Программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
рабочая программа на тему

 

В рабочей программе определены коррекционно-развивающие цели и задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей № 28

город Таганрог Ростовская область

Программа

коррекционно-развивающей работы

учителя-логопеда

                                                                        учитель-логопед                  

Трифонова Анна  Анатольевна

2011 год

Пояснительная записка

В рабочей программе определены коррекционно-развивающие цели и задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы школьного образования, потребностей и возможностей детей школьного возраста.

Методической  базой рабочей программы являются:

  1.  «Программа воспитания и обучения в школе» под ред. М.А. Васильевой;
  2. программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Обучение в  школе детей с ОНР» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушениями речи и ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Цель разработки программы: оказание индивидуальной логопедической помощи детям с проблемами в речевом развитии в школьный период.

Задачи:

  1.  диагностика, коррекция нарушений в развитии устной и предпосылок письменной речи у школьников;
  2. своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися

образовательных программ;

  1. разъяснение специальных знаний по логопедии родителям обучающихся.

Коррекция нарушений речи детей младшего школьного возраста требует организации специальной логопедической работы. Значительно эффективнее коррекция речи проходит в  начальный школьный период. Более того, скорректированные недостатки речевого развития в начале обучения в первом классе, обеспечивают успешное обучение в школе с первых его дней. Поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий. В рамках организованных занятий по индивидуально составленному плану школьного обучения формируется речь как средство общения, что позволяет в дальнейшем справиться со школьной программой.

Актуальность заключается в необходимости вовремя выявить имеющиеся нарушения в речи ребёнка. Родители впервые обращают внимание на речевые недостатки, когда наступает пора школьного обучения. Если же и обнаруживают раньше, что их ребёнок не произносит какие-то звуки,  не сразу начинают беспокоиться, надеясь, что со временем всё войдёт в норму и ребёнок «выговорится».  На общее недоразвитие речи, скудный словарь, длительное употребление в речи «детского лепета» и вовсе не обращают внимание. Вследствие этого контингент детей с речевыми нарушениями достаточно велик. А у многих детей нарушения устной речи ещё более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности, затрудняют процесс овладения грамотой и ведут  в дальнейшем к нарушениям письменной речи.

Логопедическая работа построена и ведётся с учётом особенностей психики и речевых нарушений. Успех этой работы во многом зависит от того, насколько учтены типические и индивидуальные особенности проявления общего недоразвития у детей-логопатов.

В алгоритм коррекции и развития входит:

  1. обследование (входная диагностика);
  2. формирование  логопедических  групп;
  3. проведение коррекционно-логопедической работы;
  4. общее развитие речи;
  5. промежуточная диагностика;
  6. формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программ по русскому языку и другим предметам;
  7. итоговая диагностика;
  8. популяризация логопедических знаний среди родителей.

Схема коррекционно-развивающей

логопедической работы

Диагностика:

  1. Комплексное обследование детей;
  2. Дополнительное обследование с учётом индивидуальных особенностей;
  3. Коррекционный мониторинг.

Анализ и планирование:

  1. Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса и планирование работы на год;
  2. Комплектование групп по речевым нарушениям;
  3. Планирование индивидуальной работы с детьми.

Коррекционно-развивающая работа:

  1. Проведение индивидуальных занятий по коррекции и развитию разных сторон речи;
  2. Проведение групповых занятий.

Профилактическая и консультативная работа:

  1. Профилактика нарушений устной и письменной речи;
  2. Консультации для родителей.

Методическое обеспечение:

  1. Самообразование по вопросам коррекции речи;
  2. Создание речевой игротеки, фонотеки.

Контроль:

  1. Подведение итогов и анализ работы за учебный год.

Планированию коррекционной логопедической работы предшествует комплексное обследование детей с целью установления характера, особенностей и степени проявлений дефекта. Затем проводится индивидуальное собеседование.

Коррекционно-развивающая  логопедическая работа проводится поэтапно.

Занятия первого этапа направлены на уточнение артикуляции и произнесения звуков с одновременным формированием фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза. Постановка звуков проводится индивидуально. Автоматизация и дифференциация звуков осуществляется на групповых занятиях. Важное место на данном этапе я отвожу формированию потребности в речевом общении; развитию слухового и зрительного восприятия. Широко использую упражнения по развитию «мелкой» моторики рук.

Содержание второго этапа – уточнение значения слов; дальнейшее обогащение словаря; развитие и совершенствование грамматического оформления речи. Помимо логопедических занятий эта работа ведётся в ходе учебной и игровой деятельности учащихся.

