Конспект урока по чтению в 7 классе на тему: «Л.Н.Толстой. Кавказский пленник (6 глава)».
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Скворцова Надежда Васильевна

Цели урока: познакомиться с 6 главой произведения, формировать ценностное и гуманное отношение к окружающим.

Задачи:

Образовательные:

- отрабатывать умение выделять главную мысль произведения;

- называть действующих лиц, описывать их внешность, давать характеристику их поступков, подтверждая отрывками из текста.

Коррекционно-развивающие:

- развивать устную речь (умение высказывать свою мысль, связно передавать содержание);

- формировать мыслительную деятельность учащихся посредством установления причинно-следственных связей.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к чтению;

- формировать культуру общения, коммуникативные навыки умения внимательно слушать одноклассников и учителя, вести диалог;

- воспитывать морально-этические и нравственные качества личности на примере героев повести (доброты, смелости, решительности, трудолюбия, отзывчивости, милосердия, готовности помогать ближнему и т.д.);

- ценить положительные качества человека и порицать отрицательные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx36.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению в 7 классе на тему:

«Л.Н.Толстой. Кавказский пленник (6 глава)».

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: познакомиться с 6 главой произведения, формировать ценностное и гуманное отношение к окружающим.

Задачи:

Образовательные:

- отрабатывать умение выделять главную мысль произведения;

- называть действующих лиц, описывать их внешность, давать характеристику их поступков, подтверждая отрывками из текста.

Коррекционно-развивающие:

- развивать устную речь (умение высказывать свою мысль, связно передавать содержание);

- формировать мыслительную деятельность учащихся посредством установления причинно-следственных связей.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к чтению;

- формировать культуру общения, коммуникативные навыки умения внимательно слушать одноклассников и учителя, вести диалог;

- воспитывать морально-этические и нравственные качества личности на примере героев повести (доброты, смелости, решительности, трудолюбия, отзывчивости, милосердия, готовности помогать ближнему и т.д.);

- ценить положительные качества человека и порицать отрицательные.

I. Организационный этап.

Цель – подготовка учащихся к работе на уроке, настрой на работу.

- Здравствуйте, все.  Ребята, повернитесь к гостям и  подарите им  улыбку, подарите улыбку друг другу. А теперь посмотрите на меня. Ребята, я готова к сегодняшнему разговору, а вы?

- Замечательно.

1.  Актуализация знаний.

Цель – организация внимания, повторение  пройденного материала.

- Какое произведение мы изучаем на уроке чтения?    

-  (Повесть «Кавказский пленник»)

- Кто автор этого произведения?        

-  (Лев Николаевич Толстой)

- Где происходят действия произведения?

- (На Кавказе)

- Как зовут главных героев?

-(Жилин и Костылин)

- Что с ними произошло?

- (Они попали в плен)

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с повестью Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник». Но прежде проверим домашнее задание.

2. Проверка домашнего задания.

Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

(В тетрадях учащиеся должны отмечать знаками «+»,  если утверждение верно,  и «-», если  утверждение не верно)

А)  В какую сторону идти Жилин примечал  по звёздам (+)

Б) Костылин стал отставать от Жилина (+)

В) Костылин был грузный, пухлый (+)

Г) Костылин посадил на себя Жилина, подхватил руками и поволок (-)

Д) Старик велел убить Жилина и Костылина (+)

Е) Татары снова набили на них колодки и закрыли в сарае (-)

Ответы: + + + - + - (на доске)

-Ребята,  почему побег пленников был неудачным?  

-( Потому что Костылин был слаб духом, у него болели ноги, а Жилин не хотел оставить товарища в беде)

- Какие нравственные качества  проявил Жилин по отношению к Костылину?

- (Благородство, не думал о собственной выгоде)

Давайте найдем и прочитаем ту часть главы, которую можно озаглавить «Настоящий товарищ» (страница 123).

3. Подготовка к восприятию нового материала.

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.

- Ребята, а как вы думаете, будет ли у Жилина  ещё одна попытка к побегу?

- (Ответы детей)

- Об этом мы узнаем после прочтения 6 главы.

4. Изучение нового материала.

Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом материале.

1) (Дети читают по цепочке начало  6 главы до слов «…- Нельзя, - говорит, - увидят, все дома, - и ушла.»

2) Просмотр отрывка кинофильма (3 минуты)

3) Продолжение чтения главы  от слов «Перекрестился Жилин… и до слов … видит: ружья блестят, казаки, солдаты»

4) Просмотр отрывка кинофильма (2 минуты)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

(Встают на носочки, крутятся вокруг себя, сначала в правую сторону, затем -  в левую, встают на пятки и снова крутятся теперь сначала в левую сторону, затем – в правую).

5. Закрепление полученных знаний.

Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания по сходному материалу.

 - Какие черты характера проявились у героев в данной главе?

(На доске вывешивается ватман со словами, обозначающими качества людей: смелый, сильный, верен дружбе, надеется только на себя, наблюдательный, находчивый, решительный, трудолюбивый, вызывает уважение у взрослых и у детей; трусливый, слабый, предает товарища, надеется только на других, занят только собой, безвольный, ленивый, ни у кого не вызывает уважения. Дети должны прикреплять смайлики к данным словам (веселое  личико к положительным, грустное – к отрицательным)

6. Итог по теме.

Цель – научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя.

-На предыдущих  уроках мы говорили уже о нравственности, о нравственном и безнравственном человеке.  Хочу попросить вас вернуться к нашей таблице и выбрать те качества, которыми обладает, по вашему мнению,  Жилин -  главный герой произведения. Напишите, пожалуйста, на этом сердечке эти качества. (На доске прикрепляется большое сердечко, дети фломастерами записывают слова, выражающие качества главного героя).

Л. Н. Толстой наделил Жилина этими качествами. Своим произведением он хотел донести до нас, читателей, о том, что …(ответы детей)

7. Рефлексия.

Цель – выражать свое мнение по теме, умение высказывать свою мысль.

(Раздаются листочки с началом высказывания:  «Я думаю, что себе в друзья я бы выбрал(а), … , потому что…» Учащиеся должны закончить это высказывание)

8. Оценивание с комментариями.

9. Домашнее задание.

    Дочитать 6 главу стр.125-129, задания 9 и 13, стр. 131.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленни...

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин .Сравнительная характеристика.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.Цели урока:; Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умен...

Урок литературы в 5 классе по теме"Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности"

Модель,  технологическая карта  урока литературы для 5 класса  с презентацией...

Задания для групповой работы на уроках литературы в 10 классе по теме "Л.Н.Толстой. Война и мир. Изображение в романе войны 1812 года. Истинный патриотизм в изображении Толстого".

Групповая работа на уроках литературы способствует формированию умений извлекать и преобразовывать необходимую информацию для решения познавательных и коммуникативных задач, формированию умений свобод...

Урок литературы в 5 классе. Саша Чёрный. Слово о писателе. "Кавказский пленник".

Тема: Саша Черный. Слово о писателе.  «Кавказский пленник».Тип урока: сообщение новых знаний.План урока:Основные сведения о писателе: https://www.youtube.com/watch?v=NBfQtxZLsp0...

Поурочная разработка урока литературы в 10 классе на тему : "«Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». «Я старался писать историю народа». История создания романа. Смысл заглавия романа. Жанрово- тематическое своеобразие романа -эпопеи".

Тип урока: урок открытия нового знания.Цели урока :знакомство с историей создания романа,со смыслом заглавия, формированием авторского замысла,жанром и композицией, своеобразия, с действующими лицами....

Урок литературы для 5 класса по повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» с применением заданий, направленных на формирование глобальных компетенций.

В содержание урока включены два задания с пояснением и критериями оценивания, направленных на формирование глобальных компетенций учащихся....