программа "Шаг в профессию"
рабочая программа (7 класс) по теме

профориентационная программа расчитана на учащихся коррекционной школы 8 вида (7-9 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shag_v_professiyu.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

ГСКОУОВОВЗОШИ № 28

п.Суворов - Черкесский

       Рассмотрено на МО воспитателей                                                                                                   Утверждено на педсовете

       Протокол № 5 от 27.05.2010г.                                                                                                            протокол № 7 от 31.05.2010г.

Составила:

социальный педагог Малахова Е.П.

2010 год.

Пояснительная записка

В предлагаемой программе профориентация рассматривается как система психолого-педагогических, социальных и медицинских мероприятий, помогающих каждому воспитаннику выбрать профессию с учётом индивидуальных особенностей, способностей и интересов, а так же потребностей общества.

Таким образом, в круг вопросов, решающихся в процессе профориентационной работы в коррекционном учреждении VIII вида, входит:

- профессиональное просвещение учащихся;

- психологическое изучение и классификация профессий;

- пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы;

- изучение учащимися своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей;

- индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному воспитаннику в выборе профессии;

- профессиональные пробы;

- практическая проверка результатов всей профориентационной работы.

Таким образом, основной целью предлагаемой программы является актуализация профессионального самоопределения учащихся посредством активизации специально организованной деятельности по получению информации о мире профессий и расширения границ самопознания.

Задачи:

1. Изучать динамическую структуру личности учащегося с целью осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определения наиболее подходящей сферы трудовой деятельности.

2. Формировать трудовые навыки и умения, способствовать развитию творческих способностей детей.

3. Всестороннее изучать профессионально-трудовые возможности учащихся и оказывать содействие их развитию.

4. Готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать содействие процессу профессионального и личностного самоопределения.

5. Содействовать формированию адаптивных  механизмов, навыков самопрезентации и уверенного поведения старшеклассников.

6. Решать некоторые личностных проблемы учащихся, как факторы, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.

В Программе представлены три основных раздела:

1) 7 класс.

Профессиональное просвещение и знакомство с отдельными профессиями, их общественной значимостью. Занятия представляют пропедевтический курс, предусматривающий введение в специфику занятий и ознакомление с рядом профессий и специальностей, овладение которыми является наиболее доступным для выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида.

2) 8 класс.

Систематизация знаний о мире профессий с точки зрения целей и условий труда. Знакомство с психологическими основами профессионального выбора. Первичная профдиагностика.

Занятия с восьмиклассниками нацелены главным образом на:

  1. развитие у подростков профессионального сознания;
  2. формирование личностного смысла выбора конкретной профессии;
  3. развитие умения соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами и реальными возможностями.

3) 9 класс.

Основная направленность занятий:

  1. углубление знаний о требованиях профессии к человеку;
  2. развитие механизмов самопознания;
  3. коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе посредством выполнения профессиональных проб.
  4. формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда;
  5. контроль и коррекция профессиональных планов;
  6. оценка результатов достижений в избранной деятельности;
  7. социально-профессиональная адаптация.

Программа «Шаг в профессию» создана на основе изучения профориентационных программ («Я и моя профессия» Г.В. Резапкиной, «Выбор профессии» Е.А. Климова и С.Н. Чистяковой и др.)

Предлагаемый подход к решению проблемы своевременного и точного профессионального самоопределения воспитанников коррекционной школы не требует особых материальных затрат. Основная трудность, которая может возникнуть при реализации данной программы – координация усилий специалистов – педагогов, психолога и социального педагога, чья деятельность комплексно должна быть направлена на достижение поставленной цели.

В связи с этим преимущественным направлением работы педагогов (классного руководителя и воспитателя класса) является:

1) профессиональное просвещение учащихся;

2) организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе дополнительного образования в рамках расширения познаний о мире профессий;

3) развитие творческого и художественно-эстетического потенциала учащихся.

Приоритетные направления деятельности социального педагога:

1) формирование социально-необходимых знаний и навыков, необходимых для правильного профессионального выбора воспитанников;

2) налаживание и поддержание сотрудничества с районным центром профориентации и занятости населения, предприятиями по организации профориентационных мероприятий, а так же связи с отдельными учебными заведениями;

3) оформление документации для поступления выпускников в учебные заведения.

