Главные вкладки

    Включение педагогов и родителей в процесс сопровождения речевого развития младших школьников
    статья по теме

    В статье описана коррекционно-развивающая работа с детьми-логопатами в триаде " логопед - учитель-родители".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Включение педагогов и родителей в процесс сопровождения речевого развития младших школьников.

    Кривицкая Виктория Николаевна, учитель-логопед

     МОУ «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»

    Организация учебной деятельности как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Процесс обучения предполагает анализ и обобщение признаков изучаемого предмета, в частности – родного языка как знаковой системы.

    В то же время коммуникативные навыки опираются на свойство языка как средства общения и речемыслительной деятельности в целом. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами.

    Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения.[5 ]

    В такой ситуации необходимо привлекать к речевой работе родителей и учителей, поскольку именно они наиболее заинтересованы в организации учебного процесса ребенка и непосредственно участвуют в нем.[4 ]

    Активное вовлечение родителей и педагогов в коррекционно-педагогический процесс и организация преемственной деятельности школы и семьи – один из важнейших факторов эффективности работы с речевыми детьми.[ 5\08]

    Очень часто учитель-логопед сталкивается с тем, что учитель встречает его появление в классе настороженно. Происходит это оттого, что учителя, особенно из числа учителей старшего поколения, неправильно представляют себе цель логопедической работы в школе. Они считают, что логопед занимается только исправлением звукопроизношения у детей, и не понимают, зачем логопед берет на занятия учеников, правильно произносящих все звуки. На этой почве возникают конфликты между логопедом и учителем начальных классов.

    Чтобы этого не происходило, учитель-логопед должен выступить на одном из педагогических советов и подробно рассказать о видах речевых нарушений, которые встречаются у школьников; о том, каким образом эти речевые нарушения влияют на успешное усвоение программ по всем предметам, особенно по русскому языку и чтению. В своем сообщении логопед также рассказывает о содержании коррекционной работы, ее организации, о том, как связана коррекционная работа с программой обучения  русскому языку и чтению. Практика показывает, что учителя начальных классов, ближе познакомившись с целями и задачами логопедической работы в школе, начинают объективно и заинтересованно относиться к работе логопеда.

    В течение учебного года учитель-логопед при необходимости может присутствовать на методических объединениях учителей начальных классов и делать свои сообщения. Логопед подробно и детально знакомит учителей начальных классов со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом, и обращает внимание учителей на необходимость дифференцированного подхода к неуспевающим ученикам.

    На методических объединениях целесообразно рассказывать учителям начальных классов о методах и приемах логопедической работы, потому что часто учителя начальных классов охотно берут на вооружение отдельные приемы работы логопеда и успешно пользуются ими на уроках.

    Для более подробного ознакомления педагогов со спецификой логопедической работы логопед может дать для них одно или несколько открытых занятий.

    Одно из важнейших условий коррекционной работы – выработка единства требований к ученику-логопату со стороны учителя и логопеда. Логопед должен приложить максимум усилий, чтобы убедить учителя в необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу ученика-логопата. Дело в том, что эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача логопеда, во-первых, обратить внимание учителя на то, что ошибки логопатического характера не должны засчитываться при оценке работы учащегося, а  во-вторых, научить педагога отличать логопатическую ошибку от ошибки, обусловленной тем, что ученик не усвоил то или иное правило грамматики.

    Кроме того учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу учащихся. Оценка на логопедическом занятии ставится, прежде всего, по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, т.е. за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Поэтому ученик, неудовлетворительно успевающий в классе, на логопедических занятиях может получать положительные оценки. Логопед должен убедить учителя в том. Что значительно важнее нормативной оценки создание для ученика-логопата благоприятного психологического климата на уроке.[1]

    Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда в школе является работа с родителями. Необходимо, чтобы родители принимали активное участие в работе по устранению речевых нарушений. Очень часто, к сожалению, родители не обращают должного внимания на дефекты речи ребенка и не придают этому особого значения, предполагая, что с возрастом «все пройдет». Но зачастую, в таких случаях в детском коллективе появляются насмешки сверстников, обидные замечания окружающих, а как следствие – замкнутость и некоммуникабельность ребенка.

