«Развитие воображения средствами ИЗО-терапии на занятиях дополнительного образования» (нетрадиционные способы рисования)
статья на тему

 

Арт-терапию при работе с детьми   правомерно представить как здоровьесберегающую инновацию, которая может проявляться на уровне образовательной программы, инновационной технологии, через систему методов спонтанного творчества, интегрированных с другими технологиями психологической и социальной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izoterapiya_na_zanyatiyah.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         

                                               

                                                     ПОДЛУЖНАЯ ИРИНА НИКОЛАЕВНА

Учебно-методический комплект

 «ИЗО-терапия на занятиях дополнительного образования»

Педагог дополнительного образования

изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся,

 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

общеобразовательная школа-интернат I-II вида

города Тихорецка Краснодарского края

352120 Краснодарский край, г.Тихорецк, ул.Колхозная, 50

Тел. 8(86196) 7-39-98

352120 Краснодарский край, г.Тихорецк, ул.Ванцетти, 21

Тел. 8(86196) 5-62-90

Сот. 8 928 27 555 05

Тезисы

    Мое кредо - научить детей с тяжёлыми нарушениями слуха мечтать и фантазировать. Так научить, чтобы эти мечты жили с ними до самой старости.

    Моя задача – при помощи арт-терапии помочь глухому ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого.

 Сам процесс рисования выполняет профилактическую и терапевтическую функции,  где "ведущий” сам  ребёнок. Использование технологии «арт-терапии», в частности нетрадиционные способы рисования, позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками, адаптации детей с ограниченными возможностями в обществе обычных детей. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

       Моя цель -  не научить ребёнка рисовать, а помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, дать выход творческой энергии. Ребёнок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.

Дети - самое удивительное и интересное в жизни. И совсем не беда, что ростки того, что приходится вкладывать в ум и сердце каждого всходят не сразу и не все вместе. Эти ростки нужно вовремя увидеть, не пройти мимо, не сломать нечаянно и тогда испытаешь глубокое удовлетворение от своего труда.

Занятия дополнительного образования в объединении изобразительного и декоративно-прикладного творчества - это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка с глубоким нарушением слуха, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях, творцом, создающим свой мир. Каждого человека, а особенно - ребенка, и тем более ребёнка с ограниченными возможностями здоровья радует созидание. Сделать что-то своими руками! Красивое, нужное - как это прекрасно!

На занятиях во внеклассной работе глухие дети  приобщаются к миру фантазии, развивают художественный вкус, эстетическую восприимчивость.

Арт-терапию при работе с детьми   правомерно представить как здоровьесберегающую инновацию, которая может проявляться на уровне образовательной программы, инновационной технологии, через систему методов спонтанного творчества, интегрированных с другими технологиями психологической и социальной работы.

Педагогическое исследование

«Развитие воображения средствами ИЗО-терапии

 на занятиях дополнительного образования»

 (нетрадиционные способы рисования)

Рекомендуется для учителей эстетического цикла и

 педагогов дополнительного образования

 общеобразовательных  и коррекционных учебных  заведений.

Объект исследования. Учащиеся объединения изобразительного и декоративно-прикладного творчества специальной (коррекционной) школы-интерната I, II  вида

Предмет исследования. Эмоциональная сфера учащихся.

Гипотеза: Было предположено, что разработанная и внедрённая в воспитательный процесс школы-интерната методика арт-терапии средствами нетрадиционного рисования позволит добиться положительного эффекта в улучшении эмоциональной сферы школьников.

Научная новизна: Проведённые исследования заключаются в следующем: с целью улучшения развития эмоциональной и личностной сферы учащихся разработана методика, включающая в себя  элементы коррекции эмоциональной сферы; игры, упражнения, направленные на развитие способности к творческому воображению посредством нетрадиционных методов рисования.

Теоретическая значимость работы. Результаты проведённых экспериментов дополняют теорию и методику развивающей работы с детьми, а также свидетельствуют о возможности использования комплексных средств при воспитании эмоциональной сферы.

Практическая значимость работы. Разработана методика арт-терапии в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната, включающая в себя использование нетрадиционных средств развития и коррекции эмоций.

Содержание работы. Педагогичеко-исследовательская работа изложена на   17 страницах творческой разработки и состоит из введения, основной части, заключения. Библиографический указатель включает в себя 17 литературных источников.