На третьем этапе главное внимание уделяется развитию и формированию связной речи, т.е. коррекции речемыслительной деятельности учащихся.

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми  

Целью коррекционно-развивающих занятий в логопедической группе является комплексная подготовка детей к обучению в школе.

В ходе занятий решаются следующие задачи:

  1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
  2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
  3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса обучающихся с ОНР.
  4. Формирование грамматического строя речи.
  5. Развитие связной речи обучающихся.
  6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.

                Необходимая информация о:

  1. сохранных компонентах языка ребенка, которые служат базой для коррекции и  совершенствования его речевого развития;
  1. степени и характере остаточных проявлений недоразвития речи ребенка;
  2. об особенностях психического и моторного развития ребенка, важных для полноценного преодоления недоразвития речи

собирается учителем-логопедом в процессе первичной диагностической беседы с ребёнком и его родителями.

В процессе коррекционно-развивающей логопедической работы особое внимание уделяется развитию у детей необходимых для актуализации общеучебных навыков:

  1. способностей к сосредоточению;
  2. умений войти в общий ритм и темп работы и удерживанию его в течение занятия;
  3. умений следовать единому замыслу работы в процессе индивидуальных и совместных усилий по преодолению трудностей;
  4. умений реализации замысла работы, доведения начатой деятельности до предполагаемого результата;
  5. возможности использования помощи партнера по работе.

Процесс усвоения языковых средств в условиях коррекционного воздействия ориентирован на осмысление детьми учебного материала, закрепление полученных знаний и умений в процессе тренировочных упражнении и упрочение соответствующих навыков в актах речевой коммуникации.

Направления коррекционно-развивающей работы:

1. Совершенствование произносительной стороны речи;

2. Совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

3. Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;

4. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Содержание коррекционно-развивающей логопедической программы

Период

Основное содержание работы

I этап

октябрь, ноябрь.

Совершенствование произносительной стороны речи

Закрепление навыков четкого произношения звуков (гласных и согласных), имеющихся в речи детей.

Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.

Корригирование произношения нарушенных звуков (W, [л'], [j], [с], [с'], [з], [з'], [ц], [ш], [ж], [р] и т. д.).

Развитие умения дифференцировать звуки по парным признакам (гласные — согласные, звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие и т. д.).

Закрепление произношения звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов.

Упражнение в произношении многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них.

Введение в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры.

Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи.

Развитие лексико-грамматических средств языка.

 Расширение лексического запаса в процессе изучения новых текстов (черепаха, дикобраз, изгородь, крыльцо, панцирь, музей, театр, суша, занавес, выставка).

Активизация словообразовательных процессов:

употребление наименований, образованных за счет словосложения: пчеловод, книголюб, белоствольная береза, длинноногая — длинноволосая девочка, громкоговоритель; прилагательных с различными значениями соотнесенности: плетеная изгородь, камышовая, черепичная крыша и т. д.

Употребление существительных с увеличительным значением (голосище, носище, домище).

Совершенствование навыков подбора и употребления в речи антонимов — глаголов, прилагательных, существительных (вкатить — выкатить, внести — вынести, жадность — щедрость, бледный — румяный).

Толкование значения слов с опорой на их словообразовательную структуру (футболист — спортсмен, который играет в футбол).

Упражнение в подборе синонимов и практическом употреблении их в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый, неряшливый, неаккуратный, грязнуля).

Обучение дифференцированному использованию в речи простых и сложных  предлогов.

Обучение образованию сравнительной степени прилагательных (добрее, злее, слаще, гуще, дальше); сложных составных прилагательных (темно-зеленый, ярко-красный).

Развитие понимания и умения объяснять переносное значение выражений: широкая душа, сгореть со стыда.

Совершенствование умения преобразовывать названия профессий   м. р. в профессию ж. р. (воспитатель — воспитательница, баскетболист — баскетболистка).

Обучение преобразованию одной грамматической категории в другую (танец — танцевать — танцовщик — танцовщица — танцующий).

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи. 

Закрепление умения выделять отличительные признаки предметов, объектов; составлять загадки с опорой на эти признаки.

Совершенствование навыков сравнения предметов, объектов; составление рассказов-описаний каждого из них.

Обучение подбору слов-рифм, составлению пар, цепочек рифмующихся слов; рифмованных словосочетаний.

Упражнение  в конструировании предложений по опорным словам.

Формирование навыков составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.

