Организация работы с воспитанниками, состоящими на различных видах учета
статья по теме

Губанова Ольга Васильевна

В данной статье описана организация индивидуальной работы с учащимися, состоящими на различных видах учёта, представлен координационный план работы с воспитанниками, индивидуальная программа сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_-_2.doc263.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Из опыта работы

социального педагога

Губановой О.В.

Организация работы с воспитанниками, состоящими на различных видах учета

        Педагоги, психологи, социологи, медики, юристы отмечают сегодня значительный рост социальной дезадаптации молодого поколения, которая проявляется в утрате социальной связи с семьей, школой, отчуждении от труда, резком ухудшении психического здоровья, ростом подростковой алкоголизации, суицидального поведения, возрастании количества несовершеннолетних правонарушителей.

        Причины дезадаптации несовершеннолетних, имеющих стойкое нарушение познавательной деятельности, объясняются, прежде всего, особенностями их психофизического развития: недоразвитием мыслительных процессов, неспособностью критического осмысливания своих поступков, преобладанием физиологических потребностей над нравственными. Все эти недостатки усугубляются внешними факторами воздействия: неблагополучным положением детей в семьях, неспособностью противостоять лицам сомнительного поведения с сохранным интеллектом, конкретным восприятием и пониманием безнравственных сюжетов средств массовой информации, отсутствием современной общественно-значимой детской организации.

        Противостоять негативным факторам, влияющим на уровень социальной дезадаптации, а значит и уровень безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, школа может через укрепление социальных связей между ней и ее социальным окружением, созданием в образовательном учреждении специальной коррекционно-развивающей среды, позволяющей влиять на поведение личности.

С этой целью педагогами МС(К)ОУ «Бачатская школа-интернат VIII вида» была  разработана комплексно-целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений учащихся школы». Программа представляет собой систему деятельности всего педагогического коллектива школы-интерната по профилактике, простраивает  взаимосвязь между администрацией, воспитателями, учителями, другими педагогическими работниками со специалистами психолого-медико-педагогического сопровождения: психологом, медицинскими работниками, социальными педагогами и взаимодействие школы со службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений, предусматривает повышение компетентности ее участников.

Одним их важных направлений в работе по реализации программы является психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников с отклонениями в поведении.

Алгоритм организации индивидуального сопровождения воспитанников

I.  Выявление детей, нуждающихся в специальной помощи. При анализе состава воспитанников школы-интерната выявляются дети, нуждающиеся в специальной помощи, которые делятся на три подгруппы.

        

II.   1. Дифференциация по подгруппам.

а. «Группа риска». Это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств более других подвержены негативным  внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов

        б.  Воспитанники - дезадаптанты и воспитанники с девиантным поведением в системе нарушаюшие режим дня, имеющие проблемы в учебе, употребляющие ПАВ.

в. Воспитанники,  совершившие правонарушение или преступление и поставленные на учет в инспекции по делам несовершеннолетних.

2.  Постановка на внутришкольный профилактический учет.

Постановка учащихся школы-интерната на внутришкольный профилактический учет осуществляется в соответствии с «Положением о постановке воспитанников на внутришкольный учет» по решению Совета по профилактике правонарушений. При постановке на учет несовершеннолетнему назначается шеф-наставник, который, совместно с социальным педагогом,  планирует и проводит индивидуальную работу с ним.

III.  Координация и осуществление профилактической деятельности. Социальной службой школы-интерната составляется план работы, с воспитанниками, состоящими на различных видах учета, координирующий деятельность всех субъектов ОУ. С  воспитанниками всех трех подгрупп планируется специальная «гибкая» профилактическая и реабилитационная работа, заключающаяся реализации программ индивидуального сопровождения воспитанника. Программа индивидуального сопровождения становится рабочим документом, который отражает динамику изменений в поведении воспитанника на период  ее выполнения.

