

    Продолжая тему «Методы обучения английскому языку в начальной школе», я хотела бы обратить своё внимание на обучение чтению и письму в младших классах. Обучение чтению и письму происходит уже со второ...

    Доклад по теме "Формирование навыков социального взаимодействия обучающихся на уроках русского языка и чтения"

    Доклад по теме "Формирование навыков социального взаимодействия обучающихся на уроках русского языка и чтения"...

    «Тематическое планирование коррекционно-образовательной работы по развитию лексико – грамматических средств языка и самостоятельной фразовой речи, формированию произносительной стороны речи и подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения

    Тематическое планирование коррекционно-образовательной работы по развитию лексико-грамматических средств языка и самостоятельной фразовой речи, формированию произносительной стороны речи и подготовке ...

    Статья на тему "Формирование навыков грамотного письма у обучающихся с умственной отсталостью"

    Целью уроков письма и развития речи  у обучающихся с умственной отсталостью является формирование интеллектуальной сферы устной и письменной речи как средства общения. Это одно из условий нравст...

    Рекомендации родителям по овладению навыками письма и чтения

    Данная разработка представляет собойупражнения и рекомендации, которые помогут  ребенку в более успешном овладении навыками чтения и письма. Для получения результатов эти задания следует выполнят...

    Консультация для родителей на тему "Формирование навыков письма у дошкольников"

    Консультация для родителей на тему "Формирование навыков письма у дошкольников"...

    Доклад "Коррекционная работа по развитию речи с использованием логопедических технологий на уроках письма и чтения у обучающихся с ОВЗ"

    Задача коррекционной школы-подготовить ученика к самостоятельной трудовой жизни.  тема доклада- практический характер обучения в коррекционной школе, в том числе и письму  и развитию речи....