рабочая программа 7(специальный) класс
календарно-тематическое планирование (7 класс) по теме

Рабочая программа по индивидуальным и групповым (дефектологическим) занятиям в 7(специальном) классе,составлена с учетом особенностей обучающихся в данном классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_dz_7spec._klass_.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по индивидуальным и групповым коррекционным (дефектологическим) занятиям

7 специальный класс

Общее количество часов: 68

Количество часов в неделю: 2

Составитель: C.Б.Сташевская, учитель-дефектолог высшей категории

Пояснительная записка

1.Рабочая программа составлена на основе:

  1. Программы: Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы /И.М.Бгажноковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007;
  2. Закона РФ « Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266 – 1 (в ред. от 17.12.2009 г.);
  3. Письма МО РФ от 03.04.2003 г. № 27./2722 – 6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»;
  4. Письма ГУО и Н Челябинской области от 04.03.2002 г. № 05 – 697 «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями»;
  5. Письма МО Челябинской области от 31.07 2009. № 103/3404 « О разработке и утверждении рабочих программ, учебных курсов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»;
  6. учебного плана школы

2.Основное содержание коррекционных (дефектологических) занятий предполагает работу по коррекции и развитию психических процессов, восполнению пробелов в знаниях обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости и направлено на развитие интереса к учебной, интеллектуальной и социокультурной деятельности, выработке умения слушать и выполнять задания, способствующие приспособлению к ежедневной жизни, к стилю жизни в обществе.

3.Программа индивидуальных и групповых коррекционных (дефектологических) занятий составлена с учетом данных диагностических мероприятий, анализа результатов письменных навыков, рисунков, исследования психических процессов.

Цель индивидуальных и групповых коррекционных (дефектологических) занятий: создание условий для развития и коррекции психических процессов обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости; восполнение пробелов в их знаниях; повышение познавательной активности обучающихся; воспитание положительных привычек и навыков;

Задачи:

Продолжать развивать психические процессы в учебной, игровой, трудовой бытовой деятельности:

а) С целью развития восприятия:

- учить распознавать  предметы, явления и действия;

- продолжать закреплять ориентировку в пространстве и временные представления;

- продолжать закреплять понятия о величине, количестве, массе;

б) с целью развития памяти:

- совершенствовать непроизвольное  и развивать произвольное запоминание учебного материала;

в) с целью развития мышления:

- совершенствовать наглядно-образное мышление, формировать словесно-логическое мышление;

- учить анализировать, делать выводы;

Развивать речь во всех видах деятельности:

а) обогащать словарь;

б) развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

в) развивать связную речь;

Развивать общую и мелкую моторику:

Прививать навыки культуры поведения и общения в обществе:

Воспитывать санитарно-гигиенические навыки

4.Методы и формы обучения:

Методы по источнику знаний:

1.словесные (рассказ, объяснение, беседа);

2.наглядные (демонстрация натуральных объектов, иллюстраций), ТСО

3.практические методы (работа с книгой, учебником, наблюдение, дидактическая игра, упражнение;.

5.Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные и  групповые

Формы занятий: экскурсии, занятия с элементами моделирования ситуаций, сюжетно-ролевые игры с элементами театрализации.

6.Количество часов: по рабочей программе 99часов (3 часа в неделю)

Соотношение часов по тематическому планированию представлено в таблице:

Раздел, тема

Количество часов в планировании


Обследование

4 часа

КорКоррекционно-развивающие занятия

60 часов

ОбсОбследование

4 часа

Обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся.

Контингент обучающихся данного класса по возможностям обучения относится к IV группе.

8.Планируемые результаты обучения обучающихся IV группы:

  1. понимать обращенную к ним речь, слушать и слышать инструкцию, выполнять доступные действия;
  2. уметь подчинять свою деятельность требованиям взрослого;
  3. уметь общаться с взрослыми, детьми, поддерживать диалог;
  4. уметь в вопросо – ответной форме связно составлять короткие рассказы по наблюдаемым действиям и др.;
  5. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

9.Формы, методы, инструментарий контроля динамики развития обучающихся:

Диагностические мероприятия и учет отслеживания состояния психических процессов в картах индивидуального сопровождения развития ребенка

Календарно-тематическое планирование

Условные обозначения:

ПР-презентация

в/ф-видеофильм

карты ИСРР – карты индивидуального сопровождения развития ребенка

№ п/п

№ п/п темы

Дата

Тема коррекционного занятия

Лексическая тема

Мониторинг

Применение ИКТ, использование ЦОР

Примечание

планируемая

фактическая

Обследование обучающихся – 4 часа

1.

Исследование психических процессов и моторной сферы

1.Определение уровня сформирован-ности

познаватель-ных процессов

2.Отслежива-ние

динамики

развития

в картах ИСРР

2.

Исследование психических процессов и моторной сферы

3.

Исследование психических процессов и моторной сферы

4.

Исследование психических процессов и моторной сферы

Коррекционные занятия - 60 часов

Упражнения в умении обращаться друг к другу, называть по именам

Упражнения в умении обращаться друг к другу с просьбой

Упражнения в умении обращаться друг к другу, учителю, воспитателю

Упражнения в умении обращаться к сотрудникам  школы, медицинскому персоналу

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: право, лево, над

Лето – время года. Месяцы лета. Признаки лета

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: право – лево, под

Труд и отдых человека летом

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: право – лево, верх-низ

Погода. Основные явления погоды. Прогноз погоды

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве:– впереди, сзади

Объекты неживой природы

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: впереди, сзади, между

Названия и простейшие признаки объектов неживой природы

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: впереди, сзади, между, после

Деревья

Экскурсия     в парк. Распознавание, название деревьев. Сбор листьев и семян

ПР

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: за, после, перед, в, у,над

Деревья. Части дерева

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве и координации движений на парте с геометрическими фигурами

Клен. Внешний вид, сезонные изменения

ПР

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве и координации движений на парте со стилизованными фигурами деревьев

Ель.Внешний вид, сезонные изменения.

Польза

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве и координации движений в тетради (штриховка по образцу деревьев)

Клён, ель: различение, сравнение

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве и координации движений в тетради (обведение и штриховка  листьев клена)

Сезонные изменения в природе осенью

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве и координации движений в тетради (составление узоров и штриховка осенних листьев)

Осень - время года. Признаки осени

Упражнения на развитие мелкой моторики для пальцев рук

Месяцы осени

Упражнения на развитие мелкой моторики

для пальцев рук, называние пальцев

Труд людей осенью (работа в саду, огороде)

Упражнения на развитие мелкой моторики, называние пальцев, строение кисти

Осень -  подготовка к зиме

Упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения с речевым сопровождением «Грибы»

Грибы

Упражнения на развитие мелкой моторики, упражнение с речевым сопровождением « По грибы»

Грибы. Узнавание, называние

ПР

Упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения с массажными пластинками

Грибы съедобные и несъедобные. Профилактика отравлений

ПР.

Упражнения на развитие мелкой моторики, упражнение с массажным валиком

Овощи. Определение «лишней» картинки. Загадки

ПР

Упражнения на развитие тактильных ощущений: холодное, теплое

Овощи. Определение,  называние. Огород

ПР

Упражнения на развитие тактильных ощущений: холодное, теплое, горячее

Овощи. Капуста (цвет, форма, вкус). Употребление в пищу

Упражнения на развитие тактильных ощущений: гладкое, шершавое

Фрукты. Определение, называние. Сад

ПР

Упражнения на развитие тактильных ощущений: шершавое, ворсистое

Фрукты данной местности. Фрукты в питании человека

ПР

Упражнения на развитие тактильных ощущений: гладкое, ворсистое

Ягоды. Вишня (цвет, форма, вкус). Употребление в пищу

Упражнения на развитие тактильных ощущений: гладкое - шершавое, пушистое

Овощи, фрукты, ягоды. Различение

Упражнения на развитие тактильных ощущений: гладкое, шершавое, пушистое, ворсистое

Уход за растениями сада и огорода

ПР

Дифференциация понятий по развитию тактильных ощущений

Осень. Итоговый урок

Экскурсия в лес «Зимушка-зима»

Наблюдение за изменениями в природе

Упражнения на развитие тактильных ощущений: ровное,  круглое, гладкое

Зима- время года. Признаки зимы  

в/ф

Упражнения на развитие тактильных ощущений: ровное, круглое, шершавое

Изменения в природе, жизнь растений зимой

Упражнения на развитие тактильных ощущений: ровное,  круглое, овальное

Изменения в природе, жизнь животных     зимой

ПР

Упражнения на развитие тактильных ощущений: ровное, круглое, овальное, гладкое

Время суток, их признаки

Упражнения на развитие тактильных ощущений: ровное, круглое, овальное, шершавое

Время суток день и ночь, их признаки

в/ф

Упражнения на развитие временных представлений: дни недели, неделя

Время суток вечер и утро, их признаки

в/ф

Упражнения на развитие временных представлений: дни недели, рабочие дни недели

Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды

Упражнения на развитие временных представлений: дни недели, выходные дни недели

Птицы. Внешний вид. Узнавание

ПР

Упражнения на развитие временных представлений: дни недели, понятие «за»

Птицы. Воробей. Внешний вид. Место обитания. Питание

Упражнения на развитие временных представлений: дни недели, понятие

 « после»

Птицы. Снегирь. Внешний вид. Место обитания. Питание

Отслеживание динамики

Упражнения на развитие временных представлений: дни недели –  после

Составление сравнительного рассказа о птицах

развития в картах ИСРР

Зимующие птицы. Подкормка птиц (экскурсия)

Практическое занятие

за первое полугодие

Упражнения на развитие временных представлений: дни недели , понятия

 « за, после, между»

Зимние забавы детей. Предупреждение травм, несчастных случаев

Упражнения на развитие временных представлений: дни недели, понятия

 « за, после, между, перед»

Труд взрослых зимой

Упражнения на развитие временных представлений: дни недели. понятия

« за, после, перед, между, последующий»

Домашние животные. Их детёныши.

Упражнения на развитие временных представлений: дни недели, понятия «за, после, перед, между, последующий, предыдущий»

Кролик. Внешний вид, питание. Польза человеку

ПР

Упражнения на развитие временных представлений: времена года, количество месяцев в году

Коза. Внешний вид, питание. Польза человеку

ПР

Упражнения на развитие временных представлений: времена года, смена времен года

Овца. Внешний вид, питание. Польза человеку

ПР

Упражнения на развитие временных представлений: времена года, приметы зимы

Дикие животные. Их детёныши

ПР

Упражнение на развитие временных представлений: зимние месяцы

Приспособление диких животных к природным условиям

Итоговое занятие – закрепление временных представлений о зиме

Заяц.  Части тела. Чем питается, как передвигается, место обитания

Приметы весны – экскурсия

Наблюдение за изменениями в природе

Упражнение на развитие временных представлений: весна, весенние месяцы

Составление рассказа-отчета по экскурсии

Упражнения на развитие графических навыков: обведение геометрических фигур (квадрат, круг)

Внешний облик человека. Гигиена тела

Упражнения на развитие графических навыков: обведение геометрических фигур (квадрат, овал)

Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами, кожей, ногтями

Упражнения на развитие графических навыков: обведение геометрических фигур (прямоугольник, круг)

Порез, ожог. Первая помощь при порезах, ожогах кожи

Упражнения на развитие графических навыков: обведение геометрических фигур (треугольник, овал)

Лицо человека. Уход за лицом

Обследование – 4 часа

1.

Исследование динамики развития в результате проведенной коррекционной работы

Отслеживание динамики развития вкартах ИСРР за учебный год

2.

Исследование динамики развития в результате проведенной коррекционной работы

3.

Исследование динамики развития в результате проведенной коррекционной работы

4.

Анализ и оценка результатов коррекционной работы

Учебно-методическое и дидактическое обеспечение и перечень рекомендуемой литературы

Учебный предмет

Кол-во часов в неделю по учебному плану

Учебная программа

Инструментарий для оценивания уровня образованности обучающихся

Библиография

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия (дефектологические занятия)

2 часа

Содержание тематического планирования соответствует содержанию Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида. 0 – 4 классы. – М: Просвещение, СПб филиал, 2007;

И.М. Бгажнокова. Воспитание и обучение подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно – методические материалы / И.М.Бгажнокова – М.: Владос, 2007

Карты индивидуального сопровождения развития обучающихся

1.Настольная книга педагога – дефектолога /Т. Б. Епифанцева ( и др.)- Изд. 4-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 564,(1) :- (Сердце отдаю детям);

2.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы)/Бгажнокова И, М., Ульянцева М. Б., Комарова С. В. И др.); под ред. И. М. Бгажноковой.-М.6 Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.: ил.- (Коррекционная педагогика);

3.Е.Д. Худенко, С.Н. Кремнева. Развитие речи: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида.2 класс. –М.: Аркти, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы...

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы...

Рабочие программы 7 класс Специальная Коррекционная школа 8 вида; письмо, чтение и развитие речи

Данные рабочие учебные  программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи для учащихся 7 класса составлены  на основе программы специальных (коррекционных) образовательных уч...

Рабочая программа Специального (коррекционного) начального общего образования по чтению и развитию речи 1 класс

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения обучения гр...

Рабочая программа специального курса "Введение в предпринимательство", 9 класс

Рабочая программа специального курса "Введение в предпринимательство", 9 класс, 34 часа...

Рабочая программа специального курса "История в лицах", 10-11 класс

Рабочая программа специального курса "История в лицах", 10-11 класс, 68 часов...

рабочая программа специального курса "Методика работы с историческим документом", 10 класс

рабочая программа специального курса "Методика работы с историческим документом", 10 класс, 68 часов...