Формирование банка информации о воспитанниках, состоящих на различных видах учета

        Банк данных представляет собой личные дела, в которых хранится информация о воспитанниках. Он позволяет осуществлять оценку изменений в поведении воспитанника по следующим категориям:

  1. статистические данные;
  2. учет фактов нарушения воспитанником режима дня школы-интерната;
  3. учет фактов нахождения в состоянии алкогольного или токсического опьянения;
  4. учет мероприятий, проводимых с воспитанником;
  5. характеристика на воспитанника, где отмечаются положительные и отрицательные моменты и динамика изменений.

Банк информации о воспитанниках, состоящих на внутришкольном учете, является открытым лишь для администрации школы, самого воспитанника, его наставника, классного руководителя. Полученная информация позволяет более качественно спланировать профилактическую работу с данной категорией подростков.

Документы, формирующие личное дело воспитанников, состоящих на различных видах внутришкольного учета

  1. сообщение о постановке на учет в ПДН (только для состоящих на учете в ПДН);
  2. заявление классного руководителя в школьный Совет по профилактике о постановке воспитанника на внутришкольный учет;
  3. карточка учащегося «группы риска» (состоящего на ВШУ);
  4. социальный паспорт учащегося;
  5. индивидуальная программа сопровождения;
  6. карта индивидуальной работы с учащимся;
  7. акты первичного обследования материально-бытовых условий семьи учащегося, акты посещения ребенка, состоящего на учете
  8. характеристика на воспитанника;
  9. ходатайство классного руководителя о снятии с учета.

Направления профилактической работы с воспитанниками, состоящими на различных видах учета

        Профилактическая работа с детьми, состоящими на внутришкольном учете, и их семьями строится по следующим направлениям:

  1. ежедневный учет посещаемости учащимися занятий, а также оперативное выявление причин пропусков и принятие мер по возвращению учащихся в школу;
  2. организация внеурочной занятости учащихся и их активного отдыха, пропаганда здорового образа жизни;
  3. формирование законопослушного поведения и пополнение правовых знаний: проведение профилактических бесед;
  4. работа с родителями: индивидуальные и групповые беседы по предотвращению противоправного поведения несовершеннолетних, посещение на дому для оказания социальной и профилактической помощи, проведение профилактических рейдов, принятие мер административного воздействия к родителям, не исполняющим свои должностные обязанности, родительские собрания по проблемам семейного воспитания;
  5. совершенствование педагогической компетенции в работе по коррекции поведения, профилактике социального неблагополучия детей и семей, в которых они проживают: рассмотрение вопросов профилактической деятельности на заседаниях педагогического совета школы, семинарах, совещаниях при директоре.

Внутришкольное и межведомственное взаимодействие

        Для обеспечения качества профилактической работы с воспитанниками, состоящими на различных видах учета, необходимо выстраивание внутришкольных и межведомственных связей.

        В школе-интернате профилактическая работа ведется:

  1. через реализацию комплексно-целевых программ «Профилактика безнадзорности и правонарушений учащихся школы», «Социально-трудовая адаптация учащихся школы», муниципальных программ «Укрепление и сохранение здоровья воспитанников» и «Вот мой мир!», программ «Право и закон», «Я – гражданин России», психокоррекционной программы по работе с агрессивными детьми;
  2. через систему дополнительного образования: «Спортивная секция ОФП», творческие объединения -  «Задоринки», «Радуга», «Юный конструктор», «Резьба по дереву», «Бумагопластика»,  кукольный театр «У Петрушки»;
  3. через детское самоуправление (детская организация «Семья»).

Межведомственное взаимодействие осуществляется:

  1. через планирование совместных профилактических мероприятий по профилактике с КДН и ЗП Старобачатского сельского поселения,
  2. через взаимодействие со специалистами ЦРБ и Старобачатской амбулатории;
  3. через взаимодействие со специалистами сельских поселений Беловского района;
  4. через взаимодействие со специалистами службы социальной защиты населения;
  5. через взаимодействие с работниками СДК.

