Организация работы кабинета СБО
материал (5 класс) на тему

Мануйлова Ольга Геннадьевна

Данный материал содержит:

- презентацию кабинета СБО

- фотоматериал

- конкурсный материал "Лучшая организация работы кабинетов социально-бытовой ориентировки в государственных казенных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Краснодарского края

- рабочую программу и календарно-тематическое планирование уроков СБО в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_sbo.doc372 КБ
Microsoft Office document icon rabochaya_programma__sbo_5_klass.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

КОНКУРС

Лучшая организация работы кабинетов социально-бытовой ориентировки в государственных казенных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Краснодарского края

Номинация

 «ШКОЛА - ИНТЕРНАТ»

Справка

Наименование учреждения:

Государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №3 г. Ейска Краснодарского края

Директор учреждения:    Людмила Филипповна Омельченко

Учитель СБО :     Ольга Геннадьевна Мануйлова

                                                           

2011г.

Введение

     В государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья №3 г. Ейска обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы и сопутствующие нарушения физического развития. Главной целью образования наших воспитанников является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе.        Достижение такой цели обеспечивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы нашей школы-интерната. Важнейший элемент этой системы – занятия по социально-бытовой ориентировке, и от того, в какой мере методика и организационные формы занятий соответствуют поставленной цели, зависит успех подготовки учащихся к жизни.

     За относительно небольшой срок существования предмета социально-бытовой ориентировки его необходимость стала очевидной. Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с недостатками интеллектуального развития, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта.

     Первоочередной целью предмета социально-бытовой ориентировки в школе-интернате является:

- формирование знаний, умений, навыков, способствующих социальной адаптации;

- практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду;

- повышение уровня общего развития учащихся;

- всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности.

     Специальные коррекционные занятия по СБО формируют у учеников знания и умения, способствуют реабилитации и их общему развитию, расширению кругозора, развитию элементарных творческих способностей.

     В нашей школе-интернате существует системный подход к социально-бытовой ориентации учеников. Работа в этом направлении осуществляется  с первых шагов пребывания детей в школе.

     Все общеобразовательные предметы дают школьникам определенный объем знаний и умений, необходимых им в жизни, способствуют расширению общего кругозора, формируют культурные потребности, воспитывают морально-этические нормы поведения. Множество точек соприкосновения занятий по СБО с другими предметами, например русским языком, математикой, историей, географией, трудом, помогают не только закреплению знаний, но и более глубокому и полноценному развитию личности ребенка. Каждый учебный предмет имеет свои связи с курсом социально-бытовой ориентировки. Например, на уроках развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности наряду с другими сообщаются сведения о семье, охране здоровья, транспорте, учреждениях, одежде и обуви, некоторых вопросах питания. Тем самым у детей создается база для восприятия программного материала по социально-бытовой ориентировке.

     Трудовое обучение в школе-интернате имеет целью подготовку воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности и, следовательно, к самостоятельной жизни в окружающем социуме. На уроках трудового обучения усиливается внимание к вопросам, связанным с организацией воспитанниками своего быта, уделяется больше внимания ремонтным работам, экономическим расчетам, связанным с проведением этих и других видов работ.

     Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично.

     Бытовой труд, как и любая трудовая деятельность, требует умения анализировать предстоящую работу, планировать ее, осуществлять самоконтроль. Обучая школьников общетрудовым умениям, учитель не только формирует у них самостоятельность в домашнем труде, но и решает важнейшую задачу специальной школы – коррекцию недостатков умственной деятельности обучающихся.

     Занятия по социально-бытовой ориентировке не сводятся только к овладению умением вести домашнее хозяйство. Задачи предмета значительно шире. Умственно отсталые дети в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. Играют роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми у школьников, живущих в интернате.

     Занятия предусматривают активное включение учеников в окружающую их жизнь. В связи с этим обязательным для СБО является наличие экскурсий, с помощью которых дети расширяют свои знания и представления об окружающем, развивают наблюдательность, внимание, учатся действовать в новых условиях.

     Однако проведение экскурсий всегда связано с рядом трудностей. В таких случаях на первое место выходит наличие в школе специально оборудованного кабинета СБО. Хорошо оборудованный по тематическим зонам кабинет СБО – это основа организации работы учителя и учебной деятельности учеников. Условия учебного кабинета благоприятствуют повышению эффективности коррекционно-воспитательного процесса, развитию познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельности и сознательной дисциплины учащихся. Занятия в кабинете помогают учителю реально показать учащимся, в каких жизненных ситуациях или видах деятельности они могут применить полученные знания и умения. Моделирование определенных жизненных ситуаций на уроках СБО, где дети могут использовать свои навыки, создает прочные ассоциативные связи между знаниями, полученными в школе, и решением практических задач вне школы.

     Учащиеся  школы-интерната  ограничены в своих возможностях полноценного участия в жизни общества. Многие темы предмета СБО для умственно отсталых детей-сирот являются вдвойне сложными и незнакомыми. Это вопросы формирования знаний о бытовой стороне семейной жизни, навыков обслуживания собственного жилого помещения (квартиры, дома), ориентации в инфраструктуре города (поселка), самоорганизации продуктивного досуга, решения экономических проблем.                                                                                Задача  школы  – создать такие условия обучения и воспитания, которые с максимальной пользой помогут самореализации выпускников в социуме, их активному участию в жизни.

     Эффективность работы по социально-бытовой ориентировке, осуществляемой на уроках и вне их, зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы. Успеху работы способствует также заранее спланированная совместная деятельность учителя и воспитателя в подготовке и проведении различных мероприятий: конкурсов, праздников, устных журналов и т.д.

                                           

Задачи и принципы обучения социально-бытовой ориентировке

     Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида ставит перед учителем-дефектологом три основные задачи:

♦ дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду;

♦ воспитать у них положительные личностные качества (честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду);

♦ скорригировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.

     В нашей школе-интернате процесс обучения и воспитания направлен на формирование личности ребенка, коррекцию недостатков развития, создание предпосылок социальной адаптации  воспитанников.

     Одним из предметов, на котором решаются социальные задачи, является СБО – социально-бытовая ориентировка. 

     Первоочередной целью предмета СБО  является формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к ведущей самостоятельной жизнедеятельности.

     В качестве ведущих можно выделить следующие задачи предмета СБО:

♦ каждому ученику школы-интерната необходимо получить полное представление по курсу СБО для дальнейшей адаптации, реабилитации и абилитации;

♦ реализовать методы интегрирующего обучения, предусматривающие комплексное изучение данного предмета как коррекционного;

♦ систематизировать, формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки общественно полезного и самообслуживающего труда;

♦ организовать и использовать бригадные формы обучения во всех видах практических занятий, экскурсиях, тренировочных упражнениях, межпредметных связях;

♦ учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, подходить к учащимся дифференцированно, принимая во внимание не только своеобразие их развития, но и возможности овладения учебным материалом и трудовыми умениями и навыками.

