Дидактические упражнения "Шифровальщик"
методическая разработка по теме

Горемыкина Ирина Николаевна

Дидактические упражнения "Шифровальщик" - это набор карточек с зашифрованными словами и текстами, которые можно предложить учащимся 2-3 классов для выпонения на уроке или в качестве домашнего задания. На примере этого материала учитель-логопед может создать собственные "шифровки" и успешно использовать их в коррекционной работе по устранению дисграфии и дислексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_uprazhneniya.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические упражнения «Шифровальщик».

Серии А, Б, В, Г, Д (1-9), Е, Ж, З.

Составила: логопед Горемыкина И.Н.

Пояснительная записка:

   Дидактические упражнения «Шифровальщик» призваны разнообразить формы работы на логопедических занятиях по коррекции дисграфии. Упражнения могут выполняться не только во время занятия, но и в домашних условиях, а также в качестве дополнительных упражнений для наиболее успешных на уроке учащихся.

    По опыту можно отметить, что   ученики с интересом выполняют такого рода упражнения как единолично, так и в группах, особенно если под них подвести увлекательную игровую основу.

    В данной работе приведены примеры дидактических упражнений и задачи, решаемые в процессе выполнения задания. На основании этого материала учитель-логопед может создать целую картотеку подобных упражнений, систематическое выполнение которых поможет разнообразить коррекционную работу и благотворно скажется на успеваемости учащихся.


Дидактическое упражнения «Шифровальщик».

Серия А (Расшифруй слово).

Задачи:

  1. Развитие фонематического восприятия;
  2. Развитие зрительного восприятия;
  3. Развитие словарного запаса;
  4. Развитие навыка письма.

Материал: карточки со словами.

Ход занятия: логопед раздает карточки с пропущенными согласными, ученикам надо догадаться какие буквы пропущены, вставить их и переписать в тетрадь.

Примерный вариант: __апочка - __абочка;  и__ра – и__ра; __ачка - __ачка; бо__т – бо__т; __ить - __ить; __ожки - __ожки; пло__ы – пло__ы; __олит - __олит; __от - __од; со__а – со__а; __инт - __инт; бу__ки – бу__ки; __уп - __уп; __ар - __ар; __айка - __айка; __ёлка - __ёлка; __ью - __ью.

Дидактическое упражнения «Шифровальщик».

Серия Б (Расшифруй ритм)

Задачи:

  1. Развитие фонематического восприятия;
  2. Развитие зрительного восприятия;
  3. Развитие слуховой памяти.

Материал: карточки со слогами.

Ход занятия: на доске начерчены чередующиеся палочки, сгруппированные по одной, по две, по три или по четыре. Ученику надо произнести любой слог в указанном ритме.

Примерный вариант:

 /                ///                ///                ////                /                //                //

ка           какака        какака         какакака      ка              кака          кака


Дидактическое упражнения «Шифровальщик».

Серия В (Расшифруй текст).

Задачи:

  1. Развитие фонематического восприятия и представления;
  2. Развитие предложно-падежных конструкций;
  3. Развитие зрительного восприятия;
  4. Развитие связной речи;
  5. Развитие навыка письма и чтения;
  6. Развитие логического мышления.

Материал: карточки с предложениями.

Ход занятия: на доске или на карточке зашифрованы тексты по вариантам, ученикам предлагается прочитать и исправить последовательность слов в предложении и переписать в тетрадь.

Примерный вариант:

Щегла Юра поймал. В клетку щегла он посадил. В клетке сидит щегол. Не поёт он. Щегла выпустил и клетку открыл Юра. Улетел в лес щегол. Свою песню запел и сел на ветку он.

Дидактическое упражнения «Шифровальщик».

Серия Г (Расшифруй слово).

Задачи:

  1. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза;
  2. Развитие фонематического восприятия и представления;
  3. Развитие зрительного восприятия и представления;
  4. Развитие навыка письма.

Материал: карточки с буквами.

Ход занятия: на карточке записаны ряды букв. Ученикам предлагается расшифровать слова из указанных букв и записать в тетрадь.

Примерный вариант: влок, уктс, сьло, исла, еньт, лсео, диху, оонк, язем, агор, ттор, огмр, ецвт, лоет, еопд, атрм, изам, аваз, оолт, тиас, итнб, цаяз, азяр.

Дидактическое упражнения «Шифровальщик».

Серия Д1 (Расшифруй слово).

Задачи:

  1. Развитие слогового анализа и синтеза;
  2. Развитие лексики на тему «Животные»;
  3. Развитие зрительного  восприятия;
  4. Развитие логического мышления.

Материал: кружочки со слогами.

Ход занятия: учитель раздаёт кружочки со слогами и просит детей собрать слова на тему «Животные».

Примерный вариант:

гуш – ка – ля (лягушка), мот – бе – ге (бегемот), ко – кро – дил (крокодил),   те – пан –ра (пантера), ца – ли – си (лисица), со  - но – рог (носорог), зе – шим – пан (шимпанзе), я – о – безь – на (обезьяна), ва – ко – ро (корова).