Упражнение в распространении предложений за счет введения однородных членов (сказуемых, подлежащих, дополнений, определений).

Обучение анализу причинно-следственных и временных связей, существующих между частями  сюжета.

Закрепление навыков составления рассказа по картине (с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графические планы).

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок; заучивание потешек, стихотворений.

Совершенствование навыков пересказа рассказа, сказки с опорой на картинный и вопросный планы.

Формирование  навыков составления предложений с элементами творчества (с элементами небылиц, фантазийными фрагментами).

Обучение составлению рассказов с элементами творчества (дополняя, изменяя отдельные эпизоды).

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Развитие произвольного внимания, слуховой  памяти.

Закрепление  понятий  «звук », «слог».

Совершенствование навыков различения звуков:

речевых и неречевых, гласных — согласных, твердых — мягких, звонких — глухих, а также звуков, отличающихся способом и местом образования

и т. д.

Формирование умения выделять начальный гласный звук, стоящий под ударением, из состава слова (у — утка).

Обучение анализу звукового ряда, состоящего из двух — трех — четырех гласных звуков.

Обучение анализу и синтезу обратного слога.

Формирование умения выделять последний согласный звук в слове.

Обучение  выделению  первого  согласного  звука  в слове.

Формирование умения выделять гласный звук в положении после согласного (в слогах, словах).

Обучение анализу и синтезу прямых слогов.

Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам ([а], [о], [у], [ы], [л], [т], [к], [л], [м] — количество изучаемых букв и последовательность их изучения определяется логопедом в зависимости от индивидуальных особенностей детей); учить анализировать их оптико-пространственные и графические признаки.

Обучение составлению из букв разрезной азбуки слоги: сначала обратные, потом — прямые.

Обучение  осуществлению звукобуквенного  анализа и синтеза слогов.

Развитие  оптико-пространственной  ориентировки.

Развитие  графо-моторные навыков.

2 этап

 декабрь

январь, февраль

Совершенствование произносительной стороны речи

Закрепление и автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи.

Развитие умения дифференцировать на слух и в речи оппозиционные звуки ([р] — [л], [с] — [ш], [ш] — [ж] и т. д.); формировать тонкие звуковые дифференцировки ([т] — [т'] — [ч], [ш] — [щ], [т] — [с] — [ц], [ч] — [щ] и

т. д.).

Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности ее фонетического оформления.

Исправление нарушенных звуков ([р], [р'], [ч], [щ]).

Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.

Воспитание правильного темпа и ритма речи, ее богатой интонационно-мелодической окраски.

Развитие лексико-грамматических средств языка

Уточнение и расширение знания значений слов (с опорой на лексические темы).

Активизация словообразовательных процессов: объяснение и употребление сложных слов (стекловата, Белоснежка, сладкоежка, самокат, снегокат); объяснение и практическое употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением (кулак — кулачок — кулачище).

Закрепление употребления обобщенных понятий на основе их тонких дифференциаций (цветы: полевые, садовые, лесные).

Совершенствование навыков употребления в самостоятельной речи сложных предлогов.

Обучение практическому употреблению в речи слов с переносным значением (ангельский характер, ежовые рукавицы, медвежья услуга и др.).

Совершенствование умения подбирать синонимы (прекрасный, красивый, замечательный, великолепный).

Обучение  употреблению  этих слов в самостоятельной речи.

Закрепление навыков согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Закрепление навыков согласования числительных с существительными в роде, падеже.

Обучение подбору синонимов и употреблению их в самостоятельной речи (молить — просить — упрашивать; плакать — рыдать — всхлипывать).

Совершенствование умения преобразовывать одни грамматические формы в другие (веселье — веселый — веселиться — веселящийся).

Обучение объяснению и практическому употреблению в речи слов с  переносным значением (смотреть сквозь розовые очки, собачья преданность, работать спустя рукава, закидать шапками).

3 этап

март,

апрель

Развитие самостоятельной фразовой речи.

Закрепление навыков выделения частей рассказа, анализа причинно-следственных и временных связей, существующих между ними.   Совершенствование навыков распространения предложений за счет введения в них однородных членов предложения.

Совершенствование  навыков пересказа сказок, рассказов:

  1. с распространением предложений;
  2. с добавлением эпизодов;
  3. с элементами рассуждений; с творческим введением новых частей сюжетной линии (начала, кульминации, завершения сюжета).

Заучивание  стихотворений, потешек.

