«Добрым людям на загляденье»
план-конспект урока (9 класс) по теме

Тужикова Лариса Николаевна

Цели: воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова; воспитывать любовь к традициям своего народа; формировать духовно- нравственные основы личности; расширять и обогащать словарный запас учащихся; формирование коммуникативной функции речи.

Оборудование: хохломская посуда, таблички, текст с поэтическим текстом, мультимедийная установка

Эпиграф к уроку:

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа,  красива,

Ты , как и люди , служишь Отчизне!

                                            В. Боков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hohloma.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Добрым людям на загляденье »

Цели: воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова;

воспитывать любовь к традициям своего народа;

формировать духовно- нравственные основы личности;

расширять и обогащать словарный запас учащихся;

формирование коммуникативной функции речи.

Оборудование: хохломская посуда, таблички, текст с поэтическим текстом, мультимедийная установка

Эпиграф к уроку

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа,  красива,

Ты , как и люди , служишь Отчизне!

                                            В. Боков

-  Ребята, я сразу ставлю перед вами задачу.                                  

 Прочитав этот эпиграф, вы должны определить, какая у нас сегодня будет тема урока, о чем мы будем говорить? Отражена ли эта мысль в эпиграфе?

( о хохломском творчестве,  о народном художественном промысле – хохлома, о хохломском искусстве, о хохломской росписи )

-  Вам , конечно, интересно узнать , а откуда же появилось это удивительное хохломское искусство?

Разное   рассказывают  старики. Говорят, что давным – давно поселился за Волгой один умелец. Дом выстроил , стол и скамейку сделал, посуду деревянную вырезал. . Варил себе пшенную кашу  и птицам пшена не забывал насыпать . Прилетела как-то к его порогу жар – птица , он и ее угостил пшеном. . И в знак благодарности  жар – птица прикоснулась своим крылом к чашке – чашка стала золотой. Это , конечно, сказка, легенда. Но сказка ложь , да в ней намек – добрым молодцам урок. Не оттуда ли, из сказки  появилась эта удивительная , сказочная, рукотворная красота?

.

  1. Ну, а что же было на самом деле? Я просила вас подготовить небольшие выступления об истории Хохломы, давайте послушаем их

( выступления учащихся )

  1.    Делали и расписывали посуду в разных заволжских деревеньках Новопокровское,  Кулигино,  Семино, но  называют ее не кулигинской , не новопокровской , а хохломской. И вот почему.

Хохлома – большое торговое село , куда привозились для продажи  изделия из окрестных деревень  и сел. Здесь привлекательный товар приобретали купцы , а затем сбывали на ярмарках не только по всей России, но и за ее пределами. И в сознании покупателей  красочная  посуда стала ассоциироваться   с названием  торгового села.

 Так и повелось: хохлома да хохлома. Вот и по сей день расписную посуду хохломской зовут. Странное и веселое слово хохлома  В нем и смех ,  и восхищенное « Ах! »,  и  восторженное « Ох!» слышится!

( сценка)

  1. Хохломской росписью расписывали различные

предметы домашнего обихода: посуду, прялки, шкатулки. И эти изделия считались хорошим подарком. И по сей день очень приятно получить в подарок изделия хохломских  мастеров. Впечатляют их поэтичные растительные узоры и празднично- торжественный колорит.

 

  1. А сейчас я вам предлагаю провести деловую игру

Мы живем в  век рыночных отношений, которые обострились в связи с мировым экономическим кризисом . Каждый человек должен уметь ориентироваться  в товарах, их качестве, ценах.    Вы  слышали слово « маркетинг»

Маркетинг – изучение рыночного спроса, возможность сбыта продукции.

Так  вот , наша  деловая  игра  будет         называться « Маркетинг»

Представьте себе такую ситуацию. Я – владелец крупного торгового центра, а вы представители народного промысла –хохлома из отдела маркетинга. Я хочу приобрести качественные товары для  торгового центра  Вы хотите  выгодно продать свою продукцию, а для этого вы должны  дать хорошую рекламу своему товару. Заинтересуйте меня своей посудой, чем она хороша.

Ответы  учащихся:  

1 эта посуда уникальная- потому что это ручная работа

  1. наша посуда  экологически чистая, она сделана из натурального дерева
  2. она очень красивая
  3. посуда удобная в обращении, легко моется
  4. ее высоко ценят рыбаки и охотники, она не колется
  5. ей приятно пользоваться , она теплая и домашняя
  6. она украсит любую кухню

 

- Хорошо, вы меня убедили, посуда действительно хороша. Так покажите же свою чудо- посуду и расскажите о ней , используя презентацию.