    Поэтому задача логопеда состоит в том, чтобы убедить ребенка и его родителей в том, что дефект речи можно исправить. Для этого нужны совместные усилия.

    Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис, и поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания. Дом, где растет и воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.

    Поэтому очень важным методом выявления трудностей, с которыми сталкиваются родители в вопросах обучения, воспитания детей является анкетирование.

    С помощью этого метода проводится изучение семей, в которых есть дети с речевыми нарушениями. Цель данного изучения – определение возможностей и форм включения родителей в систему коррекционно-воспитательного воздействия. С помощью анкетирования определяется достоверная информация о семьях, в которых есть дети с нарушением речи, экономическое состояние семьи, культурный статус: уровень образованности родителей, круг интересов, психологический портрет семьи, уровень взаимодействия его членов, отношение родителей к речевому дефекту ребенка.

    Анкеты показывают, что многие родители не имеют представления о речевом развитии детей, о его нарушениях и их преодолении. Многие родители даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом.

    Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Кроме того, большие затруднения испытывают родители в организации режима дня ребенка. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний и т.д.

    А ведь именно от уровня общей психолого-педагогической культуры родителей, от степени участия их в коррекционном процессе, от их сотрудничества с логопедом и учителем зависят успехи коррекционно-педагогической работы по преодолению речевых нарушений.

    Дефицит общения в семье приводит к отставанию ребенка в речевом развитии, к его педзапущенности. Иногда при изучении семей и семейных отношений выявляются изоляция ребенка, его отчуждение, замкнутость и как следствие – аутизм. Семья не всегда понимает важность коррекционной работы с ребенком и негативно относится к ней. У одних родителей нет желания, возможностей  заниматься с ребенком, а некоторые хотят, но не знают, что и как делать, так как у родителей отсутствуют достаточные умения, навыки и необходимая подготовка для коррекционной работы с ребенком.

    Работа логопеда с семьей направлена на стимулирование их обращения за помощью, советом, рекомендациями.

    Главное же заключается в том, чтобы донести до сознания родителей их ответственность за судьбу ребенка, показать, что своевременно не преодоленные нарушения речи будут серьезным препятствием при дальнейшем обучении ребенка в школе.

    Важной проблемой является отсутствие у родителей представления о серьезности речевого нарушения у ребенка и отсутствие знаний о способах коррекционной работы. Если родители не участвуют в этой работе, то зачастую исключается возможность успешного формирования речи.

    Поэтому необходимо проводить беседы с родителями, так как беседа – это диалог двух сторон: логопеда и родителей. Она должна побуждать к обмену мнениями, способствовать установлению взаимопонимания в обсуждаемом вопросе.

    Беседа должна дать родителям полезные сведения и вооружить их практическими рекомендациями. Привлекая родителей к  коррекционно-педагогическому процессу, логопед учит понимать проблемы ребенка, оценивать его возможности, анализировать собственные действия, подходя к работе над формированием правильной речи, как к серьезному, целенаправленному процессу.

    Какую бы тему не обсуждал логопед с родителями, он неоднократно подчеркивает, что работа, проводимая дома, в семье и работа, проводимая в школе, должны дополнять друг друга, создавать оптимальные условия не только для развития речи, но и формирования разносторонней личности.

    Необходимо проводить не только беседы с родителями, но и родительские собрания, систематические консультации, «круглые столы», открытые занятия (фронтальные и индивидуальные), лекции на интересующие родителей темы. Эта помощь должна проводиться в зависимости от типа семейного воспитания и речевых нарушений ребенка.

