Цикл логопедических занятий:"Обучение пересказу по серии сюжетных картин с использованием массажа фаланг пальцев" для детей 5-7 лет.
методическая разработка на тему
Авторами предлагается авторская разработка массажа фаланг пальцев,по десяти лексическим темам,являющаяся эффективной стимуляцией речевого развития.Подробное описание упражнений в конспектах занятий дает возможность логопеду и взрослому, не имеющему специальной подготовки , поэтапно формировать необходимые навыки при пересказе текста.
Данный материал дает уникальную возможность подготовить ребенка с общим недоразвитием речи к школьному обучению:сформировать активный зрительный и слуховой контроль к полноте передачи содержания, обучить приемам планирования собственного пересказа с опорой на серию сюжетных картин, автоматизировать поставленные звуки в связной речи, использовать массажные движения фаланг пальцев,как эффективную стимуляцию речевого развития.
Если вас заинтересовал материал присылайте отзывы.
Цветной иллюстративный материал можно получить по почте наложным платежом.
Пособие включает:12 методических разработок,массаж фаланг пальцев по 42 лексическим темам,иллюстративный материал,в ввиде сюжетных картин в колличестве 54.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 54.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по пересказу рассказа на основе авторской сказки
«Чудо-рыба»
Цель занятия: Обучение детей связному последовательному пересказу авторской сказки «Чудо-рыба».
Коррекционно- образовательные задачи:
- Формирование навыков самостоятельного связного пересказа достаточно большого по объему текста.
- Обучение действиям планирования развернутого высказывания на основе предварительного анализа содержания и языкового оформления текста.
- Активизация и обогащение словарного запаса по теме «Домашние животные», «Домашние птицы».
- Упражнять в навыках правильного оформления высказывания.
Коррекционно- развивающие задачи:
1.Развитие навыков речевого общения, связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, памяти.
2.Развитие массажных движений фаланг пальцев, сопровождаемых авторскими стихотворными строчками, как эффективную стимуляцию речевого развития.
3. Развитие навыков текущего контроля за построением развернутого высказывания
Коррекционно- воспитательные задачи:
1.Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества.
Оборудование: 4 цветных картинок – иллюстраций (размером 18х25см), отображающих основные фрагменты-события сказки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «О какой рыбе мечтает волк».
Цель: развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
Логопед: У каждого в конверте лежат части изображённого предмета, из которых вам необходимо собрать рыбку.
2. Чтение авторской сказки.
Хотите верьте, хотите нет, а дело было так.
Жил-был волк. Раньше он на рыбалку никогда не ходил.
Как-то, в солнечный, прекрасный день волк взял удочку, корзину и отправился к ближайшему озеру половить рыбу.
Было тёплое летнее утро. Настроение у волка прекрасное. На голову он надел красивую шляпу. Рядом с озером шумела листва деревьев, росли высокие камыши. Волк встал на узкий мостик, закинул в воду удочку. Тащит-потащит, а вытащить не может. На крючок наверное попалась рыба. Вытащив ее, волк очутился в воде, а огромная, розовая, необычная рыба сорвалась с удочки и упала на мостик.
Это была не рыба, а рыбища. Она была такая большая, что ни в сказке сказать, ни пером описать. И говорит человеческим голосом: «Что ты наделал?». Волк схватился лапами за мостик и испугался. Он не просто испугался, у него душа в пятки ушла. Они смотрели друг-другу в глаза и ждали чуда. Волк не смог поднять рыбу и решил отпустить её в воду. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.
3. Предлагаемые вопросы.
1. О ком эта сказка?
2. Что он не делал раньше?
3. Куда отправился волк?
4. В какой день он отправился к озеру?
5. Что он взял?
6. Почему волк оказался в воде?
7. Кто упал на мостик?
8. Что случилось с волком?
9. Куда они смотрели?
4. Языковой (лексический) разбор текста (направлен на воспроизведение детьми в своих ответах языкового материала, необходимо для полноценной передачи содержания произведения).
Вопросы:
- Кто отправился на рыбалку?
- Что надел волк на голову?