Меры педагогического воздействия

        

  1. стимулирование воспитанников;
  2. система балловой оценки уровня воспитанности (пункты: культура поведения, вредные привычки, внешний вид, сохранность оборудования и инвентаря);
  3. организация строгого контроля над выполнением режима дня для воспитанников, склонных к его нарушению.

Систематическая, целенаправленная, с учетом психофизических возможностей

воспитанников, деятельность всего коллектива школы-интерната  по профилактике социальной дезадаптации, употребления ПАВ, предупреждению правонарушений дает положительные результаты. Это подтверждается снижением:

  1. количества воспитанников нарушающих режим дня, самовольно уходящих из школы-интерната;
  2.  количества воспитанников, дела которых рассматриваются на заседаниях КДН и ЗП;
  3. количества воспитанников, состоящих на учете в ПДН.

Данные психологического мониторинга показывают, что процент воспитанников, у которых был заметно выражен симптомокомплекс «тревожность по отношению ко взрослым», «враждебность по отношению ко взрослым»,  «враждебность по отношению к детям»,  «недостаток доверия к новым людям, ситуациям», «ассоциальность» в течение двух лет имеет тенденцию к снижению.

Анализ системы работы школы с воспитанниками, состоящими на различных видах учета, позволяет сделать вывод о ее эффективности.


КООРДИНАЦИОННЫЙ ПЛАН

РАБОТЫ МС(К)ОУ «БАЧАТСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»

С ДЕТЬМИ, СОСТОЯЩИМИ НА РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ УЧЕТА
на 2011-2012 учебный год

Мероприятия

Сроки

Контроль

Кл. рук-ль,

воспитатели

Социальный

педагог

Педагог-

психолог

Зам.директора по УВР

Зам.директора по ВР

Организатор детского движен.

Педагог организ.

по  профилактике

правонарушений

Куратор по  здоровьесбережн.иени

Инсп.ектор ПДН

I. Организационные мероприятия

1.

Составление социального паспорта классов, школы

Сентябрь 2011 г.

Папка «Социальный паспорт школы»

2.

Организация досуга и кружковой деятельности

Сентябрь 2011 г.

3.

Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

В течение года

Журнал обращений и консультаций

4.

Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями

В течение года

5.

Организация работы Совета по профилактике школы

Сентябрь 2011 г.

Папка «Совет по профилактике»

6.

Постановка на ВШУ, составление картотеки на учащихся, состоящих на различных формах учета

Сентябрь 2011г.

(уточнение

в течение года)

Личные дела учащихся, состоящих на ВШУ

7.

Составление характеристик на детей, состоящих на ВШУ

Сентябрь 2011г.,

май 2012г.

8.

Составление административных писем, ходатайств, направление документации в КДН, ОПДН и др.

В течение года

Папка

«Взаимодействие с КДН»

9.

Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами

В течение года

План работы

соц. педагога

10.

Организация летнего  отдыха детей «группы риска»

Май – июнь 2012г.

Папка

«Летний отдых»

II. Работа с учащимися

1.

Контроль посещаемости занятий

Ежедневно

Личные дела учащихся, состоящих на ВШУ

2.

Контроль текущей успеваемости

1 раз в четверть

3.

Вовлечение учащихся в кружки и секции

В течение года

4.

Привлечение учащихся к участию в мероприятиях школы, ОПТ

В течение года

5.

Проведение профилактических бесед:

- профилактика вредных привычек;

- профилактика правонарушений;

- профилактика суицидального поведения

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в четверть

6.

Посещение уроков, внеклассных мероприятий с целью наблюдения за учащимися

2 раза в четверть

7.

Проведение диагностики личности учащихся:

-методика определения самооценки;

-опросник проявлений агрессии и враждебности;

-диагностика склонности к употреблению ПАВ;

-диагностика девиантного поведения;

- диагностика суицидального поведения;

- анкетирование по сформированности социальной компетентности учащихся

Сентябрь 2011г., май 2012г.

