Главные вкладки

    План-конспект по теме: «Л. Н. Толстой “Кавказский пленник» (1 глава)
    план-конспект урока (7 класс) по теме

    На уроке по теме «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»  формируются умения и навыки составления сравнительной характеристики главных героев – Жилина и Костылина. В ходе урока учащиеся учатся выявлять авторскую позицию, знакомятся с новым литературоведческим понятием – антитезой. Урок нацелен на развитие умения рассуждать, обобщать, анализировать, делать выводы, сравнивать, умения строить связный ответ, пересказывать, выразительно читать.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kavkazskiy_plennik_vosstanovlen.doc78 КБ

    Предварительный просмотр:

       Тема:  «Л. Н. Толстой “Кавказский пленник»  (1 глава)

    Цель: Составить характеристику главного героя путём аналитического чтения произведения через  ощущения героя.

    Задачи:  1. Образовательная: помочь создать литературно-художественный образ главного героя произведения путём аналитического чтения текста; работать над развитием связной устной речи; объяснить роль эпизода для понимания основной идеи рассказа.

    2. Воспитательная: учить правильно выражать  свои чувства при оценке поступков героя; воспитывать нравственные качества:                                                                            находчивость, решительность, наблюдательность; способствовать привитию стойкого интереса к чтению.

    3. Коррекционно-развивающая: способствовать  включению зрительных, слуховых ощущений необходимых для понимания идеи текста; работать над  развитием словесно-логического мышления при  анализе текста;  способствовать развитию внимания и смысловой догадки  при работе с текстом.

    Оборудование:

    -портрет Л. Н. Толстого;

    -видеофрагмент фильма «Кавказский пленник»;

    -репродукции картин к рассказу;

    - иллюстрация учебника;

     -индивидуальные карточки;

    - диктофон

    -географическая карта России

    Методы:

    - по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

    -по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

    Тип урока: комбинированный

    Словарная работа:              Кавказ      Плен-ник

                           Содержание урока:

    1. Организационный момент. (1м)

       Сегодня  на  уроке  мы  продолжаем знакомиться  с  творчеством  великого  русского  писателя  Льва Николаевича  Толстого  и  его рассказом «Кавказский пленник».  (портрет писателя)

    1. Контроль домашнего задания. (8-10м) (Используются картины с видом Кавказа: географическая карта России, Кавказ, репродукция картины  М. Ю. Лермонтова «Вид Пятигорска»)

    (Портрет Толстого в военной форме)

    Вопросы учителя

    Ответы учащихся

    Вы прочитали первую главу рассказа. Используя карту России, ответьте на вопросы:

    1.  Где происходят  события, о которых говорится в рассказе?

    Кавказ – горная  территория, входящая в состав России, самый многонациональный район, здесь проживают народы многих национальностей: аварцы, чеченцы, татары, ногайцы и многие другие народы. Противоречия между народами, живущими на  территории Кавказа, приводили и продолжают приводить и  сегодня к конфликтам между ними. Выражение «горячая точка» относится именно к Кавказу .(зона военных действий)

     О Кавказе писали многие  писатели и поэты, среди них А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой.

     

      События происходят на Кавказе.

    2.Когда происходят описываемые события?

    События происходят во время войны с горскими народами.

    В 1851 году Л.Н. Толстой уезжает на Кавказ. В это время на Кавказе идёт тяжёлая, кровопролитная  война с горскими народами. Жившие на Кавказе народы оказывали упорное сопротивление. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Толстой сам  участвовал  в военных походах, командовал  орудием. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен.

    3.Как эти события  описывает автор? Откройте учебник на странице 106-107.

    На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдёт от крепости – татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в середине едет народ.

      Как зовут главных действующих лиц?  

    Главных действующих лиц повести зовут Жилин и Костылин.

     

    1. Начало оформления таблицы:

    Карточка N1.

    - Вставьте вместо точек  их  фамилии.

     «А …  - мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».

    «А … хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой». 

     -Какое первое впечатление сложилось у вас об этих людях?

    (Ответы детей)

    Составление таблицы:

                        Жилин

                 Костылин

     Удалой (ловкий)

    Смелый

    Сильный …

    1. Объявление темы и постановка учебной задачи урока (1м)

    Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведением Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и составим более полную характеристику главного героя и на примере отдельного эпизода  дадим оценку его поведения.

    1. Работа с учебником (4м)

    Вопросы учителя

    Ответы учащихся

    Рассмотрите иллюстрацию на странице 109 учебника. Какое событие на ней изображено?

    Жилин ранен и попадает в плен.

    Прочитайте на странице 108 о том, как Жилина брали в плен, и какие черты характера он проявил.  

    Не доскакал Жилин, выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь оземь со всего маху – навалилась Жилину на ногу. Хотел он подняться, а уж на нём два татарина сидят, крутят ему назад руки. Рванулся он, скинул с себя татар, - да ещё  соскакали с коней трое на него, начали бить прикладами по голове. Помутилось у него в глазах, и зашатался. Схватили его татары, закрутили ему руки за спину и поволокли к седлу.

    -Какие черты характера проявил Жилин, когда его брали в плен? Добавьте прилагательные в таблицу.