     Положительный эффект в воспитании и обучении учащихся может быть достигнут при проведении уроков социально-бытовой ориентировки с использованием следующих принципов:

♦ воспитывающей и развивающей направленности обучения;

♦ систематичности и последовательности;

♦ связи обучения с жизнью;

♦ коррекции в обучении;

♦ наглядности;

♦ сознательности и активности учащихся;

♦ индивидуального и дифференцированного подхода;

♦ прочности знаний, умений и навыков.

     Воспитывающая направленность обучения состоит в формировании у школьников нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Социально-бытовая ориентировка – это один из предметов, который особенно ярко способствует воспитывающей направленности обучения умственно отсталых учеников.

     Развивающий характер обучения состоит в содействии общему психическому и физическому развитию учащихся.

     Знания, которые ученики приобретают в школе, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими пользоваться, а значит более успешно применять на практике. В этом и заключается сущность принципа систематичности и последовательности.

     Принцип связи обучения с жизнью, как ни один другой, находит свое отражение на занятиях социально-бытовой ориентировки и указывает на влияние общественной среды на процесс обучения и воспитания. Насколько глубоко и как методически верно осуществлялся принцип связи обучения с жизнью в школе, настолько успешной будет их социальная адаптация.

     Принцип коррекции -  в исправлении недостатков психофизического развития умственно отсталых детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. Главный показатель успешности коррекционной работы – уровень самостоятельности учащихся при выполнении учебных и трудовых заданий.

     Кроме общей коррекции учителем школы-интерната проводится работа и по коррекции индивидуальной, поскольку основной дефект у умственно отсталых детей проявляется неодинаково и сопровождается сопутствующими отклонениями разной степени. Выявив затруднения, испытываемые учениками в обучении, а также их причины, учитель разрабатывает меры индивидуальной коррекции.

     Принцип наглядности заключается  в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом. Учитель школы-интерната всегда обязан помнить, что обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и навыков, опирающихся на живые образы предметов и явлений. Наглядные пособия должны быть с характерными признаками объекта и без дополнительных несущественных деталей, простыми для восприятия, с четкими и понятными надписями.

     Учитель осуществляет реализацию принципа наглядности по этапам:

♦ обогащение чувственного познавательного опыта, способствующего развитию умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражая их в речи;

♦ обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные понятия;

♦ использование абстрактной наглядности для формирования конкретных образов предметов, явлений и действий.

     Принцип сознательности и активности – один из наиболее важных. В процессе сознательного усвоения материала происходит более интенсивное развитие умственно отсталых школьников. Учитель помогает  осознанно усваивать учебный материал с помощью следующих методических приемов:

♦ расчленение сложного учебного материала на связанные между собой и логически завершенные части;

♦ выделение главных существенных сторон предмета или явления;

♦ отражение в речи выполняемых практических действий до начала, во время и после работы;

♦ связь новых сведений с ранее усвоенными;

♦ варьирование материала при повторении.

     Сознательное усвоение учебного материала предполагает активность учащихся в обучении.  Для развития активной мыслительной деятельности умственно отсталых учащихся обязательным является сочетание разумной требовательности с поощрениями за самые малейшие успехи.

     Принцип индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учеников в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.

     Результаты обучения отражаются в принципе прочности усвоения знаний, умений и навыков, сущность которого в том, что школа должна вооружить учащихся прочными знаниями, умениями и навыками, которые могут быть использованы в дальнейшей самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Этот принцип тесно связан с принципом сознательности и активности учащихся в обучении, так как прочными могут быть только осознанные знания. Главное средство достижения прочности знаний – повторение. Можно выделить следующие этапы прочного усвоения знаний, умений и навыков:

♦ первоначальное ознакомление;

♦ уточнение;

♦ закрепление;

♦ совершенствование;

♦ применение на практике.

     На первом этапе необходимо образование у школьников смысловых связей, начиная со второго этапа и на всех последующих надо научить детей самостоятельно устанавливать связи между пройденным материалом и новым. В зависимости от этапов формирования умений и навыков подбираются виды упражнений, во время которых они закрепляются и совершенствуются (установочные, тренировочные, упражнения умственных и сенсорных действий). Повторение проводится непрерывно в течение всего года. Помимо повседневного повторения учителем проводятся итоговые повторения, систематизирующие и обобщающие усвоенные знания по теме или разделу. Для проверки прочности усвоенного материала используются упражнения на применение знаний.

                                                   

Содержание и методы обучения социально-бытовой ориентировке

     Преодолеть социальные последствия дефекта умственно отсталого ребенка, а также добиться его социальной адаптации можно лишь своевременно подготавливая его к активному и посильному участию в жизни общества, в общественно полезной деятельности

     Содержание обучения по СБО  в нашей школе-интернате  определяется учебным планом и программой, между которыми существует неразрывная связь.

     На  проведение уроков СБО отводится 1 час учебного времени в неделю в 5 классе и по 2 часа в 6–9 классах, что обеспечивается учебной программой.

     Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, приемов и средств обучения. В своей работе учитель социально-бытовой ориентировки использует следующие методы обучения:

словесные методы – рассказ, устное изложение материала, объяснение, работа с книгой;

наглядные методы – демонстрации, экскурсии, самостоятельные наблюдения;

практические методы – устные и письменные упражнения, практические работы.

     На уроках по СБО  в нашей школе широко применяется метод объяснения. Объяснение проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в специальном обучении:

♦ объяснение должно быть небольшим по объему и непродолжительным;

♦ материал, подобранный для объяснения, должен быть доступен умственно отсталым детям;

♦ объяснение может сопровождаться демонстрацией наглядности, показом способов и приемов работы, практическими действиями учеников;

♦ во время объяснения допустимо задавать вопросы учащимся, активизируя их деятельность и проверяя понимание объясняемого.

     Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.

     Также на уроках СБО учителем используются: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.

     Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она  применяется для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Беседы могут быть вводными, текущими, заключительными. Беседа будет успешной не только при правильной постановке вопросов. Важно и своевременное исправление неудачных ответов учеников.

     Лучшему усвоению темы служит использование наглядности, которая может быть следующих видов: натуральная, образная, символическая наглядность; схематические изображения; графические средства. К наглядности относятся и технические демонстрационные средства.

     Пользуясь наглядными средствами обучения, учитель соблюдает следующие требования:

♦ подбирает только такую наглядность, которая служит решению основной задачи обучения;

♦ заранее определяет  место и вид наглядности, используемой на уроке, а также вид работы с этой наглядностью;

♦ строго ограничивает количество наглядности на уроке, так как с каждым из подобранных видов наглядности должна быть проведена соответствующая работа;

♦ всю подобранную наглядность  демонстрирует последовательно;

♦ подбирает доступные средства наглядности, постепенно готовя учеников к умению пользоваться более сложными ее видами;

♦ при использовании наглядных средств, выпускаемых для общеобразовательной школы, адаптирует их с учетом программных требований и возможностей умственно отсталых учеников;

♦ самодельные наглядные пособия должны быть выполнены учителем качественно и соответствовать требованиям, предъявляемым к пособиям (размер, четкость и т.п.);

♦ демонстрируемая наглядность должна быть хорошо видна всем ученикам. Объемные предметы рассматриваются со всех сторон.

