Пословицы и воспитание нравственности
методическая разработка (5 класс) по теме

Хочу поделиться своими наработками. Использование пословиц и компьютерных технологий на развивающих занятиях дает положительную динамику в развитии речи школьников, воспитывает нравственно - патриотические качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya____konspekt_zanyatiya.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Пословицы  и воспитание нравственности

на логопедических занятиях

                                                                         Галкина Людмила Николаевна

                                                               учитель- логопед, учитель - дефектолог

                                 ГБСКОУ №20 Петроградского района Санкт - Петербурга

Русский язык- это величайшее богатство нашего народа. Он является сокровищем мудрости. Национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение проходят, словно через призму и многогранно проявляются в пословицах и поговорках. Они как на крыльях перелетают из одного века в другой, передаются от наших дедов и прадедов, и не видна та бесконечность, куда улетит дальше эта крылатая мудрость.

Из прошлого  дошли  до нас  разумные изречения, радость и людские страдания, смех и слезы, любовь и ненависть, честность и обман, красота мысли и вульгарность. Все это нам, педагогам, помогает воспитывать наших учеников и формировать у них  нравственное сознание, устойчивое поведение и чувства, соответствующие положительному образу жизни.

         Мы учим наше подрастающее поколение выбирать и пользоваться  пословицами, которые насыщенны нравственно-патриотической гордостью, прославляют и защищают нашу Родину, помогают не забывать традиции нашего народа. На  логопедических занятиях учителя – логопеды предлагают решать разные проблемные ситуации, в которых  школьники должны  уметь оценивать и осуждать те поговорки и пословицы, которые  несут в себе печать национальной розни, рабства, угнетения, религиозных суеверий, преклонение перед силой.

         Пословицы  не сочиняются, а рождаются  обстоятельствами,  как крик о помощи, невольно вырвавшийся из души, это целые изречения, переживания, всплеск  народного ума, жизненная правда. Кто  сочинял большинство пословиц  неизвестно никому, но все их знают и используют. Используя в своей работе эти изречения, мы учим добру,  состраданию и сопереживанию, тому, чего не хватает нынешнему поколению.

Больше половины ребят нашей школы имеют семьи, в которых отсутствуют частично или полностью такие понятия, как  культурные, этические и нравственные нормы поведения. Специалисты службы сопровождения школы поддерживают таких детей, систематически ведут просветительско-профилактическую работу с родителями. Основными направлениями работы нашей школы являются создание таких условий, в которых ученик сознательно вырабатывает свою нравственную позицию и умение противостоять асоциальным явлениям современного общества.

         Учителя-логопеды  на логопедических занятиях  наряду с изучением слов, несущих в себе яркую выразительность, образность и эмоциональность, используют пословицы,  как средство формирования установок  нравственно – патриотического поведения.  Уточняя понимание смысла, мудрости заложенного  в поговорках и пословицах, мы решаем коррекционно-развивающие задачи,  помогаем вырабатывать навык правильного выбора и  осознанного употребления их в речи.

Пословицы  красочно описывают и дополняют эмоции человека, свойства и его качества, а так же характеризуют явления и  разные жизненные ситуации – это  мы используем  при составлении описательных рассказов, написании сочинений и изложений, характеристике литературных героев.

Очень важно привить учащимся интерес использовать пословицы, способствующие  положительному нравственно-патриотическому  воспитанию. Мы  на своих уроках предлагаем  использовать  при восхищении, восторге, радости такие выражения: «почувствовать  себя на седьмом небе»,  «смешинка в рот попала», «Смех и слезу прошибет».

Нравственное воспитание учащихся  младших классов  учителя всегда начинают с добрых пожеланий, которыми они будут  пользоваться на протяжении всей жизни: «добро сеять – добро и пожинать», «в добрый час», «счастливо оставаться», «будьте добры».

         Мудрость нашего народа помогает нам воспитывать школьников на положительных человеческих качествах: «учись доброму, худое на ум не пойдет», «служить верой и правдой», «доброе дело питает и душу и тело». На занятиях ученики часто подбирают пословицы, для того чтобы  качественно обогатить  и расширить свой словарный запас, используют как средство выразительности своих высказываний, невольно впитывая при этом  те качества, которые мы должны воспитать в них. Например: честность-… («честность всего дороже»), ум –… («птице даны крылья, а человеку - разум»).

Предлагая  учащимся читать  и пересказывать историю происхождения пословицы, мы  ведем работу по коррекции дислексии, развитию связной речи. На уровне слова, словосочетания, предложения, текста проводим  коррекцию  дисграфии и дизорфографии.  В свои занятия включаем такие виды работ как: анализ текста; составление предложений и текстов с устойчивыми сочетаниями слов; определение авторов крылатых выражений, афоризмов, изречений; работу с различными словарями. Это тоже оставляет свой положительный след в нравственном воспитании.
     Все занятия для того, чтобы заинтересовать учащихся, проводятся с использованием не только наглядного методического материала, но и с применением новых инновационных технологий. Процесс подачи материала на логопедических занятиях несколько другой, он более индивидуальный, чем на уроке в классе. Персональный компьютер, укомплектованный разнообразным прикладным программным обеспечением, в руках наших  специалистов является мощным развивающим средством, способным быстро реализовать задачи, на которые в традиционных подходах уходило намного больше времени.

         Оставшееся время на занятии учителя - логопеды используют для формирования у учащихся жизненных ценностей, решения личностных проблем социального характера, выработке собственного взгляда на жизнь, умению противостоять асоциальным ситуациям окружающей действительности, находить пути самовыражения, которые будут соответствовать традициям и нормам морали принимаемых современным обществом.

