Урок по произведению А.П. Чехова «Лошадиная фамилия»
план-конспект урока (8 класс) по теме

Ветчинкина Александра Анатольевна

Данный конспект разработан для 2-го (заключительного) урока по анализу произведения А.П. Чехова "Лошадиная фамилия" с применением мультмедийной презентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по произведению А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» (в сокращении)

Задачи:

Коррекционно-обучающая: обеспечить осмысление текста, учить работать с текстом и словом писателя, обеспечить умение читать по ролям, учить анализировать эпизоды; продолжить формирование понятия о комическом; раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия»

Коррекционно-развивающая: учить анализировать прочитанное, отвечать на вопросы, продолжить развитие коммуникативных компетенций обучающихся, лингвистическую зоркость, творческие способности обучающихся 

Коррекционно-воспитывающая: привлечь внимание и убедить обучающихся, что доброй смех является условием позитивной коммуникативности; продолжить формирование приоритета добра как главного условия толерантности и коммуникативности

Оборудование: учебник по чтению, компьютер, мультимедийная презентация

Ход урока:

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность детей

Орг.момент

(2 минуты)

Здравствуйте, проверьте порядок на партах (дневник, пенал, учебник).

Садитесь на свои места, помните о правилах посадки (ноги прямо, кулачок между животиком и партой)

Проверят готовность к уроку. Занимают свои места согласно правилам посадки

Повторение пройденного материала

(4 минуты)

С творчеством какого писателя мы работаем?

Мы работаем с творчеством  А.П. Чехова

Каким было детство А.П. Чехова?

Детство А.П. Чехова было тяжёлым, отец разорился, и Антону с братьями пришлось зарабатывать деньги, чтобы прокормить всю семью. Братья не только зарабатывали деньги, но помогали матери по ведению домашнего хозяйства

Кем решил стать Антон Чехов? И почему?

Антон решил стать врачом, поступил на медицинский факультет, чтобы помогать людям

Когда Антон начал писать рассказы?

Антон начал писать рассказы, когда ещё был студентом-медиком

Какие рассказы писал А.П. Чехов?

А.П. Чехов писал юмористические рассказы

Что такое «юмор»?

Юмор – это какой смех?

Юмор – изображение чего-то в смешном, комическом виде. Это всегда добрый смех

В чем природа комического? Почему возникает смех?

Приведите пример

Несоответствие между некоторыми вещами в жизни вызывает смех

Объявление темы урока

(1 минута)

Сегодня мы закончим работу над рассказом «Лошадиная фамилия»

Проверка домашнего задания

(2 минуты)

Кто герои рассказа?

Герои рассказа:

  1. Генерал-майор Булдеев
  2. Приказчик Иван Евсеич
  3. Генеральша Булдеева
  4. Все, живущие в доме
  5. Доктор
  6. Автор

Чтение по ролям

(13 минут)

Теперь вы будете работать в группах. Задача каждой группы: выбрать из предложенных подходящую характеристику герою рассказа

1 группа: Генерал-майор Булдеев

2 группа: Приказчик Иван Евсеич

Что вы должны сделать?

Мы должны выбрать из предложенных характеристик ту, которая подходит герою.

Читают:

1 группа

2 группа

ОТКРЫВАЕМ УЧЕБНИКИ

Ваша задача: прочитать отрывок из произведения, где все герои рассказа пытаются вспомнить фамилию «волшебника», способного вылечить больной зуб по телеграфу, по ролям

Но сначала мы должны распределить роли

Распределение ролей

Чтение обучающимися отрывка по ролям

Герои рассказа:

  1. Генерал-майор Булдеев
  2. Приказчик Иван Евсеич
  3. Генеральша Булдеева
  4. Все, живущие в доме
  5. Доктор
  6. Автор

Анализ прочитанного

(15 минут)

Что же произошло в доме генерал-майора Булдеева?

У генерала разболелся зуб, а Булдеев боялся врачей, поэтому согласился на помощь в виде заговора

Зачем вспоминали фамилию?

Это фамилия «волшебника»-знахаря

Какие фамилии были названы родственниками и прислугой генерала «лошадиными»? По каким признакам искали лошадиную фамилию?

Все ищут фамилию по масти, возрасту, по нраву лошадей и т.п.

А по какому признаку надо было искать?

Надо было вспомнить, чем питаются лошади

Что делает рассказ смешным, юмористическим?

Смешным оказывается сюжет; смешно суеверие образованного человека, готового поверить, что вылечиваться можно по телеграфу. Смешны способы лечения, смешны лошадиные фамилии. Смешна своей неожиданностью развязка

Теперь вы вновь будете работать в группах.

Задание: подобрать к иллюстрации цитату из текста учебника

Что вы должны сделать?

1 группа: К 1-ой иллюстрации цитата находится на  с 152 в 1-ом абзаце сверху

2 группа: Ко 2ой иллюстрации цитата находится на  с 154, в 7-ом абзаце снизу

ЗАКРЫВАЕМ УЧЕБНИКИ

Мы должны подобрать к иллюстрациям цитаты из текста учебника

Работают по заданию

Читают:

1 группа

2 группа:

Задача каждой группы: найти фамилии, обозначающие

1 группа: синонимы к слову «лошадь»

2 группа: конское снаряжение (сбруя)

Что вы должны сделать?

