Урок чтения и развития речи М.Моисеева "Доктор Петрова"; 2 класс с презентацией
план-конспект по теме

Елена Алексеевна Юхтанова

Объём теоретического материала направлен на применение основных условий и принципов сохранения здоровья младших школьников в коррекционно-педагогическом процессе. Данная работа имеет практическую направленность. Предложенные автором комплекс заданий на уроке приобретает особую значимость для коррекционного воздействия, позволяет обогатить детей знаниями, развить умения, необходимые для успешной речевой и социальной адаптации в современном мире. Все приведенные упражнения и задания апробированы экспериментально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok.zip432.1 КБ

Предварительный просмотр:

КГБ(К)ОУ специальная (коррекционная) школа №3 

г. Комсомольск-на-Амуре

Конспект урока чтения развития речи  в коррекционной школе VIII вида.

2 класс.

Тема: М. Моисеева

«Доктор Петрова»

                                                                                                                Подготовила и провела:

Учитель начальных классов

                           I кв.к.

Юхтанова Е.А.  

2011-2012 г.

Цель: познакомить с новым произведением.

Образовательная задача:

  1. формирование правильного чтения на основе развития внимания к слову;

Коррекционно-развивающая задача:

  1. расширение концентрации поля зрения, развитие артикуляционного аппарата;
  2. развитие речи, расширение и активизация словарного запаса; коррекция познавательных процессов: мышления, внимания, памяти.

Воспитательная задача:

  1. воспитание  положительного отношения к труду врача, к здоровому образу жизни, развитие познавательного интереса к уроку чтения.

  1. Тип урока: урок получения новых знаний.
  2. Форма урока: традиционная с использованием мультимедийной презентации.
  3. Методы обучения: репродуктивный, практический, проблемное изложение.
  4. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
  5. Межпредметные связи:  письмо, окружающий мир,  математика.
  6. Дифференцированный подход: слабые ученики участвуют в инсценировке стихотворения, чтение индивидуальное и по группам.

Оборудование урока:

1.Учебник: Чтение: Учебник для 2 кл.специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида /Авт.-сост. С.Ю.Ильина. – 5-е изд., дораб.-СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008.-247с.: ил.

2. Разрезные пословицы, предложения.

3. Предметы:  градусник (2),  вата,  бинт,  лекарства, шприц,  фонендоскоп,  указка, ножницы,  игольница с иголками,  расческа.

4. Мультимедиа (7 слайдов)

Ход урока.

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

1.Дыхательная гимнастика.

 

2.Концентрация поля зрения учащихся, памяти.

-К какому уроку приготовились?

-Как мы учимся читать на уроке чтения?

- Дышите только через одну ноздрю  (сначала левую, затем правую). При этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки,  левую - мизинцем правой руки.

 Дыхание медленное, глубокое.

В первом случае, активизируется работа правого полушария головного мозга, что способствует успокоению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, повышая рациональный (познавательный) потенциал.

-Работа по таблице Шульте.

(нахождение чисел от 1-20)

Таблица Шульте у каждого ученика. Ученики самостоятельно отыскивают числа по - порядку от 1-20.

Один ученик работает у доски

(индивидуально).

II

Проверка домашнего задания.

Выборочное чтение по вопросам.

Физпауза.

- По какой теме мы читаем произведения?  

- Как называется произведение, которое читали на прошлом уроке? Кто автор? («Танечка-хозяйка», автор М.Глазков)

- Назовите жанр произведения (стихотворение).

- Как автор называет Танечку?

 - Какие домашние дела должна была сделать Танечка?

- Как Таня, мыла пол? Что случилось?

- Почему трудно быть хозяйкой?

-Почему автор назвал Танечку  хозяйкой?  

- Задание: Соберите пословицы:

1.Ленивому  -                             (все некогда).

2.Кто любит трудиться - (тому без дела не сидится). 

3.Долог день до вечера –    ( коли делать нечего).