8.

Направление на консультацию к психологу или медицинским специалистам

По мере необходимости

Журнал обращений и консультаций

9.

Разбор конфликтных ситуаций

10.

Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута

Март, апрель 2012г

Папка «Профориен-тационная работа»

11.

Содействие в трудоустройстве

Май, июнь 2012г.

Папка «Трудоустройс-тво выпускников»

III. Работа с родителями

1.

Посещение семей с целью проверки

- жилищно–бытовых условий;

- условий семейного воспитания

1 раз в месяц

Акты МБС,

справки по итогам рейдов

2.

Проведение консультаций для родителей

1 раз в месяц

Журнал обращений и консультаций

3.

Выступление на родительских собраниях

1 раз в четверть

Протоколы родительских собраний

4.

Приглашение учащегося и его родителей на Совет по профилактике правонарушений

1 раз в четверть

Протоколы Совета профилактики

5

Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания

1 раз в четверть

Папка «Доклады, выступления…»

IV. Работа с педагогическим коллективом

1.

Осуществление обмена необходимой информацией с учителями-предметниками, классными руководителями, воспитателями

По мере необходимости

Журнал обращений и консультаций

2.

Консультации по результатам диагностики

Сентябрь 2011г., май 2012 г.

3.

Выработка рекомендаций по работе с детьми, состоящими на ВШУ

Сентябрь 2011г., май 2012 г.

Личные дела учащихся, сост. на ВШУ

4.

Выступления с соответствующими сообщениями на педсоветах, совещаниях, МО

По плану работы школы

Папка «Доклады, выступления…»

5.

Проведение деловых игр, семинаров-практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми «группы риска»


Программа индивидуального сопровождения

учащегося

________класса_______________________________

Цель: создание условий, направленных на профилактику и коррекцию отклоняющегося поведения воспитанника.

Задачи:

  1. формировать адекватную самооценку, помочь воспитаннику занять достойное место в коллективе сверстников;
  2. развивать механизмы самообладания, управления своим поведением;
  3. отрабатывать коммуникативные модели поведения в различных ситуациях, навыки общения с окружающими людьми: «Я как друг», «Я и другие», «Умение понимать других»;
  4. приобщать к здоровому образу жизни, регулярным занятиям физической культурой;
  5. формировать основы адекватного проведения досуга.

Предполагается, что в результате реализации программы у воспитанника будет снижен уровень личностной тревожности, сформированы навыки контроля и управления своим поведением, конструктивные поведенческие реакции в проблемных для них ситуациях, адекватный уровень самооценки.

        План реализации программы индивидуального сопровождения содержит три этапа работы с воспитанником: осознание, накопление и применение.

        Первый этап – осознание. На этом этапе формируется мотивационная установка на сотрудничество и общение в совместной деятельности. Нужно, прежде всего, заинтересовать воспитанника с отклоняющимся поведением, включая в различную деятельность, требующую инициативы и творчества. Признание прав и возможностей воспитанника нивелирует отклоняющееся поведение.

        Второй этап – накопление. Он включает формирование системы умений, в том числе коммуникативных, активно взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности и общению на основе компромиссов. Параллельно идет формирование социально ценностных установок на общение умение слушать, этично возражать, отстаивать свои доводы без ущерба для партнеров, видеть состояние другого человека, уважать его чувства и настроения. Отработка способов сотрудничества на основе знания правил и норм совместного поведения.

        Третий этап – применение. У воспитанника формируются рефлексивные способности совместной деятельности и общения, наращиваются положительные приобретения и темп «стихания» отрицательных проявлений. Продуманная организация совместной деятельности обеспечивает нагнетание, непрерывное усложнение постоянно изменяющихся общих увлекательных дел и забот при подчеркнутом доверии, уважении к детям.

