Создание и использование компьютерных игр для коррекции речи дошкольников на логопедических занятиях
консультация на тему

Хажина Светлана Викторовна

Представление опыта работы по созданию компьютерных игр с помощью программы PowerPoint, возможности использования их в логопедической работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 78 «Ивушка»

 

Мастер-класс для педагогов

 «Создание и использование компьютерных игр для коррекции речи дошкольников на логопедических занятиях»

в рамках проведения «открытых» мероприятий для молодых специалистов ДОО

 Дата:  20.02.2018г.

Подготовил:

Хажина С.В.,

учитель-логопед

Сургут, 2018

Создание и использование компьютерных игр для коррекции речи дошкольников на логопедических занятиях

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео, кино-). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология».

Компьютерные технологии открывают совершенно новые варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные программы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе, являются одним из инструментов обновления и модернизации образования.

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Процесс коррекционного обучения ребенка с ОВЗ требует длительного времени и отнимает у него много сил. Со временем он утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи – трудоемкий процесс. Использование компьютерных технологий позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным, облегчить процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционно - логопедических занятий.

На моих логопедических занятиях компьютерные технологии обучения нашли свое применение. Нестандартные индивидуальные логопедические занятия, в течение которых разворачиваются определенные сюжетные линии любимых сказок, весёлых историй очень нравятся детям. Преимуществом интерактивных средств коррекционного воздействия является то, что они повышают мотивационную готовность детей к обучению, а если при этом происходит погружение ребенка в сказочный мир, то это является дополнительной стимуляцией познавательной деятельности.

Мультимедиа-занятия, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике; позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

С этой целью мною была создана мультимедийная библиотека, включающая разнообразные развивающие и обучающие игры, интерактивные презентации, авторские мультимедийные презентации. Авторские мультимедийные презентации можно использовать на индивидуальных занятиях с учителем – логопедом и в домашних условиях с родителями в зависимости от поставленных задач. (Шумелочка)

Использование презентаций в коррекционно-развивающей работе логопеда помогает решать следующие задачи:

Образовательные: автоматизация в речи «непослушных» звуков, уточнение, обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя речи; развитие связной речи;

Коррекционные: развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; развитие психических процессов; развитие тонкой, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и внимания;

Воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, активности, любознательности.

Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ.

Подготовка презентаций - серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия аудитории (детей, родителей).

Удачная и качественная презентация будет влиять на ваш положительный имидж. Презентация сегодня выступает как ваша визитная карточка. Эта технология позволяет визуально воспринимать вашу работу. К сожалению не каждую представленную работу можно назвать настоящей презентацией. Любая технология, в том числе и создание презентаций, компьютерной или другой, имеет свои правила, принципы, приемы. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.

Не навреди! Крупные и четкие картинки, шрифт, нейтральный фон, только необходимое использование анимации и эффектов. Ну и, конечно, ограничение времени работы с экраном – не более 25 минут за урок, чередование деятельности, смена поз, движение, физминутки, которые лучше проводить, не глядя на экран, дать отдых глазам и телу.

  1. Фон презентации. Изменение фона презентации.
  2. Подготовка фотоматериалов и графии для размещения на слайдах.
  3. Создание анимационного изображения в PowerPoint. (Приложение 1)
  4. Как добавить в презентацию активную ссылку на источники графики.
  5. Создание обучающих игр средствами PowerPoint. Запись времени анимации с помощью триггера (Приложение 2)
  6. Алгоритм работы с настройками анимации и гиперссылками PowerРoint (Приложение 3)
  7. Триггеры в презентации. Применение. Создание слайда с триггерами. (Приложение 4)
  8. Гиперссылки. Применение. Изменение параметров. Создание игрового поля. (Приложение 5)
  9. Встраивание в презентацию звуковых, видео, флэш-файлов.

Вывод: Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

Источник:

  1. Правила создания мультимедийных презентаций http://school24.admsurgut.ru/uchenic/ucheniu/-7/
  2. Правила при создании презентаций в MS PowerPoint

http://ccinet.info/pravila-pri-sozdanii-prezentacij-v-ms-powerpoint.html

http://school24.admsurgut.ru/uchenic/ucheniu/-7/

  1. Мультимедийная презентация к уроку: правила создания и типичные ошибки

http://osnovakniga.ru/art/multimedijnaya__prezentatsiya_k_uroku_pravila_sozdaniya_i_tipitchnye_oshibki/



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Создание анимационного изображения в PowerPoint

Порядок выполнения работы.http://festival.1september.ru/articles/530911/img1.jpg

1. Придумать сюжет картинки, например, морской пейзаж.
2. Найти изображение в Интернете (рис.1) и сохранить его в своей папке.
3. Сделать данное изображение фоном слайда с помощью набора команд:

Формат – Фон – Способ заливки – вкладка Рисунок

4. Расположить на этом фоне графические объекты.http://festival.1september.ru/articles/530911/img3.JPG

Для того, чтобы наша презентация стала более интересная, разместим на слайде анимированные изображения – графические файлы в формате .GIF (анимашки) (рис.2).

http://festival.1september.ru/articles/530911/img2.JPGhttp://festival.1september.ru/articles/530911/img4.JPG

5. Применить к объектам слайда эффекты анимации:

1) Выделить графический объект (например, маленький кораблик)
2) По сюжету вдали появляется маленький кораблик, он обгоняет большой корабль и уплывает дальше.