ПЛАН

  1. Особенности воображения как психического процесса
  1.  Общие функции воображения у детей
  2.  Особенности сензитивного периода для формирования фантазии
  1. Сущность и виды воображения

2.1. Роль фантазии  в практической производственной деятельности человека

2.2 Способы создания образов

2.3 Разновидности воображения

2.4 Развитие воображения у нормально слышащих детей и у детей с тяжёлым нарушением слуха

2.5 Особенности формирования воссоздающего и творческого воображения у глухих детей.

2.6 Арт-терапия средствами нетрадиционного рисования в условиях дополнительного  

        образования

3. Основная форма организации творческого процесса – кружки

Слово арт-терапия известно сейчас многим, но далеко не все знают, что именно скрывается за этим названием. Лечение искусством (art - искусство, therapy - лечение) использует самые разнообразные виды творческой деятельности человека, чтобы помочь ему в решении психологических проблем. Под понятие искусства в данном случае попадает любая творческая деятельность человека: танец, музыка, живопись, кино, скульптура, архитектура, фольклор и т. д. Все больше психологов и педагогов признают несомненный исцеляющий эффект арт-терапии и успешно применяют ее на практике. Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисованием. Но для некоторых это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся – задача арттерапии

Арт-терапия включает в себя ряд направлений коррекционной работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия. Изотерапия – одно из направлений арттерапии, которая опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в коррекционных  целях. Щадящая методика такой психотерапевтической практики позволяет успешно использовать изотерапию в работе не только со взрослыми, но и с маленькими детьми. Часто изотерапия дополняется сказкотерапией, игротерапией, что наиболее актуально при работе с не слышащими детьми.

Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний,  быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам. Желание и мечта – это не что иное, как воображение.

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных  психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путём переработки имеющихся представлений и понятий. Ребёнок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок всё более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Развивается творческое воображение, когда ребёнок не только понимает некоторые приёмы выразительности, но и самостоятельно их применяет. Воображение становится опосредованным и преднамеренным.

Одним из важных моментов в исследованиях, посвящённых воображению, является выяснение роли данного процесса в познании. Будучи тесно связано как с чувственным, так и с опосредованным познанием воображение практически вплетается во все познавательные процессы. Как писал Л.С. Выготский, воображение надо рассматривать как более сложную форму психической деятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в их своеобразных отношениях. Воображение и мышление переплетаются так, что их бывает трудно разграничить, и тот, и другой процессы участвуют в любом творческом акте.

Воображение выступает в качестве поискового средства: оно отражает результат познания, ориентируясь на который можно «достроить» промежуточные ступени с помощью мышления. Воспитание воображения  - это одновременно и воспитание мышления и наоборот. Творческое мышление – это и есть мышление плюс воображение, это единственный интеллектуально-волевой процесс. Вот поэтому так важно в коррекционном учреждении для детей с глубоким нарушением слуха применять методы и средства арт-терапии на развитие воображения из-за дефицита внешней информации.

Для развития воображения ребёнка важна не сама по себе среда, а то, как она воспринимается, как ему преподносится.

Один школьник спросил известного писателя Джанни Родари: «Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником» - «Учи как следует математику», — услышал он в ответ.

Действительно, возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспи тании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

Воображение   пятилетнего   ребенка позволяет ему воспринять, как реальные, самые фантастические, сказочные образы и ситуации, рассказывают друг другу страшные истории. Причем чем страшнее, тем лучше. А чуть позже они уже «хвастаются» друзьями и родственниками, попадавшими в такие ситуации или обладающими такими качествами, которые кроме как необыкновенными и не назовешь (например: уникальная профессия, выдающиеся способности, чрезвычайная физическая сила). Эти фантазии нередко вредят таким детям. Их обвиняют во лжи, стыдят, дети дразнят их «врунами». Тем не менее ребенок вновь и вновь выдумывает самые невероятные истории, чаще со своим личным участием, которые якобы происходили на самом деле. Что же заставляет ребенка в ущерб даже своим собственным интересам пускаться в эти авантюры? Только активно действующее воображение. Решая любую мыслительную задачу, мы используем какую-то информацию. Однако бывают

ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени неопределённости. Мышление в этом случае почти

бессильно без активной работы вооб ражения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых.