  Рассмотрим, как применяются пословицы  на конкретном логопедическом занятии в 5 классе для детей с речевыми нарушениями и обучающимися  по общеобразовательной  программе коррекционно – развивающей направленности для детей с ОВЗ V вида.

Тема логопедического занятия

«Работа по устранению аграмматической дисграфии  у учащихся с речевыми нарушениями в 5 классе  на материале пословиц».

Логопедическая тема: Словообразование.

Лексическая тема: Пословицы и поговорки.

Грамматическая тема: Словообразование.

Цель: Совершенствование навыка словоизменения и словообразования.

Задачи:

Образовательные:

Развитие умения изменения  существительных по падежам.

Расширение и обогащение словаря по теме «Пословицы».

Закрепить знания учащихся о составе слова.

Коррекционно – развивающие:

Развитие связной речи.

Развитие мышления, внимания, памяти.

Воспитательные:

Воспитание нравственных ценностей на примере пословиц и поговорок.

Воспитание любви к родному языку.

Оборудование.

1.Презентация, проектор, экран, ПК.

2. Сюжетные картинки.

3. Карточки со словами и предложениями.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Приветствие.

2.Повторение. 

-Повторим, что такое пословица.

(  Пословица- это краткое поучительное предложение.)

-Чему учат пословицы?

Учащимся предлагаются пословицы, вместе выясняют, чему они учат.

3. Сообщение темы. 

  -Вспомним  разные способы образования и изменения слов на материале пословиц и поговорок.

Ученики объясняют разбор слов по составу: пословица, поговорка.

4.Развитие пространственных представлений.

- Посмотрите на картинки и подберите к ним пословицы. Ответ начинай так: «Картинку, которая находится в верхнем левом углу, можно объяснить пословицей…».

5. Составьте пословицу из слов: едешь, тише, дальше, будешь.

(Слова демонстрируются на экране.)

6.Повторение изменений слов в предложениях. (Предложения демонстрируются на экране.)

- Найдите главное и зависимое слово, поставьте вопрос, определите падеж и предложите вариант окончания этого слова.

7.Составление пословиц.

- Используя слова и картинки составьте пословицу. Объясните слова: перо и топор. Учитель – логопед рассказывает о переносном смысле этой пословицы.

8.Словообразование.

- При помощи суффиксов образуйте новые слова от слов: перо и топор.

(Ученики устно образовывают новые слова).

9.Работа в тетрадях.

- Запишите в тетради  число и перепишите однокоренные слова.

Выполните разбор слов по составу.

10.Лексическое значение слов: топорник, топорище.

-Объясним значения малоизвестных слов. Найдите верное объяснение каждому из слов.

11.Физкультурная пауза.

- Представьте себе, что вам надо срубить дерево топором, обрубить сучки и веточки.

(Ребята выполняют движения под звуковой эффект рубки дерева.)

12. Начало и конец пословиц .

-Прочитайте начало пословицы, подберите к ней конец. Повторите пословицу полностью.

(Учащиеся по очереди читают пословицы).

13.Договорите предложение.

-Закончите пословицы словами действиями противоположными по значению. Слова противоположные по значению называются ….?

-Антонимами. (Учащиеся подбирают антонимы.)

14.Зарядка для глаз.

-Следите, пожалуйста, за мячом.

Учитель – логопед мячом рисует прямые линии в разном темпе и в определенном направлении.

15.Спрятанная пословица.

-Прочитайте пословицу. (Направление чтения указывает стрелка.)

 У      о      г        т,      м     е  

 м      т,      о       а       н     т.

 н      к       г       т       о

 ы     т       о       о       г

 й      о       в       т       о

 н      м      о       к       з

 е       н      р       т       н

 т       о      и       о       а

16.Индивидуальная работа учащихся по карточкам.

(Ученикам выдаются сюжетные картинки и вопросы к ним.)

-Подготовьте ответы на вопросы. (Учащиеся по очереди отвечают на вопросы к картинкам.)

17.Разгадываение ребуса. Демонстрация ребуса на экране. (Учащиеся отгадывают слово «подарок».)     А

                                                  РОК

18.Творческое задание.(Совместная работа учащихся).  

- Посмотреть мультфильм по басне И. А. Крылова и разложить по порядку кадры из этого фильма. Выберите  один совет для Стрекозы и запишите его в тетрадь.

19.Итог занятия.

Рефлексия.

-Что вам понравилось, что запомнилось, что узнали нового?

(Оценка работы учеников на занятии).

-Пожелание находить в жизни применение пословиц и поговорок, которые несут добро, радость знания.

Литература.

1. Дмитриев С.Д., Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи: Сборник упражнений. – М.6Книголюб, 2005.

2.Розе.Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп 2010.

3.Студия: Союзмультфильм Москва. «Стрекоза и Муравей» По мотивам одноименной басни И. А. Крылова.

Выпуск:1961, режиссер: Н. Федоров

4.Ушакова О.Д.Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литера» 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка серии уроков по теме " Хулиганство" как способ воспитания нравственности человека методом от противного"

Основные цели уроков: знакомство учащихся с проблемой физического и психологического террора в отношении учащегося со стороны группы одноклассников в Британии,   воспитание моральных качеств, соч...

педсовет Воспитание нравственных качеств на уроках разных общеобразовательных областей

презентация к педсовету, обсуждение проблем воспитания нравственных качеств у детей на уроках...

Педагогический проект "Воспитание нравственных чувств и сознания как путь к нравственному совершенствованию личности"

Нравственное воспитание современного школьника - фактически обусловленная необходимость. Как можно попытаться повлиять на формирование нравственного сознания......

Консультация для родителей «воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»

Консультация для родителей «Воспитание нравственно-волевых качеств  в процессе трудового воспитания в семье»...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта у детей дошкольного возраста»

В современном материальном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятие о добре, милосердии, справедливости, развивать духовность, любовь к ок...