Произведения живописи в коррекции речи дошкольников.
методическая разработка по теме

Подготовила сообщение на МО  об использовании в коррекционно - образовательном процессе картин русских мастеров живописи. Работа над картиной художника через эмоциональное восприятие,чувства повышает речевую активность, раскрывает речевой потенциал ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_k_prezentacii.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Умение говорить, общаться – это удивительный дар природы. Речь помогает познать действительность, выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Хорошее владение языком, который  усваивается в процессе общения, в  процессе речевой деятельности, способствует успешному познанию связей в природе и в жизни вообще.                                       Анализ литературы по проблемам  речевой патологии  у дошкольников и собственный опыт не могут не вызывать тревоги у педагогов, логопедов.

             При первичной диагностике  у детей отмечаются трудности программирования содержания развёрнутых высказываний, их языкового оформления. Нарушена связность, последовательность изложения, смысловые пропуски, низкий уровень фразовой речи, наличие аграмматизмов.  Наличие у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов, создаёт дополнительные затруднения в овладении монологической речью.

          Моя задача научить детей владеть даром слова, связно выражать свои мысли, свободно общаться со сверстниками. Показать ребёнку словарное богатство родного языка, воспитывать лексическое чутьё, помочь  почувствовать «вкус» языка, научить сообщать,

убеждать, доказывать.  Результативность работы по развитию связной речи обеспечивается системностью, комплектностью, последовательностью, непрерывностью коррекционного процесса.

           В работе по развитию речи  использую все методы и приёмы дошкольной педагогики. Важное место в коррекционной работе над речью занимает обучение рассказыванию по картине. Ещё К.Д. Ушинский говорил «Если ребёнок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Картина – один из главных атрибутов образовательного процесса дошкольника.Я использую в коррекционно-образовательном процессе  репродукции картин мастеров живописи. Главная задача – через изобразительное искусство, опираясь на эмоции, чувства, эстетическое восприятие повысить речевую активность, раскрыть речевой потенциал ребёнка.

                   Считаю что одним из главных условий работы над картиной, является посещение музея, где хранятся картины и дети могут увидеть подлинники, оригиналы картин. Очень хотелось пробудить интерес к живописи, полотнам русских художников. Такая экскурсия была организована в Русский музей. Дети познакомились с экспонатами музея: скульптурой, живописью, богатыми интерьерами дворца.                 Чтобы работа носила системный характер, я составила перспективный план работы.  В старшей группе запланировала 11 занятий, в  подготовительной группе -12 занятий по работе над картиной.

В структуру занятия входит работа над словарём, развитие  грамматических навыков, развитие связной речи, познавательных процессов, использование игровых приёмов. Визуальный ряд подобран с учётом его доступности, реалистичности, высокохудожественности.

                    Работа построена на основе изучения лексических тем. Одновременно дети знакомятся с жанрами изобразительного искусства. При прохождении времён года дети работают над картинами: И.Левитана «Золотая осень» «Март», И. Шишкина «Зима»,  А.Саврасова «Грачи прилетели», А.  Пластова «Летом» «Сенокос», усваивают пейзажную живопись

.Изучая лексическую тему «Сад» «Фрукты». картины  И. Хруцкого «Цветы и плоды» «Цветы и фрукты» знакомятся с натюрмортом. Картины И.Репина «Стрекоза» и В. Серова «Девочка с персиками» знакомят с портретом.

Исторический жанр – В.Васнецов «Богатыри», В.Серов «ПётрI». Бытовой жанр – В. Поленов «Московский дворик»,  Ю.  Кугач «В субботу» и.т.д.

  Готовлю детей к восприятию картины через беседы, чтение литературных произведений, ввожу персонажей, вношу «потерянные предметы».

                    Начинаю работу с рассматривания картины и беседы по  её содержанию. Использую игры: «Бинокли», «Кто больше назовёт?», «Самый внимательный», «Живые – неживые». Вопросы по картине должны быть не только репродуктивные т.к. ребёнок от них устаёт, гасится интерес к картине, тормозится процесс мышления, но и поисковые, познавательные. Они побуждают мысли ребёнка, заставляют думать, рассуждать, доказывать. Учу детей последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделять главное, второстепенное, видеть яркие детали, средства выразительности картины, выражать своё отношение к картине.  При рассматривании картины использую «рамку», чтобы выделить и обратить внимание на определённый персонаж картины или предмет.

                     На первом этапе составляем коллективный рассказ по картине или сама даю образец рассказа. Использую игры: «Верёвочка», «Цепочка». Дети быстрее составляют рассказ, если перед ними есть зрительные опоры – картинки. Провожу предварительную работу по ознакомлению с карточками – символами.

  Метод наглядного моделирования служит средством планирования высказывания, обеспечивает связность, последовательность рассказа ребёнка.

Метод «вхождение в картину» стимулирует творчество и даёт полноту ощущения образа. Игры: «Оживи картину», «Говорящие предметы», «Хозяева ушли из дома», « Что мы видим, слышим,  чувствуем?» позволяют передать детям своё ощущение к окружающему миру от лица персонажа или предмета картины. Входя в объект картины, речь детей становится выразительной, эмоционально окрашенной.

Дети много и активно рисуют. Это позволяет развивать не только двигательные навыки, воображение, творчество, но и речь. По выполненным рисункам составляют описательные рассказы. Из предложенных предметов могут выбрать и составить свою картину и рассказ по ней. С удовольствием составляют рассказы по коллективно выполненным коллажам «Осень» «Зима» «Весна» «Лето».

Работая над картиной, мы обогащаем, активизируем, развиваем словарь, формируем грамматический строй речи.  Игры: «Составь пейзаж, портрет », «Мозаика – натюрморт», «Секрет картины», «Волшебный сундучок», «Найди ошибку», «Поймай словечко» - помогают в развитии  познавательных процессов.

 Учу детей видеть выразительные средства картины : свет, цвет, линии, композицию... . Они способствуют эстетическому восприятию картины, вызывают эмоциональный отклик в душе ребёнка.  Играем «Подбери палитру», «Радуга», «Фокусник», «Этюды», «Настроение».

Все лучшие рассказы и рисунки детей я помещаю в «Нашу книгу».

                     Повышаю уровень компетентности родителей в вопросах изобразительного искусства. Провела анкетирование родителей, рекомендую посещение музеев, сообщаю о выставках, обновляю материал стенда «История одной картины». «Мастер – класс» проведённый для родителей   позволил нам сделать рамку для картины.

 Благодаря системной и комплексной работе над картинами мастеров живописи, с использованием традиционных и инновационных приёмов,

помощи родителей удалось достичь динамики в работе над связной речи. Я думаю, что дети вместе с родителями продолжат знакомство с изобразительным искусством.

 

               

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы здоровьесберегающих технологий в развитии и коррекции речи дошкольников

Материал представлен, как опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Цель: обеспечение дошкольнику возможности сохранения здоровья.Задачи:1. формирование у дошкольн...

«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»

«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них  духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда, как средство оптимизации коррекции речи дошкольника.

Предствален практический материал, по использования итерактивных игр и технологии в работе учителя-логопеда....

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи  посредством опоры на нестандартное использование  произведений ...

Использование средств артпедагогики и логоритмики в формировании личности и коррекции речи дошкольников с ОНР.

Методическая разработка по использованию средств артпедагогики и логоритмики в работе с дошкольниками с ОНР...

Создание и использование компьютерных игр для коррекции речи дошкольников на логопедических занятиях

Представление опыта работы по созданию компьютерных игр с помощью программы PowerPoint, возможности использования их в логопедической работе....

Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам развития и коррекции речи ребенка-дошкольника.

В материале представлены основные задачи, принципы и методы взаимодействия с семьями воспитанников....