Совершенствование навыков составления рассказов-описаний (одного предмета, двух предметов в сопоставлении).

Обучение составлению рассказов  по картине, серии картин.

Закрепление умения составлять словосочетания, предложения с рифмующимися словами.

Совершенствование навыков составления развернутого рассказа о каком-либо событии, процессе, явлении за счет подробного, последовательного описания действий, поступков, его составляющих.

Закрепление овладения элементарными навыками письма и чтения Развитие  оптико-пространственной ориентировки.

Совершенствование графо-моторных навыков. Закрепление понятий, характеризующих звуки: «глухой», «звонкий», «твердый», «мягкий»; введение нового понятия «ударный гласный звук». Закрепление изученных ранее букв, формирование навыков их написания.

Знакомство с буквами, обозначающими звуки, близкие по артикуляции или акустическим признакам ([с] - [ш], [с] - [з], [п] - [б] и т. д.). Закрепление графических и оптико-пространственных признаков изученных букв, формирование  навыков их дифференциации.

Формирование навыков деления слова на слоги.

Формирование операций звуко-слогового анализа и синтеза на основе наглядно-графических схем слов (н-р: вата, кот).

Введение  изученных  букв  в наглядно-графическую схему слова.

Обучение  чтению слогов, слов аналитико-синтетическим способом.

Формирование  навыков написания слогов, слов печатными буквами.

Знакомство со словами более сложной слоговой структуры (шапка, кошка), обучение их анализу, выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение и написание печатными буквами.

Формирование навыков преобразования слогов, слов с помощью замены букв, удаления или добавления буквы (му — пу, мушка, пушка, кол — укол и т. д.).

Обучение определению количества слов в предложении, их последовательности.

Обучение  выкладыванию слов  из букв разрезной азбуки и чтению небольших  предложений.

Формирование навыка беглого, сознательного, послогового чтения коротких текстов.

Программа рассчитана на 56 часов. Продолжительность занятия 30 минут. Занятия проводятся по подгруппам, сформированным с учётом характера нарушений речи. Материал по коррекции звукопроизношения используется в зависимости от характера нарушений речи.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Лексическая тема

занятия

Содержание занятия

Особенности проведения

1

Школа

1

Педагогическое обследование

Индивидуальная диагностическая беседа

2

Класс, урок

2

3

Осениий лес

Грибы, ягоды

3

Одушевленные и неодушевленные существительные. Понятие “слово”.

Словообразование уменьшительно-ласкательных суффиксов. Составление предложений по демонстрации действий.

Согласование имен числительных (два и пять) с существительными; упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных  в родительном падеже.

 Звук «У» Выделение звука “У” из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции.

Знакомство с буквой “У”. Понятие “звук” и “буква”. Чтение и письмо букв У, у.

Деятельност-ные игры

4

Презентация

Составление рассказа “Осень”

4

Дары осени

Осень в деревне

5

Презентация

Предметные картинки

6

Образование относительных прилагательных, употребление в речи сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

Звук «А». Выделение звука “А” из ряда гласных, слогов, из состава слова (из начала, середины, конца слова в ударной позиции).

Пересказ отрывка из рассказа “Улетают журавли”

5

Осень в городе

7

Закрепление словообразования и употребления относительных прилагательных; словообразование родственных слов; упражнение в употреблении синонимов.

Умение придумывать слова с заданным звуком. Чтение и письмо букв А, а.

Звуковой анализ слов Ау, Уа. Соотнесение слова и схемы. Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо слов Ау, Уа.

Составление рассказа по картине

6

Хлеб

Сельскохозяйственная техника

8

Употребление родительного падежа качественных числительных в сочетании с существительными

Упражнение в образовании глаголов с приставками; согласование существительных с числительными.

Буква «О». Выделение звука “О” из ряда гласных, слогов, из состава слова в ударной позиции. Анализ звукового рядя типа АОУ.

Составление рассказа из коллективного опыта

9

7

Перелётные и зимующие птицы

10

Имена существительные в творительном падеже.

Знакомство с буквой “О”. Соотнесение слова и схемы. Составление из букв разрезной азбуки и письмо ряда гласных АОУ.

Составление рассказа по серии картин

8

Дом, семья

11

Образование относительных прилагательных и согласование их в роде, числе, падеже. Составление предложений с приставочными глаголами по опорным словам.

Употребление в речи несклоняемых существительных. Закрепление употребления в речи приставочных глаголов и существительных в винительном и родительном падежах множественного числа. Составление предложений по вопросам логопеда и объединение их в короткий рассказ.