Фантазия, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребенка. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. Воображение компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления имплантированием описанных сказочных образов в реальную жизнь ребенка. Именно поэтому он легко верит в то, что наряженный актер — это настоящий Дед Мороз или Баба Яга, боится злого волшебника или волка на экране телевизора, плачет от жалости к Дюймовочке, слушая сказку.

Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения.

Подростковый возраст отличается переходом от детского восприятия окружающей действительности к взрослому. Школьник начинает более критично воспринимать мир вокруг себя и строит планы своего будущего. Его воображение принимает более критические формы. Он уже не верит в сказочные чудеса. Воображение принимает форму мечты как позитивной жизненной перспективы. Подросток с помощью воображения строит планы своего будущего, «проигрывает» в своем воображении различные социальные и нравственные ситуации, как бы тренируясь перед сложной взрослой жизнью. Творческое воображение в этот период нередко выступает во взрослой форме вдохновения. Подростки испытывают наслаждение от творческого созидания. Они с удовольствием сочиняют стихи и музыку, импровизируют танцы, пытаются решить сложнейшие (нередко не имеющие решения как, например, создание вечного двигателя) вопросы науки. Поскольку сензитивный период для развития воображения в этом возрасте сохраняется, постольку функции воображения для своего развития требует постоянного притока новой информации, своего рода «пищи». Именно поэтому все подростки любят читать и смотреть фантастику, боевики, включающие героев, резко отличающихся от нормального человека, и малореальные обстоятельства (т. е. тоже полуфантастические). Эти возрастные изменения необходимо учитывать при организации воспитательного, учебного процессов, а также при проведении диагностики воображения и развивающего обучения.

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.

Но есть и другие виды воображения - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности.

Таким образом, анализ психологической и педагогической литературы позволяет говорить о следующих особенностях процесса воображения в норме:

  1. деятельность творческого воображения опосредована потребностями практической преобразующей деятельности человека; прослеживается тесная связь воображения с реальной действительностью;
  2. деятельность воображения значительно активизируется в условиях дефицита внешней информации; процесс воображения, его богатство, сила, содержательность обусловлены прошлым опытом личности, опираются на него;
  3. воображение находится в отношениях тесной связи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью.

Сформулировав исходные положения о воображении, перейдем к рассмотрению

вопроса о развитии данного психического процесса у нормально слышащих детей и у детей с нарушенным слухом.

Согласно данным психологии, «зримые» формы воображения у детей наблюдаются в возрасте уже двух лет. В этот период воображение ребенка непроизвольно и характер его проявления определяется той конкретной ситуацией, в которой находится ребенок, и теми возможностями, которыми он располагает в данный момент. Так, подражая действиям матери, ребенок пытается, например, накормить куклу, используя вместо настоящих предметов их заместители (палочку вместо ложки, песок вместо каши). Возникает ситуация воображаемого кормления, т.е. ребенок пока только «дополняет воображением» то, что им воспринимается. С возрастом подражательные стремления ребенка усложняются в связи с изменением характера игровой деятельности: ребенок активно включается в сюжетно-ролевые игры, в которых ему приходится все больше и больше довольствоваться заменой, призывая на помощь свое воображение. Игра является формой творческого отображения ребенком действительности. Сюжетно-ролевая игра, в которой предусматривается принятие ребенком на себя определенной роли, моделирование с нею своего поведения в различных возможных ситуациях, использование предметов-заместителей, адекватных принятой роли, выступает в качестве необходимого условия полноценного формирования функции воображения у дошкольников. Это особенно важно по отношению к неслышащим детям, так как у них в связи с первичным нарушением слуховой функции отмечается значительное своеобразие в развитии речи, а также всей система познавательных процессов, в том числе и воображения. Игры же, имеющие столь важное значение для развития данной функции, у неслышащих детей без специального обучения развиваются медленно. В связи с чем возникает необходимость специального обучения неслышащих детей сюжетно-ролевой игре, особое значение которой для детей с нарушениями слуха заключается в том, что она предполагает коллективную организацию деятельности, поскольку в ней всегда содержится отношение по крайней мере двух взаимосопряженных позиций (доктор — пациент, мать — ребенок и т.д.). Следовательно, в игре создаются оптимальные условия для формирования навыков речевого общения детей друг с другом.Стремление к самостоятельному творчеству, по данным общей психологии, проявляется у детей в возрасте 5—6 лет. В этом возрасте, уже усвоив основные образцы поведения и деятельности, ребенок может относительно свободно оперировать ими, отходя от усвоенных стандартов, комбинируя их при построении продуктов воображений. Однако в целом, несмотря на свою наглядность, выразительность, эмоциональную насыщенность, образы воображения у дошкольников еще недостаточно управляемы и контролируемы.

В следующем возрастном периоде, который начинается с момента поступления ребенка в школу, ведущей деятельностью становится учебная, в рамках ее происходит дальнейшее развитие всех психических процессов, в том числе и воображения. Однако некоторые психологи утверждают, что в младшем школьном возрасте творческое воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию в связи с установкой обучения на усвоение системы образцов, использование однообразных и стереотипно повторяющихся действий.

Вместе с тем анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности данного возрастного периода позволяет предположить наличие широких возможностей для развития творческого вообра жения в процессе учебной деятельности.

Будучи непосредственно связана с учебной деятельностью, игровая деятельность расширяет ее возможности, является важным источником развития неслышащих учащихся. Гораздо продуктивнее решаются умственные задачи, предложенные детям в занимательной, игровой форме. При этом неслышащие школьники воспринимают умственную задачу как практическую, что существенно повышает их интеллектуальную активность, стимулирует речевую деятельность и, в конечном итоге, способствует полноценному формированию их познавательных процессов.

Творческое воображение детей с нарушениями слуха выполняет важную компенсаторную функцию, которая выражается в том, что воображение, создавая новые образы, обогащает опыт неслышащего, расширяет границы познаваемого мира, его общий кругозор. Кроме того, воображение способствует саморазвитию личности неслышащего ребенка, поскольку именно в процессе воображения часто осознается нехватка имеющегося опыта для воплощения намеченных целей, что приводит в свою очередь к активизации процесса самообогащения знаний, самообразования. И, наконец, вероятностный характер отражательной деятельности воображения при достаточном его уровне развития в значительной степени определяет успешность формирования у детей с нарушениями слуха умения планировать свою деятельность, свое поведение, а это облегчает им ориентацию в окружающем мире, адаптацию среди слышащих.

Некоторые особенности деятельности воображения были выявлены при изучении восприятия неслышащими детьми изображений, отличавшихся неопределенностью, недостаточной отчетливостью (в качестве метода исследования был использован модифицированный тест Роршаха). Учащимся предлагалось найти сходство последовательно предъявляемых

чернильных пятен с какими-либо объектами действительности. Не слышащие дети чаще всего отрицали какое бы то ни было сходство или сравнивали чернильное пятно с той или иной геометрической фигурой, в то время как слышащие чаще находили сходство с одним или несколькими предметами. Важно отметить, что при определении сходства неслышащие дети на зывали преимущественно животных, слышащие же предлагали разные варианты ответов (растения, материки, лица людей и т.д.). Ограниченность круга объектов, называемых неслышащими учащимися, сви детельствует не только о своеобразии их восприятия, но и о бедности запаса представлений.

Ребенок с нарушенным слухом, как правило, связывает значения слов с конкретными ситуациями, недостаточно точно их дифференцирует, что и объясняет встречающиеся в речи глухих детей различные замещения одних слов другими.

Учитывая, с одной стороны, значимую роль речи в развитии воображения ребенка и, с другой — своеобразие формирования речи в условиях нарушения деятельности слухового анализатора, еще раз подчеркнем необходимость специальной работы по развитию воображения неслышащих детей.

На сегодня еще мало исследования, посвященных изучению воображения лиц с нарушенным слухом. Поэтому значительный интерес имеют исследования, направленные на изучение других психических функций глухих и слабослышащих детей, так как, учитывая характер их взаимосвязи с воображением, можно прогнозировать своеобразие функционирования данного психического процесса.

Процессы мышления и памяти у ребенка с нарушенным слухом также специфичны. Отмечаются трудности осмысления ими одного и того же объекта с различных позиций и включения его в разные системы связей, что свидетельствует о недостаточной динамичности их мыслительной деятельности. В процессе изучения причинно-следственного мышления были выявлены особенности в развитии этого процесса у неслышащих школьников, которое выражается в смешения ими причины явления со следствием, неумении дифференцировать значения слов «потому что» и «поэтому», трудностях в принятии задания. Дети лучше обнаруживают связь причины со следствием при опоре на наглядный материал, вербальные же задания выполняются ими с большими трудностями или не выполняются вовсе.