Главные аспекты работы педагога-психолога:

1) знакомство учащихся с основами психологических знаний по профессиональной ориентации;

2) развитие мотивации самопознания, побуждение учащихся к осознанию собственных индивидуальных особенностей и их соотнесение с требованиями, предъявляемыми профессией;

3) оказание содействия социальному становлению старшеклассников;

4) коррекция некоторых личностных особенностей, препятствующих правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.

Занятия проводятся систематически в течение учебного года из расчёта:

7 класс        -        1 - 2 часа в месяц (14 занятий в год);

8 класс        -        1 - 2 часа в месяц (16 занятий в год);

9 класс        -        2 - 3 занятия в месяц (20 занятий в год).

Продолжительность одного занятия может варьировать  от одного академического до одного астрономического часа, в зависимости от специфики и ведущего вида деятельности (например, время занятия может возрастать при проведении психодиагностической работы, организации экскурсии, выполнении профессиональной пробы учащимися).

Специфика предлагаемых занятий такова, что они не предполагают традиционные для школы отношения «педагог – ученик», а, следовательно, исключают ситуацию оценивания и контроля усвоения. Главный результат эффективности деятельности по Программе - сформированность у выпускника готовности и способности к выбору доступной для него профессии.

Контроль над исполнением Программы осуществляется методическим советом и администрацией коррекционного учреждения. Исполнители Программы – классный руководитель, воспитатель класса, педагог-психолог, социальный педагог – несут ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий.

7 класс

Основные задачи:

- формировать у учащихся представление об основных профессиях, которыми они могут овладеть после окончания специальной (коррекционной) школы;

- оказать содействие развитию профессиональной направленности интересов;

- создать условия для осознания школьниками своих интересов, способностей и общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

Тема занятия

Кол-во часов

Специалисты, отвечающие за проведение

Методические рекомендации для специалистов

Сентябрь

  1.  «Моя профессия – овощевод».

  1. «Моя профессия – повар»

1

1

Воспитатель

Воспитатель

Педагогам в игровой форме необходимо познакомить детей с особенностями профессии, основной спецификой деятельности овощевода. Важно познакомить учащихся с основными этапами выращивания овощей: подготовка почвы, отбор семян, выращивание рассады, специфика выращивания овощей в открытом и закрытом грунтах, уход за культурами, хранение урожая, способ их реализации. Возможности трудоустройства.

Учащиеся знакомятся с профессией повара. Под руководством педагогов обучаются навыкам работы со справочным материалом по приготовлению блюд. С помощью педагогов школьники готовят несложные блюда из овощей, украшают блюда.

Октябрь

  1. «Моя профессия – садовод».

  1. Библиотечный урок: «Как выбрать нужную профессию»

1

1

Воспитатель

Библиотекарь

Педагогам в игровой форме необходимо познакомить детей с особенностями профессии, основной спецификой деятельности садовода. Важно познакомить учащихся с основными этапами выращивания сбора и хранения фруктов. Способ реализации продукции.

Ноябрь

Беседа «Профессии сферы обслуживания»

1

Воспитатель

Педагог знакомит учащихся с профессиями сферы обслуживания, которые востребованы  в нашем регионе. Необходимо провести параллель между этими профессиями и учебными дисциплинами в нашей школе.

Декабрь

«Младший обслуживающий персонал»

1

Воспитатель

Январь

Беседа  «Я б в рабочие пошел» (о профессиях каменщика, штукатура, маляра, плотника).

1

Воспитатель

Педагогам необходимо дать характеристику   профессиям. Рассказать о путях приобретения данной профессии. О возможностях трудоустройства.

Февраль

«Надомный труд »

Конкурс рисунков: «Моя профессия»

1

1

Соц. Педагог

Библиотекарь

Перечень работ для надомников. Поиск надомной работы. Возможности реализации продукции.

Март

«Моя профессия – озеленитель».

2

Воспитатель

Педагогам в игровой форме необходимо познакомить детей с особенностями профессии, основной спецификой деятельности цветовода - озеленителя. Важно познакомить учащихся с основами планирования розариев, рокариев, цветников. Можно  провести планировку собственного цветника. Рассказать о возможностях  трудоустройства.

Апрель

Игра: «Угадай профессию».

Беседа: «Каким я хочу быть, каким буду?»

1

1

Воспитатель

Воспитатель

Май

Заключительное занятие.

Обобщение знаний, полученных на занятиях. Подведение итогов.