Звук и Буква «И». Выделение звука из состава слова. Анализ звукового ряда АОУИ.

Соотнесение слова и схемы. Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных АОУИ.

Составление рассказа по сюжетной картине “Семья”

12

9

Человек и его строение. Наш организм

13

Обучение постановке вопросов (предлог+чем?+где?предлог+Кем?)

Образование относительных прилагательных. Различение и употребление глаголов единственного  и множественного числа, настоящего и пошедшего времени, совершенного и несовершенного вида.

Звук и буква «Э».  Выделение звука из состава слова. Произнесение звука «Э» с постепенным усилением и ослаблением силы голоса.

Составление предложений по картинкам, действиям и опорным словам.

14

15

10

Азбука здоровья

16

Различение и употребление единственного  и множественного  числа, настоящего  и прошедшего  времени, совершенного и несовершенного вида.

Произнесение ряда гласных на одном выдохе, с изменением высоты голоса. Соотнесение слова и схемы. Составление из букв разрезной азбуки и чтение ряда гласных типа АОУИЭ

Творческое рассказыва-ние

17

11

Одежда, головные уборы, обувь

18

Составление предложений по опорным словам с использованием сущ. творит. падежа без предлогов и сущ. родит. падежа мн. числа.

Звук «Ы». Выделение звука “Ы” из состава слова. Анализ звукового ряда типа ОЫУА.

Составление описательного рассказа с опорой на схему

19

12

Мебель.

Домашняя и офисная мебель

20

Согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление предложений с ними

Обозначение буквой звука “Ы” в схеме слова. Составление из букв, чтение и письмо ряда гласных.

Дифференциация звуков и букв “И-Ы»

Составление рассказа по серии сюжет-ных картин с предварительной работой по составле-нию предло-жений по опорным словам.

13

Посуда, продукты питания

21

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Закрепление образования относительных прилагательных в значении соотнесенности к материалу изготовления и сезонности. Составление предложений с однородными членами.

Составление описательного рассказа по схеме

22

14

Зима. Новогодние праздники.

23

Практическое усвоение и употребление глаголов с приставками –У-Вы-На-При-Пере-. Закрепление и правильное употребление в речи глагольных категорий вида, времени, числа. Составление предложений с использованием глагола.

Выделение гласных звуков из состава слова. Соотнесение слова и схемы. Чтение и письмо ряда гласных букв.

Составление предложений по сюжетной картине.

24

15

Домашние животные и их детёныши. Скотный двор.

Птичник.

25

Обозначение буквами гласных звуков к схеме слова.

Понятие согласный звук, звонкий, мягкий, твердый. Выделение звуков “М,мь” из состава слова. Дифференциация звуков М-МЬ. Подбор слов к схеме. Преобразование слогов.

Составление описательного рассказа с опорой на схему

Работа над рассказом. Составление предложений по опорным словам.

26

27

16

Дикие животные и их детёныши

28

Закрепление и правильное употребление приставочных глаголов и относительных прилагательных.

Понятие о слоге. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоговой анализ 2х и 3х сложных слов. Соотнесение слова и слоговой схемы слова. Выделение гласных звуков в слове. Составление и чтение слоговых схем.

Составление рассказа по графическому плану.

29

17

Животные жарких стран и их детёныши

30

Практическое усвоение и употребление в речи существительных с суффиксами –онок-енок-ят-ат-ик-к-чик-. Закрепление навыка постановки вопросов Чей? Чья? Чьи? Образование притяжательных прилагательных и согласование их в роде, числе, падеже.

Понятие об ударении. Выделение ударного гласного звука в слове. Составление и чтение слоговых схем. Постановка ударения.

Творческое рассказыва-ние.

31

18

Животные севера и их детёныши

32

Составление рассказа по серии сюжет-ных картин с предварительной работой по составле-нию предло-жений по опорным словам.

19

Электроприборы

33

Образование и употребление притяжательных прилагательных и согласование их с существительными в роде, числе, падеже в предложениях с однородными членами.

Звуковой анализ слогов Ам, Ма. Большая буква в начале предложения. Чтение слогов МА, АМ, слова МАМА.

Выделение звуков «В, вь» из состава слова. Анализ слогов типа «ВА»

Обучение самостоятельному рассказыванию по началу, данному логопедом.

20

Профессии.

34

Усвоение смысловой значимости приставочных глаголов с предлогами –из-через-от-перед-между. Подбор слов-антонимов в предложениях с противительным союзом –А.