Содержание работы:

Обеспечение всеобуча_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанника________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Организация внеурочной деятельности воспитанника и их активного досуга_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Формирование у воспитанника законопослушного поведения и пополнение правовых знаний____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа с родителями______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результат реализации программы:

Динамика изменения поведения воспитанника__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Коррекция программы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальный педагог                                                                                                О.В. Губанова

Педагог-наставник                                                                                             ___________________

                       




















Карта индивидуальной работы



I. Диагностика личности воспитанника

Дата

проведения

Выводы и рекомендации

Дата

проведения

Выводы и рекомендации

Уровень самооценки

Проявление агрессии и враждебности

Склонность к употреблению ПАВ

Диагностика девиантного поведения

Диагностика суицидального поведения

Сформированность социальной компетенции

II. Пропуски занятий

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1. Всего

1.

1.

1.

2. По уважительной причине

2.

2.

2.

3. Без уважительной причины

3.

3.

3.

Январь

Февраль

Март

Апрель

1. Всего

1.

1.

1.

2. По уважительной причине

2.

2.

2.

3. Без уважительной причины

3.

3.

3.

Май

1. Всего

По итогам

2011-2012

учебного года

1. Всего

2. По уважительной причине

2. По уважительной причине

3. Без уважительной причины

3. Без уважительной причины


III. Проведение профилактических бесед

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Профилактика вредных привычек

Профилактика правонарушений

Профилактика  суицидального

поведения

IV. Посещаемость кружков, секций,

участие в общешкольных мероприятиях,

трудовая деятельность

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

V. Дневник наблюдения за воспитанником, посещений уроков, внеклассных мероприятий

 

Дата

Ф.И.О.

педагога

Мероприятие

Причина посещения

Результат

I ч.

II ч.

III ч.

IVч.


VI. Дневник посещений воспитанника на дому

 

Дата

Ф.И.О. должность

Причина посещения

Результат

Примечание

1

2

VII. Беседы с родителями

Дата

Ф.И.О., должность

Содержание беседы

Результат

1

2

VIII. Привлечение других специалистов, служб системы профилактики

Кто из специалистов (какая служба) привлекался(лась)

Дата

Содержание работы

Результат

1.

2.


Список  литературы

  1. Картушина Е.П., Романенко Т.В.. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Москва. Издательство «Глобус», 2009.
  2. Шишковец Т.А.. Справочник социального педагога. Москва. «Вако», 2007.
  3. Деятельность социального педагога в образовательном учреждении. Составитель

       Н.И. Еременко. Волгоград. ИТД «Корифей», 2007.

  1. Социальный педагог в школе (из опыта работы). Автор-составитель Баранова Л.Д.

       Издательство «Учитель». Волгоград, 2008.

  1. Профилактика социально опасного поведения школьников. Автор-составитель Ляпина Е.Ю. Издательство «Учитель». Волгоград, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о шефах - наставниках несовершеннолетних состоящих на различных видах учета.

Положение о шефах - наставниках несовершеннолетних состоящих на различных видах учета,создается в школе для совершенствования профилактической работы с учащимися с...

Примерная тематика лектория для родителей уч-ся, состоящих на различных видах учета

Индивидуальная профилактическая работа с родителями учащихся, состоящих на учете...

Методические рекомендации по организации летнего отдыха подростков, состоящих на различных видах учета (КДН, ПДН)

В материале описаны технологии психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, имеющими конфликт с законом. в период нахождения в детском оздоровительном лагере....

Организация работы социального педагога школы с учащимися, состоящими на различных видах учета

Индивидуальная карта сопровождения несовершеннолетнего, состоящего на различных видах учета ...

"Обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета"

В основе воспитания, как самое первое и главное условие успеха, должен лежать сердечный, любовный подход к ребенку. Чем ближе подошел педагог к ребенку, чем искреннее их взаимные отношения, тем надежн...