- Какая пословица подходит к стихотворению, которое прочитали?

Игра: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем».

(подметают пол,  забивают гвозди молотком, пилят пилой, выкручивают бельё, делают зарядку).

Мы читаем произведения по теме:  «Все мы делаем сами и своими руками»

На доске части пословиц.

(ученики у доски собирают пословицы)

 Два ученика выходят к доске, учитель им говорит, что они должны показать.  Класс называет действие и повторяет движения.

III.

1.Введение в тему урока.

2.Сообщение темы и цели урока.

1.Упражнение: «Назовите обобщающее слово».

Повар,  продавец, шофер, врач, учитель, воспитатель.

2.Отгадайте загадку, и вы узнаете, о какой профессии мы будем читать:

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас от всех

Болезней?

Слайд№1.

- Сегодня познакомимся  с новым произведением. Называние стихотворения «Доктор Петрова», Автор М.Моисеева.

Будем учиться читать без ошибок, целыми словами. Узнаем о профессии врача и что нужно делать, чтобы укреплять свое здоровье. Прочитайте еще раз название стихотворения. Правописание, какого слова вы можете объяснить?

- Ребята, что делает врач?

Врачи очень умные и добрые люди. Они много знают про каждую болезнь, про каждое лекарство. Они помогают людям, которые заболели.

Дети называют обобщающее слово:

Это профессии.

Дети отгадывают загадку.

Врач  лечит людей, которые заболели.

2. Развитие артикуляционно-

го аппарата.

Слайд№2

- Прочитаем чистоговорки.

 чу-чу-чу - мы идем к врачу.

ач-ач-ач - к нам пришел   врач.

че-че-че - читаем о враче.

1.Читает один ученик(слабый)

2.Чтение хором.

3.  Первичное чтение стихотворения учителем. Беседа по восприятию  стихотворения.

-Понравилось вам стихотворение?

-О какой машине  идет речь в стихотворении?

Слайд№3

- Почему назвали машину «Скорая помощь?»

-Что написано на машине? (03) Почему?

- Эта машина «Скорая помощь» работает в нашем городе. А кто едет в машине «Скорая помощь»?

4. Словарная работа.

5. Работа над чтением стихотворения.

6.  Работа по содержанию стихотворения.

  1. Прочитаем правильно слова:

Слайд№4

Пе-ше-хо-ды   -  кого так называют?

По-ско-рей   - как сказать по-другому? (быстрей)

Подъ – е- хала (чтение слова с твердым знаком).

2.Чтение хором с учителем.

-Почему эту машину пропускают другие машины и пешеходы?

-Почему торопится доктор Петрова?

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

 Дружно до пяти считаем-

Раз, два, три, четыре, пять.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

IV. Закрепление.

-  Самостоятельное чтение стихотворения. Индивидуальная работа со слабыми учениками.

- Чтение  эстафета цепочкой.

-Кто ждет доктора Петрову?

Слайд №5

- Какой путь проделала машина «Скорая помощь?»

- Найдите строчки из стихотворения, прочитайте.

V. Практическая работа.

Игра: что нужно  врачу для работы?

На столе лежат предметы:  

градусник (2),  вата,  бинт,  лекарства, шприц,  фонендоскоп,  указка, ножницы,  игольница с иголками,  расческа.

-Врачу нужен градусник.

-А кому нужна указка?(учителю) Игольница с иголками? Ножницы? Расческа?

Ученик выходит к доске и выполняет задание.

(На столе остались предметы).

VI.Работа над выразительным чтением стихотворения.

-Отраженное чтение (сильные дети читают, слабые дети повторяют)

-Чтение-соревнование: «Девочки-мальчики».

VII. Работа с картинкой.

-Как надо переходить дорогу?

-Что вы видите на картинке?

-Где стоят пешеходы?

-Какая машина стоит слева? Справа?

-Какой цвет светофора горит для пешеходов?

-Почему пешеходы остановились?