Дидактическое упражнения «Шифровальщик».  

Серия Д2 (Расшифруй слово).

Задачи:

  1. Развитие слогового анализа и синтеза;
  2. Развитие лексики на тему «Птицы»;
  3. Развитие зрительного  восприятия;
  4. Развитие логического мышления.

Материал: кружочки со слогами.

Ход занятия: учитель раздаёт кружочки со слогами и просит детей собрать слова на тему «Птицы».

Примерный вариант: ка- со – ро (сорока), ро – на – во (ворона), во – бей –ро (воробей), бат – аль – рос (альбатрос), пе – канн – ли (пеликан), го – фла – мин (фламинго), па – клюв – ло - то (лопатоклюв), ни – ца – си (синица), ко – бри – ли (колибри), вин – пинг (пингвин).

Дидактическое упражнения «Шифровальщик».

Серия Д3 (Расшифруй слово).

Задачи:

  1. Развитие слогового анализа и синтеза;
  2. Развитие лексики на тему «Насекомые»;
  3. Развитие зрительного  восприятия;
  4. Развитие логического мышления.

Материал: кружочки со слогами.

Ход занятия: учитель раздаёт кружочки со слогами и детям надо собрать слова на тему «Насекомые».

Примерный вариант:

Чик – куз – не (кузнечик), ча – ран – са (саранча), та – кан – ра (таракан), боч – ка – ба (бабочка), чок – свер (сверчок), ла – пче  (пчела), шень – шер (шершень), гу – ца – ни – се (гусеница), мар – ко.

Дидактическое упражнения «Шифровальщик».

Серия Д4 (Расшифруй слово).

Задачи:

  1. Развитие слогового анализа и синтеза;
  2. Развитие лексики на тему «Растения»;
  3. Развитие зрительного  восприятия;
  4. Развитие логического мышления.

Материал: кружочки со слогами.

Ход занятия: учитель раздаёт кружочки со слогами и детям надо собрать слова на тему «Растения».

Примерный вариант:

Шай – ли – ник (лишайник), за – ре – бе (береза), па – ли (липа), сень – я (ясень), фи – ка – ал (фиалка), за – ро (роза), я – ли – ли (лилия), шин – ка – кув (кувшинка), он – пи (пион), рис – и (ирис), ко – чик – ло – коль (колокольчик).

Дидактическое упражнения «Шифровальщик».

Серия Д5 (Расшифруй слово).

Задачи:

  1. Развитие слогового анализа и синтеза;
  2. Развитие лексики на тему «Посуда»;
  3. Развитие зрительного  восприятия;
  4. Развитие логического мышления.

Материал: кружочки со слогами.

Ход занятия: учитель раздаёт кружочки со слогами и детям надо собрать слова на тему «Посуда».

Примерный вариант:

 ка – лож (ложка), ка – вил (вилка), рел – ка – та (тарелка), шлаг – дур (дуршлаг), то – си (сито), рю – каст – ля (кастрюля), ско – ка – род – во (сковородка), лён – ка – мас (маслёнка), за – ва (ваза), шин – кув (кувшин).

Дидактическое упражнения «Шифровальщик».

Серия Д6 (Расшифруй слово).

Задачи:

  1. Развитие слогового анализа и синтеза;
  2. Развитие лексики на тему «Обувь и одежда»;
  3. Развитие зрительного  восприятия;
  4. Развитие логического мышления.

Материал: кружочки со слогами.

Ход занятия: учитель раздаёт кружочки со слогами и детям надо собрать слова на тему «Обувь и одежда».

Примерный вариант:

Лен – ва – ки (валенки), ру – ка – баш (рубашка), то – паль (пальто), би – зон – ком – не  (комбинезон), ка – курт (куртка), па – шля (шляпа), ка – шап (шапка), са-ги-по (сапоги), со-нож-ки-бо (босоножки), е-плать (платье).

Дидактическое упражнения «Шифровальщик».

Серия Д7 (Расшифруй слово).

Задачи:

  1. Развитие слогового анализа и синтеза;
  2. Развитие лексики на тему «Школьные принадлежности»;
  3. Развитие зрительного  восприятия;
  4. Развитие логического мышления.

Материал: кружочки со слогами.

Ход занятия: учитель раздаёт кружочки со слогами и детям надо собрать слова на тему «Школьные принадлежности».

Примерный вариант:

Радь – тет (тетрадь), ран – ка – даш (карандаш), ка – ли – ней (линейка), нал – пе (пенал), ка – ав – руч – то (авторучка), нот – блок (блокнот), ник – учеб (учебник), куль – цир (циркуль), ки – крас (краски), тик – лас (ластик).

Дидактическое упражнения «Шифровальщик».

Серия Д8 (Расшифруй слово).

Задачи:

  1. Развитие слогового анализа и синтеза;
  2. Развитие лексики на тему «Электротовары»;
  3. Развитие зрительного  восприятия;
  4. Развитие логического мышления.