    На консультации необходимо уделять огромное внимание особенностям речи данного ребенка, разъяснять родителям причины речевого нарушения и методы его устранения, необходимость сотрудничества родителей с логопедом и учителем.

    В зависимости от круга решаемых проблем, консультации могут быть индивидуальными и групповыми, так как родители и педагоги нуждаются в получении полезной информации по различным вопросам логопедии. Индивидуально для каждого родителя следует подбирать специальную литературу по данной проблематике.

    Организация адекватной комплексной помощи детям с речевыми нарушениями и их родителям позволит подготовить детей к дальнейшему успешному обучению в школе, устранит их речевые дефекты, обогатит словарный запас, преодолеет недостатки грамматического строя речи, улучшит навыки связной речи.

    Речь является сложной функцией, присущей человеку, и  развитие ее зависит от многих факторов. Большую роль играет влияние окружающих. Ведь ребенок учится говорить на примере родителей, друзей, педагогов. Важно, чтобы ребенок с детства слышал правильную, четкую, выразительную речь, на базе которой будет формироваться его собственная.

    Если у ребенка есть речевые нарушения, то он не чувствует себя равным среди других детей, замыкается в себе, старается отмалчиваться в кругу сверстников.

    На помощь родителям и ребенку должен прийти учитель-логопед, от которого потребуется терпение, спокойное, благожелательное и тактичное отношение. Он должен заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому  захотелось участвовать в этом процессе. А для этого занятия не должны быть скучными «уроками», а должны быть интересной и занимательной игрой.

    Таким образом, для достижения оптимальных результатов коррекционно-педагогической работы необходимо выполнять следующие требования:

    1. Занятия должны проводиться систематически.
    2. В школе и семье необходимо осуществлять к ребенку индивидуальный подход.
    3. Родители должны выполнять требования логопеда и учителя.
    4. Речевой материал, который ребенок закрепляет дома, необходимо скомпоновать, систематизировать; четко объяснять детям и родителям, как и сколько, выполнять упражнения (задания) дома.
    5. Постоянно обеспечивать совместную, плодотворную деятельность логопеда, учителя, родителей.
    6. Поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми.
    7. Периодически проводить консультации, беседы, собрания, открытые занятия для родителей.

    Такая организация логопедической работы позволяет не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи детей, но и обеспечивает успешное овладение ими учебной деятельностью. [3, 2]

    Работа над данной проблемой в школе привела к выводу о необходимости  разработки системы комплексного подхода в решении проблем речевого развития детей в триаде логопед – учитель – родители.

    В работе используются разнообразные формы: родительские собрания, просмотры фронтальных и индивидуальных занятий, консультации для родителей и педагогов, семинары, выступления на различных методических объединениях, консилиумы.

    Учителя начальных классов и воспитатели групп продленного дня систематически получают информацию о продвижении учащихся в преодолении их речевых дефектов, что позволяет педагогам наблюдать динамику развития каждого ребенка и принимать активное участие  в автоматизации навыков, полученных детьми на логопедических занятиях.

    Следовало  организовать работу по улучшению качества речевой моторики, для чего было использовано простое, но эффективное средство совершенствования силы, точности и координации речевых движений – артикуляционная гимнастика, которая была включена в уроки (5 минут ежедневно). В результате у детей вырабатывалось не только качество движений органов речи, но и формировалось умение ощущать положение артикуляционных органов, как при выполнении упражнений, так и при произнесении отдельных звуков. Это позволило в перспективе анализировать и сравнивать артикуляционные позы сходных звуков, находить в них общие черты и различия, что напрямую помогает формировать полноценное звукоразличение – путь к профилактике фонематических дисграфий, дислексий у младших школьников. [4]

    Очень важно своевременно довести  до родителей информацию, побуждающую их к самостоятельной оценке уровня речевого развития ребенка. Для этого организуются выступления логопеда на родительских собраниях. Как правило, эти выступления содержат:

    1. Сообщения об основных показателях речевой готовности ребенка к школе (норма звукопроизношения, звукоразличения, лексики, грамматики, связной речи);
    2. Перечисление основных факторов, которые могли стать причиной нарушений речи и речевых задержек. Особо выделяются те из них, которые могут устранить сами родители (недостаток общения с детьми, несоответствие уровня и содержания речевых контактов возрастным потребностям ребенка, психологические трудности, обусловленные особенностями взаимоотношений в цепи «родитель – ребенок», « родитель – ребенок – учитель», «родитель – ребенок – логопед»);
    3. Информацию о роли родителей, их поддержке и помощи в букварный период, поскольку полноценность и прочность основных понятий и навыков, сформированных на этом этапе, во многом определяет дальнейшее качество письма и чтения;
    4. Сообщение о том, где и когда можно получить более подробные данные о состоянии речи у ребенка, консультацию по работе с ним.

    Эта информация побуждает значительную часть родителей занять конструктивную позицию по отношению к ребенку. У них повышается чувство ответственности за качество обучения, они начинают искать новые формы взаимоотношений с детьми.

    Каждый из родителей получает возможность присутствовать при обследовании речи детей, что позволяет видеть содержание заданий и ошибки выполнения. Если последующая за этим коррекция направлена в основном на совершенствование произносительной стороны речи, родители получают информацию о ее особенностях, этапах и активно участвуют в отработке навыков произношения.

    Родители сотрудничают с логопедом в формировании у детей полноценного словаря, совершенствовании навыков связной речи. Соответствующие умения они получают на индивидуальных консультациях, родительских собраниях.

    В результате у родителей растет доверие к логопеду, они с готовностью продолжают сотрудничество.[4]

    Таким образом, некоторые перемены во взаимоотношениях логопеда с учителями и родителями привели к возникновению комплексной системы работы по профилактике и коррекции речевых нарушений. Естественно, эта работа требует совершенствования, однако уже сегодня можно сказать, что такой подход имеет положительные результаты, поскольку позволяет создать для учеников с различными речевыми нарушениями коррекционно-образовательное пространство, когда над его речью работает коллектив единомышленников логопед – родитель – учитель, каждый из которых заинтересован в успехе коррекционной работы и постоянно находится в продуктивном взаимодействии с остальными.

    Литература

    1. Елецкая О. В. Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2005.
    2. Михнева Е. Б. Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Логопед в детском саду, 2006, №4.
    3. Овчинникова О. Е.Организация сотрудничества логопеда и родителей.// Логопед, 2007, №6.
    4. Пожарская И. Л. Система работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у учащихся 1-х классов// Логопед,2005, №4
    5. Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр в процессе устранения дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

    В данных рекомендациях представлены некоторые игры и упражнения, которые направлены на устранение дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью...

    Речевое развитие младших школьников в коррекционном классе

    Статья содержит материал не только для учителей коррекциооных классов, но и учителей начальных классов....

    Программа "Пойми себя". Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с зпр, длительное время пребывавших в условиях социальной депривации.

    Программа отражает систему работы по нравственному воспитанию, эмоционально-личностному и речевому развитию детей младшего школьного возраста с зпр....

    Возможности внеклассной работы для речевого развития младших школьников

    Становление личности младшего школьника невозможно без хорошо развитой речи, так как речь-это мир самопознания, понимания самого себя, общения с самим собой, самовыражения.Наблюдения за устной речью м...

    Особенности речевого развития младших школьников с ОВЗ (с нарушением интеллекта)

    Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определенный уровень развития познавательной деятельности. Нарушения познавательной дея...

    Речевая карта младшего школьника. Карта психолого-педагогического сопровождения.

    Индивидуальная карта ученика включает: первичное обследование, текущие наблюдения, выводы по итогам учебного года при анализе следующих аспектов: понимание обращенной речи, общая характеристика собств...

    Особенности речевого развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями по ФГОС

    В статье описываются особенности развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями по ФГОС...