     На уроках СБО учащиеся  пользуются как доступными средствами наглядности, так и сложными ее видами. К числу сложных видов наглядности относятся квитанции, чеки, бланки, билеты, расписание движения транспорта, инструкции и рецепты.

     Особое внимание на уроках СБО  уделяется использованию практических методов обучения, обеспечивающих выработку определенных навыков и умений. Почти каждый раздел программы СБО требует выполнения практических работ учащихся.

Личная гигиена

Выполнение утреннего и вечернего туалета (чистка зубов, ушей, мытье рук, лица, шеи, ушей, ног, расчесывание волос, подмывание на ночь).

Стрижка ногтей, мытье тела и волос под руководством взрослых.

Выбор сезонной одежды.

Установка настольной лампы на рабочем столе.

Промывание и протирание глаз, пользование безопасными пипетками.

Подбор шампуня и мыла для мытья кожи и волос с учетом типа кожи и волос.

Проверка зрения у окулиста.

Одежда и обувь

Сушка и чистка верхней одежды и обуви.

Пришивание пуговиц, петель, подшив распоровшихся швов, штопка, наложение заплат.

Стирка и глажение изделий из тканей вручную и с помощью стиральной машины, выведение пятен.

Определение собственных размеров.

Питание

Нарезка хлеба и овощей.

Приготовление бутербродов, салата, первых блюд.

Приготовление каши, омлета, картошки, заварка чая.

Составление меню на день, неделю.

Чтение рецептов и самостоятельный подбор продуктов.

Сервировка стола.

Знакомство с инструкцией устройства и правилами пользования механическими и электробытовыми приборами.

Мытье посуды с применением химических средств.

Использование кухонных электроприборов.

Семья

Составление родословного дерева.

Запись сведений о себе и о членах семьи.

Проведение игр с младшими школьниками.

Оказание помощи в одевании на прогулку первоклассников.

Упражнение в купании, пеленании, одевании куклы.

Упражнения в планировании бюджета семьи.

Распределение обязанностей в семье.

Культура поведения

Выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки.

Применение навыков культурного поведения в сюжетно-ролевых играх.

Жилище

Заполнение почтовых адресов, посылок, ценных бандеролей и т.д.

Организация рабочего места школьника.

Уборка помещений, мытье зеркал, чистка мягкой мебели, ковров, утепление окон.

Мытье полов, кафельных стен, чистка раковин.

Упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера.

Транспорт

Составление маршрута от дома до школы-интерната.

Изготовление знаков дорожного движения из цветной бумаги.

Торговля

Определение сроков годности продуктов.

Приобретение продукта, проверка чека и сдачи (игра).

Участие в школьной ярмарке.

Средства связи

Составление текстов писем, телеграмм.

Определение стоимости телеграммы простой, на художественном бланке и срочной.

Заполнение бланков на отправку бандеролей и посылок.

Упаковка бандеролей и посылок.

Расчет стоимости разговора за одну минуту, 3, 5, 10 минут.

Знакомство с кодом и тарифом.

Медицинская помощь

Наложение повязки на руку, ногу, голову.

Измерение температуры.

Чтение и запись инструкций, показаний и применение лекарств.

Заваривание травяных лекарственных настоев.

Учреждения, организации, предприятия

Иметь записи адресов и местонахождения всех изученных объектов.

Запись в кружок школы-интерната.

     Почти каждый урок СБО включает в себя практическую работу учащихся, направленную на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. Невозможно приобрести прочные умения и навыки без постоянной практики. Для самостоятельного выполнения практических работ ученик должен овладеть умениями: ориентироваться в задании, планировать ход предстоящей работы, контролировать свои действия.

     Для эффективного проведения практических работ необходимо использовать инструкционные карты, которые представляют собой таблицы, состоящие из трех разделов: оборудование (инвентарь и посуда), материалы, средства (продукты), последовательность работы. Норма продуктов указывается из расчета на одного человека в граммах или бытовых нормах (ложка, стакан), в штуках, если это необходимо. Весьма полезно для облегчения школьникам определения количества того или иного продукта указывать оба варианта нормы продукта, например: сахарный песок 10 г (1 чайная ложка), мука пшеничная 160 г (1 стакан). Ниже помещена в качестве примера одна из таких карт.

     Для того чтобы сформировать у школьников установку на внимательное изучение инструкционной карты, учитель, начиная работу с данным пособием, предлагает учащимся памятку, которая вывешивается для фронтальной работы на том занятии, где это необходимо. Ее следует сделать и для каждого ученика, чтобы он пользовался ею, когда в этом у него будет потребность.

     Совершенно необходимо специально учить школьников умению пользоваться различного рода стандартными инструкциями, помещаемыми на упаковках со средствами бытовой химии, полуфабрикатами блюд, лекарственными растениями, парфюмерией, а также с рецептами по приготовлению различных блюд, помещенными в книгах по кулинарии.

     На занятиях по социально-бытовой ориентировке учащимся приходится применять довольно сложные в эксплуатации инструменты и бытовые машины. Поэтому на занятиях необходимо выделить специальное время на подробное знакомство с ними, их работой, правилами эксплуатации, напечатанными в паспорте или инструкции, прилагаемым к этим предметам.

     Обязательно нужно отводить время на знакомство школьников с правилами техники безопасности при работе с теми или другими инструментами, приспособлениями, бытовыми машинами.

     Выполнение практических работ осуществляется как индивидуально, так и по бригадам. Каждый ученик должен на практике усвоить все необходимые знания и умения. Индивидуально заполняются различного рода бланки и квитанции, производится мелкий ремонт одежды, чистка. По бригадам организуется приготовление различных блюд, настоев и отваров из лекарственных трав, уборка помещения.

     Работу по бригадам начинается с 5 класса. На первом занятии, где применяется бригадная форма работы, учитель распределяет учащихся на бригады так, чтобы в каждой были ученики с разными возможностями, назначает бригадиров из числа наиболее подготовленных учащихся и сам становится бригадиром одной из бригад, чтобы в конкретной ситуации показать детям, как должен действовать бригадир. Каждая бригада выполняет задание от начала до конца, и задания эти одинаковы.

     При организации практических работ по уборке жилища учитель подбирает объекты вне стен класса. Определенное школьное помещение разбивается на участки, каждая бригада получает свой участок и после планирования приступает к работе, где каждый член бригады выполняет определенную работу в зоне действия своих товарищей.

     Бригадная форма работы может быть организована и в иных случаях, когда дети выполняют одинаковые задания (штопают, чистят посуду и т.д.). В этом случае каждая бригада получает определенный объем задания, оборудование и материалы, средства бытовой химии из расчета на бригаду, а результаты определяются по качеству и количеству работы, сделанной всеми членами бригады.

                                         

Кабинет социально-бытовой ориентировки

     Кабинет социально-бытовой ориентировки в ГКОУ №3 г. Ейска состоит из следующих зон: учебная, кухонная, жилая комната. Учебная и кухонная зона расположены в двух смежных комнатах на площади 48 кв.м. Отдельная жилая зона находиться в другом помещении образовательного учреждения.

     Наличие кабинета СБО и правильная его организация в значительной мере способствуют эффективной подготовке учащихся к самостоятельной жизни. Особенность кабинета состоит в том, что в нем должны быть созданы условия для выполнения хозяйственно-бытовых работ, проведения теоретических    занятий,     упражнений,     игр,     имитирующих    реальные  жизненные ситуации, для проведения которых необходима организация участников служб быта, магазинов, салонов транспорта и т.д.

     В учебной зоне проводится значительная работа: учащиеся получают теоретические знания, выполняют ряд практических работ, например, ремонтируют одежду, делают расчеты, пишут деловые бумаги, заполняют бланки и квитанции, выполняют некоторые упражнения, делают записи в тетрадях и т.д.  Классный участок  в нашей школе-интернате оборудован так, чтобы обеспечить успешное обучение школьников. Классный участок состоит из рабочего места учителя и посадочных мест для учащихся. На рабочем месте учителя находятся классная доска и письменный стол. Классная доска  складная.  Для посадочных мест используются двухместные столы и стулья. В учебной зоне имеется компьютер.

     Вдоль  стены располагается стенка-шкаф для хранения пособий, оборудования. Шкаф разделен на участки: часть полок отведена под материалы для каждого раздела программы. Такая   дифференциация   материалов,  необходимых для обучения, помогает учителю быстрее подготовиться к занятиям и контролировать пополнение недостающих пособий, оборудования и т.п. Определено место для методических разработок, литературы. На полках в центральной части стенки  поставлены красивая посуда, вазы, нарядные безделушки, т.е. оформлены так, как это делается дома для украшения помещения.

     В кухонной зоне установлена мойка, электрическая плита, кухонный стол, стулья, шкаф для посуды, шкаф для хозяйственных принадлежностей, навесной шкафчик для посуды, холодильник.  Подведена холодная и горячая вода. Над мойкой имеется навесной шкафчик для сушки  посуды.

В шкафу для посуды хранится та посуда и кухонный инвентарь, которыми чаще пользуются: кастрюли, миски, сковороды и т.п. Отводится место для хранения разделочных досок, которые подвешиваются или ставятся на ребро. В навесном шкафчике - чайная, столовая посуда.  

     Кухня, находящаяся в кабинете социально-бытовой ориентировки, должна содержит все обязательные предметы кухонного оборудования из расчета на две учебные бригады.

     Перечень  кухонного оборудования :

электроплита – 1 шт.;

баки для отходов с педалью и крышкой – 2 шт.;

блюда - 2 шт.;

вазы для печенья - 2 шт.;

вилки столовые из нержавеющей стали - 12 шт.;

формы для выпечки тортов - 2 шт.;

доски разделочные (деревянные) - 12 шт. ;

дуршлаги эмалированные - 2 шт.;

подносы и подставки - 6 шт.;

кастрюли эмалированные на 1,5 л - 2 шт.;

кастрюли эмалированные на 2,5 л - 2 шт.;

кастрюли эмалированные на 3,5 л - 2 шт.;

ложки разливные - 2 шт.;

ложки столовые - 12 шт.;

ложки чайные - 12 шт.;

лопатки для котлет и мяса - 4 шт.;  

машинка для закатки банок с набором крышек - 2 шт.;

миски эмалированные - 4 шт.;

мыльницы - 2 шт.;

мясорубки - 1 шт.;

наборы столовые (солонка, перечница, горчичница) - 2 шт.;

ножеточки - 1 шт.;

ножи  лобковые для чистки овощей - 6 шт.;

ножницы - 12 шт.;

полотенца кухонные - 12 шт.;

салатницы - 4 шт.;

кухонный комбайн - 1 шт.;

сервиз столовый - 1 шт.;

сервиз чайный - 2 шт.;

сита - 2 шт.;

скалки - 2 шт.;

скатерти с салфетками - 6 шт.;

сковороды большие - 2 шт.;

сковороды средние - 2 шт.;

столы рабочие - 2 шт.;

сушилки для посуды - 2 шт.;

тарелки глубокие - 20 шт.;

тарелки десертные - 20 шт.;

тарелки мелкие - 20 шт.;

хлебницы - 2 шт.;

холодильник - 1 шт.;

чайники электрические - 1 шт.;

чашки с блюдцами - 16 шт.;

шумовки - 1 шт.;

яйцерезки - 2 шт.;

микроволновая печь – 1 шт.;

кофеварка – 1 шт.;

самовар – 1 шт.;

щетки для мытья раковин - 12 шт.;

щетки для мытья рук - 12 шт.

     В кухонной зоне помещается холодильник.  Имеются бачки для мусора и пищевых отходов и инвентарь для уборки помещения.

     В кабинете  предусмотрено место для хранения гладильных досок, утюгов. В кабинете имеются стенды для размещения учебных или стандартных инструкций, правил техники безопасности, плакатов, показывающих правильные приемы работы.

     Кабинет оформлен так, чтобы своим интерьером приближаться к домашнему: на окнах повешены занавески, на стенах картины и поделки сделанные руками детей, на участке кухни расписные разделочные доски, красивые прихватки, скатерти  и т.д. Все участки кабинета и предметы, находящиеся в нем, должны являться для школьников эстетическим образцом.

     Во многом при изучении тем социально-бытовой ориентировки помогают технические средства обучения. Поэтому в кабинете  имеется: компьютер, магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, кухонный комбайн, электрочайник, утюг,  микроволновую печь, кофеварка и т.п.

     Из-за ограниченной площади кабинета жилая зона вынесена в отдельное помещение. Она оснащена диваном, столами, полками для книг, игрушками, поделками воспитанников, платяным шкафом. Зона используется при изучении тем «Уход за больными», «Прием гостей».

      Кабинет СБО  достаточно полно оснащен  в методическом плане. В кабинете имеется: литература для специальной (коррекционной) и массовой школы (по вопросам этики и психологии семейной жизни, обслуживающего труда, питания, гигиены, воспитания), научно- популярная, детская, справочная литература, периодическая печать, чтобы подбирать из нее сообщения для теоретических сведений, сюжеты для моделей реальных ситуаций, дидактических игр, упражнений и т.п. Подборки вырезок из журналов и газет систематизированы, разложены по папкам, в каждую из которых собираются вырезки по одному из разделов программы.

                                                     

     

Литература

  1. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе /Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994. – С. 182-197.
  2. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 2000. – С.462.
  3. В.В.Воронкова, С.А.Казакова «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида», М., Владос,  2011г.
  4. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 432 с.
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Специальность 03170 – Олигофренопедагогика. – Москва, 2005.
  6. Т.А.Девяткова «Социально-бытовая ориентировка  в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида», М., Владос, 2005.
  7. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиоанльной подготовки. – М.: Просвещение, 1976. – 159 с.
  8. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. – М.: Просвещение, 1990. – 140 с.
  9. Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки. – М., 1992. – 163 с.



Предварительный просмотр:

Ейский район Краснодарский край

Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 3 г. Ейска

                                                                                         УТВЕРЖДЕНО

                                                                                       решение педсовета

                                                                                             протокол № 1

                                                                                   от 26 августа 2011 года

                                                                                   Председатель педсовета

                                                                            _________Омельченко Л.Ф.  

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по    социально-бытовой ориентировке

Ступень обучения (класс)   среднее  общее образование, 5 класс

Количество часов   34             Уровень    базовый

Учитель:     Мануйлова Ольга Геннадьевна

Программа разработана на основе  государственной программы

В.И.Романиной, Н.П. Павловой  «Социально-бытовая ориентировка» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида   5-9 классы, Москва, «Владос», 2000 год.

                                                         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Современный мир быстро меняет своё лицо, поэтому наметившаяся тенденция новых подходов в педагогике способствует также созданию  новых образовательно - коррекционных программ и по социально-бытовой ориентировке в специальных (кор рекционных) школах-интернатах.

     Данная  программа,  сохраняя  преемственность существующей государственной программы В.И.Романиной, Н.П. Павловой  «Социально-бытовая ориентировка» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, делает акцент на личностно-ориентированный подход к каждому  учащемуся.

     Программа предназначена для учащихся 5 классов специальной (коррекционной) школы и составлена с учётом возрастных и психологических    особенностей  учащихся, уровня их знаний и умений, местных условий.

     Целями и задачами данной программы являются:

-   практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни;

-   формирование у них знаний и умений, способствующих социальной и психологической адаптации;

-   повышение общего уровня развития учащихся;

-   помощь учащимся в осознании того, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он отвечает сам;

-   формирование у учащихся полового самосознания   как   основы   культурного поведения;

-   формирование мотивационной сферы гигиенического поведения;

-  помощь учащимся в осознанном выбо ре профессии;

-  помощь учащимся в овладении норма ми правильного поведения в природной среде.

     Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного подхода к учащимся, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуж дая их к творческому отношению при выполнении заданий.

     Основными формами и методами обучения на уроках социально-бытовой ориентировки являются практические работы, деловые игры, экскурсии, рейды, беседы, опыты, практикумы ролевого общения и др.

     Содержание занятий в 5 классе желательно выполнять сказочными и игро выми сюжетами и персонажами («Уроки Мойдодыра», «Уроки Золушки», «Рецепты кулинара Всезнайки», «Советы доктора Айболита» и др.).

     Закрепление изученного на уроках материала можно проводить, организуя коррекционные игры на развитие внима ния, смысловой памяти: «Полезно - вред но», «Найди правильный ответ», «Угадай ка», «Продолжи (закончи) рассказ (сказ ку)». «Можно - нельзя» и др.

     Проводя уроки по теме «Питание», сле дует обращать внимание учащихся на то, что приготовление ими пищи - искусство, и что от настроения готовящего пищу зависит её вкус, здоровье и настроение человека.

     В работе по темам «Личная гигиена», «Здоровье» коррекционные занятия дол жны быть направлены не только на усво ение учащимися знаний, умений, но и на становление их мотивационной сферы, гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в реаль ном поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздо ровительную деятельность, формировать своё здоровье. На данных уроках должна прослеживаться взаимосвязь поведения, характера, мировоззрения, образа жизни и здоровья человека.

     Курс социально-бытовой ориентировки интегративный, т.к. содержит сведения целого ряда наук, областей жизни человека и поэтому должен иметь своё логическое продолжение в системе внеклассной рабо ты. Совместная деятельность учителя и воспитателя позволяет достичь желаемых результатов.

     На уроках необходимо найти правильный тон общения с учащимися, говорить досту пным языком, но не избегать научной тер минологии, необходимой для изучения конкретной темы, проявлять к личности учаще гося искренний интерес, сопереживать и радоваться вместе с ним.

     При проведении уроков по социально-бытовой ориентировке главный акцент делается на личностное отношение каждого учащегося к изучаемому материалу. Заме чено, что полученные знания, подкреплённые эмоцией (радости, значимости собственного мнения), проходят гораздо глуб же и закрепляются надолго.

      Выставление оценок на уроках разъединяет учителя и ученика, создаёт   барьер,   обостряет   комплексы ребёнка. Поэтому подходить к этому вопросу нужно тактично и деликатно.

ПРОГРАММА

5 класс (34 ч.)

Вводное занятие (1 ч.)

Добро пожаловать в Академию добрых волшебников. (Беседа о содержании и значении предмета «социально-бытовая ори ентировка». Знакомство с кабинетом и правилами поведения в нём. Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гиги енических требований на занятиях.)

Личная гигиена (4 ч.)

Тематика

1.   Уроки Мойдодыра (правила чистоты).

2.   Забота о глазах. Глаза - главные помощники человека.

3.   Уход за ушами. Гигиена слуха.

4.   Осанка - стройная спина.

Практические    работы.     

Выполнение утреннего и вечернего туалета.

Основные требования к знаниям и уме ниям учащихся

Учащиеся должны иметь представление о необходимости соблюдения правил лич ной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека.

Учащиеся должны знать:

-    последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;

-    периодичность и правила чистки ушей;

-    меры, направленные на охрану слуха;

-    правила бережного отношения к зрению;

-    правила для поддержания правиль ной осанки.

Учащиеся должны уметь:

-    выполнять утренний и вечерний туалет;

-    чистить уши;

-   делать массаж ушей;

-    расслаблять глаза;

-    устанавливать настольную лампу и направлять свет на рабочее место;

-    пользоваться подставкой для книг;

-    следить за своей осанкой;

-    следить за своей походкой и жести куляцией.

Одежда и обувь (4 ч.)

Тематика

1.   Виды одежды и головных уборов, их назначение.

2.   Повседневный уход за одеждой (предупреждение загрязнений).

3.   Виды обуви, их назначение, уход за обувью (сушка, чистка, подготовка сезонной обуви к хранению).

4.   Правила выбора обуви и одежды.

Практические работы

Чистка и сушка повседневной одежды, обуви. Выбор одежды по назначению (рабочая, домашняя, праздничная, спор тивная).