- Что говорится в сказке о том, что росло рядом с озером? (камыши)
- Вспомните, какое было утро? (было тёплое, летнее утро)
- Куда встал волк и что сделал?
5.Массаж фаланг пальцев( массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счёт).
Раз – а дело было так, Два – волк взял удочку не так, Три – так сильно стал тянуть, На четыре – стал тонуть, Пять – дышать уже не может, Шесть – ждет того, он, кто поможет, Семь – а рыбища лежит, Восемь – что-то говорит, Девять – страшно стало всем. Десять – жалко их поверь! ( Сидорова. Т.С.) | Указательный Средний Безымянный левая рука Мизинец Мизинец Безымянный Средний правая рука Указательный Большой палец левой руки Большой палец правой руки |
6. Игра на панно (на столе в розетке слова-полоски).
На каждый вопрос дети ставят слово-полоску.
Какой, Какая, Какие?
- Какой был день? (солнечный, прекрасный)
- К какому озеру отправился? (к ближайшему)
- Какое было утро? (прекрасное, летнее)
- Какие росли камыши? (высокие)
- На какой мостик стал волк? (узкий)
- Какая рыба летела над мостиком? (огромная, розовая, необычная)
Что делал(а)?
- Что не делал волк раньше? (не ходил на рыбалку)
- Что он сделал? (взял, отправился)
- Что делала листва? (шумела)
- Что происходило с камышом? (росли)
- Что он сделал с удочкой? (закинул)
- Что случилось с рыбкой? (попалась)
- Что произошло с рыбой? (летела, сорвалась)
- Что случилось с волком когда он упал в воду? (схватился лапами за мостик)
- Что делала рыба, что делал волк? (смотрели, ждали)
7. Повторное чтение текста сказки.
8. Пересказ по фрагментам и полностью всей сказки.
9. Итог занятия.
Конспект занятия
по обучению пересказу с использованием адаптированного рассказа «Лягушка Квака» А.Бусуйок с опорой на серию сюжетных картинок.
Цель занятия: Формирование у детей навыков составления связных высказываний на основе пересказа текста.
Коррекционно- образовательные задачи:
- Формирование навыков самостоятельного связного пересказа достаточно большого по объему текста.
- Обучение действиям планирования развернутого высказывания на основе предварительного анализа содержания и языкового оформления текста.
- Активизация и обогащение словарного запаса.
Коррекционно- развивающие задачи:
1.Развитие и закрепление навыков построения отдельных фразовых высказываний.
2.Развитие навыков речевого общения, связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, памяти.
3.Развитие массажных движений фаланг пальцев, сопровождаемых авторскими стихотворными строчками, как эффективную стимуляцию речевого развития.
Коррекционно- воспитательные задачи:
1.Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества.
Оборудование: 6 цветных картинок – иллюстраций (размером 18х25см), отображающих основные фрагменты-события сказки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Чтение «Лягушка Квака» А.Бусуйок (адаптированный вариант).
Жила-была лягушка Квака. Она появилась на свет, как все лягушки, из головастика. Головастик сбросил с себя кожу вместе с хвостом, а на его месте появилась Квака во всей своей необыкновенной красоте.
Квака смотрела на родителей большими зелеными глазами, а шкура на ней была гладкая, мягкая. Родители подумали, что она лучше всех. А когда Квака впервые запела, ее высокий крикливый голос очаровал родителей.
«Милая Квака! - закричали они. – Мы решили, что ты не просто лягушонок, а заколдованная царевна. Когда-нибудь прекрасный принц пригласит тебя петь в театр».
С той поры Квака целые дни с утра до вечера проводила на зеленом листке, без конца хвастливо выкрикивала разные песенки. Со всех сторон на нее смотрели подружки и завидовали ей. Однажды, когда Квака сидела и пела на своем листе, опустился на землю Аист. Квакины подружки с перепугу, попрыгали в воду. Только певица – ни с места!