Кобылин

Пристяжкин

Табунов

Жеребчиков

Уздечкин

Тройкин

Лошадкин

Чересседельников

Гнедов

Меринов

Засупонин

Буланов

Кто прочитает получившийся список фамилий?

Мы должны выбрать фамилии по заданию для нашей группы

Работают в группах по заданию

Читают:

1 группа

2 группа

Следующее задание: работа с кроссвордом. Ответом будет являться название следующего рассказа А.П. Чехова, который мы будем изучать.

  1. Подпись, которой авторы произведений заменяют свою настоящую фамилию. (Псевдоним.)
  2. Псевдонимов писателя А.П. Чехова в юности. (Чехонте.)
  3. Мягкий, добродушный смех в произведении. (Юмор.)
  4. Главный секрет юмора — именно на этом строится смешное в юмористических рассказах. (Несоответствие.)
  5. Название одного их журналов, в которых печатались юмористические рассказы Чехова. («Осколки».)
  6. Именно с этим животным ассоциировалась у героя одного из рассказов фамилия акцизного, умеющего по телеграфу заговаривать зубную боль. (Лошадь.)
  7. Фамилия генерала, который в этом рассказе страдал от зубной боли. (Булдеев.)
  8. Кто же посоветовал генералу обратиться за помощью к акцизному с лошадиной фамилией? (Приказчик.)
  9. Первая лошадиная фамилия, которую вспомнил приказчик. (Кобылин.)

Итак, как называется рассказ, который мы с вами будем изучать на следующем уроке?

Разгадывают кроссворд

Рассказ называется «Пересолил»

Обобщение, заключительная работа по тексту.

(2 минуты)

Над каким произведением мы закончили работу?

Чему нас учит рассказа А.П. Чехова?

Что вам понравилось на уроке?

Что вызвало трудности?

Выставление отметок за урок

Дача домашнего задания

(1 минута)

Прочитать отрывок, который не был прочитан на уроке


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антон Павлович Чехов 1860 – 1904

Слайд 2

Генерал-майор Булдеев Приказчик Иван Евсеич Генеральша Булдеева Все, живущие в доме Доктор Герои рассказа:

Слайд 3

Характеристика генерал-майора Булдеева Характеристика приказчика Ивана Евсеича Бывший военный. Зажиточный помещик, живущий с семьёй в собственном имении. Боится врачей и всего, что касается лечения. Он подхалим, ищет лёгкие пути для проживания. Выслуживается перед своим начальником. Предлагает «волшебные» способы лечения.

Слайд 4

Генерал-майор Булдеев Приказчик Иван Евсеич Генеральша Булдеева Все, живущие в доме Доктор Автор Распределение ролей:

Слайд 5

« Мужду прочим и приказчик Булдеева Иван Евсеич пришёл к нему и посоветовал полечиться заговором.»

Слайд 6

«И в доме, все наперерыв, стали изобретать фамилии.»

Слайд 7

Фамилии, обозначающие конское снаряжение Фамилии- синонимы к слову «лошадь» Кобылин Жеребчиков Лошадкин Меринов Пристяжкин Уздечкин Чересседельников Засупонин

Слайд 8

п с е в д о н и м Ч е х о н т е ю м о р н е с о о т в е т с т в и е О с к о л к и л о ш а д ь Б у л д е е в п р и к к а з ч и К о б ы л и н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДВА ОТКРЫТЫХ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 «Б» КЛАССЕ. Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» с элементами инсценировки (переложен в пьесу О.В. Евдокимовым)

Особенностью открытых уроков является разноплановый подход к произведению А.П. Чехова "Лошадиная фамилия". На первом уроке учащиеся под руководством учителя осуществляют углубленный анализ т...

Анализ рассказа А.П. Чехова "Лошадиная фамилия".

1Тема:     Эпиграф   Цели:        Мастер    Художник Чехов-мастер……(юморист...

Презентация "Тест по рассказам А.П. Чехова "Лошадиная фамилия", "Толстый и тонкий"

Тест проверяет знание учащимися текста рассказов и умение анализировать их содержание....

Самоподготовка по чтению. Рассказ А.П.Чехова "Лошадиная фамилия"

Самоподготовка проводится в 8классе по чтению по одноименному рассказу А.П.Чехова "Лошадиная фамилия"...

Инсценировка рассказа А.П. Чехова "Лошадиная фамилия"

Инсценировка позволит реализовать творческий потенциал обучающихся 7-8 классов....

Открытый урок. «Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» как юмористическая пьеса (для изучения в 8-м классе)». Евдокимов О.В.

     Мягкий юмор, беззлобная ирония, грустная улыбка, а иной раз самокритичная горькая усмешка - все это разновидности психологических переживаний чеховских героев, которые не мо...

Рассказ Чехова "Лошадиная фамилия"

Презентация к уроку по литературе по рассказу Чехова "Лошадиная фамилия"...