Мастер-класс по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста
методическая разработка по психологии

Бородулина Наталья Владимировна

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Методический центр»

отдел коррекции и реабилитации

г.о. Ликино-Дулево

Мастер- класс с педагогами по теме:

 «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ  У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагог- психолог: Бородулина Наталья Владимировна

                                                       2018г.

                                                                 Введение.

«Руки дают человеку голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова

способствуют развитию мозга».

И.П.Павлов

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

2. Практическая часть.

Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

• Пальчиковая гимнастика

• Физкультминутки.

• Пальчиковые шаги.

Эти упражнения направлены на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Я использую пособие "Пальчиковые шаги" Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой. В нём представлены варианты работы для левой и правой руки.

   Самомассаж с прищепками: прищепкой, на ударные слоги стиха, поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. У вас на столе лежат прищепки, каждый возьмите по прищепке и начинаем. После 1-го двустишия – смена рук.

  • Кусается сильно котёнок – глупыш,
  • Он думает: это не палец, а мышь.
  • Но я же играю с тобою, малыш!
  • А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!»

Игры с дополнительными материалами – такие как: прищепки, верёвочки, игры- шнуровки, мячи, шарики, орехи, скрепки, валики, нитки и другое повышают интерес детей, внимание становится более устойчивым, а поэтому результата в развитии мелкой моторики я добиваюсь быстрее.

А теперь возьмите орех. Орехи я использую для катания между ладонями. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук.  Также орехи я использую для перекладывания и удерживания их между пальцев. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.

Деревянные матрёшки — прекрасное средство для развития ручных умений ребенка и его мышления. Мозаика, конструктор, разные картинки— бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка— способствуют  интенсивному развитию движений пальцев рук.  

Еще я использую счетные палочки . Дети выполняют из них различные фигурки. Игры сопровождаю стихами, загадками, тем самым у ребёнка развивается слуховое восприятие. При выполнении упражнений ребёнок развивает мелкую моторику. У вас на столе стоят счетные палочки, сейчас мы выполним упражнение «Грибок».

Картотека заданий и упражнений со счетными палочками

Также я использую «Игры с прищепками».  Игр с прищепками существует множество. С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию. Я приглашаю одного педагога. Пожалуй, самой популярной игрой с прищепками можно по праву назвать «Солнышко». В этой игре вы должны прикрепить солнышку лучики, чтобы солнышко ярко светило.

С помощью фасоли и гороха мы выкладываем предложенные по схеме дорожки, затем можно попросить придумать свои узоры, которые можно создать с помощью фасолинок и гороха. Я вам тоже предлагаю выложить дорожки из фасоли и гороха.

Развитие мелкой моторики. Игры с фасолью и горохом.

Математический планшет Геометрик прост в использовании и очень функционален. С помощью доски с кнопочками и резиночек ваш ребенок сможет самостоятельно создавать оригинальные рисунки, фантазировать, творить, конструировать. Уникальная методика "рисования резиночками" даст ребенку возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур, научит ориентироваться на плоскости, работать по предложенной схеме и созидать самостоятельно, а так же поспособствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость. Игра способствует развитию логики и мелкой моторики. Я приглашаю одного педагога.

Можно подобрать загадки и предложить сделать схемы-отгадки, которые будем рисовать на планшете. Например, такая загадка:

В чёрном небе до зари

Тускло светят Фонари.

Фонари — Фонарики

Меньше, чем комарики. (Звезды).

   Игры-мозаики являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста. Главное - обратить внимание на размер фишек.

Застёгивание и расстёгивание различных застёжек, пуговиц, кнопок, молний. Этот способ влияет на тренировку пальцев, совершенствует ловкость рук.

   Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.

  Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является метод ниткографии. Ниткография - выкладывание с помощью толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть "рисование с помощью нити". "Рисунки" получаются объёмные и живые. Кроме того, работа с мягкой и пушистой нитью успокаивает детей.

Например: «У Мити был День рождения. Ему подарили много игрушек. А какие игрушки, ты узнаешь, если сумеешь отгадать загадки». Попросите ребенка ниточкой «нарисовать» отгадки. 
Задание для детей четырехлетнего возраста:
 
Его бьют, а он не плачет, 
Только выше, выше скачет. ( Мяч)

Возьми за палочку, дружок, 
И подними вот так ... (флажок).

Твой хвостик я в руке держал. 
Ты полетел, я побежал. (Шарик)

В старшей  и подготовительной группе, кроме пальчиковой гимнастики,  я использую графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер–класс по теме: Развитие творческого потенциала у детей младшего школьного возраста с ОВЗ посредством моделирования из нетрадиционных материалов

Почему все дети любят лепить? Зачем ребенку нужна лепка? Оказывается, в лепке ребенок может выразить свои впечатления, передать образы окружающих его предметов. Лепка – самый осязаемый вид художествен...

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОРРЕКЦИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛАЛИЕЙ

Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости, но и гарантией формирования успешной учебной деятельности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем...

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (с использованием методики М. Монтессори)"

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (с использованием методики М. Монтессори)...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Приводятся различные подходы для развития мелкой моторики....

Методическое пособие по развитию мелкой моторики для детей младшего школьного возраста со спастической диплегией

Актуальность реализации методического пособия:  В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необх...

Тема самообразования " Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста"

Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развит...