Урок русского языка во 2-ом классе
план-конспект по теме

Урок русского языка во 2-ом классе. Тема: Большая буква в именах, кличках, названиях деревень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока.

Предмет: Письмо и развитие речи.

Класс:2

Тема: Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

Тип урока: закрепление полученных знаний.

Цели:

  1. закрепление знаний учащихся о словах, которые пишутся с большой буквы; отработка навыка правописания слов с большой буквы;
  1. коррекция и развитие аналитико - синтетической деятельности  на основе упражнений в сравнении, классификации, обобщении; развитие фонематического слуха;
  2. воспитание мотивации к учению.

Оборудование: ноутбук, проектор, раздаточный дидактический материал.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность  учителя, учащихся

1. Организация начала урока.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем. Запоминаем

Ни минуты не теряем.

Отчет дежурного:

сегодня 17мая. Время года – весна. День недели – вторник. Урок русского языка. В классе 12 человек. Диана в санатории.

2. Введение

в тему.

Ученица рассказывает стихотворение.

-Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.

- Сейчас по очереди называем свою фамилию, имя отчество.

-Молодцы! С какой буквы вы напишите фамилию, имя?

Буква обычная выросла вдруг.

Выросла выше букв-подруг.

Буква расти  не сама захотела,
Букве поручено важное дело…

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметнее быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая совсем не пустяк,

В букве большой уважения знак.

-У нас сегодня в гостях Большая буква. Она приготовила очень интересные задания. Чтобы их выполнить, надо быть очень внимательными, работать дружно и активно.

Глаза ваши смотрят,
Они все видят и запоминают.
Ушки ваши не просто слушают,
Они все слышат и улавливают.
Головка думает, а язычки говорят.
Не допускайте, чтобы язык.

Забегал вперед ума!

-Посмотрите, на партах лежат листы. Прочитайте, что там написано. Какое слово написано красным цветом? С какой оно буквы пишется? Повтори правило.

-Еще какое слово написано с большой буквы? Почему? Кличка животного – как она пишется? Повтори правило.

-Что вам пожелали герои мультфильма?

(чтобы мы постарались на уроке, хорошо выполняли все задания)

3.Минутка чистописания.

-Открываем тетради. Минутка чистописания.

Перепишите словосочетания, раскрывая скобки. Будьте внимательны с большой буквой.

Проверяем.

Какое словарное слово вам встретилось? (собака).

Написание этого слова мы должны помнить.

4. Закрепление пройденного.

-Найдите в стихотворении название деревни. Как оно написано?

В Простоквашино живут
Дружные ребята:
Дядя Федор, пес и кот – ясно, полосатый.
Хоть и ссорятся порой –
Знаем мы из книжки.
Но надежнее друзей
Нет у мальчишки.

Давайте вспомним, как зовут главных героев мульфильма  про Простоквашино.   Для этого вам надо собрать из слогов слово (у каждого свое задание).

Клички животных

-Поднимите руки, у кого слоги на фоне оранжевого цвета. Какие слова у вас получились?

 Матроскин

Шарик

Хватайка

Гаврюша

Мурка

- Как назвать все одним словом? (клички животных) – запись на доску.

-Поднимите руки, у кого слоги на фоне голубого цвета. Какие слова у вас получились?

Название деревни

Простоквашино

- Как назвать все одним словом? (название деревни) – запись на доску.

Поднимите руки, у кого слоги на фоне  салатового цвета. Какие слова у вас получились?

Фамилии, имена

Федор

Печкин

Римма

Дима

- Как назвать все одним словом? (фамилии, имена) (запись на доске).

- У кого слова написаны на красном фоне? Какие слова у вас получились?

- Как назвать все одним словом?  (животные). Почему на доске нет фона красного цвета?  (потому что названия животных мы пишем  с маленькой буквы – это не кличка).

 (каждый напишет слово, которое у него получилось, на доске).

5.Физкультминутка

- Теперь немного отдохнем. Физкульминутка.