Материал: кружочки со слогами.

Ход занятия: учитель раздаёт кружочки со слогами и детям надо собрать слова на тему «Электротовары».

Примерный вариант:

Пы – сос – ле (пылесос), ви – те – зор – ле (телевизор), вы – со – ка – мал – ко – жи (соковыжималка), со – ка – мя – руб (мясорубка), кар – чист – фе – ка – то – ле (картофелечистка), ник – хо – диль – ло (холодильник).

Дидактическое упражнения «Шифровальщик».

Серия Д9 (Расшифруй слово).

Задачи:

  1. Развитие слогового анализа и синтеза;
  2. Развитие лексики на тему «Профессии»;
  3. Развитие зрительного  восприятия;
  4. Развитие логического мышления.

Материал: кружочки со слогами.

Ход занятия: учитель раздаёт кружочки со слогами и детям надо собрать слова на тему «Профессии».

Примерный вариант:

Тель – чи – у (учитель), у – ца – бор – щи (уборщица), сарь – сле (слесарь), чи – ха – тка (ткачиха), ка – щик – мен (каменщик), тарь – сек – ре (секретарь), а – нист – пи (пианист), до – са – вод (садовод), о – лог – зо (зоолог).


Дидактическое упражнения «Шифровальщик».

Серия Е (Расшифруй слово).

Задачи:

  1. Развитие суффиксального способа образования слов;
  2. Развитие зрительного восприятия;
  3. Развитие словарного запаса;
  4. Развитие навыка письма и чтения;
  5. Развитие логического мышления.

Материал: карточки с суффиксами, карточки со словами.

Ход занятия: учитель раздаёт детям карточки с суффиксами и карточки со словами. Ученикам надо выбрать из карточек со словами именно те слова и записать их в той последовательности, как зашифрованы слова в виде указанных суффиксов, затем записать в тетрадь.

Примерный вариант:

Суффиксы: иц, ушк, чик, ник, онок, ист, ёнок, очк, ышк, ек, ка, ов, як, ец, инк.

Слова: беглец, избушка, гнездышко, фокусник, рощица, летчик, горнист, волчонок, теленок, кофточка, орешек, печка, горошинка, зимовщик, сосняк.


Дидактическое упражнения «Шифровальщик».

Серия Ж (Расшифруй слово).

Задачи:

  1. Развитие префиксального способа образования слов;
  2. Развитие зрительного восприятия;
  3. Развитие логического мышления;
  4. Развитие навыка письма и чтения.

Материал: карточки с приставками, карточки со словами.

Ход занятия: учитель раздаёт детям карточки с приставками и карточки со словами. Ученикам надо выбрать из карточек со словами именно те слова и записать их в той последовательности, как зашифрованы слова в виде указанных приставок, затем записать в тетрадь.

Примерный вариант:

Приставки: об, у, при, пере, по, за, с, вы, про, на, до, пре.

Слова: уходит, прибавка, прекрасный, пригород, промок, поговорка, забила, перебой, сбежал, надела, объяснил, вымыл.


Дидактическое упражнения «Шифровальщик».

Серия З (Расшифруй предложение).

Задачи:

  1. Развитие предложено-падежных конструкций;
  2. Развитие фонематического восприятия;
  3. Развитие зрительного восприятия;
  4. Развитие логического мышления;
  5. Развитие навыка письма и чтения.

Материал: карточки с предложениями.

Ход занятия: на карточках записаны предложения с ошибками, детям надо исправить предложения и записать его в новом виде.

Примерный вариант:

Молоко лакали плошки из большой зеленой кошки.

Я лопатой подметаю, по гвоздям стучу пилой, утюгом бельё стираю и копаю я метлой.

Старый пёс суёт свой        воз в подошедший сено нос.

На окошке, свесив кошки, целый день болтали ножки.

Лето наступит после зимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы по теме «Применение технологии Укрупнения дидактических единиц на уроках истории и обществознания»

Это дидактические материалы к урокам, выпоненные при помощи технологии УДЕ академика Эрдниева...

Авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук: "Чудо-дерево", Мастер конструирования букв", " Фасоль". Дидактические пособия для автоматизации, дифференциации звуков "Спиралька", "Подарочек"

*Цель пособия: Развитие устной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие произвольного внимания, слуховой  и зрительной памяти, словесно – логического мышления....

Дидактические игры на образование относительных прилагательных у детей 5-7 лет. Дидактическое пособие

В настоящем пособии представлены дидактические игры для развития навыка словообразования  относительных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам «Посуда», «Одежда...

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...

ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗПР(КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ)ИМИСЯ С ЗПР(КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ)

Дискалькулия – нарушение способности считать разной степени выраженности. В большинстве случаев она выявляется в детском возрасте или в начальной школе и тогда же корректируется....

«Развитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр и специальных дидактических упражнений с детьми ОВЗ»

методическая разработка по развитию мелкой моторики рук по темеКонсультация для  педагогов реабилитационного центра....