«Мне ли бояться Аиста, - хвастливо подумала она, - если я заколдованная! А он, может быть, и есть тот принц!». Квака продолжала петь, как ни в чем не бывало. Аист выслушал ее пение без всякого удовольствия, потом широко, как ворота, распахнул свой клюв, и проглотил певицу и песню. Болото умолкло! Ну и Квака! Если бы знала, что он не заколдованный принц?
3. Разбор содержания рассказа по вопросам логопеда.
Предполагаемые вопросы:
| Ответы детей: -«Лягушка Квака» -Из головастика. -Головастик сбросил кожу с хвостом. -В необыкновенной красоте. -Зелеными. -Запела. -Ты не просто лягушонок, а заколдованная царевна. - Принца. -Подружкам. -Аист. -Попрыгали в воду. -Мне ли бояться аиста. -Выслушал пение и проглотил певицу. -Тишина. |
4. Игра на панно «Кто, что?», «Какой, какая, какие?», «Что делает(ют)?».
Условия игры: всем ребятам раздаются слова-полоски,
обозначающие предметы,
признаки,
действия.
Кто? Что?
| Какой? Какая? Какие?
| Что делает(ют)?
|
5. Массаж фаланг пальцев ( массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счёт).
Раз – лягушка на пруду, Два – а принц на берегу, Три – она почти певица, На четыре – мастерица, Пять – ракита у пруда, Шесть – концерты до темна, Шесть – все прыгнули лягушки, Восемь – бросили подружку, Девять – тихо на болоте, Десять – аист съел кого-то. Кантур Т.Г. | Указательный Средний Безымянный левая рука Мизинец Мизинец Безымянный Средний правая рука Указательный Большой палец левой руки Большой палец правой руки |
6. Воспроизведение отрабатываемого языкового материала текста в ходе вопросно-ответной беседы.
Примерные вопросы:
- Как говорится в сказке о лягушке?
- Из чего она появилась на свет?
- Что подумали о ней родители?
- О ком она мечтала?
- Кому она пела песни?
- Что делали подружки-лягушки?
- Что сделал аист?
- Что произошло на болоте?
- Упражнение в дополнении предложений, даваемых педагогом, требуемым по смыслу словом (участвуют поочередно все дети).
- Она появилась на свет из … (головастика).
- Квака смотрела на … (родителей).
- Шкура на ней была … (гладкая, мягкая).
- Крикливый голос очаровал … (родителей).
- Ты не просто лягушонок, а заколдованная … (царевна).
- Когда-нибудь прекрасный принц … (пригласит).
- Со всех сторон на нее смотрели … (подружки).
- Однажды на землю опустился … (аист).
- Подружки разлетелись как … (мухи).
- С перепугу попрыгали … (в воду).
- Мне ли бояться аиста, если я … (заколдованная).
- Он может и есть тот … (принц).
- Аист выслушал пение без всякого … (удовольствия).
- Распахнул свой … (клюв).
- Проглотил … (певицу и песню).
- Болото … (умолкло).
8. Составление пересказа текста по фрагментам («по цепочке») с иллюстрированием рассказа с
помощью предметных картинок.
9. Итог занятия.
Лексическая тема: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счёт)
|
Лексическая тема: «ДЕТСКИЙ САД» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счёт).
|
Лексическая тема: «ИГРУШКИ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счёт)
|
Лексическая тема: «ОВОЩИ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счёт).
|
Лексическая тема: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Лексическая тема: «ФРУКТЫ.САД» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет)
|
Лексическая тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Лексическая тема: «ОДЕЖДА» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Лексическая тема: «ОБУВЬ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Лексическая тема: «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Лексическая тема: «ЛЕС.ДЕРЕВЬЯ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Лексическая тема: «ЯГОДЫ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Лексическая тема: «ГРИБЫ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Лексическая тема: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Лексическая тема: «ОСЕНЬ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Лексическая тема: «ЗИМА» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Лексическая тема: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Лексическая тема: «ПОСУДА» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев ( массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Лексическая тема: «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Авторы учителя логопеды Кантур Т.Г Сидорова Т.С, Краснодарский край,Ст Каневская,МБДОУ ЦРР детский сад №2
Лексическая тема: «НОВЫЙ ГОД.ЕЛОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев ( массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|