    Храбрый, решительный.

     

    IV. Просмотр эпизода из кинофильма «Кавказский пленник» (1975г)   (5м)

    Вопросы учителя

    Ответы учащихся

    А сейчас мы посмотрим фрагмент из кинофильма «Кавказский пленник». Ответьте на вопрос: Какого важного момента нет в фильме?

    Как Жилина везли в плен.

    Какой эпизод вы просмотрели? Сравните его с прочитанной главой в книге.

    Горцы взяли Жилина в  плен и повезли его в аул.

    1. Чтение и анализ эпизода «Подготовка к побегу» (10-12м)

    Прочитайте отрывок, в котором рассказывается, что было после того, как Жилин попал в плен. Можно ли утверждать, что Жилин с самого первого момента своего плена стал готовиться к побегу?  Как это доказать?

    (Карточка N2)

    Чтение отрывка по цепочке:  

       Сел татарин с красной бородой на лошадь, а другие подсадили Жилина к нему на седло, а чтобы не упал, притянули его ремнём за пояс к татарину и повезли в горы.

       Сидит Жилин за татарином, покачивается, тычется лицом в татарскую спину. Только и видит перед собой  здоровенную татарскую спину, да шею жилистую, да бритый затылок. Голова у Жилина разбита, кровь запеклась над глазами. И нельзя ему ни поправиться на лошади, ни кровь обтереть. Руки так закручены, что в ключицах ломит.

    1. Физпауза
    2. Анализ отрывка.

    Вопросы учителя

    Ответы учащихся

    Можно ли утверждать, что Жилин с самого первого момента своего плена стал готовиться к побегу?

    Можно.

    Как вы понимаете слова стало смеркаться? Можно об этом догадаться с закрытыми глазами?

    Стало темнеть. Это можно заметить и с закрытыми глазами.

    Что означает выражение переехали ещё речку?

      Снова услышал шум воды. Значит, в той стороне, куда ему бежать, будет не одна речка, а две или больше.

     Что значит выражение Стали подниматься по каменной дороге?

    Замедлился ход. По каменной  дороге  лошади  идут иначе, чем  по равнине. Услышал шум падающих камней.

    Выражение Запахло дымом.  О чём оно может сказать?

    Близко жильё или пастухи у костра.

      Как вы понимаете Забрехали собаки.

    Залаяли собаки. Значит, приехали в аул.

      Найдите в тексте слова, близкие по смыслу глаголу  ехали в предложении Ехали они долго с горы на гору, переехали вброд реку, выехали на дорогу и поехали лощиной.

        Прочитайте предложение, делая логическое ударение на однокоренных словах. Что можно  понять из этого предложения?

    Ехали, переехали, выехали, поехали.

    О том, что дорога была длинная, опасная.

    Можно ли утверждать, что Жилин с самого первого момента своего плена стал готовиться к побегу?

    Для чего, как вы думаете, Л.Н.Толстой выбрал такой вариант описания дороги?

    Прочитав текст «ощущениями Жилина», мы увидели, что он начал готовиться к побегу с самого первого момента своего плена.

    Л. Н. Толстой выбрал именно такой вариант описания дороги, чтобы мы почувствовали, как много примет дороги  заметил Жилин.

    1.  Работа с диктофоном. (Прослушивание звуков: шумящей воды, топот лошадей)

      О каких чертах характера Жилина можно сказать, прочитав этот эпизод? (Добавить в таблицу.)

                        Жилин

                 Костылин

     Удалой (ловкий)

    Смелый

    Сильный

    Храбрый

    Решительный

    Наблюдательный

    Находчивый

    1. Итог урока. (2м)

    Вопросы учителя

    Ответы учащихся

    Какими чертами характера обладает главный герой повести Толстого Жилин?

    Удалой (ловкий)

    Смелый

    Сильный

    Храбрый

    Решительный

    Наблюдательный

    Находчивый

    1. Домашнее задание: чтение 2 главы.

     

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.

    Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленни...

    Методическая разработка урока по теме:«Л.Н.Толстой «Кавказский пленник.

    Методическая разработка урока по теме: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник.    Сравнительная  характеристика героев рассказа». 5 класс.   Используемые технологии: ИКТ-технологи...

    Тема дружбы в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник"

    Тема дружбы в были Толстого «Кавказский пленник» . Дружба между народами.Цель:Развить понятие дружбы как истинной ценности в литературе, проанализировать, как это вечная ценность помогает р...

    Лингвистический анализ первой главы рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

    Лингвистический анализ первой главы рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"...

    Тема : Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.

    Урок литературы в 5 классе.Тема : Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.Цели урока:  Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделят...

    Конспект урока по чтению в 7 классе на тему: «Л.Н.Толстой. Кавказский пленник (6 глава)».

    Цели урока: познакомиться с 6 главой произведения, формировать ценностное и гуманное отношение к окружающим.Задачи:Образовательные:- отрабатывать умение выделять главную мысль произведения;- называть ...

    Открытый урок по литературе в 5 классе на тему "Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Лингвистический анализ художественного текста" (2 часа).

    Открытый урок по литературе в 5 классе на тему "Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Лингвистический анализ художественного текста" (2 часа)...