Выполним эффект увеличения кораблика с помощью команды (рис.4)

Показ слайдов – Настройка анимации – Добавить эффект – Вход – Увеличениеhttp://festival.1september.ru/articles/530911/img5.JPG

3) Движение кораблика зададим с помощью эффекта (рис.5)

Путь перемещения – Рисованная кривая

4) Для создания более правдоподобного эффекта появления и движения кораблика изменим параметры эффектов - время и скорость (рис.6)

- в окне Настройка анимации выделить правой кнопкой мыши первый эффект (появление кораблика) и выбрать команду Время

В диалоговом окне указать скорость, например, 10 сек.http://festival.1september.ru/articles/530911/img6.JPG

- выделить правой кнопкой мыши второй эффект, выбрать команду и установить время 15 сек.

6. Для того, чтобы эффекты выполнялись автоматически надо ко всем эффектам приметить параметр (рис.7)

Начало: С предыдущим

Применить для остальных объектов различные эффекты анимации.

7. Вставить музыкальное сопровождение с помощью команды менюhttp://festival.1september.ru/articles/530911/img7.JPG

Вставка – Фильмы и звук – Звук из файла…

Примечание: файл презентации и музыкальный файл надо сохранить в одной папке.

В результате выполнения указанных действий получим презентацию Мультик.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Создание обучающих игр средствами PowerPoint.

Запись времени анимации с помощью триггера.

Мультимедийные презентации не ограничиваются только настройкой анимационных эффектов и задания для них параметров. Можно записать время анимации с помощью триггера, что позволяет создавать интерактивные обучающие презентации с обратной связью, например, презентация-тест, обучающие игры.

Алгоритм  работы с  триггерами:

1.     Разместите на слайде необходимые объекты.

2.  Выделив необходимый объект, задайте анимацию в конструкторе слайдов, например -  Выделение - Качание. 

3. Открыв вкладку эффекта данного объекта, выберите команду Время.

4. В открывшемся диалоговом окне выберите вкладку Время и задайте параметры эффекта анимации:      

- скорость эффекта, повторение данного эффекта;

- нажав кнопку Переключатели, выберите  – «Начать выполнение эффекта при  щелчке».

В раскрывшемся списке справа укажите группу объектов или фигуру, к которым применяется данная команда. Триггер записан.

Теперь при показе слайда, если вы сделаете клик мыши по данному объекту, он начнёт качаться до окончания слайда.

5.  Новые такие же объекты создавать по этой схеме не надо!

     При копировании уже готового объекта, копируется и анимация и триггер. Копировать очень легко с помощью клавиши «Ctrl». Если Вы научитесь копировать с помощью этой клавиши, то сэкономите время и получите удовольствие от работы над копированием. Все легко и быстро! Нажмите левой рукой клавишу «Ctrl», а правой рукой выделенный объект (с помощью мыши), перемещайте (этот прием называется «тащи и бросай»). Так вот, когда вы «бросите» у вас появится копия, оригинал при этом останется на месте. Не плохо бы сразу «тащить и бросать» при этом туда, куда вам надо.

6. Для изменения параметров эффекта анимации и триггера для отдельного объекта выделите данный объект,  щелкнув по нему в списке анимации.   При этом вместо «Добавить» появится кнопка «Изменить».  

Щелкните «Изменить» и  выберите  эффект

Пути перемещения - Нарисовать пользовательский  путь – Линия. Нарисуйте линию необходимой траектории и длины или выберите необходимый путь перемещения из списка.  После изменения эффекта в списке анимаций изменится и значок. Желтая звездочка «качание» для выбранного объекта изменится на «стрелку», обозначающую, что задан эффект «пути перемещения».

     

         Таким образом, триггер задавать снова нет необходимости! Достаточно изменить только вид анимации.

              При создании слайда триггер записывается только 1 раз!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Произведения живописи в коррекции речи дошкольников.

Подготовила сообщение на МО  об использовании в коррекционно - образовательном процессе картин русских мастеров живописи. Работа над картиной художника через эмоциональное восприятие,чувства повы...

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда, как средство оптимизации коррекции речи дошкольника.

Предствален практический материал, по использования итерактивных игр и технологии в работе учителя-логопеда....

Использование средств артпедагогики и логоритмики в формировании личности и коррекции речи дошкольников с ОНР.

Методическая разработка по использованию средств артпедагогики и логоритмики в работе с дошкольниками с ОНР...

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОРРЕКЦИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛАЛИЕЙ

Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости, но и гарантией формирования успешной учебной деятельности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем...

"Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников на музыкальных занятиях"

quot;Использование игровых  технологий в развитии речи дошкольников на музыкальных занятиях"...