Составление и чтение слогов. Большая буква в именах людей. Чтение и составление схемы предложения с предлогом –В.

Составление рассказа по сюжетной картинке (или творческое рассказыва-ние).

35

21

Наша Армия. Военная техника. Военные профессии.

36

Усвоение и правильное употребление чередований корневых согласных в глаголах неопределенной формы и глаголов 1 лица ед. числа (хотеть-хочу, махать-машу). Расширение глагольного словаря. Подбор действий к существительным. Закрепление правильного употребления в речи существительных  родительного  падежа множественного числа (лев-львов, звери-зверей).

Выделение звуков «Н, нь».  Чтение  слогов.

Предметные картинки.

Презентация

22

Мамин праздник.

Женские профессии.

37

Закрепление и правильное употребление приставочных глаголов и относительных прилагательных в значении соотнесенности к материалу изготовления.

Выделение звуков «П, пь». Чтение слов и слогов.

23

Растения.

38

Практическое усвоение навыков постановки вопроса: Какой? Какая? Какое? Составление предложений по опорным словам, согласуя сущ. с прилаг. в роде, числе, падеже.

Выделение звуков «Т, ть». Чтение слогов и слов.

Практическое усвоение образования родственных слов.

39

24

Комнатные и декоративные растения.

40

Образование и употребление притяжательных прилагательных и согласование их с существительными в роде, числе, падеже в предложениях с однородными членами.

Выделение звуков «К, кь». Звуковой анализ слов. Чтение слогов и слов.

Описание комнатных растений

25

Почта. Библиотека.

41

Практическое усвоение и употребление имен существительных в дательном падеже.

Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов типа КА и дополнение их до целого слова. Письмо слогов и слов.

Презентация

26

Магазин. Рынок.

42

Работа над сложноподчиненным предложением с союзами –что-чтобы-.

Выделение звуков “Х, хь” из состава слова. Дифференцирование звуков “Х-хь”. Звуко-слоговой анализ словмох, уха.

Рассказ из опыта по опорным словам и словосочета-ниям

27

Поликлиника.

Больница.

43

Практическое усвоение и употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и согласование их с глаголами совершенного и несовершенного вида; настоящего и прошедшего времени, ед. и мн. числа.

Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов типа ОХ, ХА и дополнение их до целого слова. Письмо и чтение слогов и слов.

Пересказ рассказа со скрытым смыслом.

28

Весна.

44

Закрепление правильного употребления предлогов. Составление предложений с однородными членами.

Дифференциация звуков К,Кь-Х,Хь. Чтение и письмо слов с пропущенными буквами типа мак, мухи. Составление предложения по схеме.

Чтение поте-шек и стихо-творений

29

Времена года. Месяцы.

45

Образование и правильное употребление степеней сравнения имен прилагательных. Составление предложений с употреблением степеней прилагательных.

Выделение звуков “З, зь” из состава слова. Дифференцирование звуков “З-Зь”. Соотнесение слова и схемы. Звуко-слоговой анализ словакоза.

Загадки

Презентация

30

Погода. Природные явления.

46

Словообразование существительных с разными суффиксами. Употребление в речи сущ. в роде; дательном, творительном, винительном падежах. Составление предложений с союзами – А – И.

Дифференциация звуков С, Сь-З,Зь, и букв С-З. Чтение слов с пропущенной буквой. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

Рассказ-описание.

Видеофильм.

31

Насекомые

47

Образование и правильное употребление степеней сравнения имен прилагательных. Составление предложений с употреблением степеней прилагательных.

Выделение звуков Б, бь из соства слова. Дифференциация звуков “Б-Бь”. Звуко-слоговой анализ словбусы, бант.

Загадки.

Словесное рисование.

32

Наша страна. Наш город.

48

Закрепление умения правильно называть и согласовывать существительные с числительными.

Дифференциация звуков Б, Бь-П, Пь, и букв П-Б. Чтение слов с пропущенной буквой. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Презентация.

Беседа.

33

Космос

49

Практическое усвоение образования родственных слов.

Дифференциация звуков Т,Ть-Д,Дь, и букв Т-Д. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Дифференциация звуков К,Кь-Г,Гь, и букв К-Г. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Составление рассказа-описания или по серии сюжетных картин.

34

Транспорт: автомобильный, водный, воздушный, электротранспорт, городской транспорт.

50

Закрепление навыков согласования сущ. с числительными. Составление предложений с однородными членами.

