Конспект занятия "Дифференциация звуков ч-ц ".
план-конспект занятия по теме

Конспект занятия разработан для группы учащихся начальной школы, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные ФФН. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dif.ch-c.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  Дифференциация  Ч – Ц в слогах и  словах .

Цель:

        - вырабатывать у учащихся умение различать звуки [ч] и [ц ], опираясь на оральные       ощущения и зрительные ассоциации;

        - развивать фонематический слух, звукобуквенный анализ и синтезслов,

-  отрабатывать умение  четко произносить дифференцируемые  звуки,

Оборудование:  индивидуальные зеркала;

демонстрационные картинки;

предметные картинки (цепь, чайка);

 индивидуальные комплекты цифр;

таблицы для чтения;

карточки со словами для чтения;

предметные картинки, слоги с изучаемыми звуками;

рабочие тетради, ручки простые, гелевые ручки коричневого и фиолетового цветов.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

2.Изучение темы.

  1. Показ предметной картинки (цепь). Выделение первого звука ц. Уточнение артикуляции (глухой, взрывной, сложный ц – тс).

Показ предметной картинки (чайка). Выделение первого звука ч. Уточнение его артикуляции

Сопоставление звуков ц  и  ч по артикуляции:

- сходство: глухие, взрывные, сложные.

- различие: место образования.

  1. при звуке ц - кончик языка в нижнем положении ( у нижних зубов),

губы улыбаются,

выдыхаемая струя холодная.

  1. при звуке ч - кончик в верхнем положении, у верхних альвеол,

губы вытянуты в трубочку,

выдыхаемая струя тёплая.

Наблюдаем и сравниваем артикуляцию обоих звуков по  индивидуальным зеркалам.

  1. Связь звука с буквой по демонстрационной картинке.

   

 - сходство верхнего элемента ч с крылом чайки

- сходство нижней петельки буквы ц со звеном  цепи.

  1. Чтение слоговой таблицы.

        ца – ча                ча – ца                чач        цац        цач        чац

        цо – чо        чо – цо        чоч        цоц        цоч        чоц

        цу – чу                чу – цу                чуч        цуц        цуч        чуц

        цы -  чи        чи – цы        чич        цыц        цыч        чиц

        це – че        че – це        чеч        цец        цеч        чец

  1. Определение места звука по цифровому ряду:

ц – цирк, лицо, птица, оценка, цапля, синица, пуговица.

ч – чай, очки, кочка, бабочка, строчка, чучело, пчела.

  1. Игра «Чудесный мешочек», достать из мешочка карточку, прочитать , чётко произнося звуки ч и   ц.

карточка№1                        карточка №2                        карточка №3                

цапля                                улица                                конец

чайка                                туча                                грач

чулок                                птица                                огурец

цукат                                лучи                                врач

чугун                                пальцы                                боец

  1. Физминутка.

         

                                             

  1. Прослушать слова, определить наличие звука ч или ц. Составить схему слова, надписать буквы ц (ч).

Образец:  цепочка   _ц_   _ч__   ___ .

Слова: горчица, волчица, учительница, ученица, учётчица, молочница, чертёжница, лётчица, молочница, чулочки, чудесница, цыпляточки, цыцарка, чечётка.

  1. Составить из слогов слова по картинкам, добавив недостающий слог, чётко произнести. Записать в тетрадь, обозначая  звук ч - коричневым  цветом, ц – фиолетовым.

На доске слоги:  ца, цы, ча, чу.

3. Итог.

- Какие звуки мы сегодня учились  различать?

- Чем похожи эти звуки?

- Чем различаются?

- Что понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звуки и буквы П,Т,К."

Конспект фронтального занятия по подготовке детей к обучению грамоте в первом периоде....

конспект урока "Звук и буква У"

Разработка урока для учащихся 1 класса школы VIII вида...

Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."

Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....

Конспект "Дифференциация звуков [а-о] и букв "А"-"О"

Данный конспект поможет обучающимся научиться различать гласные звуки и буквы их обозначающие, задействовав различные анализаторные системы....

Конспект урока - "Звук "С"

Конспект урока по звукопроизношению во 2 классе МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"...

Конспект занятия "Звук Ж"

Данный конспект составлен  к дополнительной программе "От слова к звуку" и предназначен для работы по развитию речи  с детьми 4-5 лет . Для работы необходима тетрадь "От слова к звуку" Е.В. ...

план - конспект урока "Звук.Характеристики звука"

Урок содержит  элементы технологии критического мышления-создание кластера при работе с текстом..Урок является примером организации системно-деятельностного подхода в образовании....