Основные требования к знаниям и уме ниям учащихся

Учащиеся должны иметь представление о том, почему они должны содержать в чистоте одежду и обувь.

Учащиеся должны уметь:

-    подбирать одежду, головные уборы и обувь по назначению, сезону;

-    сушить мокрую одежду;

-    чистить верхнее и лёгкое платье;

-    подготавливать их к хранению;

-    подбирать крем и чистить кожаную обувь;

-    чистить замшевую и текстильную обувь;

-    сушить мокрую обувь, подготавли вать её к хранению.

Питание (11 ч.)

Тематика

1.   Как следует питаться? Советы кули нара Всезнайки. Продукты расти тельного и животного происхожде ния, их разнообразие и значение для здоровья человека.

2.   Правила питания и приготовления пищи. Советы доктора Айболита.

3.   Приготовление пищи. Завтрак (при готовление бутербродов, отварива ние яиц, приготовление яичницы, салата, винегрета, заваривание чая, приготовление сладкой творожной массы, соков, гренок).

4.   Порядок на кухне. Уход за посудой, кухонными принадлежностями и приборами.

5.   Сервировка стола к завтраку.

Практические работы

Приготовление    бутербродов,  салата, винегрета, яичницы, гренок, сладкой творож ной массы, соков, отваривание яиц, завари вание чая. Чистка и мытьё кухонных принад лежностей. Сервировка стола к завтраку.

Основные требования к знаниям и уме ниям учащихся

Учащиеся должны иметь представление о роли пищи в жизни человека, о том, какая пища способствует здоровью, а какая - нет. Учащиеся должны знать:

-    роль растительной и животной пищи;

-    роль режима в приёме пищи и пра вил питания для поддержания здо ровья;

-    виды бутербродов;

-    различные меню завтрака;

-    как можно использовать чёрствый хлеб;

-    санитарно-гигиенические требова ния к процессу приготовления пищи;

-    правила сервировки стола к завтраку;

-    правила заваривания чая;

-    правила пользования и ухода за соковыжималкой;

-    названия кухонных принадлежно стей и посуды;

-    правила пользования чистящими средствами по уходу за посудой:

-    правила работы с кипящей жидкостью. Учащиеся должны уметь:

-    пояснять свои индивидуальные реакции на пищу и своё личностное предпочтение в еде;

-    резать ножом продукты для бутер бродов;

-    пользоваться тёркой;

-    протирать творог через сито;

-    пользоваться соковыжималкой;

-    отваривать яйца, жарить яичницу;

-    нарезать варёные овощи кубиками и соломкой;

-    накрывать на стол с учётом конкрет ного меню;

-    мыть и чистить нужные приборы и посуду;

-    пользоваться печатными инструкция ми к различным чистящим средствам.

Культура поведения (3 ч.)

Тематика

1.  Школа хороших манер. В чём секрет  волшебных слов?

2.   Поведение во время уроков и после уроков.

3.   Поведение в столовой.

Практические     работы.     

Практикумы  ролевого общения, сюжетно-ролевые игры.

Основные требования к знаниям и уме ниям учащихся

Учащиеся должны иметь представление  о   необходимости соблюдения   культуры  поведения.

Учащиеся должны знать:

-    формы обращения с просьбой, вопросом;

-    правила поведения в школе;

-    правила поведения в столовой;

-    о необходимости следить за своей речью, расширять словарный запас.

Учащиеся должны уметь:

-    вежливо и тактично вести себя при раз говоре со старшими и сверстниками;

-    правильно сидеть за столом;

-    пользоваться столовыми прибора ми, салфетками;

-    красиво и аккуратно принимать пищу.

Жилище (3 ч.)

Тематика

1.   Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом, общежитие. Варианты квартир и подсобных помещений. Степень удобств.

2.   Правила повседневной уборки ком наты. Уроки Золушки.

3.   Почтовый адрес дома и школы-ин терната.

Практические работы. 

Заполнение почто вого адреса на открытках, уборка кабинета. Основные требования к знаниям и уме ниям учащихся

Учащиеся должны знать:

-    виды жилых помещений в городе и деревне, их различие;

-    правила уборки помещения.

Учащиеся должны уметь:

-    убирать комнату;

-    писать адрес на почтовых открытках.

Здоровье (2 ч.)

Тематика

1,   Можно ли дожить до ста лет? Что нужно для этого?

2.   Кто  помогает мне сохранить здоровье?

Основные требования к знаниям и уме ниям учащихся

Учащиеся должны  понимать:

-    значение здорового образа жизни и личного здоровья, для жизни, отдыха, учёбы;

-    почему здоровый образ жизни спо собствует хорошему настроению, здоровью.

Учащиеся должны знать:

-    какие привычки и почему предста вляют вред здоровью;

-    виды медицинской помощи;

-    функции основных врачей-специа листов.

Учащиеся должны уметь:

-    пояснить свою ответственность за личное здоровье;

-    записываться на приём к врачу;

-    вызывать врача на дом;

-    приобретать лекарства в аптеке.

Транспорт (2 ч.)

Тематика

1.   Виды транспорта.

2.   Поведение в транспорте, на улице.

Экскурсии.   Коллективные   поездки   в  транспорте.

Основные требования к знаниям и уме ниям учащихся

Учащиеся должны знать:

-   основные виды транспорта;

-    наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната;

-    количество времени, затрачиваемо го на поездку, пересадки, пешеход ный маршрут;

-    правила передвижения на велоси педе;

-    правила поведения в транспорте.

Учащиеся должны уметь:

-    соблюдать правила поведения в общественном транспорте (прави ла посадки, покупки билета, пове дения в салоне и при выходе, на улице);

-    соблюдать правила дорожного дви жения;

-    приобретать билеты.

Торговля (3 ч.)

Тематика

Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, универмаги, спе циализированные магазины. Их назначе ние. Поведение в магазине, порядок прио бретения товаров.

Экскурсии. Экскурсия в продовольствен ный и промышленный магазины.

Основные требования к знаниям и уме ниям учащихся

 Учащиеся должны знать:

-    основные виды магазинов, их наз начение;

-    виды отделов в продовольственных и промтоварных магазинах;

-    права покупателя.

 Учащиеся должны уметь:

-    оплачивать покупку;

-    соблюдать правила поведения в магазине.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Организация социально-бытовой ориентировки

   

 Для проведения теоретических и практи ческих занятий по социально-бытовой ори ентировке необходимо иметь соответ ственно две смежные комнаты общей пло щадью не менее 48 кв.м.