Правильное употребление в речи сложных предлогов – из-за – из-под – и т. д. в предложениях типа: подлежащее+сказуемое+дополнение, где один из членов  предложения  выступает словосочетанием существительного с числительным.

Дифференциация звуков и букв С-Ш. Письмо и чтение слогов и слов.

Словесные игры

51

52

35

Правила дорожной безопасности.

53

Работа над грамматическими категориями, изученными в течение года.

Буква “Я”-гласная. Слог-Я, слово Я. Соотнесение слов и слоговых схем. Составление из букв разрезной азбуки слов Яша, Яна. Письмо слов. “Рассыпанное” предложение Яна видит Яшу.

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на конце слова. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений. Письмо.

Словесные игры

Видеофильмы

36

Мир нужен всем

54

37

Чему учат в школе.

55

38

Здравствуй 1 класс

56

Всего 56 часов

Дополнительный материал для планирования индивидуальных занятий

в зависимости от характера нарушения речи

п/п

Лексическая тема

занятия

Содержание занятия

Особенности проведения

1

Коррекция звукопроизношения

Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов типа ЗА, ЗВО и дополнение их до целого слова. Письмо и чтение слогов и слов. Правописание безударных гласных.

2

Составление из букв разрезной азбуки и письмо слов бусы, бант, кабина. Письмо и чтение слов Бобик, кубики, изба.

3

Звуки «Д, дь»

Звук и буква «Д»

Выделение звуков Д, дь из соства слова. Дифференциация звуков “Д-Дь”. Звуко-слоговой анализ словдубок, диван.

4

Составление из букв разрезной азбуки и письмо слов дом, дубок, посуда. Письмо и чтение слов. Правописание безударных гласных (дома).

5

Звуки “Г, гь”

Звук и буква “Г”

Выделение звуков Г, Гь из соства слова. Дифференциация звуков “Г-Гь”. Звуко-слоговой анализ словгуси, Ганс.

6

Составление из букв разрезной азбуки и письмо слов книга, бумага, магазин. Письмо и чтение слогов и слов.

7

Звук и буква “Ш”

Выделение звука Ш из состава слова. Звук Ш – твердый. Звуко-слоговой анализ словшуба, мышка, камыш.

8

Составление из букв разрезной азбуки слова шуба.Преобразование слов:кошка-мошка-мушка-пушка-пышка-мышка.

9

Обозначение мягкости согласных буквой “Я”. Дифференциация “А-Я”. Составление из букв разрезной азбуки слов Катя, Вася и предложения:У кошки котята.

10

Звук “Ж”

Выделение звука Ж из состава слова. Звук Ж – твердый. Звуко-слоговой анализ словапижама.

Составление из букв разрезной азбуки словжук, сижу, вижу;предложения: Жук видит жабу.Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Письмо:кроссворд,предложение Вот жук, жаба и уж.

Дифференциация звуков и букв Ж-Ш. Письмо и чтение слогов и слов. Слова с пропущенными буквами. Правописание слогов ЖИ-ШИ. Письмо слогов  ШИ,ЖИ.

Дифференциация звуков и букв Ж-З. Письмо и чтение слогов и слов. Слова с пропущенными буквами.

11

Звук  «Л, ль и буква “Л”

Выделение звука “Л” из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов лампа, клумба, волна.

Выделение звука “Ль” из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов лиса, пальма.

Дифференциация согласных по твердости-мягкости (Л-Ль). Превращение слов (замена Л на Ль). Звуковой анализ слова липа.

Составление из букв разрезной азбуки словлак, лук, волны, лодки;предложений: Лодки плывут. Волны шумят. Письмо слов и предложений.

12

Буква “Е” после согласных

Буквы “О-Ё”

Буква “Е” - гласная. Соотнесение слов и слоговых схем. Составление из букв разрезной азбуки слов. Письмо слов.

Обозначение мягкости согласных буквой “Е”. Письмо слов: лес, небо, снег;предложения: Дети идут в лес. Чтение.

Ё – гласная. Составление из букв разрезной азбуки слов. Чтение. Ребусы. Письмо слов и предложений.

Обозначение мягкости согласных буквой “Ё”. Чтение и письмо.

Дифференциация согласных по твердости-мягкости. Дифференциация букв “О-Ё”. Составление из букв разрезной азбуки предложения: Тёма везёт Тому.

13

Звуки “Р, рь”

Выделение звуков “Р, рь” из состава слова. Дифференциация звуков “Р, рь”. Звуковой и звуко-слоговой анализ слов.

