Коррекционно-развивающая работа с детьми 2-3 лет
рабочая программа на тему

Соловьёва Ольга Васильевна

Представлены основные направления коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога с детьми до 3 лет. При разработке данной программы учитывались современные тенденции образования, нашедшие отражение в программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2-3_goda.docx55.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями»

Коррекционно-развивающая работа

с детьми 2-3 лет

Основные направления коррекционно-педагогической  работы

 учителя-дефектолога Соловьевой О.В.

Новокузнецк

Раздел

Основное содержание работы, задачи

Оборудование

Рекомендуемая литература

для учителя

для родителей

1.

Социально-нравственное развитие

   Учить ребенка проявлять эмоциональную реакцию на ласко вое обращение к нему знакомого взрослого.

   Формировать у детей двигательное подкрепление эмоцио нальной реакции.

   Формировать у детей положительную эмоциональную реак цию на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки).

  Формировать у детей понимание и воспроизведение указа тельного жеста рукой и указательным пальцем.

  Формировать у детей фиксацию взора на яркой и озвучен ной игрушке и действиях с ней (прослеживание за ее переме щением по горизонтали и вертикали на расстояние 30 см).

  Учить детей реагировать и откликаться на свое имя, на уменьшительно-ласкательную форму имени.

   Знакомить каждого ребенка с составом его семьи, фотогра фиями близких родственников, составив из них семейный аль бом, знакомить с именами и фамилиями близких родственни ков.

   Учить детей идентифицировать себя по полу (относить себя к мальчикам или девочкам).

  Формировать у детей представления о половой принадлеж ности ребенка (мальчик, девочка, сынок, дочка).

иллюстративный материал, отражающий различное эмоциональное состояние людей; книги, содержание которых отражает различные эмоциональные состояния людей; настольные ширмы; фигурки персонажей знакомых детям сказок; куклы (девочка, мальчик), фотоальбом

2,  16, 20, 27

27

Раздел

Основное содержание работы, задачи

Оборудование

Рекомендуемая литература

для учителя

для родителей

2.

Познавательное развитие:

-сенсорное воспитание

Развитие зрительного восприятия и внимания

  1. развитие зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предметов:

  учить детей выделять предметы из общего фона (игра «Ку-ку»);                                                  

  учить детей ожидать появления куклы за экраном в одном и том же месте и прослеживать движение куклы за экраном, ожидая ее появления последовательно в двух определенных местах;

   учить детей соотносить игрушку с ее изображением («Покажи, где ляля»);

   развивать у детей зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого сначала без предметов («Ручками тук-тук, ручками хлоп-хлоп»), а потом с предмета ми (сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода: «Ляля топ-топ, зайка прыг-скок»);

    учить детей хватать большие предметы (шары, кубы, мячи, мешочки, подносы) двумя руками, маленькие — одной рукой;

  1. восприятие формы:

  учить детей различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого («Дай, что катится», «Возьми, что не катится»);

  знакомить детей со словами шар, кубик;

   учить детей выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки («Спрячь шарик», «Спрячь кубик»);

  1. восприятие величины:

   учить воспринимать величину (большой, маленький);

Разноцветные ленточки, мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки; коробки (разного вида); разнообразные матрешки (трехместные); пирамидки разной конструкции; игрушки сюжетные: лошадка, кошечка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и др.; неваляшки разного размера; различные музыкальные инструменты: колокольчики, погремушки, бубен,  барабан  и др.;, набор муляжей овощей, фруктов; корзины разной величины, мисочки, кувшины, бутылки, банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек; бочки-вкладыши, машины разных размеров; лоточки для скатывания шариков, для прокатывания автомобилей; трафареты; различные доски Сегена; дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и т. п.); мелкие игрушки животных и их  детенышей; наборы сыпучих

1, 3, 16, 17, 21, 27, 28, 29

1, 3, 12, 21, 27, 28

 

 продолжение

Раздел

Основное содержание работы, задачи

Оборудование

Рекомендуемая литература

для учителя

для родителей

   учить детей захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие (шнурки, палочки) — пальцами;

  1. восприятие цвета:

   учить детей воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый («Дай такой»);

   знакомить детей с названиями двух цветов: красный, желтый.

Развитие слухового восприятия и внимания

  1. развитие слухового внимания, подражания, формирование целост ного образа предметов:

   знакомить детей с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные зву ки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах (детское пианино, металлофон, барабан);

   учить детей реагировать на слуховые раздражители (звонок, колокольчик, бубен);

  1. опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам:

   учить детей дифференцировать на слух звучание музы кальных инструментов, реагируя действиями на звучание оп ределенного инструмента (выбор из двух).