- Найдите строчки из стихотворения к картинке.

 VIII. Знакомство с новыми словами

(расширение словарного запаса слов)

- Врачи «Скорой помощи» бывают разных специальностей. Они приезжают в любую погоду, в любое время суток. Если заболел ребенок, приезжает детский врач - педиатр.

Для взрослых приезжает врач - терапевт.

(Чтение слов с доски:  педиатр, терапевт)

Слайд №6

Упражнение: Ребята! Здесь зашифровано слово. Надо его прочитать, пропуская букву «у», и вы узнаете, что самое дорогое и ценное в жизни человека.

-Мудрый  человек предотвращает болезни, а не лечит их.

(Древнее китайское изречение).

Составьте из двух частей предложения, и мы узнаем, что нужно делать, чтобы не болеть:

-Есть много…(фруктов и овощей).

-Проветривать…(комнату).

-Мыть руки … (перед едой).

-Соблюдать…(режим дня).

-По утрам делать…(зарядку).

А сейчас, ребята вам покажут сценку, а вы ответьте на вопрос: что еще нужно делать, чтобы не болеть.

Сценка:

-Ой, ой, ой!- сказал Ой, Ой.

-Я мой друг, совсем больной.

-Ты пойди и погуляй. Все пройдет.  - сказал Ай-Ай.

- Что нужно делать, чтобы не болеть?

Слайд №7

-Как вы сегодня работали на уроке, вы прочитаете сами. Надо отыскать среди цифр буквы и прочитать слово.

Дети читают слово «здоровье».

По одному выходят ученики к доске и составляют предложения.

Выступают слабые ученики.

Молодцы

IX. Подведение итогов урока.

- С каким произведением познакомились? Какой жанр? Кто автор? Что на уроке понравилось?

 X.  Домашнее задание.

Учиться читать стихотворение  выразительно, без ошибок, целыми словами.  Слабые дети - чтение по слогам.

Стр. 143-144

Список использованных источников:

  1. Аксенова А.К.

Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ.дефектол.фак. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-320 с.- (Коррекционная пеагогика).

  1. Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя /Сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение. 1991.- 368 с.          
  2. Ильина С.Ю.

Методическое руководство к учебнику «Чтение» для 2 класса специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида: Пособие для учителя.-3-е изд., дораб.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008.-32 с.

  1. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт.-сост. Ю.В. Останкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 130с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения и развития речи 4 класс. Тема: Е. Пермяк «Самое страшное» и презентация к уроку.

На уроке показаны различные способы активизации учебно-познавательной деятельности через игровые и информационные образовательные технологии, повышения интереса учащихся к познанию действительности и ...

Урок чтения и развития речи для 1 класса Тема: сказка «Хитрая лисичка» с презентацией к уроку.

Данный урок направлен на развитие познавательных процессов, мыслительной деятельности через различные виды заданий....

Презентация к урокам чтения и развития речи в 6 классе. А. Белорусец "Звонкие ключи"

Данный материал подготовлен учителем для работы над  содержанием текста рассказа.  А. Белорусец "Звонкие ключи"...

Презентация к уроку чтения и развития речи в 6 коррекционном (специальном) классе 8 вида обучения по теме "В. Бианки "Январь""

Презентация к уроку чтения и развития речи в 6 коррекционном (специальном) классе  8 вида обучения по теме "В. Бианки "Январь""...

Методическая разработка урока чтения и развития речи для учащихся 6 классов (школа VIII вида)

Данная методическая разработка предназначенна для учащихся воспитанников 6 классов...

Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе на тему: С. Михалков « Будь человеком»

Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе в специальной (коррекционной) школе 8 вида...

Конспект урока чтения и развития речи в 7-б классе (интеллектуальные нарушения_вариант 2) Тема: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»_23.11.2018

Цель:1.закончить работу над повестью Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», совершенствовать технику чтения учащихся, развивать связную устную речь.2.коррегировать память, внимание, логическое...