     Комната для теоретических работ дол жна быть оснащена классной доской, стен дом для инструкционных карт, витринами для демонстрации предметов по темам: «Личная гигиена», «Гигиена жилища», «Гигиена одежды и обуви», «Здоровье», «Семья». Может быть оформлен стенд типа «Калейдоскоп полезных советов», состоя щий из карманов-ячеек с папками, в каждой из которых собран дополнительный мате риал по изучаемым разделам программы или интересам учащихся. Например, «Ваше право», «Красота и здоровье», «Вам, буду щие родители», «Профориентация», «Кули нария», «Консервирование», «Рукоделие», «Домашнему мастеру», «Животноводам, садоводам, огородникам», «Мир увлече ний», «Интерьер. Гигиена жилища» и др.

     В кабинете социально-бытовой ориенти ровки должно быть много комнатных расте ний, предметы мебели разного назначения.

- Телевизор с видеомагнитофоном и аудиомагнитофон.

- На полу должен быть большой ковёр для проведения практических занятий по теме «Жилище»,  а также для разучивания комплексов упражнений по темам «Здоровье» и  «Личная гигиена».  

      В этой части кабинета проводятся и некоторые практические работы: мелкий ремонт одежды,  выведение пятен, ремонт книг и др.

     Вторая комната должна быть оборудована непосредственно   для   практических работ. В ней желательно иметь кухонный гарнитур с несколькими мойками, электри ческую плиту, электродуховку, холодильник.

     На стенах помещаются стенды по технике безопасности,  правилам  пользования бытовыми приборами. В этой части комна ты должны быть шкафы, в которых хранится оборудование кабинета: посуда, приборы, наглядные пособия и т. д.

     Мебель и оборудование размещаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами техники безопасности.

     Для кабинета социально-бытовой ориентировки необходимо следующее оборудование: Аптечка медицинская – 1 шт.;                            

Бак для отходов

с педалью и крышкой – 1 шт.;                          

Вазы для цветов – 2 шт.;                                      

Вёдра эмалированные – 2 шт.;                            

Видеомагнитофон – 1 шт.;                                  

Вилки столовые – 12 шт.;                                        

Доски гладильные напольные – 3 шт.;            

Доски разделочные – 12 шт.;                              

Дуршлаги эмалированные – 2 шт.;                  

Захваты для банок – 2 шт.;                                  

Иглы швейные (набор) – 2 шт.;                          

Подносы и подставки – 4 шт.;                            

Кастрюли эмалированные (набор) – 1 шт.;        

Ковёр – 1 шт.;                                                      

Ложки разливные – 4 шт.;                                    

Ложки столовые – 12 шт.;                                    

Ложки чайные – 12 шт.;                                        

Лопатки для котлет и мяса – 6 шт.;                    

Аудиомагнитофон – 1 шт.;                                  

Машинки для закатки

банок с набором крышек – 2 шт.;                        

Миксер электрический – 1 шт.;                          

Миксеры ручные – 2 шт.;                                    

Миски эмалированные или

Алюминиевые – 4 шт.;                                          

Мыльница – 2 шт.;                                                

Мясорубка -1 шт.;                                                

Наборы столовые

(солонка, горчичница, перечница) – 2 шт.;        

Ножи кухонные (наборы) – 4 шт.;                      

Ножи столовые – 12 шт.;                                      

Ножницы – 6 шт.;                                                  

Плита электрическая

с электродуховкой – 1 шт.;                                

Полотенца кухонные – 12 шт.;                            

Пульверизаторы – 4 шт.;                                    

Пылесос – 1 шт.;                                                  

Столовый сервиз на 12 персон – 1 шт.;            

Сервиз чайный на 12 персон – 1 шт.;                

Сито – 2 шт.;                                                        

Скалки – 4 шт.;                                                    

Скатерти матерчатые – 2 шт.;                            

Сковороды (набор) – 2 шт.;                                

Соковыжималка электрическая – 1 шт.;            

Стиральная машина – 1 шт.;                              

Телевизор – 1 шт.;                                                

Утюги электрические – 3 шт.;                            

Хлебница – 1 шт.;                                                

Холодильник – 1 шт.;                                            

Чайники – 2 шт.;                                                  

Шумовки – 2 шт.;                                                  

Щётки для мытья раковин – 6 шт.;                      

Щётки платяные – 6 шт.;                                      

Яйцерезки – 2 шт.;                                                

Куклы пластмассовые – 6 шт.;                            

Бельё для грудного ребёнка – 6 шт.;                    

Ванны для купания кукол – 6 шт.                        

Пособия печатные

Работа с пищевыми продуктами.

Техника безопасности на уроках  обслу живающего труда.

Диафильмы

«Всему голова».

«Обработка овощей».

«Правила безопасности и  гигиены на уроках обслуживающего труда». «Сервировка стола».

 Видеофильмы

«Я боюсь» - документальный фильм о больных СПИДом.

«Роковой  реванш»  -  художественный  фильм о юношеской наркомании.

«Опасная    игра»    -    художественный  фильм о токсикомании подростков.

«Курите на здоровье» - художественный  комедийный фильм для подростков.

«Курение и дети» - мультфильм.

«Мои первые чувства» - художественный  фильм об опасностях полового созревания  подростков.

«Физкультура и закаливание» - научно-популярный фильм.  

«Берегите сердце с  детства»   -   научно-популярный   фильм,    

«Гипертония» - мультфильм.                                    

«Профилактика косоглазия» - научно-популярный фильм. «Профилактика близорукости» - научно-популярный фильм.

«Дама в  автомобиле» - мультфильм о беспорядочной  половой связи.

«Грипп» - научно-популярный  фильм о профилактике заболевания.

«Про детское питание» - мультфильм о вреде ожирения.                

Музыкальные коллекции классической и  современной музыки.                                                        

Карты: политическая карта мира, экономическая карта России, карта области.                        

Письменные инструкционные карты о приготовлении блюд, проведении уборки, мелком ремонте одежды и т. д.

Перечень деловых бумаг

1.  Адреса на конвертах и открытках.

2.   Поздравительные и бытовые телеграммы.

3.  Заявления.

4.  Автобиография.

5.   Расписка.

6.  Доверенность.

7.   Бланки для денежных переводов, посылок, бандеролей.

8.  Квитанции на оплату жилой площади и коммунальных услуг.

Тематическое распределение часов.

№ п\п

Разделы, темы

Количество часов

программа В.И.Романиной, Н.П. Павловой.  

рабочая программа

1

Вводное занятие

1

2

Личная гигиена  

              4

3

Одежда и обувь

4

4

Питание

2

5

Завтрак

10

6

Культура поведения

4

7

Жилище

3

8

Здоровье

2

9

Транспорт

2

10

Торговля

2

                                                      Итого:

34

34

Средства обучения

  1. Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;
  2. Раздаточный и дидактический материал.

•  Печатные пособия.

• Таблицы и раздаточный материал по математике для учащихся начальных классов.

• Диапозитивы.

• Мультимедийные пособия.