Развитие тактильно-двигательного восприятия

   Учить детей воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб.

   Учить детей воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух).

материалов (горох, чечевица, речной песок, крупа и пр.)

продолжение

Раздел

Основное содержание работы, задачи

Оборудование

Рекомендуемая литература

для учителя

для родителей

-формирование мышления

Учить детей выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову дай (матрешку, юлу, машинку, шарик и т. п.) без предъяв ления образца (выбор из двух предметов).

Развитие вкусовой чувствительности

   Знакомить детей с различными вкусовыми характеристика ми продуктов питания (сладкий, горький).

   Знакомить детей с тем, что пища бывает горячая и холодная.

Создавать условия для возникновения у детей предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления.

Формировать у детей целенаправленные действия с предме тами: «Поймай воздушный шарик!», «Кати мячик!», «Прокати шарики через ворота!», «Покатай зайчика!», «Перевези куби ки!» и т. д.

    Учить детей выполнять предметно-игровые действия.

игрушки: лошад ка, кошечка, зайчик, медвежонок, собачка, куклы; заводные игрушки (машинки, игрушки-забавы: лягушка, обезьянка, заяц и др.); неваляшки; колокольчики, погремушки; машины; лотки для скатывания шариков; пирамидки

1, 3, 5, 16, 17, 23, 27, 28

3, 12, 21, 27, 28

продолжение

Раздел

Основное содержание работы, задачи

Оборудование

Рекомендуемая литература

для учителя

для родителей

-формирование  элементарных математических представлений

-ознакомление с         окружающим миром

     Знакомить детей с практическими действиями с дискретны ми (предметами, игрушками) и непрерывными (песок, вода, крупа) множествами.

    Учить выделять 1 и много предметов из группы по подража нию, образцу; составлять множества из отдельных предметов.

    Учить выделять 1 и много предметов из группы по словесной инструкции.

    Учить различать дискретные (игрушки, предме ты) и непрерывные (вода, песок, крупа) множества по количе ству:  много - мало (работая с непрерывными множествами, дать образец речевого высказывания: в большом ведер ке много песка, в маленьком — мало).

      Примечание: обобщающие слова (одежда, обувь, мебель, посуда, пища, животные, овощи, фрукты, времена года) детям не предла гаются.

    Уточнить представления ребенка о себе и родных людях.

    Знакомить  детей  с окружающим  и их   людьми:   называть   по имени   педагогов,   воспитателей   (тетя Вера, тетя Нина  и  т. д.).

    Знакомить детей с  игрушками (мяч,  машина,  мишка,  кукла, кубики, пирамидка, шар, самолет, барабан).

    Знакомить детей с животными: кошкой  и собакой (части тела — туловище, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подает).

    Учить детей узнавать отдельные фрукты и овощи: яблоко, грушу, апельсин, морковь, огурец.

   Знакомить детей с объектами неживой природы и явлениями природы: водой и дождем (показать детям, где бывает вода; дождь — вода).

набор ко робок для сыпучих материалов и сыпучие материалы: горох, чечевица, крупы, речной песок и т. п.; прозрачные емкости (пластмассовые бутылочки, стаканчики, банки, пузырьки и т. д.); мелкий счетный материал: различные овощи, фрукты, кубики, шарики; сюжетные игрушки: мишки, ежи, белки, птички, кошки, собачки, ля гушки и т.п.

1, 16, 17, 27, 28

1, 16, 17, 20, 27, 28

27, 28

27, 28

продолжение

Раздел

Основное содержание работы, задачи

Оборудование

Рекомендуемая литература

для учителя

для родителей

-развитие речи и коммуникативных способностей

-подготовка к обучению грамоте

   Формировать у детей невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза парт неру по общению.

Формировать умения детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами.

Побуждать детей к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками («Ляля топ-топ», «Машина би-би»,  «Паровозик ту-ту», «Дудочка ду-ду»).

    Учить детей воспроизводить звукоподражания (my-ту, би-би, му-му и пр.).

     Учить детей выполнять простейшие инструкции («Где ляля?», «Где зайка?», «Принеси машину», «Возьми мяч», «Покажи «ладушки»).

     Учить детей выполнять совместные действия по речевой инструкции (сначала со взрослым, затем со сверстником:«Поймай шарик», «Лови мяч», «Кати мяч», «Брось мяч в корзину»).

    Учить детей отвечать на вопросы: Как тебя зовут? Кто это? Что это?

    Продолжать учить детей понимать и выполнять простые инструкции («Принеси и назови», «Я скажу, а ты сделай»).

    Учить понимать слова дай, на, возьми, иди, сядь, сиди.

    Учить составлять фразу из двух слов по действиям с игруш ками («Мишка топает», «Ляля идет», «Машина едет», «Зайка прыгает»).

    Учить детей выполнять движения кистями рук по подража нию с использованием соответствующих стихотворных текстов.

     Учить детей выделять указательный палец своей руки, пользо ваться им при выполнении определенных действий.

детские книги; картинки с изображением различных предметов, игрушек, сказочных ситуаций и т. п.; сюжетные игрушки

1, 3, 12, 17, 20, 21, 27, 28

1, 12, 16, 20, 21, 27

3, 12, 21, 27, 28

12, 21, 27

продолжение

Раздел

Основное содержание работы, задачи

Оборудование

Рекомендуемая литература

для учителя

для родителей

     Учить детей действовать отдельно каждым пальцем своей руки по подражанию («игра» на детском пианино).

     Учить детей захватывать щепотью сыпучие материалы (манная крупа, речной песок), высыпая в различные емкости (игра «Сварим кашку для куклы»).

     Учить детей захватывать предметы щепотью, раскладывая большие и мелкие предметы в прозрачный сосуд (опускать мелкие предметы, обращая внимание на захват щепотью).

3.

Формирование и развитие основных видов деятельности детей:

-формирование игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры)

   Знакомить детей с игрушками и действиями с ними.

   Учить детей наблюдать за обыгрыванием сюжетных игру шек — мяч, кукла, машина, зайка, мишка, матрешка.

Учить детей одеваться: подбирать наряды, наблюдать за изменениями во внешнем виде при использовании аксессуаров и дополнительных предметов одежды (косыночка, бусы, ша почка).

   Учить детей обыгрывать кормление куклы.

   Учить детей укладывать куклу спать.

различные куклы; игрушки, изображающие сказочных персонажей (Лесовичок, Домовой, Дед Мороз, Снеговик и т. п.); солдати ки; одежда и обувь для кукол; мебель, посуда и другие хозяйственные предметы для кукол; оборудование для сюжетных игр и драматизации

1, 3, 16, 20, 21, 27, 28, 29, 30

27, 30

продолжение

Раздел

Основное содержание работы, задачи

Оборудование

Рекомендуемая литература

для учителя

для родителей

-формирование продуктивных видов деятельности

Учить детей давать имя кукле, называть ее по имени в про цессе игры.

   Воспитывать у детей интерес к предметно-игровым дейст виям.

Учить детей наблюдать за своими действиями в зеркале («По маши ручками», «Похлопай в ладошки», «Надень косыночку»).

  лепка:

   Воспитывать у детей интерес к лепке.

   Учить детей соотносить лепные поделки с реальными пред метами (яблоко, колобок).

   Учить детей наблюдать за действиями взрослого, оперирую щего с различными пластичными материалами.

   Учить детей выполнять различные действия с пластичными материалами — мять и разрывать на кусочки, соединять их в целый кусок.

  аппликация:

  Воспитывать у детей интерес к процессу выполнения ап пликации.

  Учить детей соотносить аппликацию с реальными объектами (чашка, мячик, шарик, мишка, листок, гриб).

  Знакомить детей с правилами и атрибутами, необходимыми при выполнении аппликации: клей, заготовка для аппликации, бумага для аппликации, кисточка, подставка для кисточки, тряпочка, клееночка.

глина, цветное тесто, пластилин; банки с плотно прилегающими крышками для хранения глины; наглядный материал: овощи, фрукты, грибы (муляжи и натураль ные объекты); наборы игрушек: куклы, животные, птицы, транспорт и др.

наборы цветной бумаги разной фактуры; набор щетин ных кистей для работы с клеем; пластина (подкладка) для на мазывания форм клеем; салфетки из ткани для прижимания форм к бумаге; ножницы с тупыми концами для вырезания форм; розетки для клея; клей для аппликации; наглядный материал: овощи,  фрукты,  грибы  (муляжи  и

продолжение

Раздел

Основное содержание работы, задачи

Оборудование

Рекомендуемая литература

для учителя

для родителей

  рисование:

  Воспитывать у детей интерес к изображениям, выполняе мым различными средствами — фломастерами, красками, ка рандашами, мелками.

  Формировать у детей представление о рисунке как об изоб ражении реальных объектов и явлений природы  (взрослый рисует и комментирует свои действия: «Я рисую тучку, из нее капает дождик — кап-кап-кап, много воды, получилась лужа», «Вот шарик, к нему рисую веревочку, а вот еще один шарик, нарисуй к нему веревочку»).

  Учить детей наблюдать за действиями взрослого при рисовании различными средствами, соотносить графическое изображение с реальными объектами — машина, грибок, кукла, елочка, цветок и др.

  Учить детей рисовать мелом по доске, проводить линии раз личной формы («Дождик», «Ручеек», «Листочки»).

натуральные объекты); наборы игрушек; наборы открыток и иллюстраций к знакомым детям художественным произведениям

доска настенная для рисования мелом, расположенная на доступном детям уровне; наборы белой бумаги; стаканчики для кис точек, для краски; наборы карандашей; наборы маркеров; наборы фломастеров; наборы цветных, восковых мелков; наборы кра сок: гуашь, акварель; кисточки круглые для рисования красками (сред него, маленького и большого размера);

банки или стаканы для воды; салфетки из ткани, хорошо впиты вающие воду, для осушения кисти после промывания;

продолжение

Раздел

Основное содержание работы, задачи

Оборудование

Рекомендуемая литература

для учителя

для родителей

  конструирование:

Вызывать у детей интерес и эмоциональные реакции на кон структивную деятельность взрослого, производимую на глазах у детей: создание простых построек для сюжетных игр («Баш ня для мышки», «Дорожка для мишки», «Гараж для машины», «Лесенка для зайчика» и т. д.).

   Привлекать детей к совместным действиям со взрослым для создания простых построек; использование их в игре, сопро вождаемой речевыми комментариями: «Вот строим домик для ежика. Открой дверь, туда ежик войдет. Вот так, вошел. Теперь закрой дверь, ежик там будет жить. Ежик хочет выйти погулять, открой ему дверь» и т. д.

   Учить детей выполнять простейшие постройки из деревянно го конструктора по подражанию и показу педагога («Башня», «Дорожка», «Заборчик»).

наглядный материал: овощи, фрук ты, грибы (муляжи и натуральные объекты); наборы игрушек

строительный материал: мягкие модули, крупный деревян ный строительный материал, пластмассовые кон структоры (в том числе ЛЕГО); наборы мозаики; сборно-раз борные игрушки: матрешки разного размера, пирамидки разного вида, куклы, животные, знакомые детям сказочные персонажи (Чебурашка, Буратино);  наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, ежики, мишки, белки, лисы и др.; наборы картинок (предметных и сюжетных): разрезных, на кубиках (иллюстративные кубики из 4 частей)

продолжение

Раздел

Основное содержание работы, задачи

Оборудование

Рекомендуемая литература

для учителя

для родителей

-формирование элементов трудовой деятельности

 Учить детей обращаться к педагогам за помощью.

 Формировать у детей опрятность.

 Учить детей пользоваться носовым платком.

 Формировать у детей навык раздевания и одевания, ухода за одеждой.

 Учить детей оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и без него.

зеркало, сюжетные игрушки (кукла, мишка, зайка и др.); дидактический материал и игрушки с липучками, кнопками, пуговицами, крючками, молниями и т.п.

Показатели развития

 К возрасту 3 года дети должны научиться:

-демонстрировать эмоциональную, мимическую реакцию на ласковое обращение знакомого взрослого;

-понимать указательный жест руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении;

-демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым: принимать помощь взрослого, разрешать  

 дотрагиваться до своих рук, принимать поглаживание по голове, выполнять со взрослым совместные действия;

-откликаться на свое имя, отвечать на вопрос «Ты мальчик или девочка?»;

-называть свое имя;

-узнавать себя в зеркале;

-показывать части тела и лица;

-показывать на фотографии (выделив из трех) себя, маму, папу;

-воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай  

 пирамидку», «Покажи, где стульчик»;

-показывать или называть отдельные предметы одежды, посуды и игрушки;

-выполнять по речевой инструкции 3-4 элементарных действия с игрушками;

-пользоваться предметами-орудиями с фиксированным назначением в практических ситуациях;

-выделять 1, 2 и много предметов из группы;

-находить 1, 2 и много однородных предметов в окружающей обстановке;

-пользоваться невербальными формами коммуникации;

-использовать руку для решения коммуникативных задач;

-пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки;

-проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушка ми и предметами) и рассказывать об окружающем;

-слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;

-воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усе ченные фразы;

-выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию, соотносить свои движения с речевым сопровождением  

 взрослого (выполнять по просьбе взрослого 2-3 знакомые игры);

-выделять отдельно каждый палец на своей руке по просьбе взрос лого по подражанию (поиграй на пианино);

-захватывать мелкие предметы щепотью и опускать их в сосуд;

-проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними;

-выражать положительное эмоциональное отношение к кукле;

-по просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия (кормить куклу, катать в коляске;  

 нагружать в машинку игрушки, перевозить их);

-активно реагировать на предложение взрослого полепить;

-лепить по просьбе взрослого знакомые предметы, раскатывая пла стилин между ладонями круговыми и прямыми

 движениями (колбас ку, колобок);

-адекватно реагировать на предложение выполнить аппликацию, состоящую из одного предмета, наклеивать заготовку;

-адекватно реагировать на предложение взрослого порисовать;

-положительно относиться к процессу и результатам конструиро вания;

-узнавать знакомые постройки и конструкции; создавать простейшие постройки из строительного материала;

-аккуратно складывать одежду на стул, ставить обувь на место.