Возникшие отклонения в развитии психических процессов у детей с нарушенным слухом могут быть в значительной степени преодолены в процессе специальной коррекционной работы при помощи арт-терапии. Однако такая работа достигнет своей цели только в случае, если она будет организована с учетом закономерностей и особенностей развития и функционирования каждого психологического процесса.

Деятельность воображения значительно активизируется в условиях дефицита внешней информации. Важное значение в развитии и функционировании воображения имеет речь.

Отставание неслышащих учащихся от слышащих сверстников объясняется не только и не столько недостаточностью их чувственного опыта, сколько несформированностью у них способностей (навыков) к переконструированию, комбинированию этот опыта. Это положение подтверждается тем что наибольшее отставание глухих школьников от нормально слышащих в

показателях уровней качества воображения и оригинальности создаваемых им образов. Подобное отставание позволяет говорить о большей стереотипности, шаблонности воображения не слышащих учащихся по сравнению с нормой, о большей привязанности их к заданным моделям, образцам действий, о трудностях трансформации имеющихся представлений.

      Позитивные сдвиги в деятельности воображения, выявленные при сравнении показателей не слышащих первоклассников и третьеклассников, свидетельствуют о возможности в процессе школьного обучения в значительной степени преодолевать влияние нарушенной слуховой функции. Изменения в развитии воображения говорят о значительных потенциальных возможностях не слыщащих детей, которые, к сожалению, в процессе коррекционного обучения реализуются далеко не полностью, что ставит вопрос о необходимости использования специальных приемов для развития творческих способностей детей и на помощь приходят различные виды арт-терапии.

Воображение - важнейшая сторона нашей жизни. Лишить человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимой способностью человека, которая нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

У глухих детей формирование как воссоздающего, так и творческого воображения имеет свои особенности. Потеря слуха, задержка и своеобразие формирования речи создают затруднения в приобретении жизненного опыта, в развитии познавательных процессов. Представления глухих детей оказываются менее полными и точными, чем у слышащих сверстников. Глухие дети испытывают большие трудности, чем слышащие, в медленном оперировании образами, в их преобразовании, в овладении способами познания.

У глухих детей имеется отставание в развитии воссоздающего воображения по сравнению с тем, что наблюдается у слышащих. Они с большим трудом, чем слышащие, представляют себе характерные персонажи сказок или вымышленных образов, наделенных определенными

характерными для них признаками. Глухие школьники обнаруживают сравнительно меньшую успешность в выполнении тех заданий,   где требуется участие творческого воображения.

Воображение тесно связано с интересами. Интерес можно определить как эмоциональное проявление познавательной потребности. Любой учебный процесс идет тем успешнее, чем больше интерес к учебе у школьника.

Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что для дошкольника и школьника вообще характерно познавательное отношение к миру.

Ему «интересно все». Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата, развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного. Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

Почему большинство из нас теряет способность фантазировать, будучи взрослым (вспомните, как трудно бывает придумать новую сказку для своего ребенка).

 На занятиях дополнительного образования  необходимо развивать воссоздающее и творческое воображение глухих учащихся, способствовать совершенствованию их познавательной деятельности, усвоение ими богатого человеческого опыта. Все эти задачи можно решать разными способами. Большую эффективность в раскрепощении детей и отхождения от шаблонов дают нетрадиционные способы рисования. Если на уроках рисования детей учат рисовать, к примеру, деревья, одним или двумя способами, то деревья получаются из работы в работу абсолютно одинаковые. На кружковой работе желательно отойти от шаблона и исключить неудачи, где при экспромте получается всегда хорошо. Таким образцом может служить игра "Живая капля". Вообще желательно чтобы почти все занятия на кружке проходили в игровой форме, пусть это будет не сюжетная игра, а игра материалом: бумагой, кистью, ниткой, краской.

Другой интересной игрой-заданием может служить ниткография . Игра краской-монотилия во всех своих проявлениях, с дорисовкой, симметричная и т.д. Развивать мелкую моторику и одновременно рисовать можно пальчиками, получается "пальчиковая" живопись. И таких приемов огромное множество.

Активность ребенка зависит непосредственно от его интереса к данной деятельности. Поэтому немаловажная задача педагога - сделать занятия наиболее занимательными и интересными, и строить все задания от простому к сложному, а ни в коем случае ни наоборот. Иначе при малейшей неудаче у детей с нарушением психического характера может развиться депрессия и угаснет устойчивый интерес к этой области занятий.

Желательно для полной адаптации детей со слуховыми недостатками проводить занятия в смешанной группе со сверстниками из обычной школы. Дети тянутся за лидерами, быстрее и

увереннее выполняют задания, стараются больше говорить, появляются общие интересы. Т.к. у глухих детей возникают трудности в понимании предлагаемого материала, поэтому им проще в смешанной группе. В школе для глухих детей необходимо создать несколько групп учащихся; младших, средних и старших классов, расширить их профили.

Все нетрадиционные методы арт-терапии с успехом могут применяться всеми специалистами, так или иначе связанными с детьми, могут служить средством установления контакта в налаживания коммуникации с детьми в семье, школе, психологических центрах, психореабилитационных центрах. Это прекрасные психотерапевтические средства, отвлекающие и переключающие детей из психотравмирующих ситуаций.

 Не столько важны достижения школьников, сколько достижения каждого глухого ребенка и широта их участия в творческом процессе, развитие творческих возможностей.

Основной формой организации творческого процесса учащихся во внеурочное время являются кружки - постоянные, временные, тематические, с постоянным или сменным составом участников. Характер и содержание работы в кружках определяются индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников, уровнем подготовки кружковцев и материально-технической базой школы.

В отличии от уроков изобразительного искусства и труда кружковая работа является добровольной. И если занятия в кружке построены рационально, то творчество и познание всегда присутствуют в их работе. Анализ работ учащихся школы для глухих и слабослышащих детей обнаруживает творческий характер деятельности воспитанников. Об этом свидетельствует и оценка работ, представленных членами кружкой на различные выставки.

Деятельность школьников может быть признана творческой, если созданные в ее процессе изделия обладают признаками новизны, оригинальности и самостоятельности. Правильная постановка кружковой работы создает благоприятные условия для воспитания у учащихся ценных личностных качеств, повышает эффективность работы. Интерес глухих учащихся к изобразительному искусству

в кружке реализуется на занятиях дифференцированно. Наименее подготовленные занимаются более простыми поделками, репродуктивным (по готовым рисункам и схемам) конструированием элементарных поделок. Содержание их работы предусматривает углубление, расширение и закрепление знаний, дальнейшее развитие трудовых навыков и умений, элементарных приемов

рисования и конструирования, полученных глухими на уроках предметно-практического обучения и труда.

Более подготовленные глухие учащиеся занимаются рисованием и конструированием относительно сложных рисунков и моделей, сами создают эскизы для будущих работ.

Характерной особенностью кружка является его высокий воспитательный уровень. Руководитель кружка не только вооружает глухих техническими знаниями, умениями и навыками, воспитывает у них интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, стимулирует формирование

ценных качеств личности - познавательной активности, коллективизма, самостоятельности, общественности и, целеустремленности, трудолюбия, творческого отношения к делу, умения фантазировать. Благоприятные условия созданы в кружке для выработки у глухих волевых качеств, навыков самоорганизации.

Общепризнанной формой воспитания творческой активности  школьников с глубоким нарушением слуха является проведение выставок, конкурсов, которые способствуют пропаганде и внедрение в практику творческого опыта кружковой работы.

Известно, что способность правильно представлять, что ожидают от тебя окружающие, каково их отношение к тебе, определяет самочувствие личности в группе. Результаты проведенной работы в группах слышащих и глухих детей позволяют прийти к выводу, что у глухих старшеклассников ожидаемые оценки их деятельности носят обобщенный и устойчивый характер и по своему уровню приближаются к ожидаемым оценкам у слышащих учащихся. Получается, что, когда учащиеся удовлетворены своей деятельностью, повышенная восприимчивость в оценке своего сенсорного дефекта резко снижается. Поэтому очень важно, учитывая интересы и сложности многих глухих детей, более широко вводить виды интеллектуального труда, тем более, когда они обусловлены врожденными возможностями, способностями, дарованием. Побуждаемый мотивами, человек ищет возможности самовыражения.

Изучение творческих интересов детей, их проявлений в различных мероприятиях показывает, что в каждом человеке присутствует в определенной степени и форма активности, стремление к самовыражению.

Включаясь в эти отношения, школьники значительно глубже и прочнее усваивают нравственные основные понятия, привыкают руководствоваться ими в повседневной жизни. Возникающие на основе коллективных форм труда взаимосвязь и взаимозависимость учащихся способствуют формированию у них умений подчинять свои желания, свое поведение интересам

коллектива. При этом происходит становление характера подростков, преодолеваются черты эгоизма, индивидуализма, ложного товарищества, формируется привычка оказывать товарищам бескорыстию помощь и поддержку.

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании изотерапии, бесконечно. Работа с ребенком — это процесс, требующий осторожности и деликатности, процесс, при котором происходящее в душе психолога взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Изобразительное творчество — это мощное средство самовыражения, помогающее осуществить самоидентификацию и обеспечивающее путь для проявления чувств.

Библиография

1.        Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности.

           Под редакцией Е.Г. Речицкой   М, Владос 2005 г.

2.        Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе.

          Под редакцией Е.Г.Речицкой, Е.В.Пархалиной  М. Владос 2003 г.

3.        Педагогический вестник Кубани

           (19)/2002 «Ребенок и игра» М.С. Деркач, Г.М.Бородина.

4.        Сурдопедагогика.

          Под редакцией Речицкой Е.Г. М., Владос 2004 г.

5.        Развитие воображения у детей.

          Субботина Л.Ю. Ярославль: Академия развития. 1996,

6.        Изобразительная деятельность учащихся 4-6 классов с нарушением слуха

          М.Ю. Pay «Просвещение» 1992 г.

7.        С кисточкой и музыкой в ладошке...

          Басина Н., Суслова О.   М.:Линка   Пресс, 1997.

8.        Воображение и творчество в детском возрасте.

          Выгодский Л.С.   Просвещение, 1991

9.        Понять понимание, почувствовать чувство...

          Жернильская М. Обруч 1996.

10.        Учителю   о  психологии  детей шестилетнего возраста.
               Коломинский Я.Л., Панько Е.А.   М.: Просвещение, 1988

11.        Разбуди в ребенке волшебника.

          Кравцова Е.Е. М.: Просвещение; Учебная литература 1996..

12.        Развитие эмоционального мира детей.

          Кряжева Н.Л. Ярославль. Академия развития, 1996..

13.        Об эмоциональном раскрепощении в процессе художественного творчества.
             ЛуговыхН, МандрышкинаЛ. Дошкольное воспитание, 1998,-№6

14.        Ступеньки к творчеству.

          Мелик-Пашаев А.А, Новлянская З.Н.    М.: 1987 15 О природе детского рисования.

          Некрасова-Каратаева О. Обруч, 1997, №5

16,        Перспективы реализации идей Л. С.Выгодского о детском художественном творчестве.
              Полуянов Ю.А   Вопросы психологии, 1997-№1,

17.        Эмоциональное развитие  дошкольника

           под ред.   Кошелевой  М.   Просвещение, 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные способы рисования(Отпечатки рук и ниткография)

Нетрадиционные способы рисования-что это?Каждый рисунок начинается с простого прикосновения к листу бумаги. Точка, штрих, линия, пятно – это стихия, из которой возникают образы, а образы –это фантазия...

Нетрадиционные способы рисования(продолжение)

Нетрадиционные способы рисования(продолжение)-КЛЯКСОГРАФИЯ....

"Нетрадиционные способы рисования"

Материал может быть интересен для  педагогов по  ИЗО, а также для педагогов  дополнительного образования. В статье описывается способ  создания композиции "Цветок"  в технике ...

методические рекомендации по развитию воображения средствам изобразительного искусства для педагов доп.образования

1.Цель и задачи игровых занятий по изо.искусству.2.Воображение и фантазия-важная сторона жизни ребенка.3.Особая организация творческой изо.деятельности.4.Активные игровые техники по изо.творчеству.5.В...

Нетрадиционные способы рисования

Рисование мыльными пузырями и белым акрилом, выдувание, рисование кубиками льда...

Статья ": «Искусство бумагопластики как средство развития творческих способностей обучающихся на занятиях дополнительного образования».

Статья посвещена искусству бумажной пластики как средство развития творческих способностей обучающихся.  Работа с различными материалами в различных художественных техниках расширяет возможности ...

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии как средство развития творческих способностей на занятиях дополнительного образования в рамках предмета «Изобразительное искусство»

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение цифровых образовательных ресурсов, возможностей онлайн-досок и документ-камеры позволяет существенно снизить затраты времени...