Литература

  1. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе /Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994. – С. 182-197.
  2. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 2000. – С.462.
  3. В.В.Воронкова, С.А.Казакова «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида», М., Владос,  2011г.
  4. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 432 с.
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Специальность 03170 – Олигофренопедагогика. – Москва, 2005.
  6. Т.А.Девяткова «Социально-бытовая ориентировка  в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида», М., Владос, 2005.
  7. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. – М.: Просвещение, 1976. – 159 с.

СОГЛАСОВАНО                                        СОГЛАСОВАНО

 Протокол заседания                                            Заместитель директора по УВР

методического объединения учителей

от _____  2010 года № _____                               ____________Черненко Л.Н.

___________    Петренко С.Н.                             __________________ 2011 год  

Согласовано

Зам. директора по УВР

                   Черненко Л.Н.

«26» августа 2011 г.

Ейский район Краснодарский край

Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 3 г. Ейска

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков социально-бытовой ориентировки

  Класс: 5

  Учитель: Мануйлова О.Г.

  Количество часов: всего - 34 часа;    в неделю — 1 час.

Планирование составлено на основе рабочей программы учителя  ГОУ школы-интерната № 3 г. Ейска, Мануйловой О.Г, утвержденной решением педсовета  от «26» августа 2011 года (протокол № 1)

Тематическое   распределение   материала

  №

РАЗДЕЛЫ

Количество часов

На год

четверть

I

II

III

IV

 1

Вводная беседа  

1

1

  2

Личная гигиена

4

4

 3

Одежда и обувь

4

4

 4

Питание

2

2

 5

Завтрак

5

5

10

 6

Культура поведения

3

3

 7

Жилище

3

3

 8

Здоровье

2

2

 9

Транспорт

2

2

10

Торговля

3

3

                              Итого:

9

7

11

7

34

Календарно - тематическое планирование уроков

социально-бытовой ориентировки на 2011 -2012 уч.год

5 класс

дата

Тема урока

Кол-во

часов

Оборудование урока

всего

1

2

3

4

5

6

I четверть

9

1

2.09

Вводная беседа

 Добро пожаловать в Академию добрых волшебников. Беседа о содержании и значении предмета «Социально-бытовая ориентировка».

1

1

Наглядные пособия, слайды, демонстрационный материал.

2

9.09

Личная гигиена

Уроки Мойдодыра. Правила чистоты (расширение знаний).                        

1

4

Диафильм, демонстрационный материал, таблицы, тетради,  ручки, карандаши.

3

16.09

Забота о глазах. Глаза - главные помощники человека.                              

1

Памятки, тетради,  ручки, рисунки.

4

23.09

Уход за ушами. Чтобы уши слышали.                                                            

1

Демонстрационный материал, карточки, рисунки.

5

30.10

Осанка - стройная спина.                                                                                

1

Видеослайды, карточки с памятками.

6

 7.10

Одежда и обувь

Виды одежды и головных уборов, их назначение.                                        

1

4

Таблицы, карточки, рисунки, журналы.

7

14.10

Повседневный уход за одеждой (предупреждение загрязнений).                

1

Одежда, щетки, плечики (широкие и узкие), карточки с заданиями.

8

21.10

Виды обуви, их назначение, уход за обувью.                                                

1

Слайды, журналы, карточки, таблицы, демонстрационный материал.

9

28.10

Правила выбора обуви и одежды.                                                                  

1

Карточки с заданиями.

II четверть

7

10

11.11

Питание

Как следует питаться? Советы кулинара Всезнайки. Продукты  растительного и животного происхождения, их разнообразие

и значение для здоровья человека.

1

2

Демонстрационный материал, памятки, таблицы, наглядные пособия.

11

18.11

Золотые правила питания и приготовление пищи. Советы доктора Айболита.                                                                                                                        

1

Памятки, тетради, ручки.

12

25.11

Завтрак

Заваривание чая. Лесные чаи.                                                                        

1

10

13

2.12

Отваривание яиц.                                                                                              

1

14

9.12

Приготовление яичницы.                                                                                  

1

Инструкционные карты,

15

16.12

Салаты - самая здоровая пища. Приготовление салата.                              

1

Инструкционные карты,

16

23.12

Приготовление винегрета.                                                                                

1

Инструкционные карты,

 III четверть

11

17

13.01

Творог - ценный продукт питания. Приготовление сладкой творожной массы.

1

Инструкционные карты,

18

20.01

Приготовление бутербродов.                

1

Инструкционные карты,

19

27.01

Что можно приготовить из чёрствого хлеба? Гренки.                                    

1

20

 3.02

Порядок на кухне. Уход за посудой, кухонными принадлежностями и приборами.    

1

21

10.02

Сервировка стола к завтраку.  

1

22

17.02

Культура поведения

Школа хороших манер. В чём секрет волшебных слов?

1

3

Видеоролик, памятки, тетради, ручки.

23

24.02

Поведение в школе.

1

Памятки, карточки с заданиями.

24

 2.03

Поведение в столовой.

1

Памятки, карточки с заданиями.

25

9.03

               

Жилище

Виды жилых помещений в городе, деревне.                                                  

1

3

Рисунки, фотографии, журналы, карточки с заданиями.

26

16.03

Правила уборки комнаты. Уроки Золушки.                                                      

1

Памятки, тетради, ручки, рисунки, схемы, инструкционные карты.

27

23.03

Почтовый адрес дома и школы-интерната.                                                    

1

Конверты. Ручки, образцы конвертов, поздравительные открытки.

IV четверть

7

28

 6.04

Здоровье

Можно ли дожить до ста лет? Что нужно для этого?                                    

1

2

Журналы, таблицы, ручки, тетради, карточки с заданиями.

29

13.04

Кто помогает мне сохранить здоровье?                                                          

1

Диафильм, наглядные пособия.

30

20.04

Транспорт

Виды транспорта. Правила поведения в  транспорте.                                                                                                                    

1

2

Иллюстративный материал, рисунки, фотографии, видеофильм.

31

27.04

Коллективные поездки в транспорте.

1

32

 4.05

Торговля

Продовольственные и промтоварные магазины. Их назначение.  Поведение в магазине.                                                                                                

1

3

Фотографии рекламные буклеты, тетради.

33

11.05

Экскурсия в продовольственный магазин.                                                    

1

Инструктаж по Т.Б.

34

18.05

Экскурсия в  промтоварный магазин.                                              

1

Инструктаж по Т.Б.

                                                 Итого:

34

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кабинета физики. Направление работы с одаренными детьми «Путь к успеху».

В стратегии развития российского образования до 2020 года одним из приоритетных направлений является поддержка талантливых и одаренных детей. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»...

Адаптированные образовательные программы и КИМЫ по сельскохозяйственному труду, географии для коррекционной школы, план работы классного руководителя, план работы кабинета

Планирование по предмету сельскохозяйственный труд 6-9 класс, география 6-9 класс, контрольно-измерительные материфлы за год и по четвертям....

Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)

Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...

Организация работы кабинета музыки

План работы кабинета музыки...