ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОРРЕКЦИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛАЛИЕЙ
статья на тему

Алексеева Любовь Николаевна

Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости, но и гарантией формирования успешной учебной деятельности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.

Одним из средств развития речи и мелкой моторики у детей младшего школьного возраста являются компьютерные технологии, выраженные в виде специализированных для этих целей развивающих игр. Как показывает практика, использование таких технологий во время логопедических занятий является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей и создания эмоционального фона.

Мною были изучены и введены в практику логопедические обучающие компьютерные программы с несколькими уровнями сложности, в частности, программы «Игры для Тигры», игры серии «Искатель» для 6-12 лет, «Развивайка для первоклашек».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_ispolzovaniya_kompyuternyh_tehnologiy.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОРРЕКЦИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛАЛИЕЙ

Алексеева Л.Н.,

логопед СОШ№7, г.Якутск

Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости, но и гарантией формирования успешной учебной деятельности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то, как правило, и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому систематические упражнения тонких движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Одним из средств развития речи и мелкой моторики у детей младшего школьного возраста являются компьютерные технологии, выраженные в виде специализированных для этих целей развивающих игр. Как показывает практика, использование таких технологий во время логопедических занятий является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей и создания эмоционального фона.

Мною были изучены и введены в практику логопедические обучающие компьютерные программы с несколькими уровнями сложности, в частности, программы «Игры дляТигры», игры серии «Искатель» для 6-12 лет, «Развивайка для первоклашек».

Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции нарушений речи при стертой форме дизартрии. Но, как показал опыт, она может эффективно использоваться для коррекции таких нарушений речи как дислалия, ринолалия, заикание.

В составе программы «Игры для Тигры» 4 самостоятельных блока:

1        блок - «Коррекция просодических характеристик речи» - направлен наразвитие длительности и силы речевого выдоха, грамотности и тембра голоса, темпо-ритмичности и интонационной выразительности речи. В его составе 4
модуля: «Дыхание», «Слитность», «Ритм», «Тембр».

2        блок - «Коррекция фонематической стороны речи»  - направлен накоррекцию фонематических процессов у детей со стертой формой дизартрии.Содержит  4  модуля:   «Звуки»,  «Слова»,  «Анализ»,  «Синтез».   Упражнения
модуля  «Звуки»  позволяют  развивать  фонематический  слух  на неречевыхзвуках. Работа с данными упражнениями позволяет сформировать и развитьоснову для фонематического слуха. Упражнения модуля «Слова» позволяютработать    над   формированием    фонематического    восприятия   у    ребенка. Упражнения  модуля  «Анализ»  позволяют работать  над  формированием  иразвитием фонематического восприятия у детей, а также над автоматизацией
звуков речи в словах.

3        блок - «Коррекция лексической стороны речи» - направлен на коррекциюречевых нарушений. Блок содержит 3 модуля, которые позволяют организовать коррекционную работу по определенному направлению.

4        блок - «Коррекция звукопроизношения» - содержит упражнения по правильной артикуляции звуков и артикуляционной гимнастике речи на звукиС, Ш, ЖДЦ, Ч, Л, Р.

Программа «Игры для Тигры» позволяет:

  • развивать чтение и грамотность, внимание и наблюдательность, память,
    логическое и творческое мышление;
  • повышать словарный запас;
  • находить различия в «сходных» предметах;
  • классифицировать и сортировать предметы по заданным признакам;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • производить анализ и разгадывание загадок.

Развивающие компьютерные игры серии «Искатель» для детей 6-12 лет позволяют:

развивать   чтение   и   грамотность,   внимание   и   наблюдательность,
зрительную память,находить   различия   в   «сходных»   предметах,  классифицировать   и
сортировать их. Программа «Развивайка для первоклашек» содержит занимательные игры, способствующие изучению русского языка, математики и изобразительного искусства.

Перечисленные выше обучающие компьютерные программы, разработанные специалистами-логопедами, эффективно способствуют общему развитию ребенка, повышают его интерес к познавательной деятельности, а, главное, они учат ребенка правильной речи и способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук.

Неправильно будет думать, что занятия в логопункте проводятся только за компьютером. На каждом занятии идет чередование: учитель - компьютер - учитель. Например, после обобщения занятия на компьютере в течение 10-15 минут дети могут начать работать по карточкам - рисункам, заранее специально подготовленным учителем для развития моторики пальцев рук.

В качестве примера рассмотрим примеры заданий к одной из карточек.

Условие выполнения задания: Проводить линии карандашом, не отрывая руки.

Задание 1. Попади мячом и сбей палочку.

Задание 2. Нырни в воду и выплыви точно в спасательный круг.

Задание 3. Проведи свой корабль кратчайшим путем так, чтобы он не сел на мель.

Задание 4. Попади мячом в баскетбольную «корзину».

Задание 5. Поезжай по извилистой дороге.

Большой интерес у ребят вызывает компьютерное тестирование на правописание сложных для них слов. Например, одно из заданий компьютерного теста на правописание безударных гласных может иметь вид:

Вставьте пропущенные буквы:

Дв .ры, м . сты, гл . за, гр . чи, л . са, с . ды т.д.

Анализ опыта использования вышеуказанных программ и тестов подтверждает, что компьютерные технологии - хорошие помощники логопеда. Во-первых, работа на компьютере заметно ускорила движение пальцев рук - дети стали работать быстро, не глядя на клавиатуру, появились навыки работы с мышью. Во-вторых, наметилась общая тенденция заметного улучшения знаний по русскому языку, обогатился словарный запас слов, улучшилось произношение трудных слов. Таким образом, работа с обучающими логопедическими программами на компьютере во время логопедических занятий способствуют развитию у ребенка повышенного интереса к учебе и  занятием в логопункте.

Литература

1.   Волкова Л.С. Логопедия М.: Просвещение, 1989.

2.   Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией - Л., 1992.

3.   Волкова Г.А. Логопедическая ритмика М.: ВЛАДОС, 2002.

4.   Забрамная С.Д., Боровин О.В. Развитие ребенка - в наших руках. М.: Новая школа, 2000.

5.   Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально - подгрупповая работа

14

по коррекции звукопроизношения, М.: Гном - пресс, 1998.

6.   Коноваленко   В.В.,   Коноваленко   С.В.   Артикуляционная   и   пальчиковая гимнастика, 2000.

7.   Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности детей от 6 до 9 лет. М., 2000.

8.   Кольцова М.М. Двигательная активность развития функции мозга ребенка. М., 1973.

9.   Рыбкина А.Ф.  Коррекция звукопроизношения у  детей.  Изд.   «Учитель», «Волгоград», 1997.

Ю.Рычкова И.Я. Логопедическая ритмика. М.: 2000.

П.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб: Изд. «Ахсциденит»

1997.

12.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Игры с пальчиками. М.: АСТ Астрель, 1997. 13.Фомина Л.В. Роль движений пальцев руки в развитии речи ребенка раннего

возраста.

14.Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. СПб., 1998 15.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997. 16.Компьютерная логопедическая коррекционная программа «Игры для тигры»

Со§орипк1.ги. С-Пб. 2003.

17.Компьютерная программа «Развивайка для первоклашек». 18.Компьютерные программы серии «Искатель». Развивающие игры для детей

  • 7-12 лет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция мелкой моторики с использованием инновационной технологии у детей младшего школьного возраста с дислалией.

            Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией формирования успешной учебной деятельн...

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (с использованием методики М. Монтессори)"

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (с использованием методики М. Монтессори)...

Мастер-класс по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.Уровень развития мелкой моторики – один из п...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Приводятся различные подходы для развития мелкой моторики....

Методическое пособие по развитию мелкой моторики для детей младшего школьного возраста со спастической диплегией

Актуальность реализации методического пособия:  В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необх...

Тема самообразования " Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста"

Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развит...