1

Кл.руководитель

Воспитатель

Важно обобщить представления детей о будущей трудовой деятельности по рассмотренным профессиям. Одним из вариантов закрепления полученных знаний может быть групповая форма работы с учащимися, в ходе которой каждая группа осуществляет защиту одной из рассмотренных профессий (дает краткую характеристику, освещает специфику деятельности, сообщает об условиях труда и общественной значимости профессии).

8 класс

Основные задачи:

- продолжить формировать у учащихся представление об основных профессиях, которыми они могут овладеть после окончания специальной (коррекционной) школы;

- осуществить профессиональное просвещение: сформировать у учащихся представление о мире профессий, о современных возможностях рынка труда и способах трудоустройства;

- оказать помощь подросткам во включении в процесс активного поиска своих личных, индивидуальных перспектив профессионального самоопределения;

- осуществить первичную профдиагностику;

- расширить представление учащихся о мире профессий.

Месяц

Тема занятия

Кол-во часов

Специалисты, отвечающие за проведение

Методические рекомендации для специалистов

Сентябрь

  1. Занятие – путешествие «Я в мире профессий».
  2. Выбор в жизни человека. Как выбирать профессию.
  3. Ассоциативная игра «Человек – профессия»

1

1

1

Кл. руководитель

Воспитатель

Педагогам необходимо расширить представление учащихся о мире профессий, овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы VIII вида. Важно закрепить интерес детей к выбору профессии и содержанию труда в разных сферах деятельности.

Целесообразно ознакомить учащихся с основными принципами выбора, развивать у них умение выбирать. При этом педагогам важно учитывать ограниченность профессионального выбора учащихся школы.

В игровой ситуации необходимо создать условия для развития умения детей соотносить качества человека (в том числе свои собственные) с определенной профессией.

Октябрь

Понятие о профессии и специальности.

  1. Определение профессии и специальности.

1

Воспитатель

Важно сформировать у учащихся общее представление о профессии, как необходимой для общества области приложения духовных и физических сил человека , и специальности, как виде занятий в рамках одной профессии. Рекомендуется закрепить изученный материал на практических упражнениях , используя для анализа наиболее знакомые учащимся профессии, и входящие в них специальности. Выполнение упражнений осуществляется первоначально в устной, а затем в письменной форме; после выполнения задания целесообразно групповое обсуждение итогов и их анализ.

Ноябрь

Что я знаю о мире профессий?

  1. Классификация профессий.
  2. Игра «Профессиональный аукцион»
  3. Заполнение дифференциального опросника Е.А.Климова; анализ и обсуждение результатов.

1

1

1

Кл.руководитель

Воспитатель

Соц.педагог

Необходимо познакомить учащихся с понятием классификации, как осмысленным порядком вещей и явлений, разделении их на группы по каким – либо признакам. Привести примеры знакомых им классификаций из изученных учебных дисциплин, повседневной практики. Осуществляется изучение классификации профессий по предмету труда, предложенной Е.А.Климовым.

Основной замысел игры «Профессионального аукциона» заключается в том, что школьники должны на рабочих листах – бланках, как можно больше профессий, относящихся к группам человек – человек, человек – техника и т.д.

Заполнение дифференциально – диагностического опросника. По окончании диагностики осуществляется анализ и обсуждение результатов.

Декабрь

  1. Круглый стол «Кем стать? Каким быть?»
  2. Игра «Кто есть кто».

1

1

Кл.руководитель

Воспитатель

Смысл круглого стола – дать возможность соотнести свой образ с различными профессиями на основании знаний учащихся друг о друге. Педагогам важно уделить внимание воспитательному аспекту: доверять мнению одноклассников и принимать их точку зрения.

Основной замысел игры: воспитатель называет конкретную профессию, доступную для учащихся школы VIII вида, а школьники должны определить, кому из группы эта профессия подойдет в наибольшей степени. Важно добиться у учащихся обоснования собственного мнения.

Январь

Индивидуальные особенности человека и выбор профессии.

  1. Характерологические особенности людей разных профессий. Самопознание. Мои индивидуальный особенности.
  2. Игра  «Я в глазах других».