Вышли уточки на луг
Кря, кря, кря.
Полетел зеленый жук
Ж - ж - ж.
Гуси шеи выгибали
Клювом перья расправляли.
Зашумел в пруду камыш
Ш - ш - ш
И опять настала ти...

6. Закрепление пройденного.

7.Гимнастика для глаз.

-Внимательно смотрим на слайд. У всех ли героев написаны имена?  Кто помнит,  как зовут гальчонка? (Хватайка)

-Можно ли давать клички диким животным?

(Да, но нужно использовать слова – признаки этих животных).

- Не у всех получилось сразу разглядеть маленького гальчонка. Давайте потренируем наши глазки.

8.Работа с текстом.

- Работаем в тетрадях. Записываем число. Пишем красиво, правильно соединяем буквы.

- Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

- Как обозначить на письме начало и конец предложения?

(индивидуальные задания, проверка и помощь по ходу выполнения)

Слушаем отрывок из книги и  отвечаем на вопрос - почему Матроскин выбрал эту фамилию?

-Чем она ему понравилась?

- Какие клички кошек он называл?

Дядя Федор спрашивает:

— Как тебя зовут?

Кот говорит:

— И не знаю как. И Барсиком меня звали, и Пушком . И даже Кис Кисычем я был. Только мне все это не нравится. Я хочу фамилию иметь.

— Какую?

— Какую-нибудь серьезную. Морскую фамилию. Я же из морских котов. Из корабельных. У меня и бабушка и дедушка на кораблях плавали с матросами. И меня тоже в море тянет. Только я воды боюсь.

— А давай мы дадим тебе фамилию Матроскин, — говорит дядя Федор. — И с котами связано, и что-то морское есть в этой фамилии.

— Да, морское здесь есть, — соглашается кот, — это верно. А чем же это с котами связано?

— Не знаю, — говорит дядя Федор. — Может быть, тем, что коты полосатые и матросы тоже. У них тельняшки такие.

И кот согласился:

— Мне нравится такая фамилия — Матроскин. И морская, и серьезная.

Когда мы будем придумывать клички своим питомцам  должны помнить, что кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям.

8.Пальчиковая гимнастика

10.Работа с текстом.

- Посмотрите на слайд. Найдите два одинаковых слова. (шарик)

- Слово из какого облачка- желтого или оранжевого облачка, мы напишем с большой буквы?

- Почему?

- Как можно догадаться?  (по смыслу предложения или словосочетания).

-Спишите предложения, заменяя, где нужно, строчные буквы большими.

Псу шарику подарили шарик.

Котенок пушок поймал пушок.

- А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания  слов друг у друга; оцените.

12. Итог урока

 -Прочитайте  «спрятанные слова». Какие слова вы увидели?

р-и-м-я- а-б-а-ж-ф-а-м-и-л-и-я-э-д

- Что объединяет эти слова?

- А еще, какие слова пишутся с заглавной буквы?

Все их клички, до одной

пишут с буквы прописной.

имена, фамилии, клички, города –

все с заглавной буквы пишутся всегда.

- Какие задания мы выполняли  на уроке?

- Для чего мы это делали?

(чтобы научиться грамотно писать и красиво говорить, развивали память, внимание)

- Что у нас получилось?

-Над чем нам надо еще поработать?

- Каждый поставьте себе оценку за работу на уроке. У вас на партах лежат оценки, выберите и покажите. Посмотрим, помогли вам пожелания Матроскина и Шарика?

(Дети показывают оценки).

13.Домашнее задание

-На самоподготовке вы напишите картинный диктант – замените картинки словами.

- Вы сегодня все большие молодцы и умницы, поэтому большая буква вручает вам медали умниц и надеется, что вы всегда будете писать имена, фамилии, клички животных.  Всем спасибо за хорошую работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

Статья. Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ. (Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель рус-ского языка и литературы Гришина Л.Н.)

Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ.(Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель русского языка и литературы Гришина Л.Н.)Использовани...

Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре

В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....

Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах

Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...