Информация учащихся о посуде:

  1. чаша
  2. подносы
  3. ковши
  4. ложки
  5. солонка

Рубрика « Это интересно знать »

- В старые добрые времена отношение к соли приравнивалось к отношению к хлебу. Ведь тогда соль была очень дорогая , ее бережно хранили в каждом доме , а подавали ее только самым знатным гостям, незванные  гости уходили « не солоно хлебавши» Солью и хлебом встречали молодых на свадьбе, да и сейчас встречают.

Молодцы, деловую игру провели достойно. Продолжаем разговор о хохломском творчестве.

Расписывали на Хохломе тысячи изделий , каждое из которых  по – своему  привлекало глаз и поражало своей  неповторимостью. Хохлома как и любой другой вид народного искусства, словно старинная песня: слова ее неизменны , однако каждый человек и каждое новое поколение поют ее по- своему. И не хочется из них есть и пить , а хочется поставить на стол и радоваться заключенному в них какому- то совершенно особому поэтическому образу России. Эту посуду не спутаешь ни  с чем, потому что это лицо России.    

 А как же расписывали художники эти изделия? Что они изображали на поверхности своих изделий.?

( ягоды, листья, траву, цветы, гроздья, кустики, завитки)

- Да, ребята, ведь пожеланием добра, благополучия с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Они напоминали людям о молодости , силе и счастье

  1. Какие  цвета используют умелые руки художников для создания  хохломской посуды, чтобы в ней отразилась красота родной природы?

( красный, черный, золотой, желтый, зеленый )

- Давайте поговорим о том, какие значения имеют цвета красный, золотистый, черный., потому что эти цвета основные в хохломской росписи , так как они не изменяются и не тускнеют ,когда обжигают посуду и выдерживают жар печей.

  1. Что  символизирует красный         цвет?  

(преданность, яркое пламя, огонь, любовь )

  1.   А о чем говорит золотистый цвет?

( солнце, счастье, богатство, красоту)

  1.  Черный ?

(торжественность)

-.   Какое впечатление на вас производит хохломская посуда, чем от нее веет?

 ( она огненная, яркая, золотая, от нее веет теплом и радостью)

- Сегодня на уроке мы с вами много говорили о красоте- о красоте природы, о красоте человеческого труда.

  1. А теперь - внимание! Сейчас у нас с вами очень важный этап работы, я  хочу вам  предложить провести стилистический эксперимент , в котором вы покажите красоту русского языка. Перед вами лежат листочки с поэтическим текстом  Вы должны вставить в стихотворение пропущенные слова, а потом мы сравним написанное вами и у поэта.  А словарь , которым вы будете пользоваться  разберем во время

    « Словарного калейдоскопа »

 

( работа по табличкам)

 

  1. Какого цвета бывают спелые ягоды?

( красные, пурпурные, алые, пунцовые, гранатовые )

Какого цвета бывает  весенняя трава?

( зеленая, (зелень),изумрудная(изумруд) , малахитовая ( малахит)

Листва?

( солнечно – медовая, золотая, изящная, трепещущая )

Какой может быть сарафан ?

( парчевый,  холщевый,  льняной, ситцевый )

  1. Подберите синоним к слову волшебник.

( чародей, маг, кудесник )

А каким бывает наряд ?

( праздничный,  выходной,  несказанный ,богатый )

Учащиеся выбирают из предъявленных слов нужные слова и вставляют их в текст.

………. ягод роспись ( каких?)

Отголоски лета

В ………. травы, ( в чем? )

Рощи , перелески,

Шелковые всплески

Солнечно- ……….

………… листвы. (какой? )

У красы точеной

Сарафан……..( какой?)

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за ………(кто?, мн. ч. )

 Хохлому…….о (на) дели

В этот ………..

………. наряд? (какой?)

_- Давайте посмотрим , что у вас получилось ( учащиеся зачитывают свои работы, сравнивая с текстом, который выведен на мультимедийный экран ) Хорошо ,ребята, поэкспериментировали, молодцы.  Вот и вы приобщились к поэзии. Каждый красоту чувствует по-своему и поэтому вы все написали по – разному. Но помогла  вам в этом удивительная красота, которую называют хохлома

 Выставляются оценки, подводятся итоги.