1

1

Психолог,

Воспитатель

Важно довести до осмысления учащихся значение при профессиональном выборе таких индивидуальных особенностей человека, как интересы, склонности, способности и характер. Педагогам необходимо сформировать у восьмиклассников представление о характере, как совокупности определенных психологических качеств, которые проявляются в поступках человека. Целесообразно выделить в характере положительные и отрицательные качества, а также черты, характеризующие отношение человека к окружающим людям, к миру вещей и явлений, к выполняемому делу, к себе самому. Особенно значимо формирование у школьников моральной оценки отдельных характерологических особенностей человека.

Старшеклассники должны понять, что существуют определенные черты характера, которые помогают человеку конкретной профессии и есть те, которые мешают ему в овладении профессии и выполнении профессиональных функций.

Игра «Я в глазах других» нацелена на осознание особенностей своего характера, формирование адекватной самооценки и развитие коммуникативных навыков учащихся.

Февраль

Беседа «Юридические основы устройства на работу»

1

Соц.педагог

Основная задача – сформировать у учащихся представление о законах в области труда и занятости (Трудовом кодексе РФ как основном документе, регулирующем трудовые отношения); разъяснить понятие «рынок труда»; показать пути устройства на работу. Целесообразно познакомить школьников с правилами оформления основных документов при поступлении на работу.

Март

Современные проблемы трудоустройства.

  1. Беседа «Где найти работу?»
  2. Деловая игра «Встреча с работодателем».

1

1

Соц. Педагог

Соц.педагог

Педагогу необходимо объяснить учащимся об основных трудностях, имеющих место при трудоустройстве: умение правильно и грамотно оформлять документы; подготовка и прохождение собеседования с работодателем; поиск информации о наличии свободных рабочих мест; конкурентоспособность работника. Кроме того, учащимся необходимо дать представление о безработице.

В ходе деловой игры педагог выступает в роли «работодателя», а учащиеся в роли «работника»; на основании полученных знаний «работник пытается трудоустроиться.

Апрель

Диалог:  «Состояние рынка труда в нашем районе».

1

Воспитатель

Педагогу необходимо  дать возможность соотнести представления о своей будущей профессии и потребности рынка труда в нашем регионе. Дать представление учащимся о возможных вакансиях.

Май

Итоговое занятие

       Обобщение знаний о профессиях, полученных на занятиях; соотнесение полученной информации и личного опыта.

1

Кл.руководитель

Воспитатель

Важно обобщить представления детей о мире изученных профессий. Одним из вариантов закрепления полученных знаний является коллективная форма работы с учащимися.

9 класс

Основные задачи:

 - подготовить учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессии;

- осуществить сопровождение процесса профессионального самоопределения учащихся;

- продолжить формировать адекватные представления о будущей профессии;

- осуществлять дальнейшую профдиагностику.

№ п/п

Тема занятия

Кол – во часов

Специалисты отвечающие за проведение

Методические рекомендации для специалистов

Сентябрь

Интересы и склонности человека как важные факторы выбора профессии.

  1. Понятие о склонности и интересе.
  2. Диагностика индивидуальных интересов и склонностей; анализ и обсуждение полученных результатов.

1

1

Воспитатель

Психолог

Основной задачей является формирование у учащихся представления о понятиях «интересы» и «склонности», соотнося их с понятиями «хочу» и «могу».

Октябрь

Требования профессии к человеку.

  1. Понятие профпригодности; способности и профпригодность.
  2. Знакомство с возможными требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку.
  3. Производство и дисциплина труда.

1

1

1

Воспитатель

Воспитатель

Соц.педагог

Цель занятия: ознакомление школьников с понятиями «способность» и «профпригодность».

Предполагается рассмотрение способностей человека как важных факторов профессиональной пригодности. Является значимым соотнесение полученных знаний со своими возможностями.

Знакомство с возможными требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, осуществляется на примере наиболее доступных для учащихся профессий.

Ноябрь

Здоровье человека и его профессиональная деятельность.

  1. Здоровье как важный фактор профпригодности. Влияние профессии на состояние здоровья.
  2. Охрана труда и здоровья людей некоторых профессий.

1

1

Мед. работник

Воспитатель

Основная цель занятия: показать учащимся необходимость учета фактора здоровья при выборе профессии, познакомить с основными медицинскими противопоказаниями к группам профессий, которые доступны для их освоения. Также важно показать школьникам какое влияние на состояние здоровья могут оказывать определенные профессии, в которых человек сталкивается с различными неблагоприятными факторами, нарушающими работу различных органов.

Декабрь

Характер человека и профессиональное самоопределение.

  1. Взаимосвязь характера человека с профессиональной успешностью.
  2. Игра «Наши особенности»
  3. Родительское собрание: «Готовимся к взрослой жизни»

1

1

1

Психолог

Психолог

Кл.руководитель

Цель занятия: обобщить имеющиеся знания учащихся, указать на связь характерологических особенностей человека с профессиональной успешностью.

В ходе игры школьники делятся на группы по диагностическим типам (типам темперамента) и с помощью педагога – психолога создают общий портрет – характеристику своей группы, акцентируя внимание на сильных качествах.

Январь

Возможные трудности и ошибки при выборе профессии.

  1. Беседа «Готовимся к взрослой жизни»
  2. Упражнение «Встреча с работодателем».

1

1

Соц.педагог

Соц.педагог

Цель работы: сформировать адекватное представление учащихся об основных трудностях профессионального выбора и предостеречь от возможных ошибок выбора. Старшеклассников нужно нацелить на овладение наиболее полной информацией о содержании профессии, условиях работы, оплате труда. Важно уделить внимание соответствию возможностей работника требованиям профессии.

Февраль

  1. Игра «Угадай профессию».
  2. Диагностика общих способностей подростков: «Дифференциально – диагностический опрос ник».
  3. Диагностика

1

1

1

Воспитатель

Соц.педагог

Психолог

Игра обобщает и закрепляет знания учащихся, предназначена для выявления и коррекции у старшеклассников представлений о профессиях, а также общего и эмоционального отношения к ним.

Перед игрой воспитатель знакомит учащихся с упрощенной схемой анализа профессии, предполагающей анализ по предмету, целям, средствам, условиям, особенностям труда. Первоначально коллективно анализируется профессия, которая хорошо известна всем учащимся. Затем для угадывания воспитатель предлагает схемы других знакомых профессий.

Диагностика общих способностей по  Климову.

Март

  1. «Где найти работу?»
  2. Экскурсия в центр занятости населения

1

1

Воспитатель

Соц.педагог

Старшеклассники знакомятся с вариантами поиска работы: через печатные издания, объявления и др.

В ходе экскурсии учащихся необходимо познакомить с порядком обращения и регистрации в службе занятости населения, правами обратившегося в службу занятости, видами услуг службы.

Работники центра занятости предоставляют информацию о наличии свободных рабочих мест, которые могут быть востребованы учащимися коррекционной школы.

Апрель

Мой личный профессиональный план.

  1. Понятие личного профессионального плана.

Составление личного профессионального плана.

  1. Оформление деловых бумаг.
  2. Индивидуальные консультации для родителей по трудоустройству выпускников

1

1

Соц.педагог

Психолог

Соц.педагог

Соц. Педагог

Психолог

Основная цель занятия: обобщение и систематизация приобретенных знаний. Важно обучить старшеклассников правилам составления личного профессионального плана, умениям структурировать последовательность действий, ставить основную цель «кем я хочу стать, каким я хочу быть», характеризовать условия необходимые для достижения цели, находить запасные варианты.

 В завершении работы учащиеся с помощью педагогов составляют личный профессиональный план. Осуществляется обсуждение результатов, необходимых условий его реализации.

Май

Итоговое занятие «Шаг в профессию»

1

Кл.руководитель

Воспитатель

Цель занятия: обобщение и систематизация приобретенных знаний, полученных на занятиях. Соотнесение полученной информации и личного опыта, окончательный выбор профессионального пути.

Педагогам важно оценить степень готовности учащихся к выбору профессии и подвести итог работы по программе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир профессий. Выбор профессии.

Открытый урок для 11 класса....

Занятие на тему "Все профессии важны, все профессии нужны"

Познакомить детей с несколькими видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий....

Калейдоскоп профессий "Что такое профессия ? Какие бывают профессии?"

Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса". На занятии ведется разговор о таких профессиях как: повар, врач, учитель, библиотекарь, водитель). С людьми данных профессий дети сталкиваются в жиз...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Урок-игра для учащихся 5-9 классов по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи: 1.Понимать значимость профессии в жизни людей.2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.3. Развитие монологич...

Игра - путешествие по профессиям «Все профессии важны, все профессии нужны!»

В игровой форме подготовить воспитанников к осознанному и самостоятельному выбору профессий; определение уровня знаний воспитанников о профессиях;дать представление об огромном и много...