Литература

  1. Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: «Детство-Пресс», 2005.
  2. Архипенко Г.М. Социальная адаптация младших школьников с нарушениями зрения// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. - № 1. – С. 59- 64.
  3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.
  4. Бессонова Т.П., Ворошилова Е.Л. Странички для занятий с детьми «Мы вместе»: Преодолевайте несформированность лексико-грамматических средств языка у детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. - № 1.
  5. Боровик О.В. Использование  заданий на воображение как метода коррекционной работы // Дефектология. – 1999. - № 2. – С. 26 – 29.
  6.  Боровлева Р.А. Материалы к методике работы по обучению восприятию устной речи школьников с нарушенным слухом, обучающихся в массовой школе // Дефектология. – 1999. - № 2. – С. 71 – 80.
  7. Боровлева Р.А. Материалы к методике работы по обучению восприятию устной речи школьников с нарушенным слухом, обучающихся в массовой школе // Дефектология. – 1999. - № 3. – С. 73 – 80.
  8. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект). – М.: В.Секачев, 2007.
  9. Вильшанская А.Д., Дементьева М.Н. Странички для занятий с детьми «Мы вместе»: работаем с пословицами и поговорками // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. - № 3.
  10. Вильшанская А.Д. Странички для занятий с детьми «Мы вместе»: формируем  приемы умственной деятельности у детей с трудностями в обучении // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. - № 2.
  11.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей. 4 года. Часть 1 – 2. – Киров: ОАО «Дом печати - ВЯТКА», 2009.
  12.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
  13.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Тетрадь с заданиями для развития детей. Упражнения для развития творческого мышления. Часть 1 – 2. – Киров: ОАО «Дом печати - ВЯТКА», 2009.
  14.  Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников (старшая группа). – М.: ВАКО, 2005.
  15.  Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2008.
  16.  Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2009.
  17.  Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005.
  18.  Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е. и др. Настольная книга педагога-дефектолога / Серия «Сердце отдаю детям» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
  19.  Ильина М.В. Тренируем внимание и память: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005.
  20.  Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: методическое пособие / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  21.  Красильникова Н.А. Игры для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. - № 1. – С. 77-79.
  22.  Крестинина И.А. Проблемы и социально-психологические особенности воспитанников детских домов и школ-интернатов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. - № 2. – С. 3 – 11.
  23.  Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХI век», 2007.
  24.  Лысюк О.Л. Игровые способы формирования у дошкольников предпосылок овладения навыком письма // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. - № 3. – С. 77 – 79.
  25. Новиковская О.А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.
  26.  Павлова Е.В. Учимся говорить правильно. – Ростов-на-Дону: «Издательский дом «Проф-Пресс», 2007.
  27.  Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
  28.  Первые шаги к интеллекту. Развивающие задания для детей 2-3 лет / Авт.-сост. А.В. Белошистая. – М.: АРКТИ, 2006.
  29.  Подколзина Е.Н. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. - № 3. – С. 35 – 39.
  30.  Разенкова Ю.А. Как заинтересовать малыша конструированием из кубиков? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. - № 3. – С. 69 – 77.
  31.  Сайтханов А.Ф. Педагогические условия социальной реабилитации детей со сложной структурой дефекта // Дефектология. – 2007. - №2. – С. 86 – 94.
  32.  Скворцов И.А. и др. Исследование «профиля развития» психоневрологических функций у детей до 7 лет и психологическая коррекция нарушений. Методическое пособие. – М.: Тривола, 2002.
  33.  Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2003.
  34.  Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1999. - № 3. – С.30 – 36.
  35.  Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2005.
  36.  Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2005.
  37. Цыганок А.А., Виноградова А.Л., Константинова И.С. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. – М.: Теревинф, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи

Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с неговорящими детьми по развитию общей моторики

Аспекты, задачи и методы развития общей моторики в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми...

«Примерные формулировки рекомендаций учителя-дефектолога ПМПК о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами»

Формулировки  рекомендаций  учителя-дефектолога, которые можно прописать в заключениях для образовательных рекомендаций...