14

Звук и буква “Р”

Составление из букв разрезной азбуки предложения: Ракета на старте. Письмо слов и предложений.

15

Звуки и буквы “Р-Л”

Дифференциация звуков и букв Р-Л. Письмо и чтение слогов и слов. Слова с пропущенными буквами.

16

Звук и буква “Ф”

Звуки “Ф, фь”

Выделение звуков “Ф, Фь” из состава слова. Дифференциация звуков “Ф-Фь”. Звуко-слоговой анализ слов.

17

Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений.Письмо слов и предложений. Чтение.

18

Звуки и буквы “В-Ф”

Дифференциация звуков и букв Ф-В. Письмо и чтение слогов и слов. Слова с пропущенными буквами. Превращение слов. Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.

19

Буква “Ю” в начале слога

Буква “Ю” после согласных

Ю – гласная. Составление из букв разрезной азбуки слов. Чтение. Ребусы. Письмо слов и предложений.

20

Дифференциация согласных по твердости-мягкости. Обозначение мягкости согласных буквой “Ё”. Чтение и письмо.

21

Звук и буква “Ц”

Выделение звука“Ц” из состава слова. Звук “Ц” - твердый. Звуко-слоговой анализ слов.

22

Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений.Письмо слов и предложений. Чтение. Рассыпанные слова.

23

Звуки и буквы “С-Ц”

Дифференциация звуков и букв С-Ц. Письмо и чтение слогов и слов. Слова с пропущенными буквами. Превращение слов.

24

Звук “Й”

Звук “Й” - мягкий. Выделение звука “Й” из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов.

25

Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений.Письмо слов и предложений. Чтение. Рассыпанные слова.

26

Звуки “Ль-Й”

Дифференциация звуков Ль-Й. Письмо и чтение слогов и слов. Слова с пропущенными буквами.

27

Звук и буква “Ч”

Звук “Ч” - всегда мягкий. Выделение звука “Ч” из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов.

Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений. Правописание ЧА, ЧУ. Чтение и письмо слов и предложений.

28

Звуки “Ч-Ть” и буквы

“Ч-Т”

Дифференциация звуков Ч-Ть и букв Ч-Т. Письмо и чтение слогов и слов. Потерянные слоги Ча, Тя.

29

Звуки “Ч-Сь” и буквы “Ч-С”

Дифференциация звуков Ч-Сь и букв Ч-С. Письмо и чтение слогов и слов. Буква потерялась.

30

Звук и буква “Щ”

Звук “Щ” - мягкий. Выделение звука “Щ” из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов.

Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений. Правописание ЩА, ЩУ. Чтение и письмо слов и предложений. Рассыпанные слова.

31

Звуки и буквы “Щ-Ч”

Дифференциация звуков и букв Ч-Щ. Письмо и чтение слогов и слов. Слоги потерялись.

32

Звуки “Щ-Сь” и буквы “Щ-С”

Дифференциация звуков Щ-Сь и букв Щ-С. Письмо и чтение слогов и слов. Математическая грамота.

33

Буква “Ь” на конце слова

Буква “Ь” в середине слова

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на конце слова. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений. Письмо. Преобразование слов. Слова с пропущенными буквами.

В итоге коррекционно-развивающей логопедической работы речь детей должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам.

Таким образом, дети должны уметь:

  1. свободно составлять рассказы, пересказы;
  2. владеть навыками творческого рассказывания;
  3. адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;
  4. понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
  5. понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
  6. овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
  7. оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
  8. овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

Помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

  1. фонематическое восприятие,
  2. первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза,
  3. графо-моторные навыки,
  4. элементарные навыки письма и чтения (печатания букв а, о, у, ы, б, п, т, к, л, м, с, з, ш, слогов, слов и коротких фраз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Использование стандартного набора программ Windows в работе учителя-логопеда

Важнейшими задачами современного образования является всестороннее развитие учащихся, подготовка их к трудовой деятельности, а для детей с ограниченными возможностями здоровья – это еще и преодоление ...

Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"

Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».Прог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...

Мониторинг качества освоения программы коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны

Мониторинг качества освоения программы коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работыв группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР учителя-логопедаАнтоненковой Натальи Вал...

Протоколы мониторинга качества освоения программы коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

Протоколы мониторинга качества освоения  программы коррекционно-развивающей работыучителя-логопеда за 2019-2020 уч.г, 2020-2021 уч.г, 2021